Разное

Нус это: НУС — это… Что такое НУС?

НУС — это… Что такое НУС?

(греч. νοῦς – ум, разум) – одна из осн. категорий антич. философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. Соответственно природе античной философии и эта категория связана с непосредственными физическими и материальными обобщениями, т.е. в конце концов с космосом, чувственно-материальным, видимым, слышимым и осязаемым. Уже у Гомера этот термин тесно связан с чувств. восприятием (см. А. Ф. Лосев, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, в кн.: «Уч. зап. МГПИ им. Ленина», 1954, т. 83, с. 130–32). С падением антропоморфич. мифологии и с наступлением периода натурфилософии прежние боги превращаются в те или иные космич. закономерности, откуда и начинается характерное для всей антич. философии отождествление богов с умами. Это меньше всего обозначало попытку обожествлять H., a скорее, наоборот, концепцию богов как обобщенных закономерностей разных областей природы и общества или космоса в целом. Если, с одной стороны, уже у Фалеса (А 23, Diels
9
) «бог есть Н. мира», и если у пифагорейцев (58 В 15) тоже «бог есть Н.», и если, по Ксенофану (А 1), «бог – всеобщий Н.», а по Mетродору Лампсакскому, «Зевс есть Н.» (6), определяющий и знания людей (Гиппократ 22 С 1) и ту «сущность», к-рая является первообразом для вещей и имен (Пифагор 68 В 26), то, с другой стороны, Н. трактовался в плане греч. натурфилософии, т.е. в плане стихийного материализма: по Демокриту (А 74), Н. есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму (В 50 а), солнце есть «всецело Н.», и, хотя, по Экфанту (1), космос есть образ Н. и движется «божественной силой Н.», все-таки, по Архелаю (А 12), «бог есть воздух и Н., однако, не мирообразующий». По Диогену Аполлонийскому, мировое мышление есть воздух. Наиболее разработанную, материалисти-ческую по существу концепцию Н. в период натурфилософии дал Анаксагор. Материалистич. смысл имели и утверждения Ксенофана: «бог без усилий силой Н. все потрясает» (В 25). В период софистики Еврипид (Тrо. 885–888) отождествлял «Н. смертных» с Зевсом и воздухом. Что касается Н. в человеч. душе, то в период натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувств. ощущения – 58 В 15), к противопоставлению его эффективно-волевой стороне (58 В 1 а, 23 В 43), чувств. восприятию и представлению (Демокрит А 113), телу (у него же В 105) и глазами (Эмпедокл В 17, 21). Н. не только приравнивался иной раз душе (Парменид А 1), но и огню (Демокрит А 101). В противоположность материализму ранней натурфилософии, Сократ постулировал наличие в человеке Н. как самой гл. способности, а от частичного человеческого Н. переходил к общетелеологич. толкованию родовых сущностей и ко всеобщему мировому Н., причем понимал этот последний как принцип практич. объяснения действительности, обозначая его также термином φρόνησις, т.е. «практический разум» (Xen. Memor. I,4, 17). Идеалистич. концепцию Н. развил далее Платон, к-рый критиковал как вообще всякие веществ. объяснения существующего, так и, в частности, учение Анаксагора о Н.; нус трактовался у него как принцип мирового порядка и гармонии (Tim. 29 Д – 31 В) так, что отличие Н. от космоса оказывалось в то же самое время и тождеством Н. с космосом. Это взаимоотношение Н. и космоса Платон сознательно трактовал диалектически, чем отличался от описательной телеологии Сократа. Аристотель, критикуя Платона, считал, что все идеи вещей, не будучи в состоянии существовать разрозненно, образуют некое мировое целое, или мировой Н., к-рый отделен от материальных вещей в том смысле, что они содержат в себе чувств. материю, но зато он содержит в себе свою собств. умственную, или, как говорили лат. переводчики, интеллигибельную материю (Met. VII 10, 1036 а 9–10; VIII 6, 1045 а 22 b 18). Этот мировой Н., по Аристотелю, есть форма форм и ощущение ощущений (De an. III 8 432 а 2), актуально мыслящая вечность, в к-рой каждая чувств. вещь имеет свою идею. Однако идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. называл перводвигателем (Met. IV 8,1012 b 24–31; XII 7; 8 1074 а 37; Phys. VIII 10). Т.о., не Платон, но скорее Аристотель, является отдаленным предшественником неоплатонич. учения о Н., отличаясь от Платона учением о самосознании Н. и об его вечно-энергийном, а также иерархийном (ср. о действиях Н. в космич. сферах, XII 8) функционировании. Развивая это учение, неоплатоники впоследствии стали говорить об эманациях Н. В эпоху эллинизма, когда гл. задачей философии оказалась охрана и покой человеч. «Я», идея Н. несла материально организующие функции. В этом сходились три основные школы раннего эллинизма, во всем прочем столь различные между собой – стоицизм, эпикурейская школа и скептицизм. От гераклитовского огня Н. стоиков отличался телеологией, провиденциализмом (фатализмом) и теорией систематич. морального самовоспитания человеч. личности. Считая Н. божественным (SVF II frg. 1038, Арним I frg. 146, 158) и даже просто богом или судьбой (II frg. 1027; I frg. 102; II frg. 580), стоики трактовали его как огненный (I frg. 157), пребывающий в эфирной высоте (II frg., 1027) и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса (II frg. 634), как ту способность, к-рая, оставаясь одной и той же, в одном отношении разумна, в другом – чувственна (II frg. 849). Этого стоич. ригоризма хватило, однако, не более, чем на два века. Он был существенно поколеблен в Средней Стое Панецием и Посидонием, у к-рого Н. уже переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку (Nemes. 154, 10 сл.; Cic. De nat. deor. II 24 сл., 115 сл.; Мах Туr. VIII 8, 9, 1; Cic. De divin., 1 110,117, 125 сл.; Cic. De nat. deor. II 73 сл., II 33 сл.). Благодаря отделению в H. идеальной стороны от материальной последняя теряла свой твердокаменный характер и первоначальный стоицизм становился менее ригористическим. Постепенно стало развиваться учение о внутр. восхождении человека к чисто световому Н., к-рый мыслился как максимальная сосредоточенность человеч. духа в себе, чему у Плотина посвящены десятки страниц. Поэтому H. y Посидония уже переставал быть первоначальным стоич. Н. Скорее его нужно называть Н. стоич. платонизма. Многочисл. варианты концепции Н. стоич. платонизма можно найти также в том среднем платонизме 1–2 вв., к-рый был подготовкой неоплатонизма. Из философов, ближайших к неоплатонизму, нужно отметить Нумения. Стоич. платонизм Нумения помешал ему дать классич. концепцию платоновского Н., заставил объединить это последнее с «единым» и прямо от Н. переходить к космосу, минуя учение о душе, и тем самым представлять себе Н. материально. Зато Н. выступил у него как демиург, что было вполне в духе классич. платонизма. Вместе с тем один из учителей Плотина Аммоний Саккас весьма отчетливо отделял Н. от всего душевного и телесного (Nemes. De nat. hom. 3), чем вплотную придвинул эклектич. учение о Н. к Плотину (см. Немесий, О природе человека, пер. Ф. Владимирского, Почаев, 1904, а также у М. Владиславлева, Философия Плотина…, СПБ, 1868, с. 269–71). Т.о., эволюция платонич. концепции Н. между Посидонием и Плотином заключалась в последовательном исключении стоич. материализма и натурализма. От стоицизма к неоплатонизму перешла только отмеченная выше острейшая жажда субъективного освобождения человека от оков материальной действительности, достигшая в неоплатонизме степени внутр. и эстетич. слияния с последними основами бытия. Плотин разработал учение о Н., как вечно-самодвижной самосоотнесенности бытия и, следовательно, его самосозерцании (V 2, 1). Понимание Н. как чистого сущего Плотин воспринял из элейской традиции через переработку ее у Анаксагора, Платона и Аристотеля. Плотин развил концепцию тождества в Н. субъекта и объекта (II 9, 1; V 3. 5. 6; III 8, 9; VI, 4), полного отличия Н. как от «единого» (VI 9, 2), так и от «души» (IV 8, 7; V 1, 7, 8), не говоря уже о космосе (IV 1,1; 2,1). Чистота Н. в концепции Плотина носит на себе следы философии Аммония Саккаса, в то время как световая природа Н. (многочисл. тексты, напр. I 6, 9) разработана на основе платоновских суждений (Plat. Phaedr. 250 В Ε). Детально представлено у Плотина учение о внутр. восхождении человека к последней световой сосредоточенности в H., a через Н. и в «едином» (VI 9). Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить то, что у Плотина еще не получило большой разработки – субъект-объектные отношения внутри самого Н. Отсюда возникали многочисл. триады Н. (у ученика Плотина Амелия, у ученика Ямвлиха Феодора из Азины). У Ямвлиха точно обозначенную триаду содержит в себе мыслимый и мыслящий Н., к-рые, однако, не объединяются в точно обозначенный синтез. Что же касается демиурга, то он оказывается не чем иным, как последним членом мыслящего Н. и, кроме того, еще сам состоит из семи моментов, образуя таким образом, гебдомаду. Триадич. расчленение Н. дал Прокл: мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь. Что же касается мыслящих идей, то они в целом составляют у Прокла ясно проводимую гебдомаду (семирицу), каждый член к-рой тоже гебдомадичен. Концепции Н. в эпоху позднего эллинизма, к-рый уже не создавал новых идей, но зато ставил своей целью углубление, дифференциацию и систематику созданных антич. идей, сводились в основном к реставрации древней мифологии. Каждое божество или демон получал свое место, и их классификация превращалась в категориальную систему Н., за к-рой следовала такая же система – сферы мировой души. Общеплатонич. понятие «единого» было выше всяких богов, разделение его на бесконечное множество единичностей все еще было далеко от конкретной мифологии. Когда же переходили ко второй ипостаси, к Н., то мифология начиналась не сразу. Пока Н. рассматривался как только мыслимый, интеллигибельный предмет, мифологии не было, потому что боги и демоны вовсе не являются только мыслимыми предметами, они ведь еще и мыслящие субъекты и души. Следовательно, конструкция богов и демонов начиналась только с момента фиксации в Н. также и субъективно мыслящей стороны. И только разработка всех категорий Н. с точки зрения его субъективно мыслящих моментов приводила к тем многочисл. категориям, к-рые уже можно было сопоставлять с конкретно данными в народной мифологии образами и построениями. Т.о., огромное историко-филос. значение антич. теории Н. заключается в создании единой концепции всего осмысленного и закономерного, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому. Правда, осознаваемый при помощи Н. чувств. космос был всегда полон для древних самых разнообразных богов, демонов и душ, ибо расстаться с древней мифологией целиком и окончательно для. древних было невозможно. Более того, если даже у Платона и Аристотеля теория Н. почти насквозь космологична, но не теологична, то последние века античной философии заполнены колоссальным напором на теорию Н. как на диалектику древней мифологии. Ясно, однако, что это было концом античности, когда уже не появлялись новые филос. идеи, а вся философия в основном направлялась на реставрацию мифа. Тем не менее в целом антич. теории Н. были не только необходимыми для самой античности, но и часто играли в ней прогрессивную и даже революц. роль.
Лит.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 195; Зелинский Φ. Φ., Гомеровская психология, «Тр. разряда изящной словесности Росс. Акад. Наук», П., 1922, с. 10–16; Brentano Fr., Die Psychologie des Aristoteles, insbesondere seine Lehre von νοῦς ποιητικός (nebst einer Beilage über das Wirken des aristotelischen Gottes), Mainz, 1867; Heinze M., Über die νοῦς des Anaxageras, «Berichte der Gesellschaft der Wissenschaften phil.-hist. Klasse», Lpz., 1890, S. 1–45; Guyot H., Plotin et la génération de l’intelligence par l’un, «Rev. néo-scolastique de philosophie», 1905, p. 55–59; Patrick M. M., The birth of the idea of spirit in Greek thought, «Popular Science Monthly», 1906, v. 69, Oct.; Kellermann В., Das Nusproblem, в кн.: Philosophische Abhandlungen. H. Coehn zum 70. Geburtstag dargebracht, В., 1912, S. 152–69.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

НУС — Новая философская энциклопедия

НУС (греч. νοῦς – разум, мысль, дух) – ум, термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания – в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя [ДИАНОЙЯ]).

Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе [ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА] (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида [ПАРМЕНИД]) и у Анаксагора [АНАКСАГОР], поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус – эйдос [ЭЙДОС] эйдосов, целевая причина всего существующего – стоит во главе иерархии универсума и – как предмет всеобщей любви – есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус, для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса. Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и единым [ЕДИНОЕ] (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса – единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус – первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Нус – вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, – прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» 30с, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (Бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).

Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т.п.

Литература:

1. Perler О. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freiburg, 1931;

2. Fritz K. ν. Νόος and νοεῖν in the Homeric Poems. – «Classical Philology», 38, 1943, p. 79–93;

3. Idem. Der Νοῦς des Anaxagoras. – «Archiv für Begriffsgeschichte», 9, 1964, S. 87–102;

4. Idem. Νοῦς, Νοεῖν and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras). – The Pre-Socratics, ed. A.Mourelatos. N. Y., 1974, p. 23–85;

5. Hamelin O. La théorie de lʼintellect dʼaprès Aristote et ses commentateurs. P., 1953;

6. Armstrong A.H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect. – Les sources de Plotin. Vandoeuvres – Gen., 1960, p. 391–413;

7. Krämer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amst., 1967;

8. Hager F.P. Der Geist und das Eine. Bern – Stuttg., 1970;

9. Szlezavk Th.-A. Platon und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel – Stuttg., 1979;

10. Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence. – Oxford Studies in Ancient Philosophy, 5, 1987, p. 157–186.

См. также лит. к ст. Анаксагор [АНАКСАГОР], Неоплатонизм [НЕОПЛАТОНИЗМ].

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нус — (греч. nus – мысль, ум, разум) – одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. В стоицизме нус сближается с логосом. Латинский перевод термина «нус» – интеллект. Словарь по культурологии
  2. НУС — • начальник узла связи Сокращения, применяемые в СССР
  3. нус — НУС (от греч. vovc, — ум, разум, дух) — категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины. Категориальное значение… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  4. Нус — (греч. nús — мысль, ум, разум) одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.)… Большая советская энциклопедия
  5. нус — орф. нус, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  6. НУС — НУС (греч. nus — ум, мысль, разум) — одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Большой энциклопедический словарь
  7. нус — сущ., кол-во синонимов: 5 интеллект 12 мысль 42 разум 22 смысл 39 ум 39 Словарь синонимов русского языка

Нус (философия) — это… Что такое Нус (философия)?

Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

В древнегреческой натурфилософии (VI—V вв. до н. э.) Нус тесно связан с чувственно-материальным космосом. Нус здесь — [конкретная] движущая протосила, дающая происхождение космосу со всеми его явлениями. (Напр. по Демокриту, Нус есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму, солнце есть «всецело Нус»; по Архелаю, «бог есть воздух и Нус», и т. п.). С классического периода (V—IV вв. до н. э.) Нус начинает пониматься как абстрактный движущий принцип мирового порядка. Со времени Средней Стои (стоического платонизма, II—I вв. до н. э.) Нус — уже полностью отвлеченная и самотождественная демиургическая ипостась бытия. Наибольшую ясность представление о Нусе получило у Анаксагора, Аристотеля, в стоицизме и неоплатонизме; в последнем понятие Нуса получило наивысшее, заключительное развитие. Античная теория Нуса имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.

Анаксагор

Наиболее разработанную концепцию Нуса в ранний, натурфилософский период дал Анаксагор. Нус есть движущий принцип мирового порядка, организующий элементы; движущая сила, участвующая в процессе образования мира. При этом Анаксагор отмечает, что Нус организует элементы в порядок из беспорядка: «Все вещи были вместе: затем пришел ум и привел их в порядок»; «…[Ум] вдруг начав действовать, связал воедино все, находившееся ранее в беспорядке».

Анаксагорическая концепция Нуса как движущей силы космогонического процесса являет собой классический пример техноморфной модели космологии в досократической натурфилософии. В собственно-качественных характеристиках Нуса, которые находим у самого Анаксагора, понимание Нуса колеблется между взглядом на него и 1) как на только механическую причину отделения друг от друга первоначально перемешанных частиц и 2) как на разумную сознающую (и даже «знающую») целесообразно действующую силу:

«И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует Ум. И над всеобщим вращением господствует Ум, от которого это круговое движение и получило начало. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал Ум…». «Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в настоящее время есть, порядок всего этого определил Ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их]. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое…».

В этом тексте Анаксагора Нус одновременно характеризуется и как сознательная, целесообразно действующая духовная сила (он обладает «совершенным знанием», определил порядок всего) и как чисто механическая сила (отделение воздуха и эфира, отделение редкого от плотного и т. д., которое производится «самим вращением»).

Анаксагор признает Нус источником красоты и обоснованности; отождествляет его с душой и утверждает, будто Нус присущ всем животным (как малым, так и большим, как благородным, так и низким и т. п.). Аристотель догадывается, что Анаксагор считает душу по сути отличной от Нуса; Нусу же Анаксагор, по Аристотелю, «приписывает оба качества: и познание и движение».

Сократ в сочинениях Анаксагора находит учение только о причинном механизме возникновения, то есть по Сократу, у Анаксагора Нус выступает только как причинная механическая сила, а не как сила ра́зумная и разу́мная, целесообразная, направляющая все вещи в мире к наилучшему совершеннейшему порядку. Сократ отмечает, что в такой своей механической функции Нус Анаксагора оказывается необходимым только там, где Анаксагору не хватает других, чисто физических средств объяснения.

Таким образом, хотя Анаксагор ввел в качестве движущей силы Нус и даже отделил этот Нус от всех материальных элементов как начало простое, обособленное от всего и беспримесное — и даже приписал своему Нусу совершенное знание обо всем — в итоге Анаксагор понимает свой «Ум» скорее как чисто механическую движущую силу, причем приобретающую первую важность тогда, когда организация порядка «другими методами» оказывается невозможной.

Нус Платона в основном понимается как рациональная часть индивидуальной души (τό λογιστικόν), при этом в пределах этой рациональной части имеет свою особую функцию. Платон считал Нус той самой частью души, которая собственно бессмертна. В диалоге «Тимей» Нус уже определяется как демиургическое начало, сам демиург, который сообщает Универсуму рациональный порядок.

Аристотель

Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Нус, который есть «форма форм» и «ощущение ощущений», актуально мыслящая вечность, в которой каждая чувственная вещь имеет свою идею. Эти идеи Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Нус называл перводвигателем (то есть в учении о Нусе не Платон, а скорее Аристотель является предшественником неоплатонизма).

Мировой Ум, тончайшее и легчайшее вещество — содержащее, по Аристотелю, полное знание обо всем и обладающее абсолютной силой — приводит это вещество в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая европейская философская версия модели мира, где деятельное начало — определяющая характеристика всякой сущности.)

Глава Перипатетической школы I в. н. э. Александр Афродисийский, развивая перипатетическое учение в строгом соответствии с учением Аристотеля, тем не менее внес в него некоторые изменения. Наиболее известное из таких изменений затрагивает платоно-аристотелевское понимание Нуса. Александр отказывался признавать «деятельный» Нус бессмертной частью человека и отождествлять Нус деятельный с божественным. Т.о. по Александру, Нус уже приобретает «полиморфную» сущность; оставаясь изначально-запредельно единым, одним и тем же [самым], Нус не есть одно и то же [самое] как сам-по-себе и как момент причастности-к-себе в душе [человека]. Это положение Александра по сути оказалось основополагающим для позднейшего неоплатонического толкования Нуса.

Стоики считали Нус божественным началом или судьбой и трактовали его как огненный дух (пневма, πνεῦμα), пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у Панеция и Посидония (II—I вв. до н. э.) Нус перестает быть материальным, огненным и превращается в абстрактный мировой порядок. Этот Нус начинается как чистый и абсолютный и переходит через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Нус как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (III в.) окончательно отделил Нус от всего душевного и телесного.

Плотин (III в.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Нусе как о вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. По Плотину, в иерархическом строении Бытия Нус — первое, что происходит из Единого, и соответственно отличается как от высшего Единого, так и от низшей Души. Главная характеристика Нуса у Плотина восходит к характеристике Нуса у Аристотеля — тождество субъекта и объекта; то есть Нус мыслит сам себя уже мыслящим; закономерную необходимость этого положения Плотин выводит из природы Единого.

В Нусе, по Плотину, следует различать три момента:

  1. вещество,
  2. мыслимое бытие,
  3. мышление.

«Вещество» Нуса — то, из чего Нус мыслит собственно мыслимое бытие. Это «вещество» идеального мира есть «вещество», вечно рождающееся от эманирующего Единого, и существует вечно, «никогда не заканчивается»; то есть есть овеществленный бесконечный креативный потенциал Единого; то для «производства» чего Единое собственно существует.

Второй после «вещества» момент Нуса есть мыслимое бытие, или «существование в чистом виде». Это — тот демиургический, субъектно-объектно-тождественный логический момент, который собственно мыслит бытие из «идеального вещества», организует беспорядочный «строительный материал» в упорядоченное бытие. При этом для собственно космо-демиургической функции Нусу как раз достаточно мыслить только себя самого; так как Нус уже не есть Единое, по отношению к Единому он «инаков» и уже не един, но множествен, космичен. То есть мысля самого себя, Нус сам по себе мыслит (творит) уже и космос.

Третий момент Ума — мышление, то есть то посредством чего Нус собственно мыслит; именно — созерцание Единого. После Единого Нус совершеннее всего, так как созерцает Единое непосредственно. Как наиболее совершенное, Нус ближе всего к Единому по степени единства; в Нусе пребывают все виды и все формы, не отделенные друг от друга пространством. Эти виды и формы отличаются от высшего единства только «инаковостью», то есть только тем, что они [уже] не есть Единое. Так как Нус — высшее совершенство после Единого, то Нусу принадлежит и высшее единство. В нем не могут происходить никакие логические действия; мышление Нуса не может протекать линейно, в форме силлогизмов. Как чистая мысль, Нус может созерцать/творить только истинное. Он не подвержен никаким ошибкам, и о нем нельзя заключать по аналогии с нашим человеческим умом.

Соответственно, по Плотину, вместе с бытием в Нусе появляется возможность категорий. Как сущее, Нус подлежит всем категориям. Он подлежит категории движения, так как Нус есть мышление, и подлежит категории покоя, так как его мышление утверждается в понятиях, которые всегда остаются неизменными. Нус есть иное, так как в нем имеется многое, и он есть тождество, так как во всем своем содержании он остается тем же самым. Поскольку в Уме заключаются все эти категории, к Уму применима категория количества. Поскольку же в Уме различаются его идеи, Ум подлежит категории качества, и т. п.

Определяясь первоединым, Нус производит множество идей. Все категории Нуса т.о. приложимы также и к идеям (то есть сущность идей та же самая, что и сущность Нуса). Нус таким образом определяется как сила, составляющая основу идей, а идеи — как энергия (или как возможность и действительность). Вместе с тем Нус определяется как целое, а идеи — как части целого, и отношение между Нусом и идеями разъясняется как отношение между родом и видами рода. Таком образом, если у Платона идеи рассматриваются как первообразы вещей чувственного мира, его «сознательные образцы», у Плотина идеи и Нус — скорее действующая причина существования по отношению ко всему остальному.

Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъектно-объектные отношения внутри самого Нуса. Триадическое расчленение Нуса дал Прокл (V в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.

Схемы Плотина при моделировании самопознания гипостазированного Нуса Августин приспосабливал и к исследованию познающего себя индивидуального ума (mens), то есть разумной человеческой души. Поскольку ум всегда присущ самому себе и неделим, он «знает» себя весь целиком, а не одной своей частью — другую. Познавая себя помнящим, понимающим, желающим, ум постигает не что-то внешнее по отношению к себе, а собственную сущность, проявляющуюся в способностях и актах памяти, понимания и воли. Присущность ума самому себе, то есть его субстанциальная самотождественность, выявляется в акте самопознания, «гарантией достоверности» которого выступает тождество познаваемого и познающего.

Несмотря на известное сходство августиновской и плотиновской ноологии, учение Августина о самопознании «переориентировано в человеческом направлении». Стараясь избежать характерной для неоплатонического спиритуализма недооценки или даже дискредитации телесной природы человека, Августин полностью принимал в расчет «права» эмпирического ego человека. Такое ego противодействует возвышенным духовным запросам; отсюда своим учением Августин также утверждает необходимость целенаправленного и кропотливого отвлечения ума от чувственных образов внешних вещей, то есть от «иного», с которым ум «определенным образом сросся». Такие требования-утверждения нарушали «абстрактную чистоту» учения Плотина, вносили в августиновскую ноологию элемент психологизма, которые Плотин из своего учения о самопознании субстанциального Нуса по мере возможности изгонял.

Источники

  • Александр Афродисийский. Комментарии к «Метафизике»
  • Аристотель. «Метафизика»
  • Августин Блаженный. «О троице»
  • Платон. «Тимей, или О природе»
  • Плотин. «Эннеады.»
  • «Фрагменты ранних греческих философов» ред. А. В. Лебедев.

Литература

  • Лосев А. Ф., История античной эстетики. М.: Искусство, 1992, 1994.
  • Асмус В. Ф., Античная философия. М.: Высшая школа, 1998.

НУС — это… Что такое НУС?

    НУС (греч. νοῦς — разум, мысль, дух), ум, термин др.-греч. философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания — в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (диаиойя).

    Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе (тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус — «эйдос эйдосов», целевая причина всего существующего — стоит во главе иерархии универсума и — как предмет всеобщей любви — есть Перводвигателъ. Аристотель же резко отделил актуальный нус (ἐνεργείᾳ νοῦς), для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса (δυνάμει νοῦς,-Anst De an. III). Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и Единым (Спевсипп) либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в Среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского Демиурга, содержащего в себе wctew-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса — единое, сущее, отец, создатель, первый бог.     У Плотина нус — первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего её Единого-Блага. Нус — вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, — прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» ЗОс, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).

    Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т. п.

    Лит.: Perler О. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freib., 1931; Fritz Κ. ν. Νόος and νοεῖν in the Homeric Poems, — CPhil 38, 1943, p. 79-93; Idem. Der Νους des Anaxagoras, — ArchBegr 9, 1964, S. 87-102; Idem. Νους, Noeîv and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras), — The Pre-Socratics. Ed. A. Mourelatos. N. Y., 1974, p. 23-85; Hamelin O. La théorie de l’intellect d’après Aristote et ses commentateurs. P., 1953; Armstrong A. H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect, — ENTRETIENS 5. Les sources de Plotin. Vandv.; Gen., 1960, p. 391-413; Krämer H. J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amst., 1967; Hager F. R Der Geist und das Eine. Bern; Stuttg., 1970; Szlezavk Th.-A. Piaton und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel; Stuttg., 1979; Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence, — OSAPh 5, 1987, p. 157-186; Emilsson Ε. K. Plotinus on Intellect. Oxf, 2007. См. также лит. к ст. Анаксагор, Неоплатонизм.

    Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008.

Нус — Карта знаний

  • Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

    В древнегреческой натурфилософии (VI—V вв. до н. э.) Нус тесно связан с чувственно-материальным космосом. Нус здесь — движущая протосила, дающая происхождение космосу со всеми его явлениями. Например, по Демокриту, Нус есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму, солнце есть «всецело Нус»; по Архелаю, «бог есть воздух и Нус», и т. п. С классического периода (V—IV вв. до н. э.) Нус начинает пониматься как абстрактный движущий принцип мирового порядка. Со времени Средней Стои (стоического платонизма, II—I вв. до н. э.) Нус — уже полностью отвлеченная и самотождественная демиургическая ипостась бытия. Наибольшую ясность представление о Нусе получило у Анаксагора, Аристотеля, в стоицизме и неоплатонизме; в последнем понятие Нуса получило наивысшее, заключительное развитие. Античная теория Нуса имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Хенология (греч. ἕνωσ — единое, греч. λόγος — учение, наука) — первоначально платоническое учение о Едином. Предустановленная гармония — философское понятие, введенное Лейбницем. Наряду с окказионализмом Мальбранша, концепция Лейбница является подвидом теории психофизического параллелизма. Перводвигатель (греч. τὸ πρῶτον κινοῦν, лат. primum movens, буквально — первое движущее) — центральное понятие космологии Аристотеля. Его учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом и к метафизическим вопросам в частности. При помощи понятия «перводвигатель» Аристотель стремился объяснить обосновать вечность мира и целесообразность природы. В своей «Физике» (8-я книга) понятие перводвигателя постулируется в связи с анализом процесса движения… Проблема тождества личности — философская проблема, состоящая в том, что человек в разные моменты времени считает себя одной и той же личностью, в то время как его тело и сознание постоянно меняются. Основными конкурирующими теориями в этой области являются… Единство сознания — философская концепция, согласно которой в основе явлений сознания лежит единая субстанция, не состоящая из частей и потому нематериальная. В разных философских учениях эта субстанция может называться нашим «я», душой или духом. Основным аргументом в пользу её существования служит тот факт, что множество явлений сознания воспринимается нами как одно целое, в то время как сами явления существуют по отдельности. Из этого делается вывод, что кроме явлений, в нас существует и нечто… Мирова́я душа́ (греч. ψυχὴ τοϋ κόσμου, лат. anima mundi, нем. Weltseele) — в философии единая внутренняя природа мира, мыслимая как Высшее живое существо (Бог), обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях Мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное… Спиритуали́зм (от лат. spiritualis — духовный) — философское учение, в противоположность материализму считающее началом или субстанцией вещей не материю, а дух. Термин был введён в конце XVII века Лейбницем. Различают спиритуализм как психологическое и как метафизическое учение. В психологии спиритуализм утверждает существование человеческого духа как субстанции психических явлений; в метафизике он предполагает, что и в основе физического мира лежит субстанция или субстанции, подобные человеческому… Субстра́т (лат. substratum «основа, фундамент»; от sub «под» + stratum «кровать; настил»), также первомате́рия, первовещество́, первостихи́я, первоэлеме́нт, еди́ное нача́ло, лат. materia prima в широком смысле — основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают её конкретные свойства… Внутренний опыт — в философии один из основных источников познания, наряду с внешним опытом, одна из двух составных частей опыта как такового. Если под внешним опытом понимается всё то, что мы познаём с помощью органов чувств, то под внутренним — то, что познаётся без помощи органов чувств. Предметом внутреннего опыта является внутренний, психический мир человека, его сознание и явления этого сознания. Методом изучения внутреннего опыта является самонаблюдение. Понятие внутреннего опыта играет наибольшую… Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения. Антропофания (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек + φαίνω — «светить(ся), являть, показывать, обнаруживать») — это феномен самореализации человека, наиболее полного раскрытия человеческой сущности, проявление человека как символа. В современную философскую проблематику термин введён французским антропологом Жаком Видалем. Ничто́ — категория, фиксирующая отсутствие, небытие определённой сущности, или отсутствие, отрицание бытия вообще, активное начало негации. Анатмавада, Анатма-вада (санскр. अनात्मवाद, anātmavāda IAST от an-ātman IAST; пали an-attā IAST — «не-душа», «бессамостность», «безличность»; vāda — «учение», «доктрина») — уче­ние об от­сут­ст­вии «я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно для­щейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная самость, атман, под которым может пониматься как душа, так… Субъе́кт (лат. subjectum «лежащее внизу; находящееся в основе») — носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам. Шеллингианство — Философия Шеллинга, развивавшаяся в русле немецкого идеализма с уклоном в натурфилософию. Филосо́фия Никола́я Га́ртмана — философское учение, созданное немецким философом Николаем Гартманом (1882—1950). Его основу составляет разработанная им под влиянием феноменологии критическая, или новая, онтология, основные положения которой изложены в четырёх томах, опубликованных в 1935—1950 годах. Отчужде́ние (англ. alienation, нем. Entfremdung, Entäußerung) — в философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Греческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени.

Подробнее: Физика Аристотеля

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорить, излагать») — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских… Еди́нство (др.-греч. ενότητα, лат. Unitas) — взаимосвязь определённых предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, в конечном счете, — в составе бесконечного во времени и пространстве мира. «Воображаемое установление общества» — книга Корнелиуса Касториадиса, французского социолога, психоаналитика, философа и социального активиста, одного из создателей группы «Социализм или варварство», изданная в 1975 г. Перевод с франц. Г. Волковой, С. Офертаса. М.: Гнозис; Логос, 2003 г. Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях. Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. Ишракизм (араб. إشراقية‎ от إشراق‎ — «озарение, просветление»; также «философия озарения», «иллюминативизм») — одно из направлений арабо-мусульманской философии в суфизме. Диалекти́ческий материали́зм — философское направление, базирующееся на синтезе материализма (постулирующего примат объективного мира над субъективным, материального над идеальным) и диалектики Гегеля (постулирующей всесторонние связи и постоянное движение от «низших» форм к «высшим», к абсолюту, раскрывая внутренние механизмы движения и развития различных систем). Основой учения послужили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, развитые Лениным и другими философами-марксистами. Причи́на: Основание, предлог для каких-нибудь действий.Например: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что…, по той причине что…, из-за того что… Идеация (альтернативные термины: эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, означающее непосредственное усмотрение, созерцание сущности. Гилеморфи́зм (от др.-греч. ὕλη — вещество, материя и μορφή — форма) — новоевропейский термин, обозначающий концепцию космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией. В общем смысле — метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы). Термин окончательно утвердился в литературе в XIX в. Метафи́зика (от др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Ме́ра — философская категория, означающая единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Согласно А. П. Огурцову, эта категория обобщает способы и результаты измерения предметов. Анализ меры исходит из важности интервала изменений количественных величин, в рамках которого можно говорить о сохранении качества предмета. Категория меры тесно связана с рядом философских понятий, в том числе относящихся к областям этики и эстетики. Абсолютное знание (англ. the Ultimate Knowledge, нем. Das absolute Wissen) — это знание, достигшее предельного самопознания себя, это момент, когда наука и философия сливаются воедино, познают себя самое, и где формируются предпосылки перехода к постзнанию. Мир как воля и представление (нем. Die Welt als Wille und Vorstellung) — центральная работа немецкого философа Артура Шопенгауэра. Первое издание было опубликовано в декабре 1818 года, а второе расширенное — в 1844. В 1948 году вышла сокращенная версия под редакцией Томаса Манна. В 1897 году вышла в Санкт-Петербурге, издание А. С. Суворина, в переводе Черниговца (Вишневского) Фёдора Владимировича. Социокультурная динамика — процесс циклического изменения и развития социальных и культурных систем, переход из одного состояния в другое под воздействием изменения господствующей системы ценностей. Концепция социокультурной динамики была введена в научный оборот российско-американским социологом Питиримом Сорокиным. Мона́да (греч. μονάδα, от др.-греч. μονάς, μονάδος — единица, простая сущность, от μόνος — один) — согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике. Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также… Эллинистическая философия — предпоследний период развития философии Древней Греции, последовавший за Сократом. К основным чертам эллинистической философии относят принцип иррелевантности, этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. В IV веке до н.э. центром философии были Афины, где сформировалось 4 школы: Академия, Ликей (перипатетики), «Сад» (эпикурейцы) и Стоя (стоики). Эмана́ция (лат. emanatio — истечение, распространение), понятие античной философии, онтологический вектор перехода от высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия . Ави́дья (санскр. अविद्या, avidyā IAST, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия». Примордиа́льная тради́ция (лат. primordialis, фр. primordiale — «изначальная», «исконная», «первозданная») — термин в доктрине основоположника школы современного интегрального традиционализма Рене Генона, изначальное содержание духовности, сердцевиной которого является метафизическое учение о Первопринципе и его манифестации, воплощённое «в символах, передаваемых из одной эпохи в другую от самых источников человечества». Атрибу́т — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний) — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый для её существования предикат. Панпсихизм (от др.-греч. παν- — всё- и ψυχή — душа) — представление о всеобщей одушевлённости природы. К устаревшим формам панпсихизма относятся анимистические представления первобытных культур, гилозоизм в древнегреческой философии, а также учения о душе и психической реальности как подлинной сущности мира. Черты панпсихизма есть в учениях ряда немецких философов Нового времени: в концепции монады Г. В. Лейбница, в философских идеях Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Г. Т. Фехнера, В. Вундта, Э… Смысл любви — цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1892—1894 годах. Н. А. Бердяев считал, что «»Смысл любви» Вл. Соловьева — самое замечательное, что было написано о любви». Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя… Спекулятивный реализм (англ. Speculative realism) — развивающееся направление в современной философии, определяющее себя как метафизический реализм: позиция, которая противостоит господствующим формам посткантианской философии (называемым ими корреляционизмом). Наименование «спекулятивный реализм» впервые прозвучало на конференции, которая состоялась в Голдсмитском университете под руководством Альберто Тоскано и включала в себя выступления Рэя Брасье (Американский Университет Бейрута), Йена Гамильтона… Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Палингене́зия (от др.-греч. πάλιν — снова и γένεσις — становление, рождение) — теория немецкого философа Артура Шопенгауэра о том, что воля человека никогда не умирает, а проявляет себя опять в новых индивидах. Вместе с тем Шопенгауэр отвергает основные положения реинкарнации о переселении конкретной души. Теория палингенезии была изложена во втором томе его книги «Мир как воля и представление» — в частности, в главе «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа». Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена… Окказионализм (от лат. occasio — случай, случайный) — философское учение, объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога, то есть решавшее проблему взаимодействия протяженной и мыслящей субстанций и развивавшее дуализм картезианства. Основные представители — француз Жеро де Кордемуа (1626—1684), немец Иоган Клауберг (1622—1665) и голландец Арнольд Гейлинкс (1624—1669). До логического завершения учение окказионализма довёл француз Николя Мальбранш (1638—1715), сформулировавший… Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Нус — это… Что такое Нус?

Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

В древнегреческой натурфилософии (VI—V вв. до н. э.) Нус тесно связан с чувственно-материальным космосом. Нус здесь — [конкретная] движущая протосила, дающая происхождение космосу со всеми его явлениями. (Напр. по Демокриту, Нус есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму, солнце есть «всецело Нус»; по Архелаю, «бог есть воздух и Нус», и т.п.). С классического периода (V—IV вв. до н. э.) Нус начинает пониматься как абстрактный движущий принцип мирового порядка. Со времени Средней Стои (стоического платонизма, II—I вв. до н. э.) Нус — уже полностью отвлеченная и самотождественная демиургическая ипостась бытия. Наибольшую ясность представление о Нусе получило у Анаксагора, Аристотеля, в стоицизме и неоплатонизме; в последнем понятие Нуса получило наивысшее, заключительное развитие. Античная теория Нуса имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.

Анаксагор

Наиболее разработанную концепцию Нуса в ранний, натурфилософский период дал Анаксагор. Нус есть движущий принцип мирового порядка, организующий элементы; движущая сила, участвующая в процессе образования мира. При этом Анаксагор отмечает, что Нус организует элементы в порядок из беспорядка: «Все веши были вместе: затем пришел ум и привел их в порядок»; «…[Ум] вдруг начав действовать, связал воедино все, находившееся ранее в беспорядке».

Анаксагорическая концепция Нуса как движущей силы космогонического процесса являет собой классический пример техноморфной модели космологии в досократической натурфилософии. В собственно-качественных характеристиках Нуса, которые находим у самого Анаксагора, понимание Нуса колеблется между взглядом на него и 1) как на только механическую причину отделения друг от друга первоначально перемешанных частиц и 2) как на разумную сознающую (и даже «знающую») целесообразно действующую силу:

«И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует Ум. И над всеобщим вращением господствует Ум, от которого это круговое движение и получило начало. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал Ум…». «Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в настоящее время есть, порядок всего этого определил Ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их]. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое…».

В этом тексте Анаксагора Нус одновременно характеризуется и как сознательная, целесообразно действующая духовная сила (он обладает «совершенным знанием», определил порядок всего) и как чисто механическая сила (отделение воздуха и эфира, отделение редкого от плотного и т.д., которое производится «самим вращением»).

Анаксагор признает Нус источником красоты и обоснованности; отождествляет его с душой и утверждает, будто Нус присущ всем животным (как малым, так и большим, как благородным, так и низким и т.п.). Аристотель догадывается, что Анаксагор считает душу по сути отличной от Нуса; Нусу же Анаксагор, по Аристотелю, «приписывает оба качества: и познание и движение».

Сократ в сочинениях Анаксагора находит учение только о причинном механизме возникновения, т.е. по Сократу, у Анаксагора Нус выступает только как причинная механическая сила, а не как сила ра́зумная и разу́мная, целесообразная, направляющая все вещи в мире к наилучшему совершеннейшему порядку. Сократ отмечает, что в такой своей механической функции Нус Анаксагора оказывается необходимым только там, где Анаксагору не хватает других, чисто физических средств объяснения.

Таким образом, хотя Анаксагор ввел в качестве движущей силы Нус и даже отделил этот Нус от всех материальных элементов как начало простое, обособленное от всего и беспримесное — и даже приписал своему Нусу совершенное знание обо всем — в итоге Анаксагор понимает свой «Ум» скорее как чисто механическую движущую силу, причем приобретающую первую важность тогда, когда организация порядка «другими методами» оказывается невозможной.

Нус Платона в основном понимается как рациональная часть индивидуальной души (τό λογιστικόν), при этом в пределах этой рациональной части имеет свою особую функцию. Платон считал Нус той самой частью души, которая собственно бессмертна. В диалоге «Тимей» Нус уже определяется как демиургическое начало, сам демиург, который сообщает Универсуму рациональный порядок.

Аристотель

Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Нуc, который есть «форма форм» и «ощущение ощущений», актуально мыслящая вечность, в которой каждая чувственная вещь имеет свою идею. Эти идеи Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Нус называл перводвигателем (т.е. в учении о Нусе не Платон, а скорее Аристотель является предшественником неоплатонизма).

Мировой Ум, тончайшее и легчайшее вещество — содержащее, по Аристотелю, полное знание обо всем и обладающее абсолютной силой — приводит это вещество в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая европейская философская версия модели мира, где деятельное начало — определяющая характеристика всякой сущности.)

Глава Перипатетической школы I в. н. э. Александр Афродисийский, развивая перипатетическое учение в строгом соответствии с учением Аристотеля, тем не менее внес в него некоторые изменения. Наиболее известное из таких изменений затрагивает платоно-аристотелевское понимание Нуса. Александр отказывался признавать «деятельный» Нус бессмертной частью человека и отождествлять Нус деятельный с божественным. Т.о. по Александру, Нус уже приобретает «полиморфную» сущность; оставаясь изначально-запредельно единым, одним и тем же [самым], Нус не есть одно и то же [самое] как сам-по-себе и как момент причастности-к-себе в душе [человека]. Это положение Александра по сути оказалось основополагающим для позднейшего неоплатонического толкования Нуса.

Стоики

Стоики считали Нус божественным началом или судьбой и трактовали его как огненный дух (пневма, πνεῦμα), пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у Панеция и Посидония (II—I вв. до н. э.) Нус перестает быть материальным, огненным и превращается в абстрактный мировой порядок. Этот Нус начинается как чистый и абсолютный и переходит через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Нус как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (III в.) окончательно отделил Нус от всего душевного и телесного.

Плотин

Плотин (III в.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Нусе как о вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. По Плотину, в иерархическом строении Бытия Нус — первое, что происходит из Единого, и соответственно отличается как от высшего Единого, так и от низшей Души. Главная характеристика Нуса у Плотина восходит к характеристике Нуса у Аристотеля — тождество субъекта и объекта; т.е. Нус мыслит сам себя уже мыслящим; закономерную необходимость этого положения Плотин выводит из природы Единого.

В Нусе, по Плотину, следует различать три момента: 1) вещество, 2) мыслимое бытие, 3) мышление.

«Вещество» Нуса — то, из чего Нус мыслит собственно мыслимое бытие. Это «вещество» идеального мира есть «вещество», вечно рождающееся от эманирующего Единого, и существует вечно, «никогда не заканчивается»; т.е. есть овеществленный бесконечный креативный потенциал Единого; то для «производства» чего Единое собственно существует.

Второй после «вещества» момент Нуса есть мыслимое бытие, или «существование в чистом виде». Это — тот демиургический, субъектно-объектно-тождественный логический момент, который собственно мыслит бытие из «идеального вещества», организует беспорядочный «строительный материал» в упорядоченное бытие. При этом для собственно космо-демиургической функции Нусу как раз достаточно мыслить только себя самого; т.к. Нус уже не есть Единое, по отношению к Единому он «инаков» и уже не един, но множествен, космичен. Т.е. мысля самого себя, Нус сам по себе мыслит (творит) уже и космос.

Третий момент Ума — мышление, т.е. то посредством чего Нус собственно мыслит; именно — созерцание Единого. После Единого Нус совершеннее всего, так как созерцает Единое непосредственно. Как наиболее совершенное, Нус ближе всего к Единому по степени единства; в Нусе пребывают все виды и все формы, не отделенные друг от друга пространством. Эти виды и формы отличаются от высшего единства только «инаковостью», т.е. только тем, что они [уже] не есть Единое. Так как Нус — высшее совершенство после Единого, то Нусу принадлежит и высшее единство. В нем не могут происходить никакие логические действия; мышление Нуса не может протекать линейно, в форме силлогизмов. Как чистая мысль, Нус может созерцать/творить только истинное. Он не подвержен никаким ошибкам, и о нем нельзя заключать по аналогии с нашим человеческим умом.

Соответственно, по Плотину, вместе с бытием в Нусе появляется возможность категорий. Как сущее, Нус подлежит всем категориям. Он подлежит категории движения, так как Нус есть мышление, и подлежит категории покоя, так как его мышление утверждается в понятиях, которые всегда остаются неизменными. Нус есть иное, так как в нем имеется многое, и он есть тождество, так как во всем своем содержании он остается тем же самым. Поскольку в Уме заключаются все эти категории, к Уму применима категория количества. Поскольку же в Уме различаются его идеи, Ум подлежит категории качества, и т.п.

Определяясь первоединым, Нус производит множество идей. Все категории Нуса т.о. приложимы также и к идеям (т.е. сущность идей та же самая, что и сущность Нуса). Нус т.о. определяется как сила, составляющая основу идей, а идеи — как энергия (или как возможность и действительность). Вместе с тем Нус определяется как целое, а идеи — как части целого, и отношение между Нусом и идеями разъясняется как отношение между родом и видами рода. Таком образом, если у Платона идеи рассматриваются как первообразы вещей чувственного мира, его «сознательные образцы», у Плотина идеи и Нус — скорее действующая причина существования по отношению ко всему остальному.

Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъектно-объектные отношения внутри самого Нуса. Триадическое расчленение Нуса дал Прокл (V в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.

Схемы Плотина при моделировании самопознания гипостазированного Нуса Августин приспосабливал и к исследованию познающего себя индивидуального ума (mens), т.е. разумной человеческой души. Поскольку ум всегда присущ самому себе и неделим, он «знает» себя весь целиком, а не одной своей частью — другую. Познавая себя помнящим, понимающим, желающим, ум постигает не что-то внешнее по отношению к себе, а собственную сущность, проявляющуюся в способностях и актах памяти, понимания и воли. Присущность ума самому себе, т.е. его субстанциальная самотождественность, выявляется в акте самопознания, «гарантией достоверности» которого выступает тождество познаваемого и познающего.

Несмотря на известное сходство августиновской и плотиновской ноологии, учение Августина о самопознании «переориентировано в человеческом направлении». Стараясь избежать характерной для неоплатонического спиритуализма недооценки или даже дискредитации телесной природы человека, Августин полностью принимал в расчет «права» эмпирического ego человека. Такое ego противодействует возвышенным духовным запросам; отсюда своим учением Августин также утверждает необходимость целенаправленного и кропотливого отвлечения ума от чувственных образов внешних вещей, т.е. от «иного», с которым ум «определенным образом сросся». Такие требования-утверждения нарушали «абстрактную чистоту» учения Плотина, вносили в августиновскую ноологию элемент психологизма, которые Плотин из своего учения о самопознании субстанциального Нуса по мере возможности изгонял.

Источники

  • Александр Афродисийский. Комментарии к «Метафизике».
  • Аристотель. Метафизика.
  • Августин Блаженный. О троице.
  • Платон. Тимей, или О природе.
  • Плотин. Эннеады.
  • Фрагменты ранних греческих философов; ред. А. В. Лебедев.

См. также

Литература

  • Лосев А. Ф., История античной эстетики. М.: Искусство, 1992, 1994.
  • Асмус В. Ф., Античная философия. М.: Высшая школа, 1998.

Wikimedia Foundation. 2010.

Нус — это… Что такое Нус?

        одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

         В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.) Н. тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, Н. есть «бог в шаровидном огне»; по Эпихарму, солнце есть «всецело Н.»; по Архелаю, «бог есть воздух и Н.» и т.п. Наиболее разработанную концепцию Н. в этот период дал Анаксагор. Что касается Н. в человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).

         Идеалистическую концепцию Н. как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Н. и космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Н., который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. называл перводвигателем. Т. о., в учении о Н. не Платон, а скорее Аристотель является отдалённым предшественником неоплатонизма.

         Стоики (см. Стоицизм), считая Н. божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2—1 вв. до н. э.) Н. переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Н. как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Н. от всего душевного и телесного.

         Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н. как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Н. у Плотина отличается как от «единого», так и от «души» и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Н. разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н., а через Н. и в «едином».

         Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н. Триадическое расчленение Н. дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.

         Античная теория Н. имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.

         А. Ф. Лосев.

nous — Викисловарь

Английский [править]

Альтернативные формы [править]

Этимология [править]

Заимствовано из древнегреческого νοῦς (noûs) или νόος (nóos, «ум»).

Произношение [править]

Существительное [править]

ноус ( бесчисленное количество )

  1. (философия) Разум или интеллект, разум, как рациональный, так и эмоциональный
  2. В неоплатонизме божественный разум рассматривается как первая божественная эманация.
  3. Здравый смысл; практический интеллект.
Связанные термины [править]
Переводы [править]

Анаграммы [править]


Каталонский [править]

Этимология 1 [править]

Прилагательное [править]

ноус

  1. мужской род множественного числа ноу (новый)

Этимология 2 [править]

Существительное [править]

ноус

  1. множественное число от nou (девятки)

Этимология 3 [править]

Существительное [править]

ноус

  1. множественное число nou (гайки)

Этимология 4 [править]

Глагол [править]

ноус

  1. второе лицо единственного числа присутствует ориентировочная форма noure

Произношение [править]

Этимология 1 [править]

Со среднефранцузского nous , со старофранцузского nous , nos , с латинского nōs , от прото-курсивного * nōs .

В некоторых диалектах французского языка можно использовать je вместо nous ( j’allons вместо nous allons , je voyons вместо nous voyons и т. Д.), Такое использование было воспринято. как крестьянские и поэтому часто высмеиваются с 15 века (например, Мольером). Однако это использование сохранилось и распространилось в различных регионах так называемого домена domaine d’oïl (лингвистическая область, начинающаяся выше Оверни, где с 4-го или 5-го века развивались основные разновидности романской литературы).Регионы Франции, где было зарегистрировано использование je (от латинского эго «I») вместо nous, nos (от латинского nos , «мы»), — это Нормандия, романскоязычная Бретань, Пуату и Анжу. , Шампанское, Арденны, Бургундия и Франш-Конте, Дофине, Ягода, Турень, Орлеанэ, Бурбонне, Мэн. См. Родственные слова на региональных языках во Франции: Angevin je и nous , Bourbonnais-Berrichon je и nous , Bourguignon i и nous , Champenois ju и nous , Franc-Comtois i и , Gallo и , Lorrain , Norman и , Орлеан и , Пикард , Poitevin-Saintongeais и nous , Tourangeau je и nos , франко-провансальский nos , Occitan nosautres (провансальский nousautes ), каталонский nosaltres , корсиканский noi .

Местоимение [править]

ноус

  1. Местоимение от первого лица во множественном числе:
    1. (подлежащее местоимение) мы.
    2. (объектное местоимение) нам, нам.
Связанные термины [править]

Французские личные местоимения

1 Также используется во множественном числе от первого лица.
2 Также используется как вежливая форма единственного числа.
3 Также используется, когда в группе есть и мужчины, и женщины.
4 Также используется как рефлексивное множественное число от третьего лица.

Этимология 2 [править]

Из древнегреческого νοῦς (nos) или νόος (nóos, «ум»).

Существительное [править]

ноус м ( множественное число ноус )

  1. Ум (божественный) разум в философии.

Дополнительная литература [править]


Среднефранцузский [править]

Этимология [править]

Из старофранцузского ноус .

Местоимение [править]

ноус

  1. ср (подлежащее местоимение)
  2. себя (возвратное местоимение)
Потомки [править]

Старофранцузский [править]

Этимология [править]

От латинского nōs .

Произношение [править]

Местоимение [править]

ноус

  1. Альтернативная форма

Этимология [править]

Из старофранцузского ноус .

Местоимение [править]

ноус

  1. ср
,

nous — Английский язык и итальянский язык WordReference

Англо-итальянский словарь WordReference © 2020:

Основные переводы / Принципиальные переводы
nous n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (философия: разум, интеллект) ( parte razionale del cervello ) mente nf sostantivo femminile : Identifica un essere, un oggetto o unconcetto che accept genere femminile: scrittrice, aquila, lampada, moneta, felicità
Студенты обсуждали концепцию nous в неоплатонизме.
Gli studenti stavano discutendo il concept della mente nel neoplatonismo.
nous n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. UK, неформальный (здравый смысл, интеллект) buonsenso nm sostantivo maschile : Identifica un essere , un oggetto o unconcetto che accept genere maschile: medico, gatto, Strumento, Assegno, dolore
Фил собирается открыть собственное дело? У него нет ума!
Phil vuole avviare una sua attività? Non ne ha il buonsenso!

Англо-итальянский словарь WordReference © 2020:

Составные формы / Forme composte
Entre nous Gallicism (между нами) tra noi loc avv locuzione avverbiale : Espression di più parole che descrive o specifica il Meaningato di un verbo, di una frase, o di parti del discorso: «Siamo arrivati ​​ in advance » — «L’ho chiamato di nuovo » — «Ho dormito per un po ‘»
nous ‘ si trova anche in questi elementi:

Italiano:


,

Nous — Википедия

Nous , Oudgrieks: νούς of νόος, это термин de Oudgriekse для интеллекта. De Ionische filosoof en astronoom Anaxagoras Introductionerde Het Begrip als filosofisch concept.

Met Nous wordt de hoogste vorm van denken, een bijna goddelijk denken bedoeld. Het is de soort intellectuele intuïtie die aan het werk is als je Definities, Concepten ineens begin, plots ‘ziet’, als bij een goddelijke ingeving. Dit, напротив, встретил de andere vorm van denken, dianoia genoemd, waarbij je stap voor stap een redenering opbouwt naar een summary.

De betekenis van het woord Nous is niet zo eenduidig, omdat verschillende filosofen er wat anders onder verstonden.

  • Homerus gebruikte Nous om er in het algemeen mentale activiteiten mee aan te duiden, maar de presocratici identificeerden het begrip meer en meer met kennis en rede zoals ze in tegenstelling staan ​​met zintuiglijke waarneming.
  • Анаксагор начал Nous als de ordenende mechanische kracht die de Weld uit de oorspronkelijke chaos vormde.Хетбегон встретил онтвиккелинг ван де космос.
  • Plato beschreef het als het onsterfelijke, rationele deel van de ziel, een soort goddelijk denken waarin waarheid en sizes onmiddellijk bekend zijn zonder noodzaak aan voorafgaande premisses.
  • Aristoteles verklaarde dat Nous gelijkstond aan het intellect en onderscheidde het van zintuiglijke waarneming. Hij verdeelde het in een passief en actief Nous . Het passieve deel wordt beïnvloed door kennis.Het actieve is een onsterfelijke «eerste oorzaak» van all daaropvolgende oorzaken in de wereld.
  • Voor de stoïcijnen was het hetzelfde als logos, de alomvattende kosmische (universele) rede. De menselijke rede vormt daar een deel van.
  • Plotinus beschreef Nous als een van de emanaties van het goddelijk wezen.

Анаксагор [bewerken | бронтекст беверкен]

De filosoof Anaxagoras van Clazomene, geboren omstreeks 500 v.C., Introductionerde een nieuwe factor, встретил имя «Nous» (geest) dat alle andere dingen ordende, курица в beweging bracht en bleef controleren.В zijn filosofisch systeem был het meest originele аспект доктрины van Nous («geest» от «rede»). De kosmos werd door de geest in twee fasen gevormd: eerst door een omwentelend en mengend process dat nog steeds voortduurt, en ten tweede door de ontwikkeling van levende wezens. In het eerste kwam al het «donkere» samen om nacht te vormen, «het vloeibare» kwam dan in de een de andere vorm als water. Latere denkers voegden lucht, vuur en aarde toe aan de lijst met Fundamentele Elementen.Het is nog niet helemaal duidelijk hoe zijn concept van de geest met al deze deeltjes in een gelijkmatig mengsel waarin niets kon worden onderscheiden — zoals het onbepaalde apeiron van Anaximander gotrepen moet worden. Ноус (интеллигенция) начал оп een bepaald ogenblik deze deeltjes в een draaiende beweging te brengen, opdat ze eerst gescheiden en vervolgens weer in andere combinaties verenigd zouden worden. Anaxagoras wendde «Nous» — это все, что вам нужно.

Aanhalingsteken openen

Alle andere dingen hebben deel aan andere dingen, terwijl Nous oneindig en zelfbesturend is en met niets anders wordt vermengd, alleen en op zichzelf staat. Погружения, stond het niet op zichzelf en werd het vermengd met gelijk wat anders, dan zou het deel hebben aan al het andere; хочу в аль-хет-андере-эен-деел-ван-аль-хет-андере-зоалс ик-теворен аль-зей, зодат-де-динген-ваарми хет-верд-верменгд-хет (Ноус) zouden belemmeren en verzwakken waardoor het over niets macht meer zou hebbtvalichals ,Хочу, чтобы он был самым лучшим ил ван алле динген ан оок хет мэст зуивере ан он был без кенниса над всеми аллесами ан де гроотт крахт; Common crawl ru Nous heerst over alle dingen, groot en klein, die een ziel bezitten. [1]

Aanhalingsteken sluiten
— Анаксагор

Платон [bewerken | бронтекст беверкен]

Plato stelde in het algemeen Nous gelijk met het rationele deel van de Individualuele ziel (to logistikon), alhoewel hij het in zijn Politeia voorstelde als een bijzondere functie binnen dit redelijke deel.Платон был ertoe geneigd om Nous als het enige onsterfelijke deel van de ziel te behandelen. In de Timaeus stelt het gelijknamige hoofdpersonage Nous verantwoordelijk voor het creatieve werk van de demiurg из Maker die rationele orde bracht in ons universalum. Deze ‘vakman’ imiteerde dus wat hij in de wereld van de Eeuwige Vormen aantrof.

Аристотель [bewerken | бронтекст беверкен]

Aristoteles beschouwde Nous eveneens als intellect, verschillend van zintuiglijke waarneming.В De Anima (III.3-5) был обнаружен страстный интеллект, который был связан со словом «Кеннис», а также активный интеллект, который, кроме того, был enige onsterfelijk en eeuwig. Аристотель Metafysica identificeert de ‘Eerste beweger’ встретил Nous dat zichzelf denkt.

In de filosofie van Aristoteles is de ziel ( psyche ) van een ding dat wat het levend maakt; bijgevolg heeft elk levend ding, растение en dier inbegrepen, een ziel. De geest of het intellect (Nous) kan afwisselend beschreven worden als een kracht, een vermogen, deel of аспект van de menselijke ziel.Hierbij dient opgemerkt te worden dat bij Aristoteles ziel en intellect niet hetzelfde zijn. Hij sluit de mogelijkheid niet uit dat, zoals bij Plato, het intellect zonder de rest van de ziel kan overleven, maar planten bezitten bij hem een ​​«intuïtieve» ziel zonder geest.

Александр ван Афродисиас [bewerken | бронтекст беверкен]

В «Over de ziel» betoogt Alexander van Aphrodisias dat de onontwikkelde rede van de mens stoffelijk is (Nous hulikos) en onafscheidbaar van het lichaam.Hij argumentteert hevig tegen de doctrine van onsterfelijkheid. Он активный интеллект (Nous poietikos) приветствует этот потенциал интеллекта в de mens werkelijk wordt, идентифицирующий его с богом. В эпоху Возрождения назывался Пьетро Помпонацци, доктрина ван де стерфелийке зиель над ом ze tegen de thomisten en averroïsten te gebruiken.

Неоплатонизм [bewerken | бронтекст беверкен]

Latere platonisten onderscheidden een hiërarchie van drie aparte manifestaties van Nous .Zoals bij Numenius van Apamea en bij Plotinus is Nous een tweede god (de directe afbeelding van god), die in zichzelf de wereld van hetlligibele wezen, demiurg genaamd, bevat. Nous bevat dezelligibele Vormen die door zijn beschouwing bestaan ​​en wijst naar hun bron in het Goede. Het betreft dus een zoektocht naar orde van het deel van de ziel of geest dat weet en denkt. В sommige filosofische vormen van Griekse mistologie werd orde opgelegd door een antropomorfe «vader van alle dingen», de Demiurg.

Volgens het neoplatonisme bestaan ​​er verschillende niveaus van zijn. Het hoogste daarvan — это dat van het Ene, de Monade, из het Goede die identify zijn aan elkaar maar в mensentaal onmogelijk te beschrijven of te Definiëren. Het daaropvolgende, lagere niveau, это dat van Nous en / Демиурга, zuiver интеллекта красного цвета. Het derde niveau — это dat van de ziel. Daarop volgt dan de wereld zoals ze door de zintuigen wordt waargenomen. Ten slotte, op het laagste niveau, is er de materie die zich uitsluitend via Nous of de Demiurg in de menselijke geest manifestteert

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *