БИТВА ЖИЗНИ — Студия театрального искусства
Композиция и постановка — Сергей Женовач
Художник — Александр Боровский
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Композитор — Григорий Гоберник
Педагог по речи — Вера Камышникова
КУПИТЬ БИЛЕТ
Премьера спектакля состоялась 22 мая 2008 года.
«Битва жизни» — лауреат национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы».
Спектакль «Битва жизни» по одной из рождественских повестей Чарльза Диккенса в постановке Сергея Женовача – это продолжение поисков театральной выразительности слова, внимательное и проникновенное чтение старинной истории в кругу близких людей у горящего камина.
Сергей Женовач о спектакле: «Я первый раз обращаюсь к прозе Диккенса, для меня этот процесс увлекателен, неожиданен. Хочется обнаружить, найти смысл, природу мышления и игры Диккенса. «Мы судим о времени по переменам внутри человека», – так мыслит Диккенс. Его персонажи проходят сквозь время, и время проходит сквозь них. Они приходят к открытию истин через свои поступки в этом времени».
В репетиционный период коллектив, занятый в спектакле «Битва жизни», побывал в Англии, на родине Чарльза Диккенса. В течение нескольких дней творческой командировки актеры и постановочная команда посетили Дом-музей Диккенса в Лондоне, побывали в графстве Кент, на побережье, где Диккенс с семьей отдыхал летом и где до сих пор сохранился его дачный дом. Побродили по лондоновским улочкам, в том числе и по Адвокатским подворьям – местам действия многих произведений писателя. Не могли, конечно, не заглянуть в «Старый Чеширский сыр», один из старейших пабов, завсегдатаем которого был Диккенс. В этом пабе удивительным образом сохранились дух и атмосфера Лондона 19 века. Художник спектакля Александр Боровский и технический директор театра Андрей Спасскин на блошиных рынках Лондона и его предместий нашли предметы реквизита и костюмов для будущего спектакля.
Запрещено для детей
Спектакль идет 2 часа 40 минут с одним антрактом
Мы благодарим АФК «Система» за помощь в создании спектакля.
БИЛЕТЫ: от 500 до 2200 р.
Начало спектаклей в 19.00.
Отзывы (18):
Валентина 16 февраля 2020Отзывы спорные у ребят, но мне спектакль на удивление зашел! Мне нравится, как СТИ бережно поднимает вопросы взаимоотношений людей на всех уровнях. Для меня этот спектакль — о человеке (как и всё в СТИ), о семье (опять же). Ну и решение с чтением текста мне очень понравилось — и необычно, и дополнительными смыслами наделяет происходящее. И интересно наблюдать за этими сценами в сценах. Понимаю, что решение странное, поэтому и многим не понравилось.
Как и 6-7 лет назад я ушла в середине спектакля, потому что Битву Жизни в СТИ нельзя назвать хорошей постановкой. Да, я решила попробовать ещё раз — вдруг тогда были не верные ощущения! Но, все повторилось. Удивляют восхищенные возгласы, потому что на пределе все: читать по бумажкам как будто мы в школьном театре — просто глупо. По моему мнению это
Честно скажу первая часть спектакля вызывает недоумение. В произведение введен рассказчик, который по сути читает за тебя произведение, а все актеры его воображаемые куклы, лишенные настоящих эмоций и повторяющие мысли рассказчика. Каждый из персонажей держит в руках текст пьесы и будто читает по нему, поэтому вся постановка выглядит как репетиция.
Вторая часть отличается от первой. Рассказчик будто погружается в произведение более глубоко. Актеры понемногу начинают показывать истинные эмоции персонажей с небольшими комментариями рассказчика. Поражает выразительная до глубины души речь Мэри(Мария Курденевич). Декорации очень хороши, уютно и по домашнему.
В целом скажу сюжет произведения мне понравился, очень жизненный, но вводить в спектакль рассказчика, как по мне, странное решение. Без него произведение было бы более выразительным и живым. Режиссер видимо пытался передать произведение словами автора, это довольно необычно, но во многих местах выглядит искусственно и фальшиво.
Экспериментальная вещь. Аудиокнига с визуализацией. Стоит для посещения, если есть силы просидеть до конца, но нужно быть готовым к такому повороту событий, меня это немного ошарашило и в начале я совсем не понимал что происходит. Не советую для первого посещения!
Замечательный, очень добрый и светлый спектакль! Присоединяюсь к предыдущим отзывам — после спектакля действительно будто вырастают крылья, хочется быть чуточку лучше и добрее, чем ты был прежде. Один из любимых спектаклей в СТИ! Была на нем неоднократно и, без сомнений, с удовольствием пойду еще.
Лилия 04 июня 2018Эстетическая, тонкая, добрая вещь. В этой постановке идеально все. Трогательный Диккенс — знаток человеческих сердец и душ, певец доброты и милосердия. Создаётся впечатление, что ты не смотришь спектакль, а читаешь роман и домысливаешь-воображаешь этот сказочный авторский мир.
СТИ — это любовь! Это лучшее театральное место Москвы!
Спектакль, имеющий начало и конец, в котором актёры начинают читать, продолжают переживать и вот отчего-то уже живут. Словно сон во сне! И зритель, погружаясь всё глубже и глубже в необыкновенные миры Диккенса, уже вовсе не зритель, а часть того мира, что с трепетом и любовью создают на сцене талантливые актёры.
Спасибо!
22 апреля 2018Мое знакомство с СТИ долго откладывалось, исключительно из-за моих предрассудков. Молодой театр, которому чуть больше десяти лет, да к тому же, как замечают многие, в названии не фигурирует слово «театр», а лишь «студия» – право же, это несерьезно! Поэтому в течение нескольких лет я старательно пропускала приглашения в СТИ на стене Кати, далее (еще более старательно!) игнорировала ее советы. Учитывая изобилие молодых театров и количество новых спектаклей, я была уверена, что этот театр не скажет мне ничего нового. .. Я очень сильно ошибалась.
P.S. Однажды мой поход в СТИ не состоялся – из-за шквала посетителей в театре, когда утром перед спектаклем было выкуплено огромное количество билетов. Конечно, узнав, что не попаду на спектакль, я не обрадовалась. Но буквально через полчаса я поймала себя на мысли, что искренне рада за СТИ, за людей этого театра – они как никто другой заслужили внимание и любовь зрителя. Они подарили столько впечатлений и приятных воспоминаний – мне радостно, что у них сегодня аншлаг, ведь это действительно театр, в который должна стоять очередь за билетами… И с этими мыслями я поехала и купила билеты на их следующий спектакль.
Читаю отзывы и уже жалею, что заскучала на первом действии и ушла со второго. Видимо, надо было потерпеть.
А так театр, конечно, замечательный!
Альвина 28 октября 2017 Тёплый такой спектакль. По-диккенсовски необыкновенно светло-печальный и трогательный. Как же мне нравится название — Битва жизни. Жизнь любого человека сразу предстает в героическом свете: каждый сражается, многое теряет, но продолжает свою битву изо дня в день, невзирая на трудности и поражения. В общем, прекрасная постановка в прекрасном театре 🙂 Кирилл 20 сентября 2017 Очень понравился сам театр. И спектакль был очень интересный с неожиданной концовкой и замечательной игрой актеров. Необычной была и постановка спектакля. Большое спасибо. Карина 19 сентября 2017 Про театр. Знакомство со студией театрального искусства начинается не с «вешалки», а со старинной кирпичной кладки и молодых берёзок у здания. Ступив в СТИ, зритель сразу погружается в обволакивающую, семейную атмосферу театра, здание на ул. Станиславского пропитано историей, а старинная мебель, стол для большой семьи, запах кофе лишь усиливают состояние уюта и объединяют публику до начала спектакля. Ярким акцентом выступают зеленые яблоки, которые каждый желающий может отведать в ожидании постановки. Яблоки не просто маркетинговый ход, а концепция театра: как после зимы проглядываются зеленые ростки зелени, так и яркие, сочные яблоки повсюду наполняют студию (даже на сцене), свидетельствуя о сочетании истории, театральных ценностей и свежего взгляда на них. Таким образом, СТИ влюбляет в себя с первого взгляда. Про спектакль. Новое прочтение английской классики — рождественской повести Диккенса. Тот самый случай, когда акцент сделан на форме: художественной начитке. Молодые актеры читают с листа, синхронно переворачивая листы, нарочно ошибаются, делают запинки будто впервые видят текст, и, наоборот, местами отрываются от бумаг, прирастая тем самым к герою. Уважая авторское видение классики, скажу, что такая форма подачи сильно отвлекает от содержания, и не каждому придётся по вкусу. Спектакль о любви, самопожертвовании, битве жизни, хотя и сдобренный лёгким (даже поверхностным) юмором. Однако ощущение игры актеров меня не покидало, погрузиться и поверить (как у Станиславского), увы, мне не удалось. Отдельно хочется отметить свет — он на высоте! Мой вывод: спектакль не про «подумать», а про «попробовать». Преимущество постановки в том, что она не оставит равнодушным. Или полный восторг, или спутанность мыслей. При этом «Битва жизни» обязательна к просмотру именно для самопознания. Денис 27 мая 2017 Сходил на Битву жизни в СТИ. Спектакль, построенный так, как будто бы семья разыгрывает повесть по ролям у себя в гостиной. Спектакль о любви и жертве, но жертве умной и точной, принёсшей в итоге только радость и счастье. Удивляешься, неужели в жизни встречаются люди с таким чистым и прекрасным сердцем, такого характера и самоотверженности, что в их существование сложно поверить. В страданиях и мучениях можно искать смысл, можно корить и истязать себя, но у Женовача-Диккенса иначе — все страдания, выпадающие на их долю, герои принимают с достоинством, не держа обиды на своих близких, и воспринимая их, как шанс на перемены, а главное — все происходит не просто потому, что так вынуждают обстоятельства, но являясь тонким планом одного доброго сердца. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству Дарья 19 мая 2017 Будто бы вместе с режиссером начинаешь знакомство с тестом — сначала непривычные формулировки, стиль, просто «буквы на бумаге». Но постепенно вместе с героями начинаешь вникать в сюжет и образ, постепенно начинаешь ассоциировать себя с происходящим на сцене, незаметно превращаешь в голове текст в спектакль — как и персонажи, просто озвучивая текст, неожиданно становятся персонажами Диккенса. Александр 15 мая 2017 Знакомство с Диккенсом для меня началось с СТИ. Начинаешь смотреть и только разве что и хочется продолжать, не отрываясь. Задумка с декорациями, как всегда в СТИ, на высоте — живой огонь, живые яблоки, все это придает особую атмосферу происходящему — полное погружение в действо. Спасибо Студии и Кате! Роман 23 апреля 2017 Очень душевное и доброе действие. Искреннее. Актёры молодцы. Сцена прекрасна. Запах яблок и настоящие потрескивающие дрова. Семейный уют. Немного стране лично для меня был формат читки пьесы, что-то было в корне не то, но, в остальном, понравилось. Наталья 13 апреля 2017 Это один из лучших спектаклей, которые я видела. Очень атмосферный, легкий по форме, не отпускающий зрителя ни на одну минуту, начиная с первой сцены. Актеры прекрасные, особенно мне понравился Григорий Служитель, но и несколько других имен запомнила. Также впечатлило, что сделали создатели с огнем и светом на сцене! Рекомендую в том числе для первого раза, а я точно еще куплю билеты на этот спектакль — уже в подарок. И театр понравился: красивый, все сотрудники приветливые, со всех мест хорошо видно сцену. Спасибо театру и Кате! Дамир 31 марта 2017 «Борющиеся сердца каждый день одерживают такие победы, в сравнении с которыми победы на обычных полях битв кажутся совершенно ничтожными.» Не перестаю восхищаться этим спектаклем! Дамир 01 марта 2017 Удивительный и один из моих любимых спектаклей! Семья собирается у камина и читает по ролям «Битву жизни». Члены семьи то вдохновляются и соглашаются с героями, то протестуют, но продолжают чтение. Рождественская сказка звучит сквозь века. После этого спектакля даже как-то ещё больше жить хочется.Записки дилетанта. 18. Студия театрального искусства. Битва Жизни (Ч. Диккенс). Реж. Сергей Женовач. Несерьёзная проповедь. Как известно, в Студии театрального искусства перед каждым спектаклем зрителей встречают сюрпризы (Москва-Петушки сопровождались выставленной водкой и закуской). В этот раз на длинном деревянном столе, стоящем в буфете лежали простые свежие зелёные яблоки в вазах. На групповой чёрно-бело-зелёной фотографии труппы, вывешенной в холле, зеленели точно такие же. Их же дружно грызли и актёры в самом начале спектакля, что настраивало на определённый лад. На узкой полоске сцены, прямо перед зрителями воссоздан бесхитростный английский интерьер: горящий камин с часами и свечами, кресло, столик, сундук, шпон на стенах. Часть реквизитов была привезена из Англии, куда труппа ездила для «погружения»: актёры бродили по улочкам, заглядывали в дом-музей писателя и его любимый паб. «Битва жизни» — одна из «Рождественских повестей» нравоучительного содержания, которые писатель выпускал в конце декабря, к Рождеству в течение нескольких лет. История о любовном треугольнике придуманная Диккенсом, состоящем из двух любящих друг друга сестёр, старшей Грейс и младшей Мэрьон и жениха последней Элфреда полна эмоций и страстей. Младшая сестра внезапно для всех исчезает прямо перед свадьбой. Позже выясняется, что сделано это было из любви к старшей, тайно влюблённой в того же Элфреда. Это история самопожертвования ради счастья другого, близкого и родного человека. Лучшие годы расцвета красоты и молодости были принесены в добровольную жертву. Но история любви здесь лишь повод, чтобы лишний раз выступить с нравственной проповедью. Бесхитростные, но мудрые библейские «Прощай обиды, не помни зла» и «Поступай с другими так как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» повторяются в разных ипостасях многократно, так, чтобы запомнились наверняка. Тем, кто свято блюдёт эти правила автор щедро одаривает счастьем и процветанием. Но оно не даётся легко, у каждого должна быть своя нелёгкая победа в «невидимой битве жизни», полученная немалой ценой. В тексте много описаний, рассуждений от автора и в состав исполнителей введён «Сочинитель», читающий большие куски текста. Большую часть повести актёры зачитывают о себе в третьем лице и «с листа», громко шелестя страницами и намеренно синхронно их переворачивая. Происходящее временами больше похоже на репетицию или капустник, где персонажи на ходу заучивают свой текст, но делают это весело и легко, корча рожи. Актёры не всегда успевают найти свой текст и хихикают: – Серёж, какая страница? Или вовсе повторяют неудавшиеся дубли, хотя ясно, что это делается намеренно, чтобы разбавить обстановку. Если герои танцуют, то они дурачатся изо всех сил. Или актёр «внезапно» из текста узнаёт, что умер: — Как покойного? – удивлённо спрашивает, адвокат Крегс и нехотя покидает сцену. Большая часть действия происходит вокруг камина, вдоль самого края сцены, меняются только персонажи. Необычный метод работает. История выглядит уютной, камерной и не слишком серьёзной. А как, действительно, сыграть такое количество нудного нравоучительного текста? Вот актёры его послушно и терпеливо зачитывают друг другу и зрителям. Но, когда это нужно, исполнители выкладываются по полной, взять, к примеру, взволнованный драматический монолог Мэрьон в исполнении Марии Курденевич в финале: никакого чтения, живые эмоции, переживание, накал страстей. Тут всё очень серьёзно. Усиливает свежесть происходящего живая музыка: гитара, скрипка и кларнет. Но не всем по духу такие эксперименты – соседка с самого начала спектакля поглядывает на часы. Поучительная и драматическая история с хорошим, добрым концом, рассказана лёгким, чуть легкомысленным языком молодыми исполнителями. Битва с текстом вышла успешной. Но чуть скучной. Всего лишь капельку. Но виноват в этом не кто иной как Чарльз Диккенс. Режиссёр и актёры сделали всё, что могли, чтобы оживить и осовременить старомодную историю от классика, за что и получили свою «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы».
«Битву жизни» и «Реку Потудань» С. Женовача я посмотрела подряд, причем «Битву» — почти через год после того, как московская критика, за редкими исключениями, вяло прожевала премьеру, сообщив, что это практически читка с текстами в руках, «шпаргалка Диккенса», усыпляющее зал диетическое блюдо бессолевой диеты, содержащее, правда, витамин С, необходимый для жизни. Или битвы с нею…
«Мы не писаем, не какаем, читаем Тору, сколько можно!» — уже в устной форме характеризовали последние работы женовачей московские остроумцы, раздражаясь фарисейством, показной аскезой, почти сектантским (с их точки зрения) образом жизни и бесполым морализаторством Студии театрального искусства, никак не желающей спустится из сфер платонического на грешную землю…
Ощущение, что Москва наигралась и заскучала. Как всегда. Тем более что она слезам не верит, а у Диккенса что, как не слезы, моря и океаны их?
Как хорошо побывать на спектакле через несколько месяцев после премьеры… И убедиться сперва, какая дивная вещь эта «Битва жизни», а на следующий день — какая прекрасная «Река Потудань».
Буквально каждую статью о Женоваче хочется назвать «Дом, где сохраняются сердца, или Идея господина Дома» («ПТЖ» № 42). Программа театра отличается постоянством, и почти во всех спектаклях — дом, семья, поколения. Как идея. А поскольку мысли материальны, а истинные желания сбываются, чудесным образом Студия обрела Дом, лучше которого нет во всей Москве, да и вообще. Совершенно в духе диккенсовской рождественской сказки возник меценат, пожелавший не афишировать себя и отстроивший женовачам сцену на Таганке, в служебном дворике бывшей золотоканительной фабрики Станиславского, в здании, где играл когда-то, кажется, любительский театр Алексеевых. Даже если это не так — хочется думать, что так, что женовачи обрели законное театральное дворянство и сбылась сказка про беспризорника, оказавшегося лордом…
Дом (хоть убей, не хочется писать «театр»), придуманный Александром Боровским, — его очередная декорация, но к спектаклю жизни. Вы проходите через квадратный «университетский» дворик (театр — университет! Что касается храма, то он буквально в нескольких шагах от театра). Можно посидеть на деревянных лавочках и рассмотреть стену с портретами «основоположников» (эта стена — словно огромный лист из тетради в клетку. Учиться, учиться и учиться!). А дальше вы попадаете в чистые «заводские» залы из крашенного светлой краской кирпича (театр — фабрика, производство!), но с чистыми деревянными полами (театр — Дом!). Вас встречает в фойе «многоуважаемый шкаф», еще какая-то вполне домашняя мебель (кажется, венские стулья…), лампы. Ничего офисного, ничего нарочито-театрального, все просто и элегантно, как декорации Боровского, которые обычно не напрягают мощью метафор, а одевают пространство спектаклей в простую и стильную черно-белую одежду, создавая среду обитания. В этом доме хочется жить, возвращаться туда снова и снова.
Победивший род
«Рождественская повесть о любви» «Битва жизни» так вписана в пространство зала, что до конца первого акта не понять, где кладка настоящая, а где бутафорская. Двери и кирпичные стены гостиной Джедлеров повторяют стены и двери зала — и мы будто оказываемся в гостях, в теплом доме маленького городка, на месте которого когда-то проходила великая битва. А теперь здесь танцуют при свечах под живую музыку (кларнет, скрипка и гитара — Т. Гимранов, Л. Сивелькин, А. Каркач), тут горит камин, возле которого милые люди грызут яблоки и читают. Что? Роли. Ведь каждый играет в жизни роль, следующую реплику которой не знает, но интересуется… С текстом можно расходиться, запаздывать, роль может тебя вообще не устраивать, но иронизируй не иронизируй, а книга написана Автором, и будь добр — осваивай страницы…
Листочки в руках дают то отстранение, без которого сюжет Диккенса сыграть серьезно невозможно, это был бы абсолютный ситком.
Уже не в первый раз Женовач ставит книги, словно предназначенные для сериала. Лакомым куском был «Захудалый род», а уж «Битва жизни»! Если просто пересказать сюжет — все колумбийско-аргентинские «Татьянины дни» померкнут и стыдливо свернутся в своих телевизионных ящиках. История о том, как младшая дочь доктора Джедлера, прелестная Мэрьон, бежала в день приезда своего благородного и любящего жениха Элфреда с непутевым и расточительным эсквайром Майклом Уордном, как все были в горе целых шесть лет, как неутешно скорбели и плакали покинутый жених и любящая старшая сестра Грейс и как любовь к Мэрьон сблизила их до такой степени, что они поженились и стали счастливы, — это уже на добрый десяток серий. А уж рассказ о чудесном появлении Мэрьон через шесть лет и ее признание в том, что она бежала, почувствовав скрытую любовь сестры Грейс к Элфреду, пожертвовав собой ради двух дорогих ей людей и дождавшись их прочного воссоединения, — это настоящий сериальный хэппи-энд. С точки зрения современного человека, Мэрьон — абсолютная «крейзи», потому что любовь к Элфреду и сама-то Грейс не осознавала, так в чем проблема?! Прибавим истории о том, как под влиянием самоотверженной Мэрьон перевоспитался вертопрах-эсквайр, как счастливо вышла замуж преданная служанка Клеменси, а также побочные сюжеты об адвокатах Крегсе и Сничи и их семьях, — и еще десять серий в кармане!.
И именно этот материал, который просто просит превратить себя в телевизионный бред, Женовач решает безо всякой сентиментальности, с юмором и грациозным отстранением. Конечно, это история только о высоком, все персонажи соревнуются в благородстве, здесь нет не только злодеев, но и просто недостойных героев. При этом никакого намека на кондитерский конфликт «хорошего с еще лучшим», потому что речь идет о соответствии каждого с неким идеалом, с вертикалью.
А поле битвы — сердце человеческое. В одной из первых сцен желторотый юнец Элфред (студент Андрей Назимов) говорит о том, что не только на поле боя, но и в обыденной жизни есть место человеческому подвигу и настоящему героизму. И что это еще труднее, потому что борешься с самим собой. Такова первая опора, на которой держится «Битва жизни». А вторая… терка для мускатных орехов, поскольку именно на ней иронически начертано: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». И вот слуги (это особенно прелестно!), дивная Клеменси Ньюком — Мария Шашлова и хозяйственный Бенджамин Бритен (не путать с композитором, у которого в фамилии два «т») — Александр Обласов сидят и обсуждают этот постулат: «Не знаю, настоящая ли это философия…». Никакого Канта и категорического императива они не знают, но и в их простых сердцах есть место интеллектуальному подвигу.
Как и «Захудалый род», это история семьи, но семьи не распавшейся, а сохраненной. И счастье, по Диккенсу, получает лишь тот, кто доказал свое благородство. А доказали все без исключения. И снова живет дом — тот, где сохраняются сердца.
Что делает «Битву жизни» полной противоположностью сериалу? Сосредоточенность не на сюжете, а на интонации. Не интрига, а синхронная интриге постоянная оценка героями текста и сюжета Диккенса, того прекрасного времени, в котором мы уже не живем, хотя хотелось бы, старинных правил и нравов… Глядя в листочки, современные молодые люди иронизируют над патетикой, изумляются словам и поступкам своих героев (невероятно!), восхищаются ими, дразнят партнеров. В начале второго акта они читают текст — как в первый раз, не зная, что дальше, так же, как не знают, что будет дальше, их персонажи, а в какой-то момент беременная Клеменси буквально зачитывается романом, вгрызается в него, как в яблоко, поражаясь и ходу дел, и своим словам, написанным на страницах… Она глотает яблоко и текст кусками, а оторвавшись, начинает действовать.
Это театральный мир, где никто не исчезает и покойный Крегс (Сергей Аброскин) может появиться, когда прочтут строчку «покойный Крегс». Ведь текст никуда не делся, можно перелистнуть назад — и Крегс снова будет жив и невредим. По законам книги. И вечной жизни.
На вручении «Золотой маски» С. В. Женовач сказал: «Спасибо всем, кто пробовал и ошибался в этой работе». В спектакле играют не только старшие, но и младшие дети СТИ (сестры Грейс и Мэрьон — студентки Екатерина Половцева и Мария Курденевич). Тот спектакль, что видела я, был сработан филигранно, на легком дыхании, с мимолетностями и печалью о том, что «время постарело на шесть лет»…
Сокровенные люди
Мы приходим к женовачам в дом, а в хорошем доме гостей кормят… Перед спектаклем «Река Потудань» красноармеец (Александр Обласов) вручает вам алюминиевую кружку с чаем, на общем деревянном столе зрительского буфета разложены сало, хлеб, лук. Сидим, едим. Говорят, кормить — это идея А. Боровского, и перед новым спектаклем по Чехову «Три года» (он вышел только что) зрителей поят чаем с крыжовенным и вишневым вареньем, которое так любил Антон Павлович. Надо б съездить, попить чайку…
А тут был хлеб с салом. И Малая сцена — просто комната, перед которой все тот же красноармеец останавливал каждого, отнимал мобильник и аккуратно вкладывал его в определенную ячейку для сохранности. По периметру зала — табуретки для тридцати зрителей, словно сделанные руками старого столяра, отца Никиты Фирсова. По стенам — выщербленная линия, трещина. Подсвеченная, она и становится этой самой рекой Потуданью…
Слово такое «По-ту-дань». Дань чему-то «по ту» сторону. Это чуть ли не самый платонический рассказ Платонова, при том, что он не просто о великой любви, но о той любви, которая парализовала плоть Никиты Фирсова, как лед сковывает воду Потудани, он — о непроговоренном и о той Любови, Любе, которая радостно думала: «Пусть я буду с ним вечной девушкой, я потерплю!», но ночами плакала. А решив, что Никита не ушел от нее, а утопился, кинулась в ту же реку сама…
Когда-то в интервью Руслан Кудашов рассказывал, как, поставив «Реку Потудань», они приехали на реальную Потудань и в ее истоке оказался святой источник. И что вода в реальной Потудани не бывает ниже + 4.
А Люба простудилась почти до смерти…
Авторский голос разложен на три роли, и первую щемящую ноту одинокой тишины задает Сергей Качанов — Отец. Разглядывает нас, стесняясь, а в глазах его — и тоска, и любопытство, и неловкость старого, никому не нужного, но еще в силе человека. Весь спектакль он будет не без интереса наблюдать жизнь сына и чуть что — кидаться помогать ему. А помощь — это унести-принести доски, которые сперва стоят свежеструганной стеной, приготовленные к строительству жизни, а потом они с Никитой будут делать из них гроб Любиной подруге, сгоревшей от тифа, и несколько досок унесут. Ну и еще кое-что по столярному делу, шифоньер там, детскую кроватку на будущее… Качанов играет трогательное, беззащитное, щемящее родительское одиночество в пустом доме, куда «придется, видно, ему, старику, взять к себе хоть побирушку с улицы — не ради семейной жизни, а чтоб, вроде домашнего ежа или кролика, было второе существо в жилище: пусть оно мешает жить и вносит нечистоту, но без него перестанешь быть человеком».
Один из рассказов Платонова назывался «Сокровенный человек». Жанр спектакля — «сокровенный разговор». Здесь ничего не объясняют, Никита и Люба — в метре от нас — живут своей жизнью, они сцеплены друг с другом светлыми, ясными взглядами, сосредоточены на своем, прекрасном и неясном, чему они не знают названия и не ищут объяснения. Завет быть как дети выполнен абсолютно органично. Нигде не фальшивя, они проживают два часа на крупном плане с редкой подлинностью. «Способность краснеть — самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств», — говорил Ч. Дарвин. В «Потудани» герои краснеют, вот вам крест! Люба Марии Шашловой, худая, с длинными, большими, почти подростковыми жестами, постоянно подтягивающая чулок на резинке, хорошеет от пришедшей любви с каждой минутой, и светлые, какие-то родниковые глаза ее — от истока Потудани — омывают Никиту (Андрей Шабаршин) — не матерого солдата, а такого же чистого ребенка, как и она, и от того же истока. Только Люба по-детски, мгновенно и деловито, переключается с Никиты на учебник по медицине, а робкий Никита ни на что переключиться не может, он заворожен, парализован Любой, ее прекрасностью, и подавлен собственным несовершенством перед величием своей же любви. Собственно, скованность, мужская бесполезность его — от невозможности соответствовать Любе. Актеры весь спектакль замечательно играют… волнение. Разное. Но всегда это волнение первого эмоционального опыта, первого прикосновения, боязни приблизиться к сокровенному, потерять его. Они играют забытую стыдливость. В спектакле (не в рассказе) получается, что Никита уходит от Любы не из самоотречения, а из эгоизма: слаб мужик, проще спрятаться и ковырять свой пуп. А женщина в это время утопится — вот и вся разница.
Когда Никита возвращается — Люба, сидящая в платяном шкафу — их деревянном домике, который он покинул, — так измучена и больна, ее душит такой кашель, что едва ли есть надежда на жизнь. И если у Платонова они встретились на жизнь, то в спектакле встречаются на смерть. На ее смерть. Любы обхватывает Андрея, судорожно и всепрощающе обнимает его так, как обнимают на прощание, а не при встрече.
Спектакль, сделанный из свежеструганных досок, и сам свежеструганный, он как будто пахнет свежим деревом на мартовском солнце, когда со ствола стесали кору. А под снятой корой — нежный и гладкий ствол…
Спасибо этому дому, не пойдем к другому…
вся прессаРецензия на спектакль «Битва жизни», СТИ. Прививка счастья
Много ли вы видели спектаклей, после которых хочется летать и петь? В состоянии абсолютного счастья выходишь из Студии театрального искусства, посмотрев «Битву жизни» Сергея Женовача по новелле английского писателя Чарльза Диккенса. Добрая история о сестринской любви переносит в тёплую атмосферу семейного очага и согревает душу.
На сцене уютный дом, трещит камин. Свет выстроен будто солнечные лучи заглянули на огонёк, позже их сменят свечи, озаряющие пространство. По началу кажется, что вы присутствуете на репетиции домашнего спектакля. Все герои выходят с кипами бумаг формата А4 и по ролям читают текст Диккенса. Они запинаются, ошибаются, летают в облаках и пропускают свои реплики. Их направляет читающий текст от автора сочинитель-постановщик этого действия. У него в руках карандаш и он кропотливо расставляет акценты в своём экземпляре.
Мы узнаём о небольшом английском городе и дружной семье доктора и его двух дочерей. У младшей день рождения и в этот день она прощается со своим женихом, уезжающим учиться. Он очень дружен со старшей сестрой, и младшая чувствует, что та влюблена в него. Накануне возвращения юноши младшая дочь исчезает из дома, создав иллюзию побега с другим мужчиной. Она вернётся домой через шесть долгих лет в счастливую семью своей старшей сестры и её любимого, расскажет о тёплых сестринских чувствах и развеет все тайны своего отсутствия.
Выбранный режиссёром формат читки заставляет внимательно вслушиваться в диалоги и малейшие смены интонаций. Постепенно забываешь, что перед тобой своего рода репетиция. Её участники постепенно начинают проживать судьбу своих героев как свою, а в философских рассуждениях о том, что же такое жизнь – битва, фарс или нелепица – чувствуется большой жизненный опыт каждого тут присутствующего. Лейтмотивом постановки становится текст, который чётко усвоила служанка доктора, читавшая в своей жизни только надписи вокруг собственного напёрстка и кухонной тёрки для мускатного ореха:
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой! Прощай обиды, не помни зла!.
Иногда нам ненавязчиво напоминают, что всё здесь – только текст из книжки, и он не стоит того, чтобы над ним плакать. Герои постоянно подбадривают друг друга, комически обыгрывают серьёзные темы – смерть и человеческую глупость, добрыми улыбками отзываются на малейшие проявления чувств и эмоций. Тут ни у кого нет маленьких ролей, а особенно и ценны второстепенные герои: милейшие и прямолинейные слуги, по-английски чопорные, знающие себе цену адвокаты со своими жёнами – друзья и поверенные доктора. Тут полностью отсутствует суета, а размеренное течение жизни открыто говорит, что счастье есть.
Спектакль «Битва жизни» для Студии театрального искусства поистине легендарный. Его премьера в мае 2008 года стала первой в здании бывшей золотоканительной фабрики купца Алексеева, известного в театральном мире под фамилией Станиславский. Сюда в марте 2008 года переехала Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача. Интерьеры здания, как и декорации к «Битве жизни», оформлял Александр Боровский, создав настоящее чудо в театральной Москве.
Композиция и постановка – Сергей Женовач
Художник – Александр Боровский
Художник по свету –Дамир Исмагилов
Композитор –Григорий Гоберник
Педагог по речи –Вера Камышникова
В ролях:
Сочинитель – Сергей Пирняк
Доктор Джедлер – Сергей Качанов
Грейс, его старшая дочь – Катерина Васильева
Мэрьон, его младшая дочь – Мария Курденевич / Елизавета Кондакова
Элфред Хитфилд – Андрей Назимов
Майкл Уордн – Игорь Лизенгевич
Клеменси Ньюком, служанка в доме доктора –Мария Шашлова / Мария Корытова
Бенджамин Бритен, слуга в доме доктора –Сергей Аброскин
Мистер Сничи, адвокат – Григорий Служитель
Миссис Сничи, его жена – Анна Рудь / Катерина Васильева / Ольга Калашникова
Мистер Крегс, адвокат – Нодар Сирадзе
Миссис Крегс, его жена – Анастасия Имамова / Ольга Калашникова / Екатерина Копылова
Место: Студия театрального искусства
Продолжительность: 2 часа 45 минут
Фото: Александр Иванишин
Отзывы (18):
Валентина 16 февраля 2020Отзывы спорные у ребят, но мне спектакль на удивление зашел! Мне нравится, как СТИ бережно поднимает вопросы взаимоотношений людей на всех уровнях. Для меня этот спектакль — о человеке (как и всё в СТИ), о семье (опять же). Ну и решение с чтением текста мне очень понравилось — и необычно, и дополнительными смыслами наделяет происходящее. И интересно наблюдать за этими сценами в сценах. Понимаю, что решение странное, поэтому и многим не понравилось.
Королева науки 07 октября 2019Как и 6-7 лет назад я ушла в середине спектакля, потому что Битву Жизни в СТИ нельзя назвать хорошей постановкой. Да, я решила попробовать ещё раз — вдруг тогда были не верные ощущения! Но, все повторилось. Удивляют восхищенные возгласы, потому что на пределе все: читать по бумажкам как будто мы в школьном театре — просто глупо. По моему мнению это
Роман 15 февраля 2019Честно скажу первая часть спектакля вызывает недоумение. В произведение введен рассказчик, который по сути читает за тебя произведение, а все актеры его воображаемые куклы, лишенные настоящих эмоций и повторяющие мысли рассказчика. Каждый из персонажей держит в руках текст пьесы и будто читает по нему, поэтому вся постановка выглядит как репетиция.
Вторая часть отличается от первой. Рассказчик будто погружается в произведение более глубоко. Актеры понемногу начинают показывать истинные эмоции персонажей с небольшими комментариями рассказчика. Поражает выразительная до глубины души речь Мэри(Мария Курденевич). Декорации очень хороши, уютно и по домашнему.
В целом скажу сюжет произведения мне понравился, очень жизненный, но вводить в спектакль рассказчика, как по мне, странное решение. Без него произведение было бы более выразительным и живым. Режиссер видимо пытался передать произведение словами автора, это довольно необычно, но во многих местах выглядит искусственно и фальшиво.
Экспериментальная вещь. Аудиокнига с визуализацией. Стоит для посещения, если есть силы просидеть до конца, но нужно быть готовым к такому повороту событий, меня это немного ошарашило и в начале я совсем не понимал что происходит. Не советую для первого посещения!
Ольга 03 октября 2018Замечательный, очень добрый и светлый спектакль! Присоединяюсь к предыдущим отзывам — после спектакля действительно будто вырастают крылья, хочется быть чуточку лучше и добрее, чем ты был прежде. Один из любимых спектаклей в СТИ! Была на нем неоднократно и, без сомнений, с удовольствием пойду еще.
Лилия 04 июня 2018Эстетическая, тонкая, добрая вещь. В этой постановке идеально все. Трогательный Диккенс — знаток человеческих сердец и душ, певец доброты и милосердия. Создаётся впечатление, что ты не смотришь спектакль, а читаешь роман и домысливаешь-воображаешь этот сказочный авторский мир.
СТИ — это любовь! Это лучшее театральное место Москвы!
Эстер 04 мая 2018Спектакль, имеющий начало и конец, в котором актёры начинают читать, продолжают переживать и вот отчего-то уже живут. Словно сон во сне! И зритель, погружаясь всё глубже и глубже в необыкновенные миры Диккенса, уже вовсе не зритель, а часть того мира, что с трепетом и любовью создают на сцене талантливые актёры.
Спасибо!
22 апреля 2018Мое знакомство с СТИ долго откладывалось, исключительно из-за моих предрассудков. Молодой театр, которому чуть больше десяти лет, да к тому же, как замечают многие, в названии не фигурирует слово «театр», а лишь «студия» – право же, это несерьезно! Поэтому в течение нескольких лет я старательно пропускала приглашения в СТИ на стене Кати, далее (еще более старательно!) игнорировала ее советы. Учитывая изобилие молодых театров и количество новых спектаклей, я была уверена, что этот театр не скажет мне ничего нового. .. Я очень сильно ошибалась.
Знакомство началось случайно: в какой-то момент я все же сдалась и решила, что надо хоть раз сходить туда, чтобы понять самой, интересен ли мне этот театр. Выбор пал на «Игроков» Гоголя. Сходила… И дальше я уже не могла остановиться! «Битва жизни», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»… Это что-то удивительное! Никогда не было такого, чтобы в театре мне нравилось буквально всё – помещение, сцена, зал, режиссура, актерская игра! Буфет, в конце концов! Уходя с каждого спектакля, у меня мелькала мысль: «Наверно это их лучший спектакль, вряд ли что-то сильнее будет», и каждый раз этот театр меня снова поражает и восхищает – будьте любезны, следующий спектакль, еще лучше и интереснее предыдущего. А актерская игра, режиссерские находки! (Позволю себе лирическое отступление. Спроси меня год назад о том, какая театральная труппа Москвы самая сильная, я бы ответила не задумываясь, что это – Мастерская Петра Фоменко. У меня есть вопросы к некоторым спектаклям этого театра, но сыграть они могут все, что угодно – даже то, что мне не представлялось возможным физически сделать. Порой мне кажется, что если в порядке совершенного безумия принести художественному руководителю Мастерской Евгению Каменьковичу пьесу в духе «Телефонный справочник, разыгранный по ролям» в пяти действиях, то он поставит и это. А актеры Мастерской вдохнут в него душу – и вы будете поражены, что можно сопереживать и героям из Телефонного справочника.)
Как вы поняли из предыдущего текста, я влюблена в СТИ окончательно и бесповоротно. Им удалось потеснить с пьедестала даже непобедимых фоменок. Не могу не сказать еще об одной вещи, которую отметила не только я одна. До меня уже упоминали о директоре театра, «будто сошедшем с обложки Vogue». Я более была поражена тем, насколько красивые и благородные лица у актеров этого театра. До сих пор у меня в голове стоп-кадр из «Битвы жизни»: сцена, залитая светом, а в центре сидят две девушки и улыбаются. Знаете, в этой картине гораздо больше красоты, чем в десятке фото моделей с подиума. Непременно посмотрите этот спектакль – один из самых светлых и добрых из тех, что я когда-либо видела (никогда бы не подумала, что ТАК можно поставить Диккенса!).
Восторгаться СТИ можно очень долго, этот театр действительно сконцентрировал в себе лучшие традиции театрального искусства: уважение, доброту и любовь к своему зрителю. Знаете, хочется завершить этот опус хорошими словами хорошего человека, которые очень точно, на мой взгляд, отражают суть СТИ: «Мне кажется, мы просто соскучились по добрым классическим постановкам в этом изобилии авангарда».
P.S. Однажды мой поход в СТИ не состоялся – из-за шквала посетителей в театре, когда утром перед спектаклем было выкуплено огромное количество билетов. Конечно, узнав, что не попаду на спектакль, я не обрадовалась. Но буквально через полчаса я поймала себя на мысли, что искренне рада за СТИ, за людей этого театра – они как никто другой заслужили внимание и любовь зрителя. Они подарили столько впечатлений и приятных воспоминаний – мне радостно, что у них сегодня аншлаг, ведь это действительно театр, в который должна стоять очередь за билетами… И с этими мыслями я поехала и купила билеты на их следующий спектакль.
Читаю отзывы и уже жалею, что заскучала на первом действии и ушла со второго. Видимо, надо было потерпеть.
А так театр, конечно, замечательный!
Альвина 28 октября 2017 Тёплый такой спектакль. По-диккенсовски необыкновенно светло-печальный и трогательный. Как же мне нравится название — Битва жизни. Жизнь любого человека сразу предстает в героическом свете: каждый сражается, многое теряет, но продолжает свою битву изо дня в день, невзирая на трудности и поражения. В общем, прекрасная постановка в прекрасном театре 🙂 Кирилл 20 сентября 2017 Очень понравился сам театр. И спектакль был очень интересный с неожиданной концовкой и замечательной игрой актеров. Необычной была и постановка спектакля. Большое спасибо. Карина 19 сентября 2017 Про театр. Знакомство со студией театрального искусства начинается не с «вешалки», а со старинной кирпичной кладки и молодых берёзок у здания. Ступив в СТИ, зритель сразу погружается в обволакивающую, семейную атмосферу театра, здание на ул. Станиславского пропитано историей, а старинная мебель, стол для большой семьи, запах кофе лишь усиливают состояние уюта и объединяют публику до начала спектакля. Ярким акцентом выступают зеленые яблоки, которые каждый желающий может отведать в ожидании постановки. Яблоки не просто маркетинговый ход, а концепция театра: как после зимы проглядываются зеленые ростки зелени, так и яркие, сочные яблоки повсюду наполняют студию (даже на сцене), свидетельствуя о сочетании истории, театральных ценностей и свежего взгляда на них. Таким образом, СТИ влюбляет в себя с первого взгляда. Про спектакль. Новое прочтение английской классики — рождественской повести Диккенса. Тот самый случай, когда акцент сделан на форме: художественной начитке. Молодые актеры читают с листа, синхронно переворачивая листы, нарочно ошибаются, делают запинки будто впервые видят текст, и, наоборот, местами отрываются от бумаг, прирастая тем самым к герою. Уважая авторское видение классики, скажу, что такая форма подачи сильно отвлекает от содержания, и не каждому придётся по вкусу. Спектакль о любви, самопожертвовании, битве жизни, хотя и сдобренный лёгким (даже поверхностным) юмором. Однако ощущение игры актеров меня не покидало, погрузиться и поверить (как у Станиславского), увы, мне не удалось. Отдельно хочется отметить свет — он на высоте! Мой вывод: спектакль не про «подумать», а про «попробовать». Преимущество постановки в том, что она не оставит равнодушным. Или полный восторг, или спутанность мыслей. При этом «Битва жизни» обязательна к просмотру именно для самопознания. Денис 27 мая 2017 Сходил на Битву жизни в СТИ. Спектакль, построенный так, как будто бы семья разыгрывает повесть по ролям у себя в гостиной. Спектакль о любви и жертве, но жертве умной и точной, принёсшей в итоге только радость и счастье. Удивляешься, неужели в жизни встречаются люди с таким чистым и прекрасным сердцем, такого характера и самоотверженности, что в их существование сложно поверить. В страданиях и мучениях можно искать смысл, можно корить и истязать себя, но у Женовача-Диккенса иначе — все страдания, выпадающие на их долю, герои принимают с достоинством, не держа обиды на своих близких, и воспринимая их, как шанс на перемены, а главное — все происходит не просто потому, что так вынуждают обстоятельства, но являясь тонким планом одного доброго сердца. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству Дарья 19 мая 2017 Будто бы вместе с режиссером начинаешь знакомство с тестом — сначала непривычные формулировки, стиль, просто «буквы на бумаге». Но постепенно вместе с героями начинаешь вникать в сюжет и образ, постепенно начинаешь ассоциировать себя с происходящим на сцене, незаметно превращаешь в голове текст в спектакль — как и персонажи, просто озвучивая текст, неожиданно становятся персонажами Диккенса. Александр 15 мая 2017 Знакомство с Диккенсом для меня началось с СТИ. Начинаешь смотреть и только разве что и хочется продолжать, не отрываясь. Задумка с декорациями, как всегда в СТИ, на высоте — живой огонь, живые яблоки, все это придает особую атмосферу происходящему — полное погружение в действо. Спасибо Студии и Кате! Роман 23 апреля 2017 Очень душевное и доброе действие. Искреннее. Актёры молодцы. Сцена прекрасна. Запах яблок и настоящие потрескивающие дрова. Семейный уют. Немного стране лично для меня был формат читки пьесы, что-то было в корне не то, но, в остальном, понравилось. Наталья 13 апреля 2017 Это один из лучших спектаклей, которые я видела. Очень атмосферный, легкий по форме, не отпускающий зрителя ни на одну минуту, начиная с первой сцены. Актеры прекрасные, особенно мне понравился Григорий Служитель, но и несколько других имен запомнила. Также впечатлило, что сделали создатели с огнем и светом на сцене! Рекомендую в том числе для первого раза, а я точно еще куплю билеты на этот спектакль — уже в подарок. И театр понравился: красивый, все сотрудники приветливые, со всех мест хорошо видно сцену. Спасибо театру и Кате! Дамир 31 марта 2017 «Борющиеся сердца каждый день одерживают такие победы, в сравнении с которыми победы на обычных полях битв кажутся совершенно ничтожными.» Не перестаю восхищаться этим спектаклем! Дамир 01 марта 2017 Удивительный и один из моих любимых спектаклей! Семья собирается у камина и читает по ролям «Битву жизни». Члены семьи то вдохновляются и соглашаются с героями, то протестуют, но продолжают чтение. Рождественская сказка звучит сквозь века. После этого спектакля даже как-то ещё больше жить хочется.Отзывы (18):
Валентина 16 февраля 2020Отзывы спорные у ребят, но мне спектакль на удивление зашел! Мне нравится, как СТИ бережно поднимает вопросы взаимоотношений людей на всех уровнях. Для меня этот спектакль — о человеке (как и всё в СТИ), о семье (опять же). Ну и решение с чтением текста мне очень понравилось — и необычно, и дополнительными смыслами наделяет происходящее. И интересно наблюдать за этими сценами в сценах. Понимаю, что решение странное, поэтому и многим не понравилось.
Королева науки 07 октября 2019Как и 6-7 лет назад я ушла в середине спектакля, потому что Битву Жизни в СТИ нельзя назвать хорошей постановкой. Да, я решила попробовать ещё раз — вдруг тогда были не верные ощущения! Но, все повторилось. Удивляют восхищенные возгласы, потому что на пределе все: читать по бумажкам как будто мы в школьном театре — просто глупо. По моему мнению это
Роман 15 февраля 2019Честно скажу первая часть спектакля вызывает недоумение. В произведение введен рассказчик, который по сути читает за тебя произведение, а все актеры его воображаемые куклы, лишенные настоящих эмоций и повторяющие мысли рассказчика. Каждый из персонажей держит в руках текст пьесы и будто читает по нему, поэтому вся постановка выглядит как репетиция.
Вторая часть отличается от первой. Рассказчик будто погружается в произведение более глубоко. Актеры понемногу начинают показывать истинные эмоции персонажей с небольшими комментариями рассказчика. Поражает выразительная до глубины души речь Мэри(Мария Курденевич). Декорации очень хороши, уютно и по домашнему.
В целом скажу сюжет произведения мне понравился, очень жизненный, но вводить в спектакль рассказчика, как по мне, странное решение. Без него произведение было бы более выразительным и живым. Режиссер видимо пытался передать произведение словами автора, это довольно необычно, но во многих местах выглядит искусственно и фальшиво.
Экспериментальная вещь. Аудиокнига с визуализацией. Стоит для посещения, если есть силы просидеть до конца, но нужно быть готовым к такому повороту событий, меня это немного ошарашило и в начале я совсем не понимал что происходит. Не советую для первого посещения!
Ольга 03 октября 2018Замечательный, очень добрый и светлый спектакль! Присоединяюсь к предыдущим отзывам — после спектакля действительно будто вырастают крылья, хочется быть чуточку лучше и добрее, чем ты был прежде. Один из любимых спектаклей в СТИ! Была на нем неоднократно и, без сомнений, с удовольствием пойду еще.
Лилия 04 июня 2018Эстетическая, тонкая, добрая вещь. В этой постановке идеально все. Трогательный Диккенс — знаток человеческих сердец и душ, певец доброты и милосердия. Создаётся впечатление, что ты не смотришь спектакль, а читаешь роман и домысливаешь-воображаешь этот сказочный авторский мир.
СТИ — это любовь! Это лучшее театральное место Москвы!
Эстер 04 мая 2018Спектакль, имеющий начало и конец, в котором актёры начинают читать, продолжают переживать и вот отчего-то уже живут. Словно сон во сне! И зритель, погружаясь всё глубже и глубже в необыкновенные миры Диккенса, уже вовсе не зритель, а часть того мира, что с трепетом и любовью создают на сцене талантливые актёры.
Спасибо!
22 апреля 2018Мое знакомство с СТИ долго откладывалось, исключительно из-за моих предрассудков. Молодой театр, которому чуть больше десяти лет, да к тому же, как замечают многие, в названии не фигурирует слово «театр», а лишь «студия» – право же, это несерьезно! Поэтому в течение нескольких лет я старательно пропускала приглашения в СТИ на стене Кати, далее (еще более старательно!) игнорировала ее советы. Учитывая изобилие молодых театров и количество новых спектаклей, я была уверена, что этот театр не скажет мне ничего нового. .. Я очень сильно ошибалась.
Знакомство началось случайно: в какой-то момент я все же сдалась и решила, что надо хоть раз сходить туда, чтобы понять самой, интересен ли мне этот театр. Выбор пал на «Игроков» Гоголя. Сходила… И дальше я уже не могла остановиться! «Битва жизни», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»… Это что-то удивительное! Никогда не было такого, чтобы в театре мне нравилось буквально всё – помещение, сцена, зал, режиссура, актерская игра! Буфет, в конце концов! Уходя с каждого спектакля, у меня мелькала мысль: «Наверно это их лучший спектакль, вряд ли что-то сильнее будет», и каждый раз этот театр меня снова поражает и восхищает – будьте любезны, следующий спектакль, еще лучше и интереснее предыдущего. А актерская игра, режиссерские находки! (Позволю себе лирическое отступление. Спроси меня год назад о том, какая театральная труппа Москвы самая сильная, я бы ответила не задумываясь, что это – Мастерская Петра Фоменко. У меня есть вопросы к некоторым спектаклям этого театра, но сыграть они могут все, что угодно – даже то, что мне не представлялось возможным физически сделать. Порой мне кажется, что если в порядке совершенного безумия принести художественному руководителю Мастерской Евгению Каменьковичу пьесу в духе «Телефонный справочник, разыгранный по ролям» в пяти действиях, то он поставит и это. А актеры Мастерской вдохнут в него душу – и вы будете поражены, что можно сопереживать и героям из Телефонного справочника.)
Как вы поняли из предыдущего текста, я влюблена в СТИ окончательно и бесповоротно. Им удалось потеснить с пьедестала даже непобедимых фоменок. Не могу не сказать еще об одной вещи, которую отметила не только я одна. До меня уже упоминали о директоре театра, «будто сошедшем с обложки Vogue». Я более была поражена тем, насколько красивые и благородные лица у актеров этого театра. До сих пор у меня в голове стоп-кадр из «Битвы жизни»: сцена, залитая светом, а в центре сидят две девушки и улыбаются. Знаете, в этой картине гораздо больше красоты, чем в десятке фото моделей с подиума. Непременно посмотрите этот спектакль – один из самых светлых и добрых из тех, что я когда-либо видела (никогда бы не подумала, что ТАК можно поставить Диккенса!).
Восторгаться СТИ можно очень долго, этот театр действительно сконцентрировал в себе лучшие традиции театрального искусства: уважение, доброту и любовь к своему зрителю. Знаете, хочется завершить этот опус хорошими словами хорошего человека, которые очень точно, на мой взгляд, отражают суть СТИ: «Мне кажется, мы просто соскучились по добрым классическим постановкам в этом изобилии авангарда».
P.S. Однажды мой поход в СТИ не состоялся – из-за шквала посетителей в театре, когда утром перед спектаклем было выкуплено огромное количество билетов. Конечно, узнав, что не попаду на спектакль, я не обрадовалась. Но буквально через полчаса я поймала себя на мысли, что искренне рада за СТИ, за людей этого театра – они как никто другой заслужили внимание и любовь зрителя. Они подарили столько впечатлений и приятных воспоминаний – мне радостно, что у них сегодня аншлаг, ведь это действительно театр, в который должна стоять очередь за билетами… И с этими мыслями я поехала и купила билеты на их следующий спектакль.
Читаю отзывы и уже жалею, что заскучала на первом действии и ушла со второго. Видимо, надо было потерпеть.
А так театр, конечно, замечательный!
Альвина 28 октября 2017 Тёплый такой спектакль. По-диккенсовски необыкновенно светло-печальный и трогательный. Как же мне нравится название — Битва жизни. Жизнь любого человека сразу предстает в героическом свете: каждый сражается, многое теряет, но продолжает свою битву изо дня в день, невзирая на трудности и поражения. В общем, прекрасная постановка в прекрасном театре 🙂 Кирилл 20 сентября 2017 Очень понравился сам театр. И спектакль был очень интересный с неожиданной концовкой и замечательной игрой актеров. Необычной была и постановка спектакля. Большое спасибо. Карина 19 сентября 2017 Про театр. Знакомство со студией театрального искусства начинается не с «вешалки», а со старинной кирпичной кладки и молодых берёзок у здания. Ступив в СТИ, зритель сразу погружается в обволакивающую, семейную атмосферу театра, здание на ул. Станиславского пропитано историей, а старинная мебель, стол для большой семьи, запах кофе лишь усиливают состояние уюта и объединяют публику до начала спектакля. Ярким акцентом выступают зеленые яблоки, которые каждый желающий может отведать в ожидании постановки. Яблоки не просто маркетинговый ход, а концепция театра: как после зимы проглядываются зеленые ростки зелени, так и яркие, сочные яблоки повсюду наполняют студию (даже на сцене), свидетельствуя о сочетании истории, театральных ценностей и свежего взгляда на них. Таким образом, СТИ влюбляет в себя с первого взгляда. Про спектакль. Новое прочтение английской классики — рождественской повести Диккенса. Тот самый случай, когда акцент сделан на форме: художественной начитке. Молодые актеры читают с листа, синхронно переворачивая листы, нарочно ошибаются, делают запинки будто впервые видят текст, и, наоборот, местами отрываются от бумаг, прирастая тем самым к герою. Уважая авторское видение классики, скажу, что такая форма подачи сильно отвлекает от содержания, и не каждому придётся по вкусу. Спектакль о любви, самопожертвовании, битве жизни, хотя и сдобренный лёгким (даже поверхностным) юмором. Однако ощущение игры актеров меня не покидало, погрузиться и поверить (как у Станиславского), увы, мне не удалось. Отдельно хочется отметить свет — он на высоте! Мой вывод: спектакль не про «подумать», а про «попробовать». Преимущество постановки в том, что она не оставит равнодушным. Или полный восторг, или спутанность мыслей. При этом «Битва жизни» обязательна к просмотру именно для самопознания. Денис 27 мая 2017 Сходил на Битву жизни в СТИ. Спектакль, построенный так, как будто бы семья разыгрывает повесть по ролям у себя в гостиной. Спектакль о любви и жертве, но жертве умной и точной, принёсшей в итоге только радость и счастье. Удивляешься, неужели в жизни встречаются люди с таким чистым и прекрасным сердцем, такого характера и самоотверженности, что в их существование сложно поверить. В страданиях и мучениях можно искать смысл, можно корить и истязать себя, но у Женовача-Диккенса иначе — все страдания, выпадающие на их долю, герои принимают с достоинством, не держа обиды на своих близких, и воспринимая их, как шанс на перемены, а главное — все происходит не просто потому, что так вынуждают обстоятельства, но являясь тонким планом одного доброго сердца. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству Дарья 19 мая 2017 Будто бы вместе с режиссером начинаешь знакомство с тестом — сначала непривычные формулировки, стиль, просто «буквы на бумаге». Но постепенно вместе с героями начинаешь вникать в сюжет и образ, постепенно начинаешь ассоциировать себя с происходящим на сцене, незаметно превращаешь в голове текст в спектакль — как и персонажи, просто озвучивая текст, неожиданно становятся персонажами Диккенса. Александр 15 мая 2017 Знакомство с Диккенсом для меня началось с СТИ. Начинаешь смотреть и только разве что и хочется продолжать, не отрываясь. Задумка с декорациями, как всегда в СТИ, на высоте — живой огонь, живые яблоки, все это придает особую атмосферу происходящему — полное погружение в действо. Спасибо Студии и Кате! Роман 23 апреля 2017 Очень душевное и доброе действие. Искреннее. Актёры молодцы. Сцена прекрасна. Запах яблок и настоящие потрескивающие дрова. Семейный уют. Немного стране лично для меня был формат читки пьесы, что-то было в корне не то, но, в остальном, понравилось. Наталья 13 апреля 2017 Это один из лучших спектаклей, которые я видела. Очень атмосферный, легкий по форме, не отпускающий зрителя ни на одну минуту, начиная с первой сцены. Актеры прекрасные, особенно мне понравился Григорий Служитель, но и несколько других имен запомнила. Также впечатлило, что сделали создатели с огнем и светом на сцене! Рекомендую в том числе для первого раза, а я точно еще куплю билеты на этот спектакль — уже в подарок. И театр понравился: красивый, все сотрудники приветливые, со всех мест хорошо видно сцену. Спасибо театру и Кате! Дамир 31 марта 2017 «Борющиеся сердца каждый день одерживают такие победы, в сравнении с которыми победы на обычных полях битв кажутся совершенно ничтожными.» Не перестаю восхищаться этим спектаклем! Дамир 01 марта 2017 Удивительный и один из моих любимых спектаклей! Семья собирается у камина и читает по ролям «Битву жизни». Члены семьи то вдохновляются и соглашаются с героями, то протестуют, но продолжают чтение. Рождественская сказка звучит сквозь века. После этого спектакля даже как-то ещё больше жить хочется. 90000 Official Life is Feudal Wiki 90001 90002 Instanced Battle (or IB) is a Life is Feudal: MMO in game mechanic that allows Guilds to fight each other away from the open world. 90003 90002 In order to start a battle, the attacking guild should craft a special ‘Challenge’ monument (or Battle Totem) and place it on the defending guild or kingdom’s land. After that, both guild / kingdoms have approximately 24 real-life hours to prepare and get as many players as they can to use this monument and enlist on their side.90003 90002 Once the battle starts, the Battle Totem caps a number of players on one of the sides to prevent very advantageously ‘zerging’ (x3 players amount advantage is the maximum). Participants are then moved into the instanced area, which is stripped of any buildings, objects, and terraforming, leaving only natural foliage and water in the battle area. 90003 90002 The rules of the battle are quite simple — be the King / Queen of the hill (the area in the center of the map, placed slightly closer to the defending armies side) or you will also be able to eliminate all players of the opposing side.90003 90002 The winner of the battle gets all the equipment of the losing army that was dropped on the ground during the battle and the losing guild’s monument sustains damage. The damage can even degrade the monument and significantly shrink the radius of the claimed lands around it. Along with the damaged monument, the losers also lose the ability to issue battle challenges for the next 3 real-life days. 90003 90002 In order to enter an Instanced Battle with another Guild, the Guild Leader has to do the following: 90003 90014 90015 Issue a war declaration against the targeted Guild.90016 90015 Aquire a Battle totem. 90016 90015 Deploy the Battle totem on the enemy claim. 90016 90021 90002 Siege is planned to work with the war mechanics. Requiring you to win battles in which will, if victorious, shrink your enemies realm claim. Once the realm claim is reduced enough you have to start a siege against the town claim and destroy it for good. 90003 90002 Starting a siege reqiure a Siege totem. As of 6/5/2018 siege totems are not in the game. The recipe is in the game, but they can not actually be crafted.90003 90002 IMPORTANT INFORMATION: You can destroy t1 town claims! If a t1 claim is within the influence of another higher tier claim, it can be attacked by the higher tier claim. Use instanced battle totems to shrink claims to t1, then build a monument close to their claim and build it up. Eventually, you can destroy their claim this way. This is currently, 6/5/2018, the only way to destroy a monument. 90003 90028 References [edit | edit source] 90029 .