В ПОГОНЕ ЗА УХОДЯЩИМ ЛЕТОМ
После первого марш-броска я понял, что не хочу больше быть солдатом. Я и раньше не очень хотел, а теперь не хотел особенно. Я видел как в санчасти одному парню из нашего призыва после десятикилометровой пробежки в новых кирзовых сапогах частично удаляли кожу со стопы, где было кровавое месиво, и протыкали натёртые волдыри. И таких было много. Ходить после этого солдаты не могли, но у майора было своё виденье мира и их заставляли.
Я проснулся раньше всех и пошел исследовать участок. Нашёл вишню. Как наглый дрозд обклевал её. Потом потихоньку прокрался к мотоциклу и поехал кататься. Заехал
Вечером с комарами, надо сказать, был перебор. И хотя я мазался химией, эти гады всё равно достали. Поэтому утром я облегчённо вздохнул, когда на меня набросились слепни.
Уезжать не хотелось из такой картинки. Но раннее утро самое приятное время для езды: не так жарко. А машин на дорогах в этой местности наверно не бывает никогда. Два раза искупался перед отъездом и постирал рубашку, одел мокрой.
На обратном пути решил посетить
__________Нельзя отклониться от плана, если нет никакого плана.
Утром я пошёл купаться и, по-видимому, произведённым шумом, всплесками и фырканьем, привлёк новых гостей в свою обитель.
Они стояли ровно в ряд, их было восемь.
Наивные создания думали, что я покормлю их хлебом, но
Утро добрым все-таки бывает. Вид на речку выглядит так.
А мой лагерь так.
Я заварил кофейку и начал думать. Когда я выбрался из болот, решил так больше не делать и придерживаться второстепенных дорог с твёрдым покрытием, ближе к вечеру съезжая на берег. В течение дня дорога всё равно так или иначе будет выводить меня на Волгу: во всех крупных городах есть набережные, куда я решил заезжать отмечаться. Короче, решил действовать по ситуации, «куда кривая выведет».
Ночью удивился, что в полчетвёртого утра (ночи?) рассвело. А к восьми так начало припекать, что
Наша жизнь наполнена символизмом. Символ — условный знак, привязанный к месту или событию (Капитан Очевидность) Вот и я решил привязать начало путешествия к какому-нибудь знаку, несущему смысловую нагрузку, а не абы как.
В качестве оного был выбран
Идея пришла спонтанно. Сначала Николай тёзка пригласил в Саратов, написав, что у него есть лодка. Потом Михаил пригласил в Самару. Оказалось это два разных города. Стоят довольно близко друг от друга, километрах
Год текущий сразу начался под знаменем полезных покупок. Вообще каждый год чем-нибудь да славен. То мотоцикл новый прикуплю, то кругосветка вокруг трёх берёз, то девки косяком пойдут. Вот когда девки, так это лучше всего, ибо развлекает это занятие разум и тело, заставляет бриться, мыться, возвращает вкус к жизни и чувствуешь, будто делом занят.
Вернувшись из Турции и осознав, как мало денег
«Можно долететь на самолёте, — рассуждал я, — это довольно дешево. Но тогда придется снова делать дурацкий пцр-тест, что удвоит сумму, поэтому нет»
Я порылся в интернете и выяснил, что есть автобусы, которые идут ночью, что очень удобно. Я хорошо сплю в транспорте, а заодно сэкономлю на гостинице — пустячок, а приятно.
Мустафа, хозяин хостела, видя мои муки выбора, сказал:
Волга-Волга Часть 1 Планы | В ПОГОНЕ ЗА УХОДЯЩИМ ЛЕТОМ
Идея пришла спонтанно. Сначала Николай тёзка пригласил в Саратов, написав, что у него есть лодка. Штирлиц задумался. Потом Михаил пригласил в Самару. Оказалось это два разных города. Стоят довольно близко друг от друга, километрах в двухстах.
Михаил скинул точку, где он находится. «Недурно», — подумал Штирлиц.
А потом в гугл-картах я перетащил человечка на место и обомлел от красоты такой.
«Надо быть идиотом, чтоб не поехать», — смекнул Штирлиц.
А между этими двумя точками находится город Вольск и военная часть, в которой я служил когда-то.
Не сказать, чтоб у меня остались тёплые воспоминания о том времени, но взглянуть было бы любопытно. «А не захватить ли всех одним махом?», — подумалось мне. А потом подумалось ещё лучше, уже перед сном, когда, перемежаясь с фантазиями, в голову приходят самые мудрые мысли. А чего бы мне не
Проехать всю Волгу от истоков до Каспия
Я как раз мечтал путешествовать тропинками вдоль рек, за этим и покупал маленький лёгкий мопед, и вот тебе река пожалуйста! А одному человеку много ли надо? Поставил сумку сзади поперёк, засунул удочки, бутылку водки, выяснил цены на проституток и — поехал.
Насчёт удочки. Последний раз я ловил на нормальные рыболовные снасти примерно лет двадцать назад, то есть в детстве. Совершенно безуспешно. После чего и была куплена лодка с сеткой и дело пошло.
9,600 кг
Но всё изменилось: теперь-то рыба будет! Не спрашивайте меня, откуда взялась такая уверенность, может насмотрелся передач о рыбалке на Волге, просто взялась и всё тут.
Три дня ушло на поиски удочки. Она точно была. Я привёз её из Юрмалы, когда мне было пятнадцать лет. За это время поймал на неё одну щуку, весом полкило, так себе результат.
Ещё три дня ушло на поиски наживки. Из некоторых рыбок выпали глаза — так никуда не годится, никакая уважающая себя щука не будет клевать на слепого инвалида. Пара часов ушло всех разложить по ранжиру и вернуть глаза на место.
(в результате перед выездом удочку решил не брать, сильно мешается)
Я задумался над маршрутом. В самом верховье Волги я был, буквально у истоков. У Володи там в деревне дом и я захаживал в гости. И видел Волгу, где её можно перейти по колено. Места красивые, но я не поеду туда снова.
Решил начинать отсчёт от ближайшей к Москве точки, а именно где Волга соединяется с Москва-рекой каналом в районе города Дубна. Поэтому первый день можно заночевать в Морозках на том самом канале в хорошо знакомом месте, а на второй день выехать на Волгу к маяку у Иваньковского водохранилища и двигаться вниз по теченю, то есть в сторону Астрахани, то по одному берегу, то по другому. Стараясь ехать с противоположной стороны от большой трассы.
Напомню, что прелесть одиночного путешествия заключается в том, что можно перекраивать маршрут на своё усмотрение: удлинять и укорачивать, заезжать в города или ну их нафиг, застрять в красивом месте на три дня, если захочется трахнуть кого-нибудь
А пока я тестировал новый мотоцикл в различных условиях.
Прицепил к ключу брелок, купленный в Маниле.
Те самые Морозки. Теперь я могу заезжать на самый верх.
Ехать далеко.
Практически полная загрузка, все будет именно так и выглядеть.
Палатка очень удачно переехала наружу, нечего ей делать в сумке (та зелёная штука над выхлопной). Взял чехол от старой палатки и путем сочленения сделал пластиковый тубус для редко искользуемых инструментов, компрессора и т.д., который повиснет симметрично палатке с другой стороны.
С Виталиком на Москва-реке.
Пришли дополнительные аккумуляторы к фотоаппарату и зарядка от бортовой сети.
С Виталиком пьянствуем в гаражах.
Прокладываю дорогу.
Снова Москва-река. Теперь такие тропинки — моя любовь.
Эти же тропинки — виталькина ненависть. Его мотоцикл весит в два раза больше и его не удержать ногой, уперевшись в комок глины.
К нам добавляется Серёга.
Сергей добавляет к мощности одну лошадиную силу.
На следующее утро отправляюсь исследовать берег, где до этого ходил только в болотных сапогах.
Наконец-то я достиг того, к чему стремился: тайский стиль путешествий в шортах и тапочках. Лёгкий мотоцикл дарит возможность попасть туда, куда не попадают другие.
Здесь я тоже проехал, но это заняло много времени.
Купил новые ботинки, в которых поеду, плюс волшебные сандалии.
90%ная загрузка.
Пришиваю к сумочке резинки под штатив, больше его некуда прицепить.
Доп зарядка на три USB, либо компрессор, плюс одна на руле. Теперь у меня полная автономия.
Выезд откладывается как минимум на неделю.
Речка Дубна.
Шишкин лес.
Домашний волк.
Брошенный дом в лесу.
Козырное место.
Я также приобрел безлимитный интернет 4G по всей территории России за 200 руб/мес с возможностью раздачи на планшет. К путешествию готов.
Николай Тринадцатый
2021 июнь
Россия, Москва
Тайки стайками | В ПОГОНЕ ЗА УХОДЯЩИМ ЛЕТОМ
Написала китаянка. В этом не было бы ничего необычного, китайская диаспора широко представлена в Таиланде (да что там в Таиланде! она и в мире ничего так представлена) и я ни раз с ними встречался, не особо вдаваясь в национальный вопрос, но… она написала из Китая! Спрашивается, чего ради? Я полез в профиль и стало еще интересней. На одной из фоток было что-то до чёртиков знакомое…
Я обещал рассказать вам, как мы покатались с Димой, который приехал ко мне на целый месяц. Приехал он конечно не только ко мне, но и ко всему тайскому народу, тайским слонам и тайским белкам.К белочкам особенно.
Кроме обычных покатушек туда-сюда, мы совершили
Этот год был щедрым на гостей.
Причём все, не сговариваясь, приехали в одно и то же время.
Первым прилетел Сергей с сыновьями (2 штуки) — на заглавной фотке.
На следующий день приехал Саша, с которым познакомились в том году на Эльбрусе. И спустя пару недель добрался Дима Скай, он же Зелёный Змей, который мелькал здесь и которого
Меня сразу насторожил ее хороший английский. То есть когда за каждым словом мне приходилось лезть в словарь, а в телефонной беседе я понимал не больше половины. Тайки так не разговаривают! К тому же имя:
Правомерно ли называть тайскую зиму летом? Или наоборот называть зимой? Ведь у тайцев нет деления на времена года в нашем понимании, у них есть сухой сезон и есть сезон дождей. А с привычной точки зрения, чисто по-календарному, это будет зима.
Но если, скажем, где-то в гостях один товарищ у вас за спиной
Утром разбудить Ой! составляет некоторого труда.
Хотите узнать, что такое смышленая девушка? Возьмите тайку.
А потом возьмите любую другую девушку.
* * *
Писать, друзья мои, практически не о чем, жизнь скатилась в трясину повторений и убивания времени, просиживании шорт на диване с семечками за просмотром сериалов. Высасывая из пальца, опишу события последних лет дней. На самом деле всё это произошло уже месяц назад.
* * *
Собрались с Ой! на речку, спросили остальных и они вдруг согласились.
Почему муравьи не едят овощи и фрукты, не нужны витамины? Ведут нездоровый образ жизни.
* * *
Я проскочил мимо и теперь искал по навигатору где же мы договорились. Развернулся и поехал по встречке к ближайшему монастырю — он и оказался местом встречи.
Из Бангкока я решил выбираться своим ходом. Отправил все вещи поездом, а сам приступил к реализации плана, который задумал еще много лет назад.
Я хотел проехать Таиланд вдоль западной границы. Сейчас объясню. На карте ниже видно, что дорога вдоль границы есть, но потом уходит в Бирму (яркая синяя линия). Если посмотреть выше (северней), то видно, что дорога появляется снова (блёклая синяя), вот на неё-то мне и надо попасть, не хватает куска в сто километров.
Пытаюсь соскочить с кофе. Накупил зеленого чая, а к нему тростникового сахара и сгущенки, чтоб веселей пилось. Сгущенка и сахар очень хорошо идут, зеленый чай пока не открывал.
* * *
Получил счет за комнату. Сложил воду, электричество и интернет. Все про всё в пересчете на рубли получилось ровнёшенько
В ПОГОНЕ ЗА УХОДЯЩИМ ЛЕТОМ
Шестое августа. Предвкушение.
В этом году я поздно вернулся домой.
Помню эйфорию того момента, когда я ещё только еду в автобусе из аэропорта Внуково. Слишком много кардинальных перемен за пятнадцать часов перелёта и не успеваешь
На мангале жарилось мясо. Собаки, глотая слюни и не отрывая взгляда от моих рук, сидели рядом. Каждый кусок был на вкусной и сочной косточке, о чем им было хорошо известно. Чуть поодаль, под машиной, валялась пыльная белая кошка, которую в потемках легко было перепутать с тряпкой для мытья машины. Кошка находилась в дружественных сношениях со всеми нами и безо всяких подлизываний, попрошайничества, охраны периметра и отважного лая, получала
Шахматистка
Из дверей учебного заведения вышла девушка с умным лицом, как у зама кафедры. За те несколько секунд, что она шла ко мне, я успел разглядеть, что она значительно красивей, чем казалась по фото: была моложе, стройней и обладала ярко-выраженными индийскими чертами лица (что в последствии оказалось полной неправдой). Глаза немного на выкате, как у умной совы, и непослушная копна рыжих волос, которые на ветру летали как хотели. А главное, она источала молодость и свежесть, которые так отличают незамужних девиц, витающих в облаках, от тех,
Как из ничего сделать чего
Джессика притащила с рынка порубленные поросячьи ноги по три доллара за килограмм, потушила их в соевом соусе и поставила на стол рядом с белым рисом.
— А что если нам перемешать всё это вместе? – предложил я.
Сказано — сделано: перевернули рис в общий котёл и.. получился «почти плов».
Вытаскивать муху из тарелки — выказывать неуважение к хозяйке…
Я устал сидеть дома и решил добраться по берегу до той самой девчонки, что живет возле вулкана и которая предлагала вместе пересидеть карантин. Вы не подумайте, я полностью доволен своей жизнью с Джесс в новых условиях (это важно подчеркнуть, ибо в обычное невоенное время я на семейную жизнь не подписывался), но к радостям чревоугодия и половых излишеств давно напрашивались физические нагрузки, не связанные с работой желудка, и смена визуального фона перед глазами.
В палатке было душно и жарко, но мы были счастливы. От поддонов, что мы бросили на бетонный пол, здорово несло кошками. Но деваться было некуда. Пол в гараже настолько усеян собачьими фекалиями, которые мы тщательно сметали к дороге, что без поддонов было никак. На них поставили палатку.
Я подсел, что называется, на пешие походы. Взору открываются очаровательные пейзажи, которые не видны из грязной, окутанной смогом Могилы Манилы.
Но я даже представить не мог в ужасном сне, как это быстро меня доконает.
Помните, я покупал себе часы, дело было в октябре. Одни настоящие Casio и одну подделку под них. Выглядели одинаково великолепно, и я носил то одни, то другие.
Прошли пять месяцев. Разница стала
Пешеходы в Маниле бессмертны. Что следует из их поведения.
* * *
Декабрь был наполнен событиями. Илья из Таиланда НЕ поехал в Индонезию, а переехал во Вьетнам, купил новый старый Вейв и ударился в пьянство с элементами автопробега вдоль берега на север непонятно куда. Сева звонит из Питера в минуты просветления и матерится, что был пьян, когда покупал обратный билет. Сергей из Карелии не полетел в Аргентину, а вызвал оттуда Карлоса и едет с ним по золотому кольцу заполярного круга, окучивая по дороге крестьянок с низкой социальной ответственностью. Все остальные сидят в Москве и тихо ненавидят свою жизнь, иногда громко. Привет,
Закономерность. Чем лучше ездишь ты, тем хуже ездят все остальные
Мне нравится восточный берег Филиппин за то, что там безлюдно. Это далеко от шумных центров и туда никто не ездит на работу, если только ваша работа не связана со сбором кокосов и ловлей рыбы.
Среди моих фаворитов — маленький городишко поселкового типа Инфанта, куда я мотаюсь каждую неделю с палаткой — поваляться у костра и поесть кокосов; мне нравится также город Балер, где начинается настоящий океан и где «совсем другой коленкор». Оба эти города находятся на восточном берегу и разделяют их
В погоне за мнимым величием — Блоги — Эхо Москвы, 19.03.2021
2021-03-19T20:23:00+03:00
2021-03-19T21:26:15+03:00
https://echo.msk.ru/blog/nikulin/2807768-echo/
https://echo.msk.ru/files/3035125.jpg
Радиостанция «Эхо Москвы»
https://echo.msk.ru//i/logo.png
Андрей Никулин
https://echo.msk.ru/files/3035125.jpg
Мерзкий старикашка очень больно и точно ударил по самому уязвимому месту российской внешней политики, чуть не целиком состоящей из пафоса, воспоминаний о величии прошлом и мечтаний о величии будущем. Своим определением, данным Путину, Байден поставил крест на возможности будущих переговоров двух глав стран, как встречи равных и суверенных сторон, поскольку с убийцами переговоров на равных не проводят, а значит свел Россию с уровня сверхдержавы, равной Штатам и Китаю, до степени «православного Ирана», амбициозного хулигана местного пошиба, говорить с которым если и надо, то сугубо из санитарных соображений и по крайней необходимости.
Российские претензии на «величие» могут обосновываться только на том, что великой ее видят другие страны, причем не мелкие сателлиты на прикорме, а государства первой величины — мы мним себя великими, отражаясь в глазах Америки, когда та признает в переговорах нас равной себе. И только тогда мы можем грозно раздуваться от гордости, говорить о второй сверхдержаве — через диалог и противостояние со Штатами мы крепим престиж и амбиции своих вождей и надуваем пропагандистским газом опадающие имперские декорации.
Если не станет этого самоподдерживающегося вечным противостоянием миража, то декорации опадут и перед нами предстанет печальная реальность — современная Россия ни экономически, ни культурно, ни в научном или социальном планах никоим образом не может называться «великой», поскольку не бывают великими страны, где на отправку детей в очередной класс родителям приходится брать кредит, а профессор с полувековым стажем научной работы получает меньше польского мусорщика.
То есть реальность, наконец, начнет пытаться проникать под пропагандистский морок. А потом, возможно, прорежется и главный вопрос, что вообще дает населению России — не вождям, а именно населению — это самое пресловутое «величие», кроме растущих поборов, чтобы прокормить от рахитичной экономики молох военной и гебешной машин?
«Сверхдержавность» и престиж нужны только первым лицам государства, как дополнительная игрушка для тех, у кого все есть, развлечение для взрослых мальчиков, которое не купишь ни за какие деньги. Распили ты все богатства России, отстрой золотые дворцы, накопи на миллиард лет вперед, но за эти деньги ты не получишь щекочущей нервы возможности приплыть на белой яхте в гавань завоеванного тобою города или рисовать стрелочки наступлений на картах, то есть уподобиться «настоящим» царям.
Но чтобы полтораста миллионов согласились оплатить своими деньгами, будущим и кровью подобные твои развлечения и приходится выдумывать мантры о «величии», «престиже страны» и сверхдержавности. Чтобы оплатить право для одного истинно царствовать, а для других безвестно гибнуть за это право. А значит наша власть не сможет отказаться от тех миражей, которые она сама выстраивала долгие годы, поскольку они срослись с государственно-пропагандистской машиной до степени неразличимости — исчезнет мираж, начнут осыпаться горизонт и небо. Противостояние со Штатами и постоянное признание Штатов нас равными себе необходимо для выживания системы и для поддержания должного тонуса наших «вождей».
Чем сильнее Байден будет подчеркивать, что путинская Россия не ровня ему, с тем бОльшим отчаянием и азартом Россия же станет охотиться за его признанием, единственным, знакомым ей способом — создавая проблемы. Поскольку экономически мы находимся на грани статистической погрешности и серьезных проблем устроить неспособны, остается старый привычный военный путь.
А это значит, что к сожалению снова запылает костер войны на Донбассе, обострится ситуация с американскими контингентами в Восточной Сирии и Ираке, усугубится гражданская война в Афганистане. С энергией всемирного спойлера или трикстера наши эмиссары будут сновать на планете с единственной целью, найти такой муравейник, расшевелив который мы заставим, наконец, клятых янки признать, что без нас никуда и снова обратить на нас свое внимание. Неважно, какой ценой для страны это будет сделано, честь и престиж Главстерха дороже!
Оригинал
В погоне за счастьем (Серия 1) — Фильмы
Главной героиней мелодрамы В погоне за счастьем является красотка провинции — белокурая Екатерина, работающая продавщицей в продуктовом магазине. Миловидная, чуткая и отзывчивая девушка живет в небольшой квартирке вместе с любимой мамой и очаровательной дочуркой. Ее муж давно погиб от передоза. И не он один. Наркотическая чума захватила половину города. Каков же был ужас Кати, когда та узнает, что продажи наркотиков происходят прямо под ее носом! Оказывается, хозяин магазина, в котором работает девушка, Руслан, уже давно продает героин, а его знакомыми являются самые опасные наркодилеры. Они часто наведываются к мужчине на своих навороченных машинах и с оружием под одеждой. Потом ей довелось услышать разговор Руслана с неким Филом Фильчиковым. Поняв, что тот тоже сбывает наркотики, девушка заявляет на него в милицию. Протокол заполняет молодой и храбрый сержант Степан, который давно безутешно влюблен в Катерину. О происшедшем он, как и положено хранителю порядка, докладывает начальству. Но даже руководство оказалось в сговоре с Фильчиковыми — братьями-бандитами, которых знали и боялись все.
Вот так и получается, что храбрая Катя из свидетеля быстренько переквалифицировалась в подозреваемую. Что же делать честной девушке? Ведь очень скоро прогнившая верхушка посадит ее за решетку. Конечно же, ехать в Москву, чтобы там найти защиту у столичных хранителей законов и порядка. Именно в столице ее ожидают настоящие приключения! Может, ей даже удастся спасти любимый город от этой страшной эпидемии? Как же сложится жизнь Кати? И какую роль в этой истории будет играть Степан? О дальнейшей судьбе девушки мы узнаем, посмотрев мини-сериал В погоне за счастьем.
Главной героиней мелодрамы В погоне за счастьем является красотка провинции — белокурая Екатерина, работающая продавщицей в продуктовом магазине. Миловидная, чуткая и отзывчивая девушка живет в небольшой квартирке вместе с любимой мамой и очаровательной дочуркой. Ее муж давно погиб от передоза. И не он один. Наркотическая чума захватила половину города. Каков же был ужас Кати, когда та узнает, что
В погоне за звездой – отзыв о банке Открытие от «Braunz»
Являюсь клиентом банка сравнительно недавно (меньше года). Чтобы мне угодить – это должны все звезды на небе совпасть. И так получилось, что звезды совпали 29.03.2021 в лице Марьям из службы поддержки в мобильном приложении. Но обо всём по порядку.Требовательный человек, особенно в сфере услуг. «Рядовые» сотрудники в данной сфере охарактеризуют как «зануда», «мозгоклюйка», и «вообще не понятно кто такой, пришел тут и требует». Но не от большого ума, как говорится, так как каждый из нас сталкивается со сферой услуг ежедневно: покупаем продукты в супермаркете; заправляем автомобиль на АЗС; лечим зубы в частной стоматологии и т.д. И когда нам продают просроченный продукт, заливают некачественный бензин, и вырывают не тот зуб – мы соответственно стараемся реагировать в той или иной мере, и, «наученные жизнью», вступая во взаимоотношение со сферой услуг, стараемся понять для себя, что представляет та или иная компания, предоставляющая услугу.
Есть опыт работы в сфере услуг, и знаю, насколько важно предоставить информацию до конечного пользователя максимально понятно и корректно, даже торгуя блинами в кафе. Всегда, обращаясь в какую-либо новую для меня компанию, отвожу бОльшую часть времени «рядовым» сотрудникам не только в физическом офисе, но и службе поддержки. Это не просто «лицо» компании, как принято говорить. Это «фундамент», основа, благодаря чему та или иная организация существует. Редко встречаю «самородков» в сферах услуг на должности «рядового» сотрудника. Именно им и является Марьям из службы поддержки в мобильном приложении. «Рок звезда» или «Суперзвезда» (кто знает, тот поймет, о чем я), не знаю, не видя человека и не наблюдая за ним как за своим работником – сложно ответить на этот вопрос. Но однозначно точно – такой сотрудник спокойно может начать карьеру в Google или Apple, причем за рубежом.
Председатель правления данным банком как минимум должен обратить внимание на столь ценного сотрудника, либо на него обратят внимание конкуренты. Марьям сразу дает понять, что ей не наплевать на репутацию банка и в первую очередь – думает не о себе. Дайте возможность ей попробовать себя в руководящей роли.
(скриншот в наличии у администратора портала)
P.S. Зарегистрировался здесь и оставил отзыв о банке только ради этого сотрудника.
Если узнаю, что никакой реакции не было — закрываю счет в банке.
he ru У Федерера есть Дэн «Погоня за тенями»; Швейцарский ас сокрушает Эванса, а затем отвечает на насмешки фаворитов TENNIS US OPEN LATEST.
Страница / Ссылка:
URL страницы: HTML-ссылка:В погоне за Tesla: как традиционные автопроизводители наращивают производство электромобилей — Schroders global
В целом 2020 год для акций был успешным, но лишь немногие части рынка могли сравниться с безудержным ростом цен на акции производителей электромобилей (EV).
Участвуя в спросе инвесторов (и внутридневных трейдеров) по двум популярным темам — технологиям и устойчивости — такие компании стали чрезвычайно востребованными.
Американская группа Tesla является образцом чистых электромобилей, а китайский NIO — аналогом в Азии. На диаграмме ниже показано, как их акции росли за два года до конца 2020 года по сравнению с еще тремя «традиционными» автопроизводителями: Volkswagen, Toyota и Stellantis (образованными в результате слияния Peugeot с FiatChrysler). Контраст разительный.
Однако старая гвардия сопротивляется. График ниже показывает динамику цен на акции тех же компаний в этом году и говорит о другом.
Volkswagen является лидером из пятерки за этот период времени, чему способствовал резкий рост цены его акций в марте. Между тем, компании, занимающиеся чистыми электромобилями, зачахли, поскольку перспектива роста ставок давила на акции с высокими темпами роста, и рынок переключился в области с более низкой стоимостью.
Казалось бы, последний день инвестора Volkswagen окончательно убедил рынок в том, что это серьезный игрок на рынке электромобилей. После дела «Дизельгейт» в 2015 году Volkswagen попытался изменить свою позицию, став лидером в области электромобилей. В марте этого года Volkswagen заявил, что поставит один миллион электрических и гибридных автомобилей в 2021 году, что почти в десять раз больше, чем в 2019 году.
Приведенная ниже таблица дополнительно подчеркивает возникшее к концу 2020 года несоответствие между оценками чистых электромобилей (Tesla и ниже) и традиционных автопроизводителей (Great Wall и выше).
Как мы видим, чистые электромобили были оценены гораздо дороже по сравнению с их ожидаемой выручкой в 2021 году или ожидаемым объемом производства автомобилей в 2021 году. В конце года каждый автомобиль, сходивший с конвейера NIO, был оценен рынком почти в сто раз дороже, чем новый VW Golf (или e-Golf).
Отчасти проблема, как следует из таблицы, заключается в том, что производители электромобилей стали высоко цениться, но они не производят так много автомобилей (пока). Продажи электромобилей в чистом виде выросли на 39% в 2020 году, но все равно они поднялись только до 4.Доля 5% от общего рынка (по данным Canalys).
Управляющий фондом и специалист по глобальному сектору Кэтрин Дэвидсон сказала: «Рынок щедро платит за ожидаемый будущий рост автопроизводителей« нового мира ». Между тем компании «старого мира», такие как Volkswagen, — по крайней мере до недавнего времени — оценивались так, как будто они выходили из бизнеса ».
Может ли рост акций Volkswagen в этом году и движение вниз для Tesla и NIO быть признаком того, что инвесторы переоценивают разрыв в оценке между чистыми игроками на электромобилях и «устаревшими» автопроизводителями? Есть несколько причин так думать: растущее мнение о том, что аккумуляторные электромобили являются «выигрышной» технологией; усилия традиционных автопроизводителей сосредоточить внимание на этой области; и возможность появления на рынке совершенно новых участников.
Достижение консенсуса вокруг чистых электромобилейВо-первых, автомобильная промышленность, похоже, сейчас объединяется вокруг мнения о том, что электромобили, работающие на батареях, в отличие от гибридов или других источников топлива, будут выигрышной технологией.
Кэтрин Дэвидсон сказала: «Гибриды — даже плагины — все чаще рассматриваются как устаревшая технология. Они пользовались популярностью у потребителей из-за опасений по поводу дальности действия батарей, но эта цифра уменьшается с улучшением технологии аккумуляторов и расширением сетей зарядки.
«Кроме того, тенденция потребителей ездить на гибридах в основном на обычном топливном режиме означает, что они далеко не так полезны с точки зрения сокращения выбросов CO2, как указано на этикетке, и регулирующие органы понимают это».
«Расходы на аккумуляторные батареи очень быстро снижаются, и клиенты все больше привыкают к этой технологии», — добавила Кэтрин Дэвидсон. «Это означает, что другие технологии, такие как водородные топливные элементы, представляют собой второстепенную роль, когда речь идет о частных автомобилях.Инвестиции, необходимые для создания сети заправки водородом, будут огромными, хотя правительства Японии и Кореи субсидируют некоторые проекты.
«Тем не менее, они являются полезной технологией для более тяжелых транспортных средств, таких как грузовики, где необходимый размер батареи сделал бы чистый электромобиль непрактичным».
Родриго Кон, аналитик по европейским рынкам акций , сказал: «Динамика рынка чистых электромобилей существенно изменилась только за последние пару лет. Батареи стали дешевле, модельный ряд автомобилей улучшился, правительства стали предоставлять больше субсидий, а стоимость производства снижается.
«Для потребителя, покупающего автомобиль в двухлетнюю аренду, как это принято на многих развитых рынках, стоимость зачастую меньше, чем стоимость автомобиля с двигателем внутреннего сгорания или даже гибрида, особенно для служебных автомобилей».
Еще одним фактором являются все более строгие правила, особенно в Европе, где автомобильные компании сталкиваются с штрафами, если средние выбросы для их автопарка превышают 95 г CO2 на километр.
Кэтрин Дэвидсон сказала: «Потенциальные штрафы, с которыми столкнутся компании за превышение лимитов выбросов, могут быть более болезненными, чем продажа электромобилей в убыток.Спрос на электромобили в Европе представляет собой смесь «тяги» со стороны потребителей и «толчка» регулирующих органов ».
В Японии картина несколько иная. По словам аналитика Japanese Equity Тетсуо Ивашита , «Гибриды остаются популярными в Японии, в основном благодаря высокоэффективным и привлекательным моделям, предлагаемым Toyota. Более того, даже в Норвегии, где электромобили превосходят по продажам гибриды и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, гибрид Toyota является популярным выбором в качестве второго автомобиля.
«Кроме того, автопроизводители являются крупными работодателями, и японское правительство опасается поощрять резкий переход на чистые электромобили, поскольку это может привести к значительным перебоям в рабочей силе.Это означает, что мы можем увидеть немного более медленный переход к чистым электромобилям. Япония намерена прекратить продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2050 году по сравнению с 2030 годом в Великобритании, хотя это может измениться, если сами автопроизводители ускорят разработку электромобилей ».
Еще одним фактором является то, что ископаемое топливо по-прежнему доминирует в производстве электроэнергии в Японии. Таким образом, переход на электромобили не оказывает такого общего воздействия на выбросы, как в странах с более высокой долей электроэнергии из возобновляемых источников.
Обычные автопроизводители догоняютУчитывая растущий консенсус в отношении чистых электромобилей, у традиционных автопроизводителей нет другого выбора, кроме как переориентировать свои усилия на эту область.
Менеджер фонда энергетического перехода Алекс Монк сказал: «Без Tesla маловероятно, что индустрия электромобилей и чистой мобильности была бы там, где она есть сегодня. Но обычные автопроизводители не просто сидят сложа руки и смотрят. Volkswagen не только наращивает производство электромобилей; он также увеличивает емкость аккумулятора.Toyota — еще одна компания, которая активно занимается исследованиями и разработками аккумуляторов ».
Действительно, в то время как гибриды по-прежнему являются историей успеха Toyota, компания вводит новшества, когда дело доходит до электромобилей, как объясняет Тецуо Ивашита: «Toyota работает над разработкой твердотельных батарей, а не литий-ионных. батареи, используемые в настоящее время в большинстве электромобилей. Toyota имеет более 1000 патентов на твердотельные батареи. Он нацелен на 2025 год как дату выпуска электромобиля с твердотельной батареей, и именно в этот момент мы действительно можем увидеть рост внедрения электромобилей в Японии.”
Ожидается, что автомобили с твердотельными аккумуляторами будут заряжаться меньше времени и будут иметь вдвое больший запас хода на одну зарядку. Сами батареи имеют более высокую плотность энергии по сравнению с их весом и меньший риск возгорания.
В то время как некоторые компании сосредотачиваются на собственных инновациях, когда дело касается электромобилей, другие объединили свои усилия. Ford будет использовать новую платформу электромобилей VW для производства всех своих европейских моделей, оставив ему сосредоточить внимание на электрификации своих высокодоходных пикапов в США.Еще один пример — слияние Peugeot с FiatChrysler с образованием Stellantis.
Родриго Кон сказал: «Peugeot — очень эффективный производитель, и выпуск модели e-208 для массового рынка позволил ему опередить конкурентов и завоевать долю рынка. Напротив, Fiat был гораздо менее эффективным и в последние годы не спешил обновлять свой автопарк и разрабатывать новые технологии. Он недостаточно инвестирует в Европу, ориентируясь на более прибыльный рынок США с брендом Chrysler. Но обе компании имеют огромные производственные мощности в Европе.Слияние увеличивает масштабы и должно сделать разработку и производство новых автомобилей более эффективными и экономичными ».
Приход этих традиционных производителей автомобилей на рынок электромобилей может стать проблемой для таких компаний, как Tesla, но также создает инвестиционные возможности.
Алекс Монк сказал: «Эти компании просто из-за своего размера будут продавать гораздо больше электромобилей, чем Tesla. Этим традиционным автопроизводителям потребуется время, чтобы изменить свои бизнес-модели, но разрыв в оценке между чистыми фирмами, такими как Tesla, и традиционными игроками огромен.”
Низкие входные барьерыТретья причина, по которой игроки, занимающиеся чистыми электромобилями, сталкиваются с большей конкуренцией, заключается в том, что входные барьеры для новых производителей электромобилей невысоки. У электромобилей гораздо меньше движущихся частей, чем у традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, поэтому их проще производить. Более того, наиболее важные компоненты — аккумулятор и силовая электроника — можно купить «с полки» у любого числа опытных поставщиков.
Эти низкие барьеры для входа в рынок в сочетании с аппетитом рынка ко всему, что связано с технологиями и устойчивым развитием, означают, что на рынке электромобилей появляется множество новых компаний с дизайном.
Отсутствие лояльности клиентов — еще один фактор успеха новых участников.
Кэтрин Дэвидсон сказала: «Опыт Китая показывает, что покупатели восприимчивы к новым брендам, вопреки распространенному мнению о том, что потребители не будут рисковать и будут лояльны к бренду при покупке дорогостоящих (и потенциально смертельных!) Товаров. Переход на электромобиль, похоже, совпадает с повышенным вниманием к дизайну, ориентированному на клиента, изящным операционным системам и «информационно-развлекательным» опциям, что делает автомобиль более похожим на смартфон.”
Некоторые из новых участников рынка — это совершенно новые компании, специализирующиеся исключительно на электромобилях. Другие — уже существующие компании, которые прибегают к электромобилям. Одним из них является Foxconn (HonHai), более известный как сборщик iPhone от Apple, который подписал соглашение с Fisker о совместной разработке и производстве электромобиля. Между тем, ходят слухи, что Apple сама может выйти на рынок электромобилей.
Родриго Кон сказал: «Похоже, что на рынке появятся нетрадиционные игроки, но остается вопрос о масштабах их амбиций.Действительно ли они захотят конкурировать с действующими игроками, учитывая огромный объем капитала, который им для этого придется потратить? Такие компании, как Google и Microsoft, также рассматривались как потенциальные игроки на электромобилях, но они, возможно, с большей вероятностью создадут небольшой парк, который сможет собирать данные для улучшения своих программных продуктов, а затем продавать эти продукты OEM-производителям ».
С другой стороны, адресный рынок огромен. Кэтрин Дэвидсон сказала: «Растущее содержание программного обеспечения в автомобиле и постепенный переход к автономному вождению могут фундаментально поколебать конкуренцию.”
Тецуо Ивашита добавил: «До сих пор Tesla имела преимущество перед традиционными производителями автомобилей с точки зрения программного обеспечения; это, вероятно, на два-три года впереди таких компаний, как Volkswagen и Toyota. Но сможет ли он сохранить это преимущество, особенно если Apple и другие компании выйдут на рынок? В последние годы мы наблюдаем быстрые изменения в отрасли, и следующие несколько лет также принесут огромные изменения ».
Может ли авторынок расти?Правительства по всему миру стимулируют потребителей переходить на электромобили как ключевую часть своей стратегии по достижению парижских климатических целей и наказывают производителей автомобилей, которые медлят.Таким образом, электромобили составляют все большую часть автомобильного рынка, и их доля будет расти.
По оценкам Statista, продажи электромобилей составят 26% от общего мирового автомобильного рынка в 2030 году, вырастут до 72% в 2040 году и 81% в 2050 году, хотя предыдущие оценки неоднократно пересматривались в сторону повышения по мере ускорения внедрения электромобилей.
Но как насчет роста автомобильного рынка в целом? На диаграмме ниже показано, что, хотя 2020 год был явно особенным, продажи автомобилей с 2017 года падают.
«Что касается продаж легковых автомобилей, развитые рынки, возможно, уже достигли своего пика», — сказала Кэтрин Дэвидсон. «Китай больше не является неизведанной территорией, и рост здесь будет происходить за счет менее развитых развивающихся рынков. В них, как правило, преобладают небольшие автомобили, низкие средние отпускные цены и плохая инфраструктура, что особенно проблематично для электромобилей ».
На развитых рынках может даже наблюдаться более длительное сокращение числа владельцев автомобилей.
Кэтрин Дэвидсон сказала: «Старение — или даже сокращение населения в большей части Европы и Японии — может оказать давление на продажи автомобилей, равно как и схемы каршеринга, популярность которых росла до пандемии.Также может снизиться спрос со стороны пассажиров, если будут сохраняться тенденции к работе на дому — возможно, вам понадобится только одна машина на семью вместо двух. Городское планирование также все более враждебно относится к автомобилям, поскольку правительства поощряют людей ходить пешком, ездить на велосипеде или пользоваться общественным транспортом ».
Тем не менее, сроки любого сокращения общего числа автомобилей на развитых рынках остаются очень неопределенными и будут различаться в зависимости от географического положения.
Родриго Кон сказал: «Более высокая плотность населения в Европе может означать, что доля владения снижается быстрее, чем в США, но трудно предсказать, когда это произойдет.Между тем, потребление электромобилей в Европе резко возросло, и есть некоторые признаки того, что общие тенденции спроса становятся более устойчивыми с начала пандемии ».
Что это значит для инвесторов?Переход на электромобили происходит быстро. Технологии аккумуляторов, запас хода и доступ к точкам зарядки — все это улучшается. Эти улучшения, подкрепленные на большинстве рынков государственными субсидиями, помогают сделать электромобили все более популярным выбором среди потребителей.Однако вероятность того, что общий рынок автомобилей может остаться на прежнем уровне или даже снизиться в некоторых регионах, означает, что инвесторам придется тщательно выбирать победителей этого перехода.
Быть первым, кто внедряет новые технологии, не всегда является залогом долгосрочного успеха. Тецуо Ивашита сказал: «В Японии Mitsubishi и Nissan были лидерами в разработке электромобилей 15 лет назад. Они были очень инновационными, но производимые ими автомобили не пользовались популярностью у потребителей: они считались слишком маленькими и неудобными для зарядки.«Но с другой стороны, автопроизводители, которые слишком медленно осознают происходящий переход, могут обнаружить, что они безвозвратно теряют долю рынка.
Автомобильные компании и те, кто инвестирует в них, должны будут прокладывать осторожный курс в быстро меняющемся ландшафте технологических достижений, потребительских вкусов и амбициозных государственных целей.