Разное

Сборы варкрафт: «Варкрафт» окупился или провалился? | Кино

«Варкрафт» окупился или провалился? | Кино

Фильм «Варкрафт» преодолел важный психологический рубеж: он собрал в прокате больше, чем «Принц Персии». Теперь именно «Варкрафт» — самая кассовая экранизация компьютерной игры в истории кино. Сейчас на счету картины чуть менее 380 миллионов долларов в мировом прокате. Причём большую часть этой суммы фильм собрал в Китае, а не в США.

От результатов проката этого фильма зависит многое. Увидим ли мы продолжения «Варкрафта» и режиссёрскую версию. Станут ли успешными экранизации игр и будут ли они близки к оригиналу. Поверят ли студии в большое эпическое фэнтези. Даже у тех, кому сам «Варкрафт» не понравился, есть много поводов болеть за него. Поэтому давайте разберёмся, окупился «Варкрафт», или ещё нет.

Как известно всякому, кто интересуется кассовыми сборами, прокатчики фильма, которые представляют создавшую его студию, получают в среднем 50% от кассовых сборов. Вторая половина достаётся владельцам кинотеатров. Поэтому если фильм заработал сумму, равную своему бюджету, это кассовый провал. Два бюджета — минимальная граница окупаемости, и даже этого может не хватить.

Бюджет «Варкрафта» — 160 миллионов. Заработав 380 миллионов, он автоматически окупился и принёс прибыль, так? Не совсем. Надо учесть ещё несколько факторов.

Предыдущий рекорд среди экранизаций игр (336 миллиона) принадлежал «Принцу Персии» — кстати, тоже фэнтези. При этом юджет «Принца» был 200 миллионов, поэтому он считался провалом

Предыдущий рекорд среди экранизаций игр (336 миллионов) принадлежал «Принцу Персии» — кстати, тоже фэнтези. При этом бюджет «Принца» был 200 миллионов, поэтому он считался провалом

«Варкрафт» поставил ещё один рекорд: это фильм с самым низким процентом кассовых сборов на родине, в США, при высоких сборах в целом. За первую неделю он собрал в американском прокате жалкие 38 миллионов — около 10% всех своих доходов. А за две недели в Китае — 204 миллиона, более половины общей суммы и больше, чем свой бюджет. Западные СМИ ломают головы, пытаясь угадать, чем орки так прельстили китайцев, и плоско шутят про миллиард азиатских геймеров, который-де спас «Варкрафт».

Китайские геймеры на премьере «Варкрафта». Фото 2p.com

Китайские геймеры на премьере «Варкрафта». Фото 2p.com

На самом деле причина в другом. В начале 2016 года студию Legendary Pictures, снявшую «Варкрафт», купил китайский холдинг Wanda. Для них «Варкрафт» — главный проект этого года. В его продвижение в Китае они вложились на всю мощь. Фильм рекламировали по всей стране и прокатывали даже в таких уголках Китая, куда зарубежные фильмы обычно не добираются. По сути к «Варкрафту» отнеслись почти как к китайскому фильму, и это не случайно. Дело в том, что Wanda владеет 6% кинотеатров в Китае. Да и китайское правительство было отнюдь не против получить свою долю.

В США же распространением «Варкрафта» занималась компания Universal, с которой Legendary партнёрствует с 2014 года. И партнёрство это полностью удачным не назовёшь. Universal не раз приходилось нести убытки из-за провальных фэнтези-проектов Legendary, таких как «Дракула неизвестный» и «Седьмой сын». Ещё до премьеры Universal рассматривали «Варкрафт» как ещё один «проблемный фильм», а потом его ещё и разгромили критики. Похоже, что прокатчики решили не напрягаться с продвижением заведомо провальной картины. И сработал эффект «самосбывающегося прогноза»: плохо продвигали — плохо собрали.

Видеоразбор ошибок в продвижении «Варкрафта» (на английском)

Некоторые СМИ поспешили заявить, что «Варкрафт» навсегда изменил Голливуд. Дескать, китайский кинорынок растёт, а американский падает. «Мстители» и «Трансформеры» собирают благодаря Китаю миллиарды, «Тихоокеанский рубеж» окупился благодаря Китаю, а теперь «Варкрафт» делает в Китае почти всю кассу. Теперь, мол, в Голливуде появилась новая схема: снимай с прицелом на полтора миллиарда китайцев, получай их деньги и плюй на зажравшихся западных критиков.

Китай приносит такие деньги, что под него специально вводят персонажей, а «Тихоокеанский рубеж» вообще полностью происходит в Гонконге.

Кстати, угадаете, какая студия сняла «Тихоокеанский рубеж»? Конечно, Legendary

Но всё не так просто. В Китае действуют строгие ограничительные законы. В местный прокат по квоте допускаются всего 34 иностранных фильма в год. Предпочтение при этом отдаётся фильмам, в которых есть доля китайского капитала или играют китайские актёры. И не стоит забывать про требования местной цензуры. К примеру, из-за жестокости и «пропаганды» суеверий «Багровый пик» не пустили в китайский прокат, результат — кассовый провал.

Но главное, голливудские студии получают от китайского проката не 50%, а всего 25%. В случае с «Варкрафтом» сумма может быть немного больше, потому что Wanda получает часть дохода и как прокатчик, и как сеть кинотеатров. Но всё равно реальная прибыль «Варкрафта» куда ниже, чем у фильма, который собрал бы ту же сумму в США или Европе.

И не стоит забывать, что 160 миллионов — это производственный бюджет. На продвижение голливудского фильма тоже тратятся миллионы, порой суммы доходят до бюджета самой картины. Точных данных по маркетинговому бюджету «Варкрафта» нет — в интернете ходят слухи, что он составил 110 миллионов. То есть общий бюджет картины — 270 миллионов.

Мы приходим к неутешительному выводу, что фильм окупиться никак не мог. Внимание, вопрос: как при таком раскладе вообще окупается хоть что-то? При таких расчётах многие блокбастеры покажутся убыточными. Тем не менее к ним продолжают снимать сиквелы. Почему?

Реклама на улицах, ТВ, в интернете — всё это стоит денег. Фото dailybillboardblog.com

Реклама на улицах, ТВ, в интернете — всё это стоит денег. Фото dailybillboardblog.com

Внимание, правильный ответ: доходы даёт не только прокат. Продажи мерчендайза (сопутствующих товаров) приносят порой не меньше, а то и больше, чем собственно прокат фильма в кинотеатрах. На одних только детских игрушках те же Disney, Marvel и Lucasfilm гребут миллиарды. А ведь есть ещё атрибутика, артбуки, записи саундтрека — масса сопутствующих товаров, которые способны окупить как минимум маркетинговые расходы.

Обратите внимание: «доступны с весны 2016». Фильм ещё не вышел, а доходы уже капают

Обратите внимание: «доступны с весны 2016». Фильм ещё не вышел, а доходы уже капают

«Варкрафт» же и есть сопутствующий товар. Это дорогущий рекламный ролик к видеоиграм, которые выпускает Blizzard. И хотя студия понесла немалые расходы, вложившись в фильм, они наверняка окупятся за счёт поднявшегося интереса к её основной продукции.

Кроме того, жизнь фильма не кончается с выходом из проката. Он продолжает приносить прибыль на видео. Рынок Blu-Ray, конечно, уже не тот, что раньше, но ему на смену уже пришёл рынок видео по востребованию. Можно не сомневаться, что «Варкрафт» к концу года окажется доступен на сервисе вроде Netflix, и деньги продолжат капать в карман создателей ещё много лет.

Не зная бухгалтерии Legendary Pictures, мы не можем точно сказать, принёс им «Варкрафт» прибыль, или нет. Для удобства давайте считать, что маркетинговые расходы окупились за счёт сопутствующих товаров, и в зачёт идут только сборы. Тогда, сложив 25% китайских сборов и 50% всех остальных, и немного округлив, мы получим сумму примерно в 140 миллионов. Что всё-таки меньше бюджета в 160 миллионов.

Что ж,

«Варкрафт» не окупился, но близок к тому. Прокат ещё не окончен — возможно, фильм в итоге выйдет хотя бы «в ноль». А значит, шанс на продолжение пока остаётся.

Ещё по теме

Почему фантастика приносит миллиарды 1