Может ли гнев быть праведным?
Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного.
В числе наиболее распространённых страстей нашего времени гнев занимает особое место. Не в последнюю очередь из-за того, что современный человек научился мастерски оправдывать гнев тысячей причин. Неудачно сложившиеся обстоятельства, суета, спешка, усталость, плохое самочувствие, стресс… Все мы, конечно, понимаем, что за подобными отговорками стоит банальное неумение себя вести и нежелание с этим что-либо делать. Однако, гневу подвержен каждый и всякий раз, оправдывая чуждой гнев, мы и для себя самих допускаем возможность разгневаться при любом удобном поводе.
К тому же в нашу жизнь прочно вошло убеждение, что гнев сдерживать нельзя, поскольку это якобы вредно для психики и даже оказывает на неё разрушительное влияние. И этот факт не стоит недооценивать: в юные годы я сам крутил пальцем у виска, когда кто-то при мне серьёзно говорил подобные вещи, но вот прошло всего четверть века – и теперь я на исповеди всё чаще слышу вопрос, как быть с гневом, когда, c одной стороны, это грех, а с другой, гнев сдерживать нельзя? Понятно, что в таких условиях даже самый адекватный человек, чувствующий или знающий, что на самом деле разрушительно на душу действует не сдерживание гнева, а сам гнев, имеет немного шансов устоять перед соблазном предпочесть борьбе с грехом поиск возможностей этот гнев оправдать.
А таких возможностей в нашем перекошенном мире нынче хватает. Причём даже для верующих есть свои, так сказать, эксклюзивные возможности. Например, знакомо ли вам понятие «праведный гнев»? Полагаю, знакомо. Правда, это словосочетание знают и неверующие. Коммунисты в своё время заёрзали его почти до дыр. Даже я, проживший при Союзе десятилетие с небольшим, хорошо помню, что «праведным гневом» сердца советских людей наполнялись регулярно и нередко по команде. Например, когда в газетах писали, что ОБХСС выявил очередных расхитителей социалистической собственности, или когда на партсобраниях клеймили позором тунеядцев и пьяниц, а также, когда в программе «Время» рассказывали про ужасы чилийской военщины или когда не уроках истории школьники проходили неумелую стрельбу Фанни Каплан и гражданскую войну в Испании. Естественно, это был никакой не праведный гнев, а, как некогда метко выразился Леонид Филатов, «политическая злость» (надо сказать, хорошо знакомая нам по событиям последних лет в нашей стране), но как раз это и важно. Впрочем, о злости позже.
Гнев действительно может быть праведным. Например, в праведном гневе, вызванном ревностью о доме Божием, Христос выгнал из храма торговцев и менял, превративших святое место в базар. Движимый праведным гневом, пророк Илия казнил жрецов Ваала после жертвоприношения на горе Кармил. С чувством праведного гнева один из новомучеников, расстрелянных в Петрограде с митрополитом Вениамином в 1918 году, «в свой смертный час издевался над палачами». При этом свойственный святым праведный гнев может быть присущ и обычным людям. Например, гнев, направленный не на ближнего, а на врага рода человеческого – прекрасный стимул для борьбы со страстями и для духовной жизни в целом. Трезвое и правдивое отношение к жизни рано или поздно приводит человека к пониманию того, что во всех своих проблемах, невзгодах и бедах виноват исключительно он сам. А потому гнев на кого бы то ни было и за что бы то ни было не только греховен, но безоснователен. Тот, кто до конца честен с собой, гневается только на себя, даже тогда, когда перед ним кто-то действительно виноват. И такой правдивый гнев в определённой мере тоже может быть назван праведным.
В то же время при всей ясности вопроса в гневе несложно обмануться. Попробуйте, гневаясь на грех, не прогневаться на человека, этот грех совершающего. Не спешите удивляться, такое возможно. Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного. И он нам знаком. Это уже упоминавшаяся здесь злость. Именно её отсутствие свидетельствует о гневе как о проявлении духовной ревности, а не как о грехе. И здесь уже неважен предмет гнева. Если в гневе присутствует злость, он греховен по определению и совершенно неважно, что этот гнев у нас вызвало: нанесённая нам обида, ущемление нашего самолюбия, явное преступление или даже кощунство.
Гневаясь со злобой, человек согрешает всегда, сколь бы ни был благовидным предлог: обман при продаже, халатность врача, оскорбление беззащитного, ограбление храма или бесчинство раскольников. И именно тогда, когда гнев, на первый взгляд, обоснован и справедлив, он наиболее опасен. Ведь вред, причиняемый гневом и злобой душе человека, имеет место независимо от того, справедливо ли гневается человек или нет. Но если гнев напрасный, пустой или несправедливый, осознаётся как грех быстрее, острее и чаще, то, обоснованный и оправданный ощущением собственной правоты, он нередко воспринимается как норма и незаметно становится постоянным душевным свойством, проявляясь с течением времени всё чаще, пока, в конце концов, не престаёт нуждаться в какой бы то ни было правоте для собственного оправдания. Стоит ли в итоге удивляться тому, что говорить о «праведном гневе» больше всего любят именно те, кому для преодоления в себе обычного гнева, того, который, по слову Писания, «не творит правды Божией» (Иак. 1:20), вечно недостаёт как не сил, так желания?
Вывод же, как водится, прост: с гневом необходимо бороться. С любым. В том числе и с тем, который, на первый взгляд, кажется правильным или даже праведным. Привычка гневаться вырабатывает в человеке злость, а злость и праведность – вещи несовместимые. Другими словами, на праведный гнев способен лишь тот, кто обычному гневу не оставляет ни единого шанса. В любом же другом случае «праведный гнев» не более чем неуклюжее оправдание привычки к гневу неправедному.
Протоиерей Владимир Пучков
Праведный гнев по Библии (и пример Иисуса Христа)
Объясните, пожалуйста, как может выглядеть праведный гнев согласно Библии?
«Можете гневаться, но не грешите». Вы должны избавиться от гнева до захода солнца. Не искушайте дьявола. (К Ефесянам 4:26,27)
Я вижу реакцию Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 21:12) и Моисея (в книге Исходе 32:19), но как выглядит праведный гнев в христианской жизни? Как он может проявляться по отношению ко греху других людей?
Ответ:
Праведный гнев в Библии и пример Иисуса
Конечно, мы должны смотреть на Иисуса Христа, чтобы разобраться в этом вопросе. У Иисуса точно был праведный гнев, но также мы знаем, что Он не грешил. На память приходят два примера. Первый случай, когда Иисус очищал храм. Это записано в Евангелии от Иоанна 2:13-16. Иисус здесь проявляет Свой гнев из-за того, что иудеи превратили храм в коммерческое заведение, устранив его первоначальный смысл. Что я вижу здесь, так это то, что Иисус проявляет гнев не из-за того, что кто-то сделал что-то против Него, но против Бога.
Он не потерял Свой характер в этот момент, но действовал медленно и рассудительно. Он не применял силу по отношению к людям, но, используя кнут, выгнал животных из храмовой территории. Мы знаем, что Он опрокинул столы менял. Это точно сигнал проявления гнева. Из этой истории я могу учиться тому, что праведный гнев проявляется не по отношению к тому, что сделано против нас, но против Бога или кого-то еще. Если вы гневаетесь из-за того, что сделано против вас, это становится мало похоже на праведный гнев.
На память приходит еще один пример. Иисус точно разгневался, когда говорил с фарисеями в сцене, которую мы находим в Библии — Евангелии от Матфея 23:1-36. Он явно расстроен и сердит на фарисеев из-за их лицемерия. Он называет их побеленными снаружи гробницами.
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония. (Матфея 23:27,28)
И снова, хотя мы видим гнев в этой истории, мы не видим агрессии или каких-то действий, атаки со стороны Иисуса Христа. Иисус говорит со страстью, но не «выходит из Себя», не теряет контроль. Как и в первом случае в Евангелии от Иоанна 2 главе, гнев Иисуса проявляется по отношению к какому-то факту, к тому, что фарисеи сделали против кого-то, но не против Иисуса Христа. В этом случае фарисеи причиняли боль своим слушателям, подавая очень плохой пример и скорее уводя людей от Бога, чем приводя их к Богу.
Несколько раз апостол Павел гневался. Он был очень разгневан, когда иудейские «христиане» пытались заставить язычников исполнять иудейские законы. Он говорит, что те, кто проповедуют подобное, уничтожают Евангелие, и пусть будет тот проклят – Галатам 1:8. Он говорит, что те, кто нарушают спокойствие, пусть удалятся и сами будут обрезаны – Галатам 5:12! Это очень сильные слова. Я не скажу наверняка, что Павел здесь является примером праведного гнева, т.к. мы не знаем отрывков, где бы говорилось, что Павел не грешил, как это было с Иисусом. Возможно, что он грешил, когда говорил это. Но, скорее всего, это был праведный гнев. И вновь, гнев Павла появился не как реакция на то, что было сделано против него, но против других людей, в некоторых случаях против вещей, которые мешают людям попасть на небеса.
Поводя итоги, можно сказать, что праведный гнев направлен против людей, намеренно нарушающих права и привилегии Бога или других людей. Гнев против тех, кто создает расовые предрассудки, кто издевается над Богом, кто создает разделение в церкви – является целесообразным. Гнев, направленный на одного из наших братьев или сестер, причинивших нам боль, скорее всего не попадает в эту категорию. Родительский гнев, направленный по отношению к их детям, в ситуации, когда дети проявляют явное неповиновение, может быть оправдан, но это зависит от того, как он выражается. Если в гневе присутствует желание обидеть, отомстить или причинить боль – это не праведный гнев. Даже в тех ситуациях, когда праведный гнев уместен, мы очень часто (я и себя тоже сюда включаю) можем иметь неправедный гнев.
Часто гнев является оправданием греховного поведения
По моему опыту скажу, что большинство людей, спрашивающих о праведном гневе, либо пытаются найти путь, чтобы оправдать свое поведение либо доказать кому-то, что их гнев был неправедный. Надеюсь, что это не ваш случай! Если вы хотите знать, как может выглядеть праведный гнев по отношению ко греху другого брата или сестры, первая вещь, которую я упомяну – задайте себе вопрос: не был ли этот грех против вас? Если да, скорее всего ваш гнев не будет праведным. Если этот грех был направлен против Бога или кого-то еще, вам все еще надо контролировать свои эмоции и чувства, следуя примеру Христа.
Джон Окс
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».Больше статей по теме
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
О неправедном гневе / Православие.Ru
Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию — “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу — Он праведен в Своем гневе. Мы — нет.
С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.
То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас — мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином — значит быть в прямом и буквальном смысле «не от мира сего». Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. «Выйти и отделиться» — в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.
Одна из областей, в которой мы расходимся с миром — это этика в области пола. Другая — это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием — по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки — это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.
Стандартный фильм — хоть голливудский, хоть наш — про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев — это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из «хороших парней», настоящим человеком. Хорошие парни — это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины — хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.
В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью — сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует — а вот гнев претендует на то, что он «праведный». Мол, ему не только приятно предаваться — чувствуешь себя таким крутым — но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда.
Этому учит нас мир сей — и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. (Пс.36:8,9)» «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11)», «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20)». Гнев ясно назван среди плодов плоти (Га.5:20).
Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что
«Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти», а Преподобный Нил Синайский наставляет: «Гнев — неистовая страсть — легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного — мерзостное курение, псалмопение гневливого — неприятный звук». Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.
Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее — ревность о чистоте веры, например. Но на самом деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще — финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением — а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.
Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы — и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.
Обычная ловушка — это то, что гнев, якобы необходим для решительных действий, и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так — выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях — давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.
А вот для того, чтобы поборать зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто котрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте — Вы вызовете только отвращение и насмешки. Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет «если это — плоды его веры, то ну ее совсем». Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем. Но внешнему человеку это не объяснишь.
Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще — люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей в чем-то — это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.
Праведный гнев: защита или нападение?
2 Июля 2019
Дорогой читатель, сегодня я хочу поделиться своими мыслями о гневе, точнее об одной из его разновидностей – праведном гневе. Много различных толкований гнева, в том числе и праведного, можно встретить на просторах интернета. Читая их, я с чем-то соглашалась, с чем-то нет, а что-то заставляло меня задуматься ещё больше. С одной стороны, гнев, как бы ты его дополнительно не окрасил, остаётся гневом, способным разрушить окружающее, а с другой стороны – праведный гнев… Выражая его: ты сетуешь за восстановление справедливости, за наказание провинившегося, благодаря ему, можно призвать к ответу наглеца; в какие-то моменты он помогает удерживать позиции, отстаивать своё мнение; не позволяет, так сказать окружающим «сесть тебе на голову».
Что плохого в том, что, выражая его, ты демонстрируешь окружающим свою твёрдость, точку зрения, уверенность в себе, в своих силах? Почему Айфааровский образ жизни, к которому я так стремлюсь, не приветствует такое качество, рекомендуя как можно скорее трансформировать его в себе? Именно эти два вопроса периодически всплывали у меня последнее время. Возможно, кто-то спросит: почему последнее время, а не раньше?
Структура нашего психического аппарата такова, что то, что глубоко встроено в нас, — так сказать впиталось с молоком матери, — стало «хорошими и плохими» чертами нашего характера. И зачастую в этом конгломерате черт характера сложно отделить зерна от плевел, потому что ты просто не видишь проявления плевел в себе. В других, да, для тебя они заметны, а вот в себе не видно их, как ни крути. Но жизнь устроена так, что рано или поздно произойдут определённые обстоятельства, и ты начнёшь, мало-помалу, осознавать наличие у себя качеств, мешающих искренне общаться, дружить, любить. Возможно, начнут отворачиваться друзья, уйдёт близкий и дорогой человек, коллеги станут избегать более близкого взаимодействия, может быть ещё что-то, у каждого свой вариант ключевой ситуации. Что произошло в моей жизни, какая ситуация отчётливо показала наличие праведного гнева у меня и помогла это осознать, сейчас сложно сказать. Одно могу утверждать точно, мне очень хочется жить Айфааровским образом жизни в социуме. Для чего и почему я приняла такое решение, я обязательно поделюсь с вами в следующих своих заметках, а сейчас вернёмся к нашей теме.
Так вот, в последнее время я всё чётче стала замечать его проявления у себя. Нет, я не постоянно, не ежесекундно живу в нём, просто я стала его более ясно осознавать и выделять в своём поведении, при общении с другими. Понимание того, как это мешает, углублялось, тем более, что и Ииссиидиология, и Айфааровские Песни призывают нас жить в мире и любви, в понимании и приятии. Но как жить? Где в своём психическом найти ту занозу, которая периодически «воспаляясь» приводит к таким проявлениям характера?
После моего знакомства с Ииссиидиологией и Айфааровскими Песнями, которое я воспринимаю, как подарок, жизнь преподнесла мне ещё один – познакомила с психоанализом, который стал для меня хорошим подспорьем в понимании информации, содержащейся в Ииссиидиологии и Айфааровских Песнях. В психоанализе я и нашла для себя объяснение, почему происходят реакции праведного гнева у меня. Понимание причин дало возможность понять, как применить имеющуюся информацию для трансформации праведного гнева.
Дорогой читатель, я не настаиваю на универсальности своего понимания. Цель моей заметки — поделиться своими представлениями, возможно, у кого-то из читающих будет схожая причина возникновения праведного гнева и мои мысли помогут начать искоренять в себе это качество.
Наш характер — штука не простая. В его формировании принимает участие не только ДНК наших родителей и предков, в том числе (на генном уровне), но и взаимодействие нас с окружающим миром. В раннем возрасте на формирование нашей модели поведения мощное влияние оказывают взаимоотношения с родителями, близкими родственниками, образуется так сказать сценарная матрица (я сейчас не буду углубляться в то, как это происходит, у меня в планах рассказать о своих представлениях об этом в других заметках).
Каждый из нас, в любом возрасте, в большей степени стремится быть любимым, поэтому ищет способы и возможности для получения любви. Так вот, моё взаимодействие с родителями в раннем возрасте, моя интерпретация их отношения ко мне, создали в моём психическом представление, что если я буду сильной и совершенной, то меня будут любить. Именно программы «Будь сильной!» и «Будь совершенной!» легли в основу формирования моего характера. Возможно, кто-то скажет: а что здесь плохого, ведь здорово быть и сильным, и совершенным, прекрасная возможность для роста личности. Абсолютно согласна, но в данной программе, кроме замечательных положительных сторон, есть камень преткновения. На неосознанном уровне у личности с такими программами есть представление, что сильной и совершенной она может быть только лишь в зоне комфорта. Любой новый опыт воспринимается на уровне страха, потому что в глубине души человек понимает, что не такой уж он сильный и совершенный. И, соответственно, новые возможности, которые предлагает жизнь, — чаще всего это неожиданные, нестандартные ситуации, выбивающие из колеи, — могут обнажить несовершенство, неспособность справиться с трудностями, показать недостатки и изъяны, которые так тщательно маскируются и скрываются.
Страх того, что бессилие и несовершенство увидят окружающие, и как результат перестанут ценить, уважать, обращаться за помощью, общаться, дружить (читать всё это одним словом «любить») заставляет обороняться. Очень здорово в данном случае подходит народная мудрость: «Лучшая защита – это нападение». Зачастую у личностей с такими программами, в том числе и у меня, праведный гнев выходит на сцену при возникновении неожиданных, нестандартных, непривычных ситуаций, требующих как можно скорее применить навыки, возможности, способы реагирования, которых, как кажется самой личности, у неё нет.
Праведный гнев, в данном случае, маскирует страх, т.е. окружающие из-за него не замечают внутреннего страха личности, не замечают её неспособность отреагировать мудро, с любовью и пониманием на происходящее. Таким образом, иллюзия силы и совершенства поддерживается, ведь в праведном гневе, изливаемом, в данный момент, на так называемого виновника содержится столько веских аргументов, доводов. Нас подвели: сдав не вовремя полугодовой отчёт; не предупредив, потому что забыли, о переносе важной встречи; подставив, подтасовав какие-то важные факты в беседе и т.п.
Таких примеров в жизни каждого из нас, я думаю, случалось не мало. С одной стороны, да, нас кто-то подставил, поставил в затруднительную ситуацию, подвёл и, действительно, почему бы не поставить на место «виновника»? Ведь он виноват в том, что сейчас мы выглядим не такими сильными и совершенными, не способными грамотно реагировать, должны теперь выслушивать упрёки начальства за то, в чём сами не виноваты. «Виновник» обнажил наше несовершенство, показал наше бессилие и, таким образом, лишил нас любви окружающих!
А с другой стороны ситуация произошла и почему бы к ней не отнестись как к возможности, к вызову, который предложен самой жизнью: «Покажи свою силу и совершенство! Отреагируй, как взрослый человек — мудро, спокойно, с пониманием, а не маши кулаками после драки. Ведь, укоряя (именно укоряя) другого, ТЫ подписываешься под собственной слабостью, несовершенством и бессилием. Реагируя таким образом, ты сам, а не «виновник», лишаешь себя любви».
Возможно, у «виновника» произошедшего была уважительная причина. Например, экстренно заболел кто-то из членов семьи или случилась ещё какая-то похожая ситуация, из-за которой произошло то, что произошло. В моей жизни были случаи, когда я постфактум узнавала о таких ситуациях в жизни «виновника». В каких-то случаях испытывала угрызения совести, было стыдно, а в каких-то очередной всплеск праведного гнева: почему не сказал сразу, из-за него теперь на меня «смотрят косо», обвиняя в бездушии, то есть окружающие увидели мою слабость и несовершенство, неспособность грамотно реагировать на происходящее.
А недавно со мной произошёл случай, когда мне всё-таки удалось не только справиться с собственным праведным гневом, но и понять, простить обидчика. Когда его укоры и упрёки посыпались в мой адрес, как мне казалось, незаслуженно, первой мыслью, что возникла – ответить тем же, тем более что память так услужливо предоставляла факты из его жизни, а веские аргументы уже стучались и требовали выпустить их наружу. Внутри всё клокотало, но я рада, что в тот момент хватило ума и сил выслушать, внешне не реагируя и не вступая в полемику.
Уже придя домой, испытала желание избавиться от нахлынувшей обиды, которая, как назойливая муха, досаждала мне. Анализируя ситуацию, поняла, что у моего «обидчика» такие же программы «Будь сильным!» и «Будь совершенным!». В его словах есть истина, а я своим поведением (это может выглядеть как соперничество, соревнование за любовь другого), не осознавая того указала на его недостатки и спровоцировала его выход из зоны комфорта, он почувствовал себя не уютно.
Пришло осознание того, что я не только неуважительно отношусь к нему (не люблю), но и лишаю его любви других, выставляя его, своим неосознанным поведением, в невыгодном свете. Сейчас сложно описать всю ту гамму чувств, которая буквально ворвавшись в меня, помогла не только переосмыслить ситуацию, принять её, но и испытать стыд за своё поведение, ощутить сочувствие и сострадание, понять его и простить, потому что вина за произошедшее целиком и полностью лежала на мне.
Его поступок по отношению ко мне не что иное, как очередной запрос на любовь, как очередной крик о помощи. Очередной, потому что ранее, когда были похожие ситуации во взаимоотношениях, я его (запроса, крика) не слышала или не хотела слышать по каким-то своим эгоистичным причинам. Много переосмыслений было в тот вечер у меня (даже сейчас, когда я делюсь с вами своими мыслями, новые аспекты раскрываются, и понимание происходящего углубляется), обида и мой праведный гнев, который требовал до этого восстановления «справедливости», уступили место раскаянию, сопереживанию и сердечному отношению, наполнив меня самыми тёплыми чувствами к человеку. А на следующий день при встрече он попросил у меня прощения, и мы спокойно обсудили произошедшее накануне, каждый из нас сделал свои выводы. Вот так, благодаря своему «обидчику», я смогла на себе ощутить, каково это быть объектом праведного гнева, а также как важно слышать другого.
Размышляя о праведном гневе, я увидела в нём ещё один нюанс — присутствие осуждения, зачастую оно скрыто достаточно вескими аргументами в речи. Рассматривая праведный гнев, я поняла, что он и осуждение взаимозависимы. То есть одно не существует без другого, а также одно усиливает другое. Действительно, легко быть совершенным и сильным на фоне несовершенств другого. Такой подход порождает и в дальнейшем подпитывает высокомерие и честолюбие. Наш ум усердно предлагает нелицеприятные факты о другом, чтобы оставаться в зоне личностного комфорта.
Ведь так легко наслаждаться собственным совершенством и силой, а также умом, красотой и прочим, когда рядом с тобой люди, обладающие массой недостатков. Праведный гнев, идя рука об руку с осуждением, не даёт возможности для личностного роста, потому что ум занят поиском недостатков в других, а не возможностями для изменения себя. Действительно, гораздо проще запастись определённым списком недостатков других, чтобы в случае непредвиденной ситуации, для удержания позиции «на высоте», им воспользоваться, чем принять вызов жизни.
Размышляя о работе со своим праведным гневом, я поняла, что важно не только принять вызов жизни, но и понять, что чем честнее и открытие ты, твоя позиция, тем больше доверия и уважения (любви) испытывают к тебе окружающие. Когда ты честно признаёшь свою слабость и несовершенство, окружающее дарит гораздо больше возможностей для роста, для работы над слабыми сторонами твоего характера. Мы все разные, и то, что для одних — совершенство, для других — один сплошной изъян. Это факт жизни, который нужно принять как аксиому.
Да, мы все хотим быть любимыми, мы хотим получать внимание и ощущать заботу о себе. Поэтому праведный гнев, скрывающий собственные изъяны, можно искоренить, научившись не нападать, защищаясь от «ударов» окружающих, критикуя и осуждая их, а только прочувствовав в поступке другого его запрос на любовь. Праведный гнев уступает место любви и на место привычных разборок в отношениях приходит понимание и уважение. Ты не испытываешь стыда и злости, обиды и ненависти, а только радость от того, что есть взаимопонимание.
Размышляя таким образом, дорогой читатель, я пришла к выводу, что праведный гнев – это не защита и не нападение, а возможность для того, чтобы, поработав с собственными страхами, изменить себя как личность, увидев в окружающем мире не изъяны, а совершенство и гармонию во всём.
Просмотров: 1568
Праведный гнев — Радио ВЕРА
ПоделитьсяАлександр Ткаченко
Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?
Здесь у святых отцов абсолютно единодушное мнение: гнев — оружие, которое человек получил от Бога при сотворении, чтобы обороняться им от дьявола — злобного духа, врага рода человеческого. А также — от греховных помыслов, которые этот враг все время пытается внушить людям.
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Однако и в самой этой слабости праведного гнева у нетренированной души есть утешительное свидетельство. Если даже в таком жалком состоянии он способен отогнать от нас грех и дьявола, какова же мощь этого оружия, которым снабдил нас Господь.
(Эксклюзив) Как выразить свой гнев
Гнев – очень сильная эмоция. Если его не контролировать, он может стать очень греховным и опасным, но когда он мотивирован правильными причинами и правильно используется, он может принести добрые и праведные результаты.
Однако многие из нас попадают в первую категорию и совершают грех вместо того, чтобы позволить ему формировать нас и поступать правильно.
Гнев действительно может помочь нам поступать правильно.
В этой статье мы поговорим о том, как выразить свой гнев.
Праведный гнев
Некоторые христиане используют термин «праведный гнев», чтобы оправдать свой гнев. Хотя временами они могут быть правы, но бывают случаи, когда нет, всё зависит от мотива.
Сам Бог злится. Его гнев настолько праведен и свят, что греху и тьме некуда скрыться от Него. Библия говорит нам, что Бог видит нас и знает о нас всё (см. Псалом 138). Он знает каждую нашу мысль, каждый мотив нашего сердца и каждое слово, сказанное нами втайне и открыто. В Послании к Римлянам 2: 5-6 говорится, что если мы ожесточаем свои сердца, мы навлекаем на себя Его гнев: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Хотя Бог праведен, справедлив и свят, Он также любящий. Хотя мы заслужили Его гнев, Он послал Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа, чтобы принять весь Его гнев на Себя вместо нас: “Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса” (Римлянам 3: 21-26).
Как это связано с нашим гневом?
Какое же это имеет отношение к нашему гневу? Прямое! Мы должны осознать, что по природе мы являемся грешными людьми, которые заслуживают праведного гнева Божьего, направленного на грех. Только благодаря Его милости мы избавлены от него, потому что Его Сын принял гнев Божий вместо нас. Мы должны смотреть на Иисуса и видеть благодать, которую Он изливает на нас. Нам нужно разрешить этой благодати управлять нашим гневом всякий раз, когда мы вот-вот разгневаемся. В этом нам поможет Псалом 4: 5 и Послание к Ефесянам 4: 26-27.
1) Гневайтесь
Оба стиха говорят: «Гневаясь, не согрешайте». Это означает, что злиться это не плохо, но мы должны быстро остановить гнев и не дать ему побудить нас совершить грех.
2) Успокойтесь и проверьте свое сердце
Псалом 4: 5 продолжает: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». Вместо того, чтобы быстро излить свой гнев на то, что его вызвало, мы должны успокоиться, а затем проверить свое сердце, почему мы злимся. Многие из нас злятся по неправильным причинам, а некоторые даже без всякой видимой причины. Мы должны проверять самих себя.
3) Не позволяйте гневу оставаться
Послание к Ефесянам 4: 26-27 продолжает: «солнце да не зайдет во гневе вашем;
и не давайте места диаволу». Мы не должны допустить, чтобы гнев оставался в наших сердцах. Мы должны простить своих обидчиков и отпустить обиду. Нам нужно быстро отпустить свой гнев, особенно если он беспочвенный или вызван без умысла. Если мы его быстро отпустим, тогда враг душ человеческих не сможет посеять семена горечи в наших сердцах.
Напоследок
Если Бог смог контролировать Свой гнев и излить его на Своего Сына ради нас, мы должны научиться у Него быть милостивыми и прощающими своих обидчиков. Пусть Божье милосердие к нам во Христе поможет и нам быть милосердными к другим.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН
comments powered by HyperComments
О неправедном гневе / Православие.Ru
Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию — “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу — Он праведен в Своем гневе. Мы — нет.
С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.
То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас — мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином — значит быть в прямом и буквальном смысле «не от мира сего». Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. «Выйти и отделиться» — в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.
Одна из областей, в которой мы расходимся с миром — это этика в области пола. Другая — это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием — по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки — это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.
Стандартный фильм — хоть голливудский, хоть наш — про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев — это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из «хороших парней», настоящим человеком. Хорошие парни — это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины — хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.
В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью — сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует — а вот гнев претендует на то, что он «праведный». Мол, ему не только приятно предаваться — чувствуешь себя таким крутым — но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда.
Этому учит нас мир сей — и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. (Пс.36:8,9)» «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11)», «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20)». Гнев ясно назван среди плодов плоти (Га.5:20).
Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что
«Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти», а Преподобный Нил Синайский наставляет: «Гнев — неистовая страсть — легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного — мерзостное курение, псалмопение гневливого — неприятный звук». Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.
Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее — ревность о чистоте веры, например. Но на самом деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще — финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением — а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.
Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы — и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.
Обычная ловушка — это то, что гнев, якобы необходим для решительных действий, и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так — выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях — давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.
А вот для того, чтобы поборать зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто котрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте — Вы вызовете только отвращение и насмешки. Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет «если это — плоды его веры, то ну ее совсем». Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем. Но внешнему человеку это не объяснишь.
Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще — люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей в чем-то — это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.
Что такое «праведный гнев»? | Христианские библейские исследования
Я вырос, полагая, что гнев — это «плохая» эмоция. Так что мне понадобилось несколько лет христианского консультирования, чтобы даже признать, что я злюсь, не говоря уже о том, чтобы научиться выражать свои чувства праведно! К счастью, Слово Божье устанавливает четкие параметры для раздражения.
Что говорит об этом Бог? Плохая новость для горячих голов состоит в том, что в Священном Писании гораздо больше стихов, предупреждающих верующих не проявлять хладнокровия, чем стихов, призывающих к такому поведению.Автор Притч связывает гнев с глупостью: «Глупцы быстро показывают, что они расстроены, а мудрые игнорируют оскорбления» (Притчи 12:16, NCV). И апостол Павел рекомендует позволить нашему Небесному Отцу сражаться в наших битвах: «Друзья мои, не пытайтесь наказывать других, когда они причиняют вам зло, но ждите, пока Бог накажет их Своим гневом. Написано:« Я накажу тех, кто поступает. неправильно, Я отплачу им, говорит Господь »(Римлянам 12:19, NCV).
Иногда, однако, Бог позволяет своему народу суетиться и оставаться верным.Таков случай, когда царь Давид хмурится и раздражается:
Боже, я хочу, чтобы ты убил нечестивых!
Отойдите от меня, убийцы!
О тебе говорят гадости.
Ваши враги бездумно используют ваше имя.
Господи, ненавижу ненавидящих Тебя;
Ненавижу восставших против тебя.
Я чувствую к ним только ненависть;
они мои враги (Псалом 138: 19–22, NCV).
Или когда Неемия расстраивается, узнав об эксплуатации бедных богатыми израильтянами: «Тогда я очень рассердился, когда услышал… эти слова» (Неемия 5: 6, NASB).
Что примечательно в этих ситуациях, так это то, что Давид проклял заклятых врагов Бога, а Неемия направил свое раздражение на «имущих», подавляющих «неимущих». Оба мужчины были разгневаны из-за нечестивых людей или действий.
И Иисус выразил гнев — на фарисеев, которые выказывали такие жестокие сердца (), и на грубую коммерцию, запятнавшую храм (;) — чтобы выразить крайнее недовольство грехом. Эти причины — ключ к праведному гневу.
Как это повлияет на меня? Как последователи Христа, мы совершенно нормально расстраиваемся из-за греха.Зол, такие как насилие, расизм, порнографии и детской секс-торговли должны ладан нас.
Но независимо от того, насколько предосудительны люди или действия, которые мы осуждаем, мы все равно не имеем права грешить в наших ответах: «Когда вы гневаетесь, не грешите и обязательно перестаньте гневаться до конца дня. «(Ефесянам 4:26, NCV). Те из нас, у кого есть конфронтационные личности, могут захотеть задать себе вопрос: Мой мотив быть правым или праведным? до того, как разоблачить виноватых.
Подобные соображения также помогают нам не поддаваться раздражению: «Каждый человек да будет быстр на слышание, медлен на речь, медлен на гнев, ибо гнев человеческий не производит правды Божьей» (Иакова 1: 19–20, ESV). Вместо того, чтобы немедленно ответить, просто считая до десяти, прежде чем реагировать, как правило, приводит к гораздо лучшим результатам в спорном положении.
Тогда после того, как мы обидимся, мы должны принять искупительное действие. Христиане должны участвовать в организациях, работающих над освобождением детей от рабства, и работать волонтерами в приютах, защищающих женщин, подвергшихся побоям.Мы должны выступить против ненависти, угнетения и жестокости!
В конечном итоге, если наше возмущение приводит к восстановлению любви и исцеления в отношениях с Иисусом, это праведный гнев.
Лиза Харпер имеет степень магистра теологии с акцентом на библейские исследования в Теологической семинарии Завета в Сент-Луисе. Она является востребованным оратором и написала несколько книг, в том числе «Держаться за героя: новый поворот к евреям» (Тиндейл) и «Что в Библии для женщин: книга преданности» (Regal).Посетите ее на www.lisaharper.net.
Авторские права © 2008 автора или журнал Christianity Today / Today’s Christian Woman.
Щелкните здесь, чтобы получить информацию о перепечатке книги «Сегодняшняя христианка».
Как я могу точно знать, что мой гнев — это справедливое негодование?
Вопрос: «Как я могу знать наверняка, что мой гнев — это праведное негодование?»Ответ:
Мы можем точно знать, что наш гнев или негодование праведны, когда он направлен на то, что гневает Самого Бога. Праведный гнев и негодование справедливо выражаются, когда мы сталкиваемся с грехом. Хорошие примеры были бы гнев по отношению к жестокому обращению с детьми, порнографии, расизм, гомосексуальной активность, аборты и тому подобными.Апостол Павел ясно предостерегает тех, кто гневает Бога: «Теперь дела плоти очевидны: сексуальная безнравственность, нечистота, чувственность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздоры, зависть, приступы гнева, соперничество, раздоры, разногласия, зависть, пьянство, оргии и тому подобное. Я предупреждаю вас, как я предупреждал вас раньше, что делающие такие дела не наследуют Царства Божьего »(Галатам 5: 19–21). Иисус выразил праведный гнев по поводу грехов людей (Марка 3: 1–5; Матфея 21: 12–13; Луки 19: 41–44).Но Его гнев был направлен на греховное поведение и явную несправедливость.
Однако нас также учат быть осторожными в своем гневе, чтобы не грешить. «Гневайся и не греши; не позволяй солнцу зайти во гнев твоем, и не дай возможности диаволу »(Ефесянам 4: 26–27). Мы должны проверить свое отношение, а также свои мотивы, прежде чем сердиться на других. Павел дает нам несколько разумных советов относительно правильного подхода: «Не мстите, друзья мои, но оставьте место для гнева Божьего, ибо написано:« Мне мстить; Я отплачу », — говорит Господь.Напротив: «Если ваш враг голоден, накормите его; если он хочет пить, дайте ему чего-нибудь попить. Поступая так, ты насыпишь ему на голову горящие угли. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12: 19–21).
Иаков также дает нам хорошее наставление, когда дело доходит до праведного негодования: «Знайте это, мои возлюбленные братья: пусть каждый человек будет быстрым на слух, медленным на речь, медленным на гнев; ибо гнев человеческий не производит правды Божией »(Иакова 1: 19–20).Апостол Петр повторяет этот совет, особенно в тех случаях, когда мы сталкиваемся с враждебными Богу и Его вещам: «Но даже если вы пострадаете за праведность, вы будете благословлены. Не бойтесь их и не тревожьтесь, но в своих сердцах почитайте Христа Господа как святого, всегда будучи готовым защитить любого, кто спрашивает вас о причине надежды, которая в вас; тем не менее, делайте это с кротостью и уважением, имея чистую совесть, чтобы, когда вас оклеветали, были посрамлены те, кто осуждает ваше хорошее поведение во Христе.Ибо лучше пострадать за добрые дела, если такова воля Бога, чем за зло »(1 Петра 3: 14–17).
Верующие также могут направить свой гнев на конструктивные действия, вступив в христианские организации, которые борются с влиянием зла в обществе. Ключ в том, что если наше возмущение приводит других к любовным и восстанавливающим отношениям с Богом, то это праведное негодование.
.Что такое праведный гнев? | CARM.org
, Мэтт Слик
18.07.2012
Праведный гнев — это гнев , который правильно мотивирован и, следовательно, не содержит греха . Это гнев против неправды, профана, зла и т. Д. Однако, с одной стороны, нам велят отбросить гнев (Кол. 3: 8; Еф. 4:31). Но с другой стороны, нам сказано гневаться, но без греха (Еф. 4:26). Фактически, когда мы смотрим на Писание, мы обнаруживаем, что Бог разгневался.
- Исход 4:14: «И разгорелся гнев Господа на Моисея, и Он сказал:« Разве нет твоего брата Аарона, левита? Я знаю, что он говорит свободно. И более того, вот, он выходит навстречу тебе » ; когда он увидит тебя, он будет рад в сердце своем «.
- Книга Судей 3: 8: «И разгорелся гнев Господа на Израиля, и Он продал их в руки Кушан-ришафаиму, царю Месопотамии, и сыновья Израиля служили Кушан-ришафаиму восемь лет».
- Иеремия 51:45: «Выйдите из среды ее, народ Мой, и спаситесь каждый от ярого гнева Господа».«
Итак, если Бог гневается, гнев автоматически не является грехом. Конечно, всякий раз, когда Бог гневается, это праведный гнев. Он сердится на людей, когда они совершают идолопоклонство, бунтуют, лгут, крадут и т. Д. На самом деле он ненавидит тех, кто творит беззаконие (Псалом 5: 5; 11: 5). Но Бог также любит нас (Иоанна 3:16; 1 Иоанна 4: 8) и чрезвычайно терпелив с нами (Римлянам 2: 4). Мы же часто злимся неправедно. Поэтому у нас есть такие стихи, как следующие.
- Col.3: 8: «Но теперь и вы отложите в сторону все: гнев, гнев, злобу, клевету и оскорбления из уст ваших».
- Ефесянам 4:26: «Гневайтесь, и все же не грешите; не позволяйте солнцу зайти во гнев вашем».
Поскольку мы грешники, наши суждения часто мотивируются самоправедностью, а не славой Божьей. Когда с нами поступают несправедливо, мы злимся, мы хотим справедливости для обидчика. Но часто у нас нет всех фактов, и поэтому мы совершаем своего рода убийство в своем сердце, когда злимся.Иисус проповедовал суровую весть о неправедном гневе.
- Матфея 5: 21-22, «Вы слышали, что древним было сказано:« ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ УБИЙСТВОВАТЬ »и« Кто совершит убийство, тот несет ответственность перед судом ». 22 Но я говорю вам, что всякий, кто гневается на его брат должен быть виновен перед судом; и всякий, кто скажет своему брату: «ты никчемный», будет виновен перед верховным судом; а тот, кто скажет «ты глупец», будет достаточно виновен, чтобы пойти в суд. огненный ад.«
Гнев — это приговор, обвинение в неправедности и даже желание причинить кому-то вред. Мы не несем ответственности за такие суждения. Только Бог обладает всей информацией и знает мотивы сердец всех людей. Поэтому он единственный, кто может судить праведно, гневаться на людей, а не грешить.
- Иакова 1:20, «ибо гнев человеческий не достигает правды Божией».
Иисус рассердился
Многие люди видят в Иисусе светловолосого голубоглазого кавказского серфера, одетого в женскую ночную рубашку, стоящего у дверей нашего сердца и просящего разрешения войти и спасти нас.Этот пассивный и феминизированный взгляд на Христа не соответствует Библии. Когда мы смотрим на Евангелия, мы обнаруживаем, что Иисус рассердился.
- Марка 3: 5: «Оглядевшись на них с гневом, опечаленный жестокосердием их, Он [Иисус] сказал тому человеку:« Протяни руку твою ». И он простер его, и рука его стала здоровой «.
- Матфея 21:12, «И Иисус вошел в храм и выгнал всех, кто покупал и продавал в храме, и перевернул столы меновщиков денег и сиденья продавцов голубей.«
Фактически, Иисус часто был осуждающим.
- От Матфея 23:27: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы подобны беленым гробницам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри они полны костей мертвецов и всякой нечистоты».
- Марка 12: 38-40: «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят почтительные приветствия на рыночных площадях, 39 и главные места в синагогах и почетные места на банкетах, 40 которые пожирают вдов. ‘дома и для виду возносите длинные молитвы; они получат большее осуждение.«
- Луки 13:15: «Но Господь ответил ему и сказал:« Вы, лицемеры, разве каждый из вас в субботу не отвязывает своего вола или своего осла из стойла и не уводит его напоить его? »
- Иоанна 8:44: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять желания отца вашего …»
К Ефесянам 4:26
Ефесянам 4:26, «Гневитесь, но не грешите; не позволяйте солнцу зайти во гнев вашем».
Что нам делать с Ефесянам 4:26, если Павел цитирует Псалом 4: 4 и велит нам гневаться? Можно ли злиться? Да, это так.Давайте посмотрим на контекст.
- к Ефесянам 4: 24–27, «и облекся в новое« я », которое по подобию Богу было сотворено в праведности и святости истины. 25 Итак, отвергая ложь, ГОВОРИТЕ КАЖДЫЙ из вас ИСТИНУ С СВОИМ СОСЕДОМ, потому что мы члены друг друга. 26 Гневитесь, и все же НЕ ГРЕШИТЕ; не позволяйте солнцу зайти в вашем гневе, 27 и не дайте дьяволу возможности ».
Апостол Павел противопоставляет старые греховные пути путям праведности, примером которых, конечно же, является Христос.Мы должны говорить правду и быть святыми. В этом контексте было сказано «гневаться», и это гнев на зло, противоположность святости. Конечно, наш гнев должен подражать гневу Христа. Два примера записаны в Марка 3: 5 и Матфея 21:12. В первом случае Иисус сердился на фарисеев, которые замышляли убить его за исцеление кого-то в субботу. В Евангелии от Матфея 21:12 Иисус справедливо гневается на тех, кто использует дом Божий для наживы. Конечно, мы можем найти и другие примеры, но должно быть очевидно, что мы должны следовать праведности и гневаться на пропаганду зла.Следовательно, праведный гнев — это благочестивая позиция осуждения и осуждения того, что противоречит характеру и воле Бога.
,праведного гнева в приговоре
Поскольку зависть позорна, привлекательно представить свою зависть другим людям как праведных гнев .
Более того, если чувство стыда приводит к формированию убеждения, что другой не заслужил своего счастья, зависть может трансформироваться в подлинный праведный гнев .
Намного легче предаваться самодовольству, праведности, , гневу, или любой другой эмоции, которая нас захватывает.
Нам действительно хорошо злиться на такое дело, но есть вещи лучше и сильнее, чем даже праведный гнев .
Власть была полна праведных гнева в знании, что, если бы спросили, разрешение было бы дано.
Нашему оправданному и праведному гневу нельзя позволять преодолевать разумное суждение, потому что в этом случае люди насилия победят.
Этот праведный гнев не будет рассеян, но будет усилен отказом раскрыть факты.
Это было праведности гнева в том смысле, что было совершено ужасное злодеяние.
Диалог тоже остроумный и острый … и задевает за живое, зажигая в нас праведных гнева .
ИзВикипедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.Бейкер изображает четвертое такое воплощение, причудливого и иногда задумчивого человека, чья огромная личная теплота временами сдерживается его способностью праведных гнева .
ИзВикипедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.Джек склонен к приступам праведности гнева , в которых он будет опрометчиво нырять в ситуации, хотя удача, мастерство и творческая импровизация обычно ему хорошо служат.
ИзВикипедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.
,