Разное

Чем гномы отличаются от дварфов: Трудности перевода: «Dwarf, дворф или гномы?»

Трудности перевода: «Dwarf, дворф или гномы?»

Гномы и дворфы – невероятно похожие и одновременно разные народы, которые часто путают или даже объединяют в одну расу. Почему подобное происходит и как рассуждать правильно – разбираемся с Мироцвет!

В настоящее время гномы и дворфы являются неотъемлемой частью волшебных миров. Они могут отличаться некоторыми характеристиками, но в целом их образ крепко сложился за последнее столетие. В данной статье автор не будет затрагивать историю этих рас во вселенной Warcraft, но углубится в пучины мифологии и разберёт происхождение и различия между этими двумя терминами.

Многие познакомились с гномами и дворфами благодаря Дж. Р. Р. Толкину — писателю, подарившему нам прекрасный мир Средиземья. Однако мало кому известно, что слово «гном», к примеру, появилось в русских словарях ещё в 19 веке. Впрочем, история его глубокими корнями уходит в древность.

Обращаясь к истокам, первым слово «гном» использовал Парацельс (1493 — 1541 гг.). Возможно, оно образовано от греческого «ум, знание», либо является комбинацией между «землёй» и «местообитанием». В трудах Парацельса карлики описывались как создания не выше двух пядей (примерно 40 см). Учёный полагал, что невысокие создания перемещаются сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди в на поверхности.

В алхимии и оккультизме «гномы» обозначали элементалей земли — первородных духов, связанных с определённой стихией. Они стояли в одному ряду с сильфами, ундинами и саламандрами. Истоки термина, тем не менее, уводят ещё глубже в века.

Художник: YngveMartinussen

Гномы — герои сказок германо-скандинавского происхождения, живущие в недрах земли среди несметных богатств. Равнозначные названия: цверг (от нем. zwerge), дверг (от др.-скан. dvergr), дворф (от англ. «dwarf»), трепясток (от чеш. «trpaslik»), краснолюд (от польск. «krasnolud»). В древних мифах встречаются также под названиями «нибелунги», «кобольды» и «нижние альвы».

В отличие от русского языка, в других европейских странах слово «гном» используют в более узком смысле. Например, в английском этот термин до сих пор употребляется лишь в значении элементаля земли или же садового гнома. Для описания маленького народца в немецком и английском языках используют слова «zwerge» и «dwarf» соответственно. Во Франции и Италии гномы называются «nain» и «nano». На русский все эти слова переводятся как «карлик».

Прообразом гномов служат нижние альвы или цверги. В скандинавской мифологии альвы делились на светлых и тёмных. Все они обладали малым ростом, но разительно отличались образом жизни и внешним видом. Светлые представляют собой эльфов, прекраснее самих богов. Наделёны невероятными магическими способностями. Однако в скандинавском фольклоре упоминаются не особо часто.

Созданные из воздуха из света высшие альвы не смогли прижиться в Мидгарде (мир людей), поэтому они вознеслись в Альвхейм — невероятный мир, наполненный удивительными чудесами и прекрасными пейзажами и являющийся домом одного из скандинавских богов.

Художник: fenix42

Эльфов сотворили асы («ascir», бог) по своему образу и подобию, но они всё же сильно отличаются от прародителей. Светлые альвы обладают вечной молодостью, в связи с чем выглядят одинаково вне зависимости от возраста. И, в отличие от богов, для поддержания юношества им не нужны молодильные яблоки.

Так как высшие альвы оказались слишком светлыми по своей природе, жители Асгарда решили создать другую расу, пригодную для Мидгарда. Так появились тёмные альвы. Согласно Младшей Эдде (произведение, написанное в 1222 — 1225 гг.), созданные из червей, ползающих в теле Имира, они оказались полной противоположностью светлых сородичей. Цверги не отличаются красотой, но обладают исключительными трудолюбием, силой и умом.

Всё же Мидгард оказался непригодным и для их проживания. Согласно мифам карлики не выносят солнечные лучи, которые превращают их в камень: по этой причине они были вынуждены уйти в Свартальвхейм — мир, расположенный у одного из корней Иггдрассиля.

Дверги жили в глубинах гор, не выказывали ни малейшего интереса к жизни за пределами родной обители и были искуснейшими кузнецами. Мастерство подземного народа прославилось далеко за пределами их родины, благодаря чему они стали создавать оружие для самих асов (например: молот Мьёльнир для Тора, копьё Гунгнир для Одина и др.).

Художник: ortheza

В Старшей Эдде — поэтическом сборнике древнеисландских песен второй половины 13 века — говорится о том, что карлики произошли из крови и костей Имира. Интересным является также то, что в обеих Эддах для карликов существует более ста названий, а в Младшей они отвечают за поддержку небосвода.

В «Песне о Нибелунгах» — поэме, написанной в эпоху Средневековья автором, чьё имя кануло в Лету — нибелунгами изначально именовались тёмные альвы. Однако, по мере продвижения сюжета это слово перестало означать исключительно гномов, но к нему также стали причисляться люди, завладевшие сокровищами подземного народца.

В норвежской мифологии «карлики» изначально были ростом не меньше людей, но позже (с 13 до 15 веков) превратились в низкорослых созданий с не очень привлекательной внешностью.

Уменьшение роста гномов, вполне вероятно, связано с распространением христианства. Именно после его появления наделённые огромной мудростью создания богов приобрели маленький рост с уродливыми чертами внешности. Тем не менее, имеет место быть некорректный перевод, ведь в сказаниях гномы упоминаются как «меньшие природные существа».

Художник: d–torres

Гномы часто упоминались в эпоху Ренессанса в трудах о мифологии. В конце 18 — начале 19 веков (романтизм) они стали изображаться зловредными карликами, любящими устраивать каверзы, но при этом обладающими несметными богатствами и слабыми способностями к магии.

Цверги совсем перестали изображаться в виде хранителей земли, став глупыми коротышками. Ко всему прочему, в английском языке для обозначения садового гнома ранее использовалось словосочетание «garden dwarfs», которое с распространением сказок (например, Г. Х. Андерсена и братьев Гримм) заменили на «garden gnomes».

Карлики в произведениях периода романтизма отличаются по своей роли: они могут как помогать главным героям, так и вредить им. Резкий переворот стал основополагающим в дальнейшем развитии чудной расы.

А в 20 веке вся мистика гномов, прослеживающаяся в немецкой литературе, была сведена на нет английскими писателями. Искусные кузнецы стали одним из народов, населяющих волшебные миры, напрочь лишившись бывалой загадочности и магии. Одновременно произошло яркое разделение на гномов, дворфов и прочих разновидностей маленького народа, привнёсшее неологизмы в русский язык.

Основополагающую роль в изменении роли карликов сыграли Дж. Р. Р. Толкин и К. Льюс. Благодаря их произведениям в конце столетия в культовой игре «Dungeons and Dragons» гномы стали мастерами иллюзий и шутниками. В игре даже есть задания, которые под силу пройти только этой расе.

В «Dungeons and Dragons» помимо дворфов и гномов, была также раса полуросликов. Их различие помимо природных характеристик и способностей состояло в образе жизни. Полурослики (от англ. «halflings») — копия хоббитов из Средиземья, а гномы — умнейшие существа, мастерски создающие заклинания. Дворфы же представлены массивными воителями с густой растительностью на лице и любовью к подземным жилищам.

Художник: Conseptopolis

Дж. Р. Р. Толкин превратил гномов в гениев инженерной мысли, и в «World of Warcraft» данный образ окончательно закрепился, основанный также на «Dungeons and Dragons».

Таким образом, дворфы — это коренастые крепыши, дети камня. Их основной и главной специализацией является кузнечное дело, хотя иногда можно также встретить упоминание о присущей им рунной магии (данный аспект основан на мифах). Эти карлики отличаются малой любознательностью и, как правило, предпочитают селиться в глубинах гор, отгораживаясь от внешнего мира.

Гномы, напротив, крайне любознательны и не так крепки телосложением. Они — залог развития техники практически в любом волшебном мире. Раса, как и их ближайшие сородичи, занимается добычей металлов и драгоценностей, однако в кузнечном деле они не столь преуспели. Впрочем, гномы несильно страдают от отсутствия виртуозного владения молотом и наковальней.

Художник: Void

В Азероте дворфы произошли от земельников — чудесных творений титанов, попавших под воздействие Проклятья Плоти, созданного коварным Йогг-Сароном. Их судьбу повторили и механогномы, превратившись в обычных гномов. За долгие века истории две расы встретились с разными превратностями судьбы, но об этом уже написано немало славных историй.

Примечания:

1. Сильфы — духи воздуха, упомянутые ещё в средневековом фольклоре. Наряду с гномами описаны Парацельсом как элементали соответствующей стихии. Женские духи называются сильфидами и иногда причисляются к феям.

Ундины — германо-скандинавский духи воды невероятной красоты. Являются аналогом русалок в славянской культуре.

Саламандры — духи огня, зачастую изображённые в виде маленькой ящерки, способной жить среди обжигающих языков пламени за счёт крайне низкой температуры тела.

2. В скандинавском фольклоре существует сказание, повествующее о карлике по имени Альвис. Он решил посвататься к дочери Тора, для чего пришёл к порогу дома прекрасной девушки. Раздражённый поведением тёмного альва, бог устроил карлику состязание на сообразительность. Альвис был вынужден встретить рассвет на поверхности, и солнечные лучи превратили его в камень.

Подобный момент встречается в повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно», где, в отличие от своего прототипа, не гномы, а тролли обратились в камень, попавшись на уловку Гэндальфа.

3. Даже носители английского языка не сразу разобрались с разницей между дворфами и гномами.

4. В ирландском фольклоре присутствуют свои карлики, называемыми лепреконами. Сказания о них сложились ещё в кельтской мифологии. Согласно им лепреконы — маленькие существа, обладающие несметными богатствами. Они являются превосходными сапожниками, мастерами маскировки и любителями алкогольного напитка под названием потин.

Лепреконы изображаются маленькими человечками (ростом около 60 см) в преклонном возрасте. Они носят зелёный костюм, их седые волосы венчает треуголка, а на ногах надеты длинные белые чулки и высокие башмаки с огромными серебряными пряжками. Как правило, лепреконы всегда ходят с трубкой, из которой вырываются клубы табачного дыма.

В Ирландии с древних времён существовало поверье, что человек, которому повстречается лепрекон, будет счастливым всю оставшуюся жизнь. Однако сделать это было

крайне трудно. Мало того, что маленький народец обладает незаурядными способностями к сокрытию собственного облика, так ещё избегает встречи с людьми и старается убежать от них любым доступным способом. Ко всему прочему, лепрекона следовало убедить выполнить три желания и пристально следить за ним до тех пор, пока он не выполнит их все.

5. В настоящее время в английском языке существует две формы множественного числа слова «dwarf». Это «dwarfs» и «dwarves». Последнее, хоть и используется в меньшинстве случаев, было образовано Дж. Р. Р. Толкином. Описывая приключения Бильбо Бэггинса, он написал слово «dwaves», о чём потом сообщил как о досадной ошибке (тем более для филолога), но не исправил её.

6. Нордрассил и Тельдрассил, по всей очевидности, являются аналогами Игдрассила — огромных размеров ясеня, в виде которого в германо-скандинавских мифах представлялась вселенная.

Художник: Kajenna
Понравился материал? Поддержи автора комментарием! Каждый ваш отзыв помогает нам улучшать качество материалов и вдохновляет на работу!

Гномы или дварфы? » Yagami Project

Нередко возникают спорные моменты между этими двумя народами, пришло время расставить всё по полочкам.


Гномы или дварфы?

Путаница началась с того, что гномы зародились в латинской мифологии, а дварфы — в немецкой, но изначально представляли почти одно и то же — низкорослый подземный народ. Однако с развитием фэнтези две этих расы наделили разными способностями. Мускулистые и бородатые дворфы были превосходными кузнецами и воителями, в отличие от их менее крупных братьев — гномов, которых больше привлекали изобретения. Казалось бы, на этом спор можно закончить, но в российскую литературу слово dwarf пришло из немецкого с переводом «гном», равно как и слово gnome с латинского.


Гномы или дварфы?
В то время, когда в зарубежной литературе разделили эти два народа, выдав каждому по способностям, в России изначально их сделали единым целым, а масла в огонь добавили произведения Толкина, где гномы отсутствовали напрочь, а дварфы, населявшие средиземье, в русском переводе стали гномами. Люди, знакомые с фэнтези только по произведениям профессора взяли ошибку за правило, чем вызывали яркое негодование у фанатов других вселенных. Четкое разделение на две расы в России появилось лишь в последние время, с ростом популярности миров, в которых присутствует оба этих народа, например — Warcraft. Примечательно, что в том же варкрафте изначально дварфы переводились как гномы, ошибку исправили лишь с выходом WOW.

Как известно — переводчики правят миром. За весь мир говорить не берусь, но, безусловно, благодаря тонкостям перевода российское фэнтези едва не лишилось прекрасной расы, ведь по сей день до конца понимают разницу между представителями дварфов и гномов не многие.

P.S.
Не связанная напрямую, тем не менее довольно интересная тема. Если в дальнейшем будет появляться что-то интересное по возможности продолжу публиковать здесь.

Бесплатные шаблоны для 10.5Forex Портал для чайников
Чем гномы отличаются от дворфов? О трудностях адаптации

Принято считать, что различия между этими низкорослыми существами кроются исключительно в адаптации перевода под разные культуры. Но чем дворфы отличаются от гномов на самом деле?

Фактически, гномик – бородато-усатых мужичок (но бывают и барышни, однако из-за бород они неотличимы), обитающий на подземных глубинах и занимающийся добычей руды, поиском сокровищ, строительством величественных сооружений. По легенде из классики фэнтези, именно они были создателями волшебных артефактов силы, включая магические зеркала.

Слово общепринято в русском, а вот в германском лингвистическом семействе аналог встречается гораздо реже. У многих народов мира есть легенды, свидетельствующие о наличии низкорослых обитателей сада. Во Франции и Италии наблюдаются прочные ассоциации с «карликом», что фактически одно и то же.

чем гномы отличаются от дворфов

Чем дворфы отличаются от гномов? Прошлое D&D

Действительно, Dwarf – название расы из Dungeons & Dragons и производных сеттингов. Но в Великобритании даже гномиков именуют Dwarfs, поскольку термин прочно вошёл в языковые нормы.

Причём персонажи широко распространены не только в классическом фэнтези, но и в стимпанке. Например, встречаются дворфы-механики, занимающиеся конструированием диковинных военных механизмов. И это не говоря о вселенной Warhammer.

Есть одна интересная деталь: гномьи бороды, как правило, короче в длине и аккуратно уложены, а носы – крупнее. Корректно ли одно слово заменять другим? Если углубиться в детали, то нет. Переводчики «Властелина Колец» адаптировали название под знакомый нам термин и с учётом возникновения «Драконов и подземелий» значительно позже мира Средиземья.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и на YouTube! Копирование текстов с сайта GameNewsBlog.ru запрещено.
о гномах и карликах, дворфах и лилипутах / Блог ImpIgor

Предлагаю небольшой мысленный эксперимент (можно прямо в комментариях озвучить свои результаты). Попробуйте сходу определить, кто — гном, кто карлик, кто — дварф: Двалин, Балин, Тирион Ланнистер, садовый гном (!)?

Казалось бы, все просто. Но гномы, как известно, во всем любят основательный подход. Или то дварфы? А может, карлики? Или полурослики? Лилипуты?

Итак, обратимся к истокам.

В начале были цверги, или альвы нижние (свартальвы) — в противовес альвам верхним (они же эльфы). В русском языке слово цверг не прижилось, поэтому вместо него по сложившейся традиции применяется слово карлик. Возникли эти существа в недрах старой-доброй германо-скандинавской мифологии, причем буквально — из могильных червей. Отсюда и любовь к почве, тем паче что боги не сильно нашу юную расу жаловали, и вдобавок к прочим несчастьям (темное лицо, малый рост) накинули еще и проклятие, превращающее цверга, застигнутого лучами солнца, в камень.

Держись Толкин канона, тут бы несдобровать него друзьям-гн… ну, вы поняли, о ком речь.

Но наш народ не задушишь, не убьешь такой подлостью: цверги проявили себя как великие кузнецы, мастера своего дела. Без цвергов не видать богам ни Мьёльнира, ни Глейпнира, ни Скидбладнира, ни Драупнира, ни даже волос богини Сиф… Да-да, выкованный из чистого золота парик изготовил лично Двалин…

Это богиня Сиф и она только что осознала, что Двалин — карлик.

Но тут справедливо будет заметить, что перевод цвергов, как карликов — не более, чем очередная провокация со стороны классового врага, и по-хорошему сей трудолюбивый народ полностью заслуживает права именоваться гномами. Или нет?

Гном — слово спорного происхождения, алхимически синтезирующее в себе две важнейшие характеристики гномов. Γνώση (гносис) по-гречески будет «знание». Но есть и созвучное слово γη-νομος (геномос), то есть подземный житель. Сложно сказать, что именно хотел написать впервые употребивший такое слово Парацельс, а писал он на латыни, но получилось у него gnomus, и на удивление удачно! Ведь это и были живущие под землей и крайне умные существа, которых пытался описать величайший алхимик и оккультист средневековья, заложивший приличный такой камень в основание современной науки (явно не без помощи открытых им сообразительных миниатюрных существ).

По Парацельсу, гномы имеют весьма скромный рост и состоят из земли, за счет чего беспрепятственно перемещаются в её толще, ну прямо как рыбы в воде. В духе модных веяний науки того времени с выделением стихий и элементалей, гномы получились элементалями земли, как саламандры, о которых многие могли слышать именно в таком ключе — это элементали огня. Более того, Парацельс гномов называл так же пигмеями. А уж пигмеи это из греческой мифологии, и тут все становится настолько сложно, что я оставляю попытки докопаться до истины, так как у греков все довольно сумбурно, и пигмеи то воюют с журавлями (а значит имеют рост хотя бы в полови

Тактика и оружие гномов: хирд, топор и баранья кавалерия | Миры

Широкоплечие приземистые бородачи с пивными кружками в мозолистых руках — гномы, они же дварфы или краснолюды, одна из самых распространенных и узнаваемых рас в фэнтези. Невзирая на относительно небольшой рост, эти упрямые карлики заслужили репутацию едва ли не самых грозных воинов Средиземья. И неудивительно, если принять во внимание, что из всех сказочных народов лишь они одни умеют ходить в ногу.

В узких подземных коридорах, где нет никакой возможности для маневра и бой неизбежно принимает характер фронтального столкновения, коротконогие, но сильные и хорошо «бронированные» гномы, несомненно, идеальные бойцы. А это означает, что сражаться им, скорее всего, придется на поверхности — разве что враг будет настолько глуп, что сам захочет оказаться в заранее проигрышном положении.

Тяжелая пехота — сильный род войск. Не так-то просто отыскать в истории аналогию войску, состоящему из одной лишь тяжелой пехоты, но легковооруженных дворфов не бывает. Гном, конечно, не обязан надевать доспехи, но какой ему смысл жертвовать защищенностью? Все равно тягаться с противником в подвижности он не может.

Исходя из этих соображений, авторы практически единодушно строят дворфов в «хирд» — квадратное или трапециевидное каре, подобное «свиной голове» франков.

Барук Хазад! Тактика гномов 3

Добавляем музыкантов, носилки с высоким креслом для командира — и в бой (худ. Adrian Smith)

Идея, в принципе, представляется логичной. Поскольку фланги прикрыть некем, есть смысл сделать построение замкнутым. Оставшееся в центре свободное пространство займут арбалетчики, получающие возможность стрелять, когда щитоносцы какого-либо из фасов опустятся на одно колено.

Беда в том, что аналогия здесь не вполне правомерна. Франкская «свиная голова», как и швейцарская баталия, предназначалась для противодействия кавалерии. В мирах же фэнтези боеспособная тяжелая конница — редкость, зато пехоты много.

Сражаться можно либо наступая на врага (предпочтительный вариант), либо стоя на месте. Наносить и отражать удары, отступая спиной вперед или двигаясь боком, да еще и держать при этом строй не сумеют даже китайские акробаты.

По этой причине не устоявший под натиском противника отряд быстро уничтожался, а для прорыва боевого порядка врага применялся клиновидный строй. Прямоугольная колонна может «застрять» во вражеских рядах, так как ее крайние шеренги, оказавшись боком к противнику, остановятся. При наступлении же клином каждый воин видит врага впереди себя.

Барук Хазад! Тактика гномов 2

Лошади для гномов высоковаты, так что ездят они обычно на кабанах, баранах или пони (это — кабанья кавалерия из мода к Warhammer: Total War)

Конница с тыла — далеко не худший вариант. Хирд, разумеется, встанет, так как задние ряды развернутся, чтобы отразить атаку. Но кавалерия, ударив, тут же откатится, и бойцы снова смогут закинуть щиты за спину и продолжить движение.

Опаснее, если сзади насядет пехота. «Повиснув на плечах», даже относительно малочисленный враг сможет сковывать хирд очень долго. Для того чтобы быстро разбить противника, на него нужно наступать. А как наступать, если двигаться нужно совсем в другую сторону? Или, хуже того — если атакуют с двух сторон разом?

При наступлении с «голыми» флангами решающим является фактор времени. Малейшее промедление неизбежно приведет к тому, что атакующий отряд вместо того, чтобы рассечь ряды противника, сам окажется окруженным.

Там, где требуется проворство, гномы едва ли могут рассчитывать на успех. Их несгибаемые (ввиду отсутствия талии) воины явно могут противодействовать прорыву с большим успехом, чем охвату. Значит, строй должен быть минимальным по глубине и максимальным по протяженности. Оптимальным решением, таким образом, будет старая добрая фаланга, растянутые фланги которой врагу так скоро не обойти.

Барук Хазад! Тактика гномов 1

Гномья стена щитов красочно описана Ником Перумовым и спустя двадцать лет показана на экране Джексоном

В пользу фаланги говорят многие соображения. Например, то, что в узких горных долинах, где, скорее всего, и развернутся боевые действия, щитами не так уж сложно перекрыть всю проходимую местность. Даже если естественной преградой будет прикрыт лишь один фланг — уже неплохо. Фаланга — длинное и гибкое образование. Поражение на одном из флангов обычно не препятствует успешному наступлению на другом.

На труднопроходимой местности либо в случаях, когда воинов недостаточно, чтобы избежать прорыва или охвата, есть смысл наступать множеством небольших колонн, подобных римским манипулам. Врагу будет трудно одновременно связать боем все отряды, а значит, одни из них смогут приходить на помощь другим. Что делать тяжелой пехоте, если противник не принимает боя и, отступая, огрызается стрелами издали?

На первый взгляд, преследование легковооруженных кажется делом не только бесперспективным, но и рискованным. На самом деле, если действовать осмотрительно, не торопясь и не разделяя силы, не все так безнадежно. Гномы, конечно, мало приспособлены для индивидуальных гонок на короткой дистанции. Но групповые забеги проводятся по совершенно иным правилам. Успех длительного преследования определяется не скоростью, а знанием местности и выносливостью воинов. Особенно в горах, где отступающее войско то и дело будет образовывать «пробки» на мостах и в ущельях.

Гномьи подземелья

Барук Хазад! Тактика гномов 10

Добывая руду, гномы, конечно же, вынуждены проводить под землей немало времени. Но постоянное проживание в подгорных чертогах — удовольствие, что называется, на любителя. И уж совершенно точно, что плавильная печь в пещере создала бы своим владельцам абсолютно неразрешимые в рамках технологий средних веков проблемы с вентиляцией.

Исторически искусственные и естественные полости редко служили в качестве жилищ, в военное время их гораздо чаще использовали как убежища. Очевидное преимущество подземных цитаделей заключалось в том, что гарнизону не было нужды оборонять стены. Иные из древних «лабиринтов» вмещали десятки тысяч людей.

Другой вопрос, что, обнаружив выходы, враг получал возможность запереть гарнизон под землей. На этот случай подступы к воротам исторических аналогов Мории прикрывались башнями и оборудованными на склонах гор галереями для стрелков.

Барук Хазад! Тактика гномов 11

Выступы и рога на шлеме препятствуют соскальзыванию ударов (худ. Клайд Кальдвелл)

Гуманоид есть гуманоид, и защитное снаряжение гнома едва ли будет существенно отличаться от человеческого. Тем не менее особенности сложения потребуют внесения некоторых корректив. Например, прямоугольный или овальный гоплитский щит выйдет, соответственно, квадратным или круглым. Панцирь же придется модифицировать с учетом того, что бить карлика будут преимущественно сверху. Максимальная надежность потребуется от шлема, наплечников и нагрудной пластины. Для защиты же нижней части тела хватит и длинной — до колен — кольчуги.

Несомненно, на качестве гномьих доспехов положительно скажутся легендарные достижения подгорной металлургии. В самом деле, если не гномам, чье мастерство прославлено еще сказаниями древних германцев, то кому же еще владеть секретами производства редкой в средние века упругой стали — булата и дамаска?

Барук Хазад! Тактика гномов 4

Позднесредневековые доспехи с фалдами

Сложнее с оружием наступательным. Гном физически, как минимум, равен человеку, но шаг и выпад у него существенно короче. Короче окажется и меч, который гном сможет вытащить в строю, никого не зацепив и не поранив. В решительной атаке, когда длина оружия скорее помеха, кинжалы — особенно восточного типа, с широким изогнутым лезвием, хорошо приспособленные для колющих и режущих ударов снизу, — будут грозным оружием в руках дворфов. Но стоит фаланге остановиться, гном просто перестанет доставать врага.

Безрассудная храбрость и свирепость подгорных карликов имеют вполне рациональное основание. Сторона с оружием менее дальнобойным все время вынуждена идти на сближение, наступать. Но вечно наступать невозможно, когда-то же придется и обороняться. А значит, кроме кинжалов, потребуется и древковое оружие: копья.

Чтобы компенсировать короткие руки, дворфам нужны копья даже более длинные, чем у противника. Лишние 30 сантиметров древка — не проблема, но и увлекаться не стоит. Пики длиной 5 метров, коими авторы иногда вооружают хирд, могут служить исключительно для защиты от кавалерии. Для отражения атак пехоты они не годятся.

Огромным копьем, конец которого приходится зажимать под мышкой, невозможно нанести резкий и точный удар. К тому же, кроме пары передних рядов, остальные пики будут «слепыми»: их владельцы имеют слишком плохой обзор. Вследствие этого, врагу вовсе не сложно, отталкивая наконечники в сторону, протиснуться между древками, и, захватив несколько пик в охапку, отвести их в сторону. Или, бросив свою пику поверх вражеских, отжать их своим весом к земле.

В схватке с пехотой слишком длинные древки сами нуждались в защите. В 13—14 веках «мертвую зону» впереди пикинеров иногда прикрывали копейщики. Позже в зарослях пик стали прятаться аркебузиры.

Барук Хазад! Тактика гномов

Шарообразное тело обладает оптимальным отношением поверхности к объему (худ. Джон Ходжсон)

Тем не менее македонская фаланга, вооруженная длинными пиками — сариссами — почиталась практически неуязвимой для пехоты именно в оборонительном бою. В щиты нападающих упиралось слишком много наконечников разом.

Зато в наступлении начинались проблемы. Составляющие македонскую фалангу тагмы (подразделения из 256 бойцов) имели неизменную структуру и постоянную форму (16 рядов на 16 шеренг), двигались медленно и могли нацеливать сариссы только в одну сторону. В атаке какие-то из тагм, встретив препятствия, неизбежно отставали либо рассыпались. Во времена Филиппа и Александра устойчивость фаланги обеспечивалась взаимодействием пехоты с блестящей македонской конницей, но дворфы, лишенные кавалерии, едва ли могут рассчитывать на успех такой тактики.

Громоздкий щит и короткий меч мало подходят для индивидуального боя на открытом пространстве. Здесь потребуется оружие, с одной стороны компенсирующее своей длиной недостаток роста, а с другой стороны, позволяющее реализовать присущие дворфам преимущества в силе и устойчивости. В качестве такового могут выступать глефы, бердыши, вужи (обоюдоострые секиры на древке), «люцернские молоты» и прочие представители семейства алебард. Что, кстати, позволит примирить традицию, предписывающую дворфам вооружаться топорами, с соображениями военной целесообразности.

Барук Хазад! Тактика гномов 16

Алебарды. Именно такими «топорами», а не секирами лесоруба, стоило бы вооружаться гномам

Есть здесь и простор для фантазии. Разнообразие алебард огромно, кроме того, дворфы способны ковать невесомые лезвия из дамаска, но ничто не мешает им использовать и нарочито тяжелые секиры, изготовленные путем сварки. Не столь острые, зато гарантированно повергающие противника наземь.

Особенности боя в подземельях, где дальность стрельбы лишь в редчайших случаях превысит 25 метров, неизбежно наложат отпечаток на выбор стрелкового оружия. Праща и длинный лук в таких условиях неприемлемы, поскольку перед выстрелом лучнику потребуется полностью выйти из укрытия и натянуть тетиву. За это время противник успеет выстрелить первым, либо скроется. Дротики же, а также всякого рода «метательное железо», хороши лишь метров на 10-15. При бросках на предельную дистанцию по навесной траектории снаряды будут задевать низкие своды пещеры.

Перестрелка в коридорах требует от оружия хорошей настильности, и в этом плане наилучшие результаты даст арбалет. Тем более что его можно заряжать в укрытии, а затем, высунувшись, мгновенно выпустить болт.

Барук Хазад! Тактика гномов 14

Дварфы с арбалетами в Warhammer (худ. Peter Tikos)

В схватках на поверхности миссия стрелков будет наиболее ответственной. Дело в том, что недостаток «физической» маневренности арбалетчик способен восполнить, «маневрируя огнем». Если на пути фаланги встретится препятствие, какие-то ее подразделения вынуждены будут перестроиться по более узкому фронту либо направиться в обход. В строю возникнет разрыв, и прежде чем ряды успеют сомкнуться, противник может туда вклиниться. Прикрытие подобных «окон» (как и проникновение в них) традиционно возлагалось на быстроногую легкую пехоту, а у дворфов ее нет.

Но арбалетчикам, наступающим во второй линии на некотором удалении от пехоты, и не нужно бежать к месту прорыва. Дальнобойность оружия позволит всем стрелкам, находящимся на 150 метров по обе стороны, взять «окно» под перекрестный огонь. Если же, кроме железа, в дворфских шахтах найдется еще и свинец, то есть резон «удивить» противника, накрыв его с запредельной по меркам средних веков дистанции градом пращных ядер.

Барук Хазад! Тактика гномов 12

Ружья или пистолеты? А почему бы и нет?

Еще большее значение стрелковое оружие будет иметь для дворфов в борьбе с противником, заведомо превосходящим его физически. В ближнем бою с троллем, огром или другим могучим монстром важна не сила, а увертливость, и, стало быть, дворфу следует такого боя избегать. Бойцам подгорного племени разумнее полагаться на мощное метательное оружие, для других рас весьма дорогое и слишком тяжелое. Это могут быть арбалеты со стальной дугой и воротом, раскручиваемые на цепях гири, а также гарпуны весом несколько килограммов.

Проблема бороды

Барук Хазад! Тактика гномов 7

Настоящий гном не может выковать из железа только одно — бритву

Одной из удачных находок Ника Перумова стали упоминаемые в романе «Алмазный меч, деревянный меч» глухие шлемы мельинских дворфов. В свое время спартанские гоплиты, единственные среди греков, носили именно глухие — «дорические» — шлемы.

Тесня противника щитом, фалангист входил с ним в столь тесный контакт, что легко мог быть ухвачен за бороду. Лишь приверженные обычаям варваров-дорийцев спартанцы рискнули сохранить растительность на лице. Но в бою это украшение мужчины аккуратно убиралось под шлем.

Более «дворфским», впрочем, кажется метод древних германцев. Если бороду заплести в две косы, а затем связать их узлом на затылке, она не только не будет вводить врага в соблазн, но и поможет защищать голову и шею.

* * *

Выживать в мирах фэнтези, сотрясаемых войнами, сложно. Но у дворфов есть козырь в борьбе за существование — на их стороне логика исторического процесса. Интуитивно понятно, что трансформация эльфского леса в дрова для дворфских печей — только вопрос времени.

Дворфская цивилизация сильна уже тем, что не может оставаться статичной, поскольку в ее основе лежат невозобновляемые природные ресурсы. Это означает постоянную необходимость освоения новых технологий и территорий. А следовательно, неизбежны конфликты, разруливать которые можно, конечно, подкупом или интригами, но воинственные дворфы не остановятся и перед силовым решением. Благо, лучшие доспехи и оружие фэнтезийного мира в промышленных масштабах могут производить только они.

Смотрите также

Когда мне будет девяносто, я хочу быть как Кристофер Ли 1