Монах

Как крестоносцы заставляли монаха: Как крестоносцы заставили монаха изнасиловать молодую монашку — HistoryTime

«Какже крестоносцы заставили молодого монаха?» – Яндекс.Кью

Для начала давайте разберёмся что такое вообще «схиигумен». Если кратко то это настоятель монастыря принявший схиму (обет соблюдать особо строгие аскетические правила).

До карьеры священнослужителя Николай Романов 12 лет отсидел в колонии за убийство при разбое с отягчающими обстоятельствами.

В 1998 году стал послушником Алапаевского мужского монастыря и поступил в духовную семинарию, скрыв при этом, что отбывал срок за убийство. В РПЦ есть запрет на совершение церковных таинств людям совершившим убийство.

Схиигумен Сергий достаточно медийная личность, судя по всему, ему удаётся оказывать на людей существенное влияние. Его неоднократно называли духовным наставником Натальи Поклонской, однако она это уже опровергла.

Взгляды отца Сергия весьма специфичны, но ничего особенно оригинального в них нет:

Царебожие — религия генотеистического типа (когда исповедуется вера в одного бога но не отрицается существование других богов) в православии считается ересью, царебожники считают императора Николая II не просто святым, а возводят его в божественный ранг, считая что иисус Христос сделал недостаточно для искупления и вину нужно соискупать. Кроме Николая II на роль соискупителей выдвигают и других исторических деятелей: Ивана Грозного, Распутина некоторые даже Сталина. Схиигумен Сергий часто считается лидером Царебожников, но открыто в проповедях он об этом не упоминает, иначе его давно лишили бы сана за ересь.

Печать Антихриста. В проповедях Схиигумен Сергий часто выступает против биометрических паспортов, а так же отрицая существование инфекции ковид-19 рассказывает прихожанам о чипировании через прививки. Такие опасения возникают у верующих с давних пор, старообрядцы в XVIII веке, например, не пользовались бумажными деньгами и не принимали паспорта Петра I. Это связано с Откровением от Иоанна 14:9-11 » И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.» Считается что Антихрист метит людей «начертанием зверя» как символом покорности. Антихристом отец Сергий считает президента Путина.

Изгнание Бесов. В РПЦ официально не существует практики изгнания бесов, однако и не запрещается. Схиимонах Сергий практикует подобное, но одобрения на это от церкви он не получал.

В конце мая Схиигумену Сергию РПЦ запретила вести службу и предписала «нести тихий молитвенный монашеский подвиг» за его проповеди в которых он отрицал существование коронавирусной инфекции. Однако он не послушал и вернувших в основанный им Среднеуральский женский монастырь, отстранил игуменью и продолжил проповедовать. Его прихожане охраняют обитель и не пускают назначенного туда епархией нового священнослужителя.

Завершиться эта история скорее всего так: отец Сергий не явится на церковный суд, его признают виновным за не явку и лишат сана объявив «вне закона».

Глава 11 Иоанниты – монахи и воины. Крестовые походы. Под сенью креста

Глава 11

Иоанниты – монахи и воины

Из трех крупнейших духовно-рыцарских орденов, основанных крестоносцами, самую длинную историю, перебросившую мост от первых крестоносцев клермонского призыва до современности, имеет орден братьев-госпитальеров, или иоаннитов. Основанный участниками первого крестового похода, орден менял и свое название, и деятельность, и местоположение. Под ударами сильнейших врагов, мусульман и христиан, он отступал, теряя территории, бывшие домом для многих поколений рыцарей. Святая Земля, Кипр, остров Родос, Мальта, даже Россия (двести лет назад великим магистром иоаннитов стал российский император Павел I) – таков далеко не полный путь крестового братства. Но орден устоял, преодолел превратности судьбы и дожил до наших дней. В 1988 г. состоялось избрание на должность очередного руководителя ордена Эндрю Бэрти – простого школьного учителя из английской глубинки. Скромный преподаватель английского языка получил впечатляющий титул, который полностью звучит так: «Его преосвященное высочество, фра (брат) Эндрю Бэрти, семьдесят восьмой князь и великий магистр суверенного военного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского». Так история переплелась с современностью. Шагнем же теперь на девятьсот лет назад, к истокам «священного братства рыцарей Христовых».

Святая Земля, Палестина, задолго до крестовых походов привлекала к себе взоры христиан всего мира. Прикоснуться к святыням христианства, пройти по местам, где тысячелетием раньше ходил Спаситель, увидеть воочию величественную Голгофу и храм Гроба Господня – все это было мечтой для тысяч и тысяч правоверных католиков. Но одних удерживал страх за свою жизнь – ведь христианские святыни уже сотни лет как были захвачены «нечестивыми магометанами», других пугали тяготы долгого и опасного путешествия. И все же находились люди, презревшие страх и лишения, люди, которых вела вера и любовь к Богу. Они собирали единомышленников, объединялись в группы, нанимали корабли и плыли в Святую Землю. Так появилось паломничество.

Одним из таких паломников или, как их тогда называли, пилигримов, был богатый купец из итальянского города Амальфи, Панталеон Мауро. Около 1070 года он построил у ворот монастыря Святой Марии Латинской, под Иерусалимом, странноприимный дом, или госпиталь. Следует заметить, что в те времена слово «госпиталь» означало совсем не то же самое, что сейчас. Происходит оно от латинского «госпиталис», что означало, ни больше ни меньше, как «комнаты для гостей». Но невероятные трудности пути, непривычный климат сухой и жаркой Палестины приводили к тому, что большая часть пилигримов добиралась до святых мест уже серьезно больными. А в этой «гостинице» принимали усталых и больных паломников, обеспечивали им заботу и уход, лечили от болезней. При госпитале появлялись лекари, монахи и монахини превращались в братьев и сестер милосердия. Госпиталь постепенно начинал все более соответствовать современному значению этого слова.

До начала крестовых походов маленький госпиталь Панталеона Мауро худо-бедно справлялся со своими обязанностями, поскольку паломников было сравнительно немного. Но завоевание Святой Земли крестоносцами резко изменило ситуацию. К отвоеванным христианским святыням хлынул огромный поток пилигримов, «Христовых воинов» и просто искателей приключений. Для приема больных паломников, к которым добавились и раненные в сражениях крестоносцы, не хватало помещений, лекарств, денег, не хватало людей. И тогда провансальский рыцарь Жерар, участник первого крестового похода, вместе с несколькими своими соратниками принимает непростое и мужественное решение: посвятить свою жизнь страждущим и скорбящим. В клятве, принесенной иерусалимскому патриарху, он и его товарищи дают обет отказаться от всего своего имущества в пользу странноприимного дома, отрекаются от всех мирских радостей и обязываются повиноваться во всем патриарху или лицу, им назначенному. И этот рыцарский обет бедности, целомудрия и послушания с целью облегчить чужие страдания нашел отклик и в горячих сердцах первых крестоносцев, и у власть имущих. В 1113 году римский папа Пасхалий II дал «святому братству странноприимного дома иерусалимского госпиталя Святого Иоанна» статус и устав нового монашеского ордена госпитальеров. По указанию папы госпитальерам передают земли, строения и даже замки, как в самой Палестине, так и за ее пределами. Число членов ордена неуклонно растет.

Деление ордена иоаннитов на языки

Первоначально орден госпитальеров ничем не отличался от обычного монашеского братства, кроме того, что его членами становились, как правило, не простые люди, а рыцари-дворяне, освободители «Господнего града Иерусалима«. Члены ордена давали обычные монашеские обеты, носили темные одежды из грубой верблюжьей шерсти, питались только хлебом и водой, а главной своей целью провозглашали милосердие к страждущим. Однако в 1118 году произошли серьезные события, приведшие к превращению монашеского братства в собственно духовно-рыцарский орден.

В начале 1118 года умирает основатель братства, бывший рыцарь Жерар Том. И в сдерживаемой доселе авторитетом основоположника монашеской обители вспыхивает раскол. Девять «братьев» во главе с французским рыцарем Гуго де Пайеном выходят из состава ордена. Они не согласны с политикой госпитальеров, провозгласивших своим предназначением милосердие и помощь скорбящим. А возможно, у этих девятерых просто не хватило духовных сил (все девять – дворяне) заниматься постоянным тяжелым и неблагодарным трудом по уходу за ранеными и больными. Их стезя – не трудная, кропотливая и зачастую грязная работа, а духовный и рыцарский подвиг. Ведь они дворяне, воины! И девять раскольников провозглашают свою собственную цель – охранять с оружием в руках паломников на пути из морского порта Яффы в Иерусалим – и образуют новое братство[46]. Гуго де Пайен со товарищи находят приют во дворце иерусалимского короля Балдуина II . Королевский дворец в Иерусалиме стоит на месте знаменитого храма Соломона, и они называют себя «рыцарями Храма», или тамплиерами (от французского «тампль» – «храм»). Но о тамплиерах еще будет речь впереди, а что же предпримут тяжело перенесшие раскол госпитальеры (по имени Иоанна Крестителя – святого покровителя иерусалимского госпиталя – их все чаще называют иоаннитами)?

По существу, у иоаннитов было только два пути. Либо они останутся монашеским братством с сугубо мирными целями, но тогда резко ослабеет приток дворянства в орден, ведь для рыцарей-воинов цели тамплиеров были гораздо ближе и привлекательнее. Либо – сами пойдут по тамплиерскому пути, отказавшись от первоначальных принципов милосердия, сострадания и помощи скорбящим. В этой ситуации многое зависело от того, кого госпитальеры изберут своим новым главой. Мы не знаем, насколько бурно проходили эти выборы, однако окончательное утверждение руководителя ордена произошло только через два года, в 1120 году. Новым лидером иоаннитов стал выдающийся воин, участник многих битв с сарацинами, рыцарь из Прованса Раймунд дю Пюи. Этот незаурядный воин, политик, монах, твердой рукой правивший братством в течение сорока лет, и стал, по сути, подлинным основателем ордена госпитальеров.

Сам Раймунд дю Пюи, прирожденный солдат, был безусловным сторонником второго, тамплиерского пути. Но блестящий ум и организаторские способности позволили ему найти и провести в жизнь третий путь, который устраивал обе группы госпитальеров. Дю Пюи разделил всех членов ордена на три разряда. Первый разряд – кавалеры – набирался из потомственных рыцарей-дворян, главной задачей которых была защита паломников на их пути в Иерусалим. Второй – капелланы, или священники – брал на себя духовную миссию молитв и сострадания раненым и недужным. Третий разряд – сервиенты (служащие) – набирался из простых свободных людей (как правило – не дворян), и именно на них падала основная работа по попечению за беспомощными странниками, заболевшими пилигримами и ранеными воинами. Эта система, предложенная дю Пюи, в корне изменила положение, и с этого времени начинается новый период в истории иоаннитов. Мирная монашеская община превратилась в духовно-рыцарский орден.

В дальнейшем Раймунд дю Пюи развил многие свои идеи в сторону усиления военного начала. Так, капелланы обязаны были сопровождать рыцарей-госпитальеров в их военных походах, а сервиенты получили название «сервиенти д’арми»(«военнослужащие») и, помимо работы в госпиталях, могли теперь служить оруженосцами при рыцарях или пешими воинами. Вскоре дю Пюи издает новый устав ордена, который оказал огромное влияние на всю его дальнейшую историю. В 1155 году папа римский подтверждает этот устав и дает ордену новый статус, а Раймунд дю Пюи становится первым великим магистром «Ордена рыцарей Иерусалимского госпиталя Святого Иоанна». Что же представлял собой орден госпитальеров в период своего расцвета?

Устройство ордена было простым и четким. Верховной и почти неограниченной властью обладал великий магистр госпитальеров. Ему напрямую подчинялись восемь великих приоров («приор» переводится с латинского как «первый»), каждый из которых возглавлял один из «языков» рыцарского братства – английский, французский, итальянский и т. д. По два члена от каждого «языка» избирались в священный капитул, обсуждавший самые важные вопросы. Однако, окончательное решение всегда оставалось за великим магистром, беспрекословное подчинение которому было священной обязанностью всех членов ордена – от сервиента до великого приора. Великим приорам подчинялись приоры, тем, в свою очередь, командоры, каждый из которых командовал несколькими рыцарями. Такая жесткая, почти военная система подчинения во многом и позволила госпитальерам выстоять в последующей череде почти непрерывных войн, длившейся более шестисот лет.

Резиденция иоаннитского ордена

Весьма любопытно взглянуть на одежду иоаннитов. После того, как орден из монашеского превратился в духовно-рыцарский, были введены особо строгие правила ношения одежды. Для рыцарей высшего разряда обязательными считались два типа одеяний. Первым из них был красный супервест – что-то вроде полукамзола без рукавов, который надевался через голову. На груди у него нашивался белый восьмиконечный крест, символизирующий восемь блаженств Христовых, которые ожидают соблюдающего клятвы рыцаря в загробном мире.

Об этом кресте стоит сказать особо. Сейчас он больше известен под названием Мальтийского; официально же он всегда назывался «крестом Святого Иоанна Иерусалимского», того самого, который более знаменит как Иоанн Креститель. Сам крест представляет собой стилизованное изображение четырех скрещенных копий – это, конечно, дань его рыцарскому происхождению, ведь именно копье было главным оружием конного рыцаря. Восемь его углов символизируют, помимо уже упомянутых восьми блаженств, и принятое в средние века деление на восемь сторон света, и восемь «языков» ордена иоаннитов. Считают также, что крест хранит память об основателях ордена во главе с рыцарем Жераром: четырех рыцарях (четыре копья) и их четырех оруженосцах. Мальтийский крест получил в мире широкую известность: его изображение лежит в основе многих государственных наград разных стран, а в течение двадцати лет, с 1797 по 1817 гг., крест Святого Иоанна был одним из главных орденов Российской империи.

Однако, вернемся к одежде. Главной частью официального костюма госпитальеров был черный шерстяной плащ с нашитым на левом плече белым крестом Святого Иоанна. В эпоху крестовых походов этот плащ стал своеобразным «фирменным знаком» иоаннитов, его ношение было обязательным для всех рыцарей ордена. Вообще, эффектная одежда госпитальеров, вместе с блестящими латами и золотыми шпорами, являлась объектом вожделения многих рыцарей, но разрешение на ее ношение давалось только самым знатным европейским аристократам, при условии выплаты ими в орденскую казну умопомрачительной по тем временам суммы в четыре тысячи золотых.

Витраж с изображением рыцаря-госпитальера

Ритуал приема в орден новых членов был чрезвычайно интересным. Еще до посвящения в рыцари кандидат принимал обязательный обет послушания, целомудрия и бедности, давал клятву отдать свою жизнь за Иисуса Христа, животворящий крест и за своих друзей, исповедующих католическую веру. Перед посвящением неофит должен был представить ордену доказательства своего безупречного дворянского происхождения. Только тот, кто имел не менее восьми поколений предков-дворян, мог быть избран рыцарем ордена.

Если кандидат удовлетворял всем требованиям, начинался сам обряд посвящения. Он проходил в иоаннитской церкви в присутствии знамени ордена. Весь долгий ритуал не имеет смысла описывать, но некоторые его детали заслуживают интереса. Примечательно, что первый вопрос, обращенный к неофиту, звучал так:

– Обещаешь ли ты иметь особое попечение о вдовах, сиротах, беспомощных и обо всех бедных и скорбящих?

Так что, как ни далеко ушли иоанниты от своего первоначального идеала милосердия, все же память об отцах-основателях и их главных принципах выдержала проверку временем. Важной традицией ордена, идущей со времен Раймунда дю Пюи, была и передача кандидату меча – как символа борьбы с неверными. В первоначальный текст клятвы, узаконенной еще уставом 1155 года, входило обещание до самой смерти вести борьбу с оружием в руках против врагов Христовой веры. И, наконец, после еще целого ряда церемоний, неофит произносил заключительные слова клятвы:

– Клянусь до конца своей жизни оказывать безусловное послушание начальнику, который будет мне дан от ордена или от великого магистра, жить без всякой собственности и блюсти целомудрие.

После чего новоиспеченного рыцаря под пение псалмов облачали в орденское одеяние, и каждый из присутствующих троекратно целовал своего нового собрата в губы.

Официальное признание нового ордена римским папой изменило жизнь госпитальеров. После 1155 года орден стал расти как на дрожжах. Этому способствовали и огромные привилегии, дарованные папой иоаннитам. Главным из них было право экстерриториальности – неподчинения законам и должностным лицам той страны, где они находились: члены ордена подчинялись и несли ответственность только перед папой римским и его наместником в ордене – великим магистром. Далее, госпитальерам предоставлялось преимущественное право строить замки и укрепленные здания в любом месте Святой Земли, разрешалось иметь собственные церкви и кладбища, пользоваться услугами только своих священников.

Огромное значение для дальнейшего процветания ордена госпитальеров имел принятый в рыцарском братстве обет бедности и нестяжания. Каждый вступающий в орден передавал ему все свое движимое и недвижимое имущество. Благодаря этому орден сосредоточил в своих руках огромные богатства, которые, здесь надо отдать иоаннитам должное, шли на благородные цели (в отличие от их конкурентов-тамплиеров). Гигантские средства вкладывались в строительство многочисленных госпиталей, главный из которых – Иерусалимский – стал уже к 1170 году уникальным для того времени заведением подобного рода. Внушительное здание вмещало в себя две тысячи коек для пациентов и жаждущих отдыха странников, а обслуживающий персонал превышал тысячу человек. Все больные и раненые получали в госпитале безвозмездную помощь; три раза в неделю для паломников из числа бедноты устраивались довольно обильные бесплатные обеды (в меню входил, например, целый фунт вареного или жареного мяса). При госпитале был даже открыт роддом, и все родившиеся там младенцы получали от ордена приданое. Ранг пациента не имел в госпитале никакого значения – и аристократ, и последний простолюдин получали равные порции пищи из общего котла, и все койки, халаты и больничное белье были одного качества. По слухам, эту обитель милосердия однажды инкогнито посетил знаменитый султан Саладин и, потрясенный увиденным, воздал должное госпитальерам, к которым с тех пор относился с неизменным уважением, хотя это были его самые непримиримые враги.

Титульный лист иоаннитского кодекса. XYIII в.

Одной из важнейших обязанностей госпитальеров была оборона от мусульман крепостей и замков, расположенных в Святой Земле. На это уходили огромные силы и средства, требовались немалые людские ресурсы. Поэтому большинство иоаннитских рыцарей постоянно находилось на этом переднем крае обороны. В конце XII века, в целях противодействия усилившемуся в эти годы давлению мусульман, орден развернул строительство грандиозной Маркибской крепости[47]. Построенная в неприступной местности, она имела гарнизон в тысячу человек, располагала продовольственными запасами на пять лет осады; в ее стенах имелась собственная церковь, жилые здания и мастерские ремесленников и даже небольшая деревня с садами, огородами и пашнями. А ведь такая крепость у госпитальеров была не одна, их укрепленные форпосты стояли в Антиохии, Триполи, на Тивериадском озере и во многих других местах. Подсчитано, что уже к 1180 году орден владел в Святой Земле двадцатью пятью замками.

Подлинной жемчужиной среди иоаннитских замков был знаменитый Крак-де-Шевалье, переданный госпитальерам графом Раймундом Антиохийским в 1144 году и хорошо сохранившийся до наших дней. В нем постоянно несли службу шестьдесят тяжеловооруженных рыцарей-госпитальеров, около двухсот сервиентов и несколько сотен простых воинов, набранных по большей части среди местного населения. Прекрасное географическое положение, мощные укрепления и хорошая планировка делали его практически неприступной твердыней, утверждающей господство иоаннитов над всей Северной Сирией.

К XIII веку орден достиг наивысшего расцвета. Земельные угодья и имения иоаннитов были разбросаны по всей Западной Европе. Братству воинов Христа принадлежало девятнадцать тысяч (!) наследственных рыцарских вотчин. Службы в иоаннитских церквах вели четырнадцать тысяч собственных капелланов; госпитали и странноприимные дома стояли во всех крупных портовых городах Европы и чуть ли не в каждом городе Палестины. По своей финансовой и боевой мощи орден не уступал иному крупному европейскому государству. Казалось, у него впереди блестящее будущее, но…

XIII век стал определенным рубежом не только для духовно-рыцарских орденов, но и для всего крестоносного движения. Первые неудачи крестоносцев и даже потеря Иерусалима все же не слишком отразились на положении госпитальеров. Но последующие поражения все больше подтачивали боевую мощь «воинов Христа», а резкое снижение количества вступающих в орден новых членов (из-за тех же поражений и общего упадка интереса к крестоносному движению) начало все больше сказываться и на материальном положении ордена. Гром грянул в 1244 году. В битве под Газой (Ла-Форбье) иоанниты понесли огромные потери: более 9/10 госпитальерского рыцарства погибло или было взято в плен мусульманами. Орден еще смог оправиться от этого поражения: велик был пока запас прочности. Но наступление воинов ислама продолжалось, поражения следовали за поражениями. В 1291 году для иоаннитов наступил «судный день» – мусульманские войска осадили и начали штурм главного оплота госпитальеров в Святой Земле, города-крепости Акры. Несмотря на беспримерный героизм и чудеса храбрости, проявленные «Божьими рыцарями», после двухмесячной осады и непрерывных штурмов Акра пала. Остатки крестоносного воинства бежали на лежащий неподалеку остров Кипр, и с этого времени начинается другая (и не менее яркая) история Ордена рыцарей госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского – история бесконечных скитаний, побед, поражений, бегства и обретения новой родины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке
Как Саладин загнал крестоносцев в ловушку | Общество | ИноСМИ

О том, как трудно понять Ближний Восток, на протяжении многих лет можно было судить по поступающим из этого региона новостям. Целые поколения политиков со своими блестящими стратегиями по решению кризисных ситуаций терпели неудачи. 800 лет назад было то же самое. Тогда на Святой земле правили князья-крестоносцы. Вместо того чтобы прислушаться к тем, у кого был опыт обращения с проблемами Палестины, крестоносцы сделали выбор в пользу новой стратегии: в решающей битве должны быть улажены сразу все конфликты. Расчет оправдался, правда, иным образом, чем им это представлялось. Господство христиан в Иерусалиме мгновенно потерпело крах.

Когда правители государств крестоносцев в 1187 году спорили по поводу верной стратегии в войне против соседей-мусульман, у них перед глазами стоял пример первого крестового похода. Участники этого похода в конце XI века с боем продвинулись из центральной Европы до Иерусалима и в 1099 году взяли город одним решительным штурмом и расправились с его жителями. Также и в последующие годы христианам, несмотря на численное превосходство противника, удавалось препятствовать нападениям мусульман, нанося стремительные ответные удары.

Собственно говоря, большинство франкских правителей в Утремере — так на Западе называют государства крестоносцев в Леванте — не осознавали, что легким установлением своей власти на Востоке они прежде всего обязаны тому факту, что исламский мир был раздроблен так же, как и их собственный. Рыцари первого крестового похода дошли до Палестины, как раз когда государства сельджуков на севере и фатимидов в Египте были ослаблены в результате внутренних междоусобиц. В этом плане мало что изменилось в последующие десятилетия. Тем не менее, второй крестовый поход 1148 года потерпел неудачу при взятии Дамаска. Тем самым провалился план продвижения линии обороны христиан вплоть до Сирии.

20 лет спустя положение государств крестоносцев существенно изменилось. Курдский генерал Ширкух во главе сирийского войска захватил власть в Египте. В 1169 году примеру Ширкуха последовал его племянник Саладин, стремившийся к более масштабным завоеваниям. Сначала он подчинил своей власти Месопотамию и Сирию. Затем Саладин обратил внимание на крестоносцев, чьи малые государства он буквально окружил.

Хотя христианские правители и могли приложить усилия и уладить свои постоянные конфликты, учитывая грозящую им опасность, но объединиться ради общей цели они были не в состоянии. Те, кто на протяжении долго времени жил или даже родился в государстве крестоносцев, выступали за стойкую оборону в многочисленных крепостях и хорошо укрепленных городах. Саладин едва ли смог бы содержать свое огромное войско на протяжении долгого времени и, следовательно, был бы вынужден рано или поздно отступить. Они знали, что правители мусульман по крайней мере так же беспринципны, как и их собственные, и что с ними возможно взаимодействовать только в условиях крайне уважительного соседства.

«Ястребы» — сторонники жесткой политики — имели другое мнение. Они настаивали на том, чтобы собрать все имеющиеся войска и решить это дело здесь и сейчас. Британский историк Стивен Рансиман в своей книге «История крестовых походов» установил, что лидеры крестовых походов в большинстве случаев происходили из тех групп крестоносцев, что находились в Святой Земле лишь недолгое время или и вовсе взяли на себя трудности пути, совершая временное «паломничество». Для них примером служили привычные формы разрешения конфликтов в средневековой Европе, к тому же они были ослеплены религиозным рвением пролить как можно больше крови неверующих.
Крестовые походы

Resalat
Diario de Noticias

Поскольку государства крестоносцев зависели от этих «военных туристов», слова последних пользовались авторитетом, тем более что на их стороне был гроссмейстер Ордена тамплиеров, от финансовой поддержки которого зависели многие рыцари. В их числе был Ги де Лузиньян, ставший в 1186 году королем Иерусалима. Он жил в Палестине с 1170х годов. В 1183 году в качестве регента он чуть не потерял шанс на наследование трона из-за того, что отказался препятствовать стремительному наступлению Саладина ответной атакой. Несмотря на то, что тогда его тактическое решение увенчалось успехом и захватчики вынуждены были отступить, количество «ястребов» среди крестоносцев только увеличилось.

1200 тяжеловооруженных рыцарей, 4000 легковооруженных всадников, так называемых туркопольеров, а также около 11 000 — 14 000 пехотинцев составили самое большое войско в Утремере, когда-либо отправлявшееся на войну. С другой стороны, большинство обозов их отрядов было разграблено. В случае поражения они практически без боя должны были попасть в руки Саладина. Его войско значительно превосходило войско крестоносцев, составляя 30 000 солдат, однако история свидетельствовала о том, что вооруженные всадники христиан, даже при численном превосходстве противника, были способны на прорыв, при условии, что рыцари сами выбирали подходящую для атаки местность.

Осадив Тиверию — город на берегу озера Кинерет, Саладин ловко заманил рыцарей в ловушку. Крестоносцы были вынуждены идти на сражение в разгар знойного лета, что делало снабжение войска водой главной проблемой. Саладин запасался водой из озера Кинерет, а христиане должны были позаботиться о том, чтобы найти источники, способные обеспечить достаточным количеством воды огромное войско.

Крестоносцы расположились лагерем у Сеффурии, в 25 километрах восточнее Тиберии, где в их распоряжении были богатые источники воды. Снова опытные рыцари призывали удержать позицию и вынудить мусульман выйти от города. Но 3 июля 1187 года Ги де Лузиньян отдал приказ к наступлению.

На старых римских дорогах было невыносимо жарко. К тому же, Саладин приказал своим всадникам поджечь сухой кустарник, растущий в изобилии на склонах гор, и начать обстрел противника из луков и арбалетов с целью его изнурения. В этих условиях нельзя было и думать об исследовании местности. Так, крестоносцы не знали, что пересохли источники у горы Туран. В одном километре от Тиверии тяжеловооруженные рыцари заявили, что не смогут продолжить поход. По этой причине Ги де Лузиньян не стал продвигаться к озеру Кинерет, а вместо этого приказал разбить лагерь тут же, у двух горных вершин, известных под названием Рога Хаттина. Войско истязала жажда, которая усугублялась удушьем от устроенного Саладином пожара. Ночью Саладин окружил войско крестоносцев, так что даже кошка не могла выйти из лагеря христиан незамеченной сарацинами, как отмечал летописец.

На утро битвы стало ясно, что жажда в значительной степени подорвала дисциплину христианского войска. Головной отряд перешел в лобовое наступление, и смог пробить окружение и укрыться в городе Цфат. Отряды пехоты были не в состоянии последовать за ним, и укрепились на высокогорном плато, между тем большинство рыцарей, прежде всего тамплиеров, в решающей битве против Саладина находились в тылу. Разделение сил не давало возможности рыцарям пробить кольцо окружения. В итоге они были загнаны сарацинами на вершину горы, где находился шатер Ги де Лузиньяна. Как только отряды Саладина завладели Животворящим Крестом, битва была окончена.

Большинство пленных пехотинцев были отданы в рабство либо убиты победителями, а значительная часть господ — освобождены за выкуп. Только члены рыцарских орденов были подвергнуты жестокой казни. Как и предсказывали христиане-противники битвы с сарацинами, почти все города и укрепления Утремера в течение нескольких следующих месяцев перешли к Саладину, а в октябре над Иерусалимом снова возвышался исламский полумесяц. Конечно, третий крестовый поход 1192 года и смерть Саладина в 1193 году обеспечили возможность христианам отвоевать некоторые области Палестины, а кое-какие крепости удерживались ими вплоть до 1291 года. Но Иерусалим был навсегда потерян.

Битва при Хаттине оказалась решающей. Крестоносцы были не в состоянии возместить понесенные потери. Как пишет историк Мартин Хох (Martin Hoch), никогда более им не удавалось установить на Востоке «территориальное господство», соизмеримое с тем, что предшествовало битве при Хаттине, и позволявшее на долгое время удерживать власть в этом регионе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

самые шокирующие факты — Рамблер/новости

О крестовых походах слышали и читали, наверное, все. Для большинства людей это понятие ассоциируется с романтикой, хоть и несколько брутальной, с Ричардом Львиное Сердце и стихотворением Пушкина про «рыцаря бедного». Были, разумеется, кровь и жертвы, война есть война. Так думает большинство современных людей. Однако, в истории крестовых походов есть факты, способные не только удивить, но и шокировать кого угодно.

Факт №1. Крестоносцы были каннибалами!

В 1098 во время осады сирийской крепости Маары рыцари из Европы очень оголодали: осада длилась два месяца, и ей предшествовал тяжелый марш по пустыне. Когда мусульмане, наконец, сдались — при условии, что победители пощадят жителей города — крестоносцы вошли в город, но не нашли там ожидаемого изобилия. Началась чудовищная резня. А после этого — не менее чудовищные пиршества. Хронист Ральф Коэн писал: «Некоторые люди говорили, что им, ограниченным в пище, приходилось варить взрослых мусульман в котлах, а детей насаживать на вертела и зажаривать». Другой хронист Фульхер Шартрский сообщал: «С содроганьем могу сказать, что многие наши люди, преследуемые безумным чувством голода, срезали куски ягодиц с уже убитых сарацин, жарили их на костре и не дождавшись, пока те будут достаточно зажарены, пожирали их с чавканьем, словно дикари». И, наконец, Альберт Аахенский удивлялся тому, что крестоносцы не ограничивались поеданием трупов сарацин, а «ели даже собак».

Факт №2. Среди крестоносцев были дети.

Всего крестовых походов было девять. Четвертый завершился в 1204 году, пятый начался 1217 году. Но между ними был еще один, наверное, самый трагический из всех — крестовый поход детей. Все началось с того, что некоему подростку Стефану из Клуа, якобы, явился Иисус Христос. Он повелел мальчишке возглавить крестовый поход, и освободить Гроб Господень без оружия, а единственно, силой молитвы и непорочности юных душ. Стефан начал проповедовать и за ним пошли тысячи подростков и детей со всей Франции, а затем и Германии. По оценкам современников, проповедь Стефана собрала более 30000 человек. Вся эта орда не только молилась, но и воровала по дороге, чтобы как-то добыть пропитание. Кое-как добравшись до Марселя, а нужно учесть, что детям из Германии пришлось с невероятными трудностями преодолеть Альпы, юные крестоносцы встали перед необходимостью раздобыть транспорт. Наконец два местных купца предоставили им 7 кораблей. Подростки погрузились на эти галеры, отплыли, и с тех пор их никто не видел. Годы спустя в Европе объявились некие монахи, которые были в этом походе. Они рассказали, что корабли доставили детей прямиком в Алжир, где их уже поджидали мусульманские работорговцы, с которыми купцы из Марселя вступили в сговор.

Факт №3. Среди крестоносцев были женщины.

Да-да, многие прекрасные дамы, а так же простые горожанки и крестьянки отправлялись за море, чтобы участвовать в отвоевании Иерусалима, изведать приключений и увидеть далекие страны. Большинство из них, разумеется, и в условиях военного похода выполняли женские роли. Знатные дамы вдохновляли воинов и врачевали им раны, остальные стирали одежду и готовили еду. Однако, были среди женщин и такие, что налагали на себя крест и сражались бок о бок с мужчинами. Самой известной амазонкой времен крестовых походов стала Ита Австрийская. Красавица маркграфиня в 1101 году в составе южнонемецкого рыцарского войска преодолела Малую Азию — во время этого похода крестоносцы изнывали от голода и жажды — и попала в засаду. В этой стычке при городе Гераклее она и сгинула. По одной из версий, отважная красавица не погибла, а попала в плен и была продана в гарем в Хорасан. Кроме того, арабы рассказывали о необычном воинском отряде, попавшем в плен. Сарацины были изумлены, обнаружив, что это женщины. Пленниц продали в рабство пожилым мусульманкам, чтобы обеспечить защиту от посягательств на целомудрие.

Факт №4. Крестоносцы воевали с христианами.

Истовые католики, мечтавшие отвоевать у неверных Иерусалим, не считали православных «правильными» христианами, и вели себя на территории Византийской империи, как среди мусульман. Четвертый крестовый поход завершился разграблением Константинополя и вывозом оттуда колоссального количества ценностей и реликвий в Европу. Греческий хронист Никита Хониат писал так: «Не то изумляет нас, что они грабили вещи, а то, что они повергли на землю святые иконы Христа и его угодников, попирали их ногами, и если находили на них какое-либо украшение, срывали его как попало, а самые иконы выносили на перекрестки для попрания прохожими или же употребляли вместо топлива при варке пищи».

Факт №5. Среди крестоносцев были перебежчики.

Трусы и предатели есть на любой войне. В битве при Хотине, в 1187 году, которая стала одной из главных катастроф рыцарского войска во время третьего крестового похода, на сторону Саладина перешли шесть рыцарей из войска графа Триполийского. Как сообщает хроника, они рассказали Саладину о том, в каком отчаянном положении находится мучимое жаждой и уставшее от длительного перехода войско крестоносцев, и побудили его напасть как можно скорее. Какова была дальнейшая судьба этих людей неизвестно. Можно предположить, что не особенно хорошая — Саладин предателей не жаловал.

Факт №6. Крестоносцы воевали не только в Азии, но и в Европе.

Первый крестовый поход начался, вдохновленный словами папы Урбана II, призывавшего убивать не только мусульман, но и всех, кто исповедует не католическую религию. Часть рыцарей поняла эти слова уж очень по-своему, и в 1096 году армия немецких крестоносцев двинулась в противоположную от Иерусалима сторону — через долину Рейна на север. Здесь они устроили кровавую резню евреев в Майнце, Кельне и других немецких городах. Это был первый случай массового преследования евреев в Европе. Но евреями крестоносцы не ограничивались. В XIII веке они совершили ряд военных операций в Прибалтике, население которой исповедовало древние языческие культы. Финны, карелы, эсты, литовцы, курши и другие племена стали объектом настоящей охоты со стороны воинов Христовых. Не обошли они стороной и княжества северной Руси, полагая православных такими же неверными, как язычников, иудеев и мусульман. Эти походы в Прибалтику впоследствии получили название Северных крестовых походов.

Факт №7. Крестоносцы существуют до сих пор.

В свой первый крестовый поход рыцари шли вдохновленные призывом «Dieu le veut!» (Так хочет Бог!). Эти слова стали девизом Иерусалимского ордена Святого Гроба Господня, учрежденного в 1099 году. В отличие от многих других рыцарских орденов, этот существует и по сей день. Членами его являются представители королевских семей, преуспевающие бизнесмены и ученые. Среди известных людей — членов ордена Гроба Господня можно вспомнить композитора Ференца Листа, немецкого канцлера Конрада Аденауэра, голливудского режиссера Джона Ферроу. Есть братья этого рыцарского ордена и в России. Всего в настоящее время в мире насчитывается 28000 членов ордена Святого Гроба Господня.

Как крестоносцы ходили в христианские страны

Во всех своих восьми походах «воины креста» были одержимы, прежде всего, перспективой обретения личной выгоды. «Конкистадоры в панцире железном», подталкиваемые папской идеологией, громили иноземные государства в надежде укрепить свое финансовое могущество.

«Ищите и обрящете»

К концу Х века Западная Европа походила на бурлящий котел. Папа Римский Урбан II после Клермонского собора сумел направить эту накопившуюся энергетику в нужное для католической церкви русло – воодушевил идеей освобождения Гроба Господня от иноверцев тысячи европейцев.

На самом деле, идеологические посылы Папы имели под собой сугубо земные предпосылки: Западная Европа на тот момент переживала феодальный кризис, обусловленный целым рядом причин. Перенаселение, голод, связанный с апокалиптическими настроениями (европейцы всерьез воспринимали возможность конца света в 1000 году и оттого бросили возделывать земли и выращивать скот) – эти и многие другие причины подтолкнули десятки тысяч жителей стран Западной Европы к «освободительным походам» в страны Средиземноморья.

Массы рыцарей на тот момент слонялись без дела, то бишь, без войн – воевать было не с кем, а собственное благосостояние они умели добывать только завоевательным путем. В семьях феодалов наследство доставалось только старшему брату, младшие же оставались ни с чем.

Перспективы обретения неисчислимых земных благ и сокровищ в чужих краях были желанны для многих западноевропейцев, и вопросы веры в данном случае решающей роли не играли.

«Разжиревшие» в демографическом плане в довольно длительный безвоенный период европейские феодалы представляли собой внушительную силу. Поэтому желание направить энергетику этой людской массы в определенное русло было стратегически важно и в политическом смысле.

Хитрые купцы

Крестоносцы с 1096 по 1270 годы совершили 8 крупных «освободительно-завоевательских» походов, в том числе, и на христианские государства. В конце XII века римским Папой Иннокентием III был провозглашен план четвертого крестового похода на Переднюю Азию и Прибалтику. Феодалы Франции, Италии и Германии восприняли этот проект с большим воодушевлением.

Поначалу крестоносцы хотели захватить Египет, чтобы потом было проще штурмовать Иерусалим, находившийся во власти египетского султаната. Венецианские купцы схитрили и перенаправили пилигримов – торговцы имели деловые контакты с египтянами, и война была для торговцев не выгодна. Объектом нападения стала Византия – торговая соперница Венеции. Как писал Карл Маркс, «крестоносная глупость» венецианских купцов стала выгодной торговой операцией.

«Освободители» грабили и бесчинствовали

Поход на Византию был во многом обусловлен именно финансовыми причинами – венецианские купцы спонсировали выдвижение крестоносцев, организовав переправу их многочисленного войска на кораблях. Пилигримы не смогли расплатиться с торговцами в полном объеме, и венецианцы указали воинам направление, где те смогли бы найти средства для возмещения убытков – Константинополь.

Столица Византии подверглась грандиозному разграблению крестоносцами. Православные храмы разворовывались, любые детали убранства, представлявшие ценность, крестоносцы забирали себе. В церкви завоеватели вводили скот, захватчики убивали и избивали монахов и монахинь. Несчислимое множество византийских произведений искусства было увезено крестоносцами в Западную Европу.

Крестоносцы поначалу собирались идти к Иерусалиму. Но после захвата Константинополя решили остановиться и основать на завоеванной территории Латинскую империю, подтвердив таким образом свои истинные, грабительские, намерения, ни коим образом не соотносящиеся с освобождением Гроба Господня.

Латинская империя пала уже в 1261 году – крестоносцы не смогли справиться с сопротивлением болгар, албанцев и других православных народов. Византия, обескровленная крестоносцами, потеряла былое могущество и, как держава, уже не имела прежнего влияния на мировом рынке.

Читайте также:

Гибель Константинополя. Как крестоносцы предали Христа за богатую добычу | История | Общество

В конце XI века Византийская империя оказалась на грани падения. Турки-сельджуки, стремительно захватывавшие территории в Передней Азии, занявшие большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, подступали к стенам Константинополя.

Алексей I попросил, Урбан II сделал: как начинались крестовые походы

Византийский император Алексей I Комнин, собственная армия которого была ослаблена, обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II. Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика: Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

Средневековое изображение осады Иерусалима. Это было первое обращение подобного рода после раскола в христианстве, известного как «Великая схизма».

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем: восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати, представлявших собой младших отпрысков знатных родов, в условиях утвердившихся феодальных отношений на основе единонаследия не получавших земель своих родителей.

Пламенная речь Урбана II, произнесенная в Клермоне в ноябре 1095 года, положила начало эпохе крестовых походов.

Идея о защите Гроба Господня и прекращении страданий христиан, угнетаемых иноверцами, довольно быстро выродилась в захватническую войну, многие из участников которой думали  в первую очередь о личном обогащении.

«Каникулы» Бонифация

Государства, созданные крестоносцами после Первого крестового похода, оказались неустойчивыми и существовали под вечной угрозой захвата мусульманами. Новые крестовые походы, предпринятые в ответ на военные неудачи, успеха не имели.

В конце XII века папа римский Иннокентий III стал призывать европейских монархов отправиться в очередной поход. Желающих, однако, оказалось крайне мало. Короли Европы подозревали, что понтифик, претендующий на светскую власть, просто старается услать их на Ближний Восток.

В итоге предводителями похода стали граф Фландрии Балдуин I и маркграф Монферрата Бонифаций. Под их знамена, по разным оценкам, собрались от 12 до 30 тысяч воинов.

Местом сбора крестоносцев была объявлена Венеция. Предводители похода договорились с венецианским дожем Энрико Дандоло о перевозке воинов, лошадей и снаряжения в Египет. Флот Венеции в ту пору считался лучшим в Европе.

Энрико Дандоло благословляет рыцарей. Энрико Дандоло благословляет рыцарей. репродукция/ Гюстав Доре

Хитрый план старого дожа

Энрико Дандоло в ту пору было уже далеко за 90 лет, он ослеп, но сохранял ясность ума, и решил, что армию крестоносцев можно использовать в своих целях.

Венецианские корабли абсолютно бесплатно перевозили крестоносцев на остров Лидо, но покинуть его они не могли. Дандоло требовал заплатить за перевозку  85 тысяч марок серебром. Сумма для тех времен была колоссальной, таких денег у крестоносцев не было. Запертые на острове воины испытывали проблемы с едой и питьевой водой и грозили устроить бунт.

Дандоло пояснил: можно получить отсрочку в оплате, но для этого нужно захватить город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Крестоносцы приняли предложение, и в конце 1202 года Задар был захвачен и разграблен.

Иннокентий III, узнав об этом, пошел пятнами от гнева и наложил на них анафему. Впрочем, потом сам же ее и снял, предложив искупить грехи, все-таки отправившись в Святую землю.

Исаака II Ангела ослепляют по приказу брата. Исаака II Ангела ослепляют по приказу брата.  репродукция

Ангел просит помощи

Но у хитрого дожа в кармане было новое предложение. Теперь слепой Дандоло задумал отправить крестоносцев в Византию.

При этом подавалась новая миссия как восстановление закона и справедливости. Византийский император Исаак II Ангел был смещён с престола и ослеплён своим братом Алексеем. Сын свергнутого — Алексей Ангел — обращался за помощью к европейским владыкам.

Дандоло не очень заботила судьба византийской династии. Вмешательство крестоносцев, по его задумке, должно было серьезно ослабить Константинополь, являвшийся главным торговым конкурентом Венеции в Средиземноморье.

В Византийской империи в этот период не затихали междоусобицы знати. Пытаясь получить перевес, претенденты на власть были готовы давать любые обещания. Алексей Ангел обещал выплатить крестоносцам 200 000 марок, помочь флотом и отрядом в 10 000 воинов в завоевании Египта и содержать 500 солдат в Святой земле, а также подчинить византийскую церковь Святому Престолу.

В июне 1203 года крестоносцы прибыли под стены Константинополя, осадили город и нанесли тяжелое поражение войску Алексея III. Император бежал, а вместо него трон занял освобожденный  из тюрьмы Исаак II Ангел. Крестоносцы добились, чтобы его сын Алексей, обещавший им деньги, стал соправителем.

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. репродукция/ Гюстав Доре

Интриган Мурзуфл

Когда Исаак II узнал о сумме, которую сын обещал крестоносцам за помощь, он схватился за голову. Таких денег в казне не было, и взять их было просто неоткуда. Население обложили тяжелейшими налогами, что вызвало сильное возмущение, но даже это позволило собрать только половину суммы. Крестоносцы же требовали уплаты долга целиком.

В январе 1204 года Алексей IV Ангел решился попросить помощи у крестоносцев для подавления смуты в Константинополе. Переговоры были поручены видному сановнику Алексею Мурзуфлу. Но тот, преследуя собственные цели, решил выдать замыслы императора жителям города. Алексея IV  и Исаака II Ангелов низложили и заточили в тюрьму. 5 февраля 1204 года новым императором под именем Алексей V был провозглашен Мурзуфл, а вскоре низложенных властителей умертвили в тюрьме.

Император Алексей V полагал, что сможет дать отпор крестоносцам, однако организованные им атаки завершились неудачей.

8 апреля 1204 года Константинополь был блокирован с моря. 9 апреля последовал первый штурм города, который был с большим трудом отбит защитниками. Новый штурм 12 апреля привел к пожару, уничтожившему  две трети зданий. Мурзуфл бежал из города. 13 апреля Константинополь был окончательно взят крестоносцами.

Алексей V Мурзуфл ведёт переговоры с Энрико Дандоло. Алексей V Мурзуфл ведёт переговоры с Энрико Дандоло. репродукция/ Гюстав Доре

«Армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи»

Один из предводителей крестоносцев — Жоффруа де Виллардуэн — писал в хронике «Завоевание Константинополя»: «Огонь начал распространяться по городу,  который вскоре ярко запылал и горел всю ночь и весь следующий день до самого вечера. В Константинополе это был уже третий пожар с тех пор, как франки и венецианцы пришли на эту землю, и в городе сгорело больше домов, чем можно насчитать в любом из трёх самых больших городов Французского королевства.

Остальная армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи, — так много, что поистине никто не смог бы определить её количество или ценность. Там были золото и серебро, столовая утварь и драгоценные камни, атлас и шёлк, одежда на беличьем и горностаевом меху и вообще всё самое лучшее, что только можно отыскать на земле. Такой обильной добычи не брали ни в одном городе со времён сотворения мира».

Внутренние распри сделали свое дело. Жоффруа де Виллардуэн удивлялся тому, что в 500-тысячном городе лишь малая часть жителей выступила на его защиту, что позволило крестоносцам взять Константинополь малыми силами.

Счет горожан, убитых во время грабежей, шел на тысячи, количество изнасилованных женщин вообще никто не подсчитывал.

Уничтожению и разграблению подвергались христианские святыни, включая храм Святой Софии.

Осада Константинополя крестоносцами (1204). Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера. 1470-е гг. Осада Константинополя крестоносцами (1204). Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера. 1470-е гг. 

Необратимые изменения

Слепой Дандоло потирал руки от удовольствия: Византия более не являлась конкурентом Венеции, ее могущество сгорело в огне пожаров Константинополя.

Иннокентий III повторно наложил анафему на крестоносцев. То, что задумывалось как богоугодное дело в защиту христианских ценностей, обернулось чудовищным преступлением против единоверцев.

Но предводители похода прислали в Рим ответ с советом подумать, ведь теперь восточные христиане снова подчинены папе и раскол преодолен. Захват Константинополя предлагалось считать «даром Божьим».

Иннокентий III согласился. Прежняя Византийская империя распалась на несколько государств. В Константинополе крестоносцы, отказавшиеся от планов идти на Иерусалим, провозгласили Латинскую империю, которая просуществовала чуть более полувека. Вскоре (там же, в Константинополе) умер и хитроумный, но уже пожилой (особенно по тем временам) Энрико Дандоло.

Витраж, на котором изображен рыцарь-тамплиер. В 1261 году Никейская империя, основанная Феодором Ласкарем, бывшим константинопольским вельможей, сможет отвоевать Константинополь у потомков крестоносцев. Однако возрожденная Византия будет лишь жалкой копией некогда великой державы. Полностью оправиться от катастрофы 1204 года ей уже не удастся.

Захват и разграбление Константинополя продемонстрировали, что от высокой идеи «освобождения Гроба Господня» не осталось ничего, кроме смрада и грязи.

Почему крестоносцы покушались и на христианские страны

Во всех своих восьми походах «воины креста» были одержимы, прежде всего, перспективой обретения личной выгоды. «Конкистадоры в панцире железном», подталкиваемые папской идеологией, громили иноземные государства в надежде укрепить свое финансовое могущество.

«Ищите и обрящете»

К концу Х века Западная Европа походила на бурлящий котел. Папа Римский Урбан II после Клермонского собора сумел направить эту накопившуюся энергетику в нужное для католической церкви русло – воодушевил идеей освобождения Гроба Господня от иноверцев тысячи европейцев.

На самом деле, идеологические посылы Папы имели под собой сугубо земные предпосылки: Западная Европа на тот момент переживала феодальный кризис, обусловленный целым рядом причин. Перенаселение, голод, связанный с апокалиптическими настроениями (европейцы всерьез воспринимали возможность конца света в 1000 году и оттого бросили возделывать земли и выращивать скот) – эти и многие другие причины подтолкнули десятки тысяч жителей стран Западной Европы к «освободительным походам» в страны Средиземноморья.

Массы рыцарей на тот момент слонялись без дела, то бишь, без войн – воевать было не с кем, а собственное благосостояние они умели добывать только завоевательным путем. В семьях феодалов наследство доставалось только старшему брату, младшие же оставались ни с чем.

Перспективы обретения неисчислимых земных благ и сокровищ в чужих краях были желанны для многих западноевропейцев, и вопросы веры в данном случае решающей роли не играли.

«Разжиревшие» в демографическом плане в довольно длительный безвоенный период европейские феодалы представляли собой внушительную силу. Поэтому желание направить энергетику этой людской массы в определенное русло было стратегически важно и в политическом смысле.

Хитрые купцы

Крестоносцы с 1096 по 1270 годы совершили 8 крупных «освободительно-завоевательских» походов, в том числе, и на христианские государства. В конце XII века римским Папой Иннокентием III был провозглашен план четвертого крестового похода на Переднюю Азию и Прибалтику. Феодалы Франции, Италии и Германии восприняли этот проект с большим воодушевлением.

Поначалу крестоносцы хотели захватить Египет, чтобы потом было проще штурмовать Иерусалим, находившийся во власти египетского султаната. Венецианские купцы схитрили и перенаправили пилигримов – торговцы имели деловые контакты с египтянами, и война была для торговцев не выгодна. Объектом нападения стала Византия – торговая соперница Венеции. Как писал Карл Маркс, «крестоносная глупость» венецианских купцов стала выгодной торговой операцией.

«Освободители» грабили и бесчинствовали

Поход на Византию был во многом обусловлен именно финансовыми причинами – венецианские купцы спонсировали выдвижение крестоносцев, организовав переправу их многочисленного войска на кораблях. Пилигримы не смогли расплатиться с торговцами в полном объеме, и венецианцы указали воинам направление, где те смогли бы найти средства для возмещения убытков – Константинополь.

Столица Византии подверглась грандиозному разграблению крестоносцами. Православные храмы разворовывались, любые детали убранства, представлявшие ценность, крестоносцы забирали себе. В церкви завоеватели вводили скот, захватчики убивали и избивали монахов и монахинь. Несчислимое множество византийских произведений искусства было увезено крестоносцами в Западную Европу.

Крестоносцы поначалу собирались идти к Иерусалиму. Но после захвата Константинополя решили остановиться и основать на завоеванной территории Латинскую империю, подтвердив таким образом свои истинные, грабительские, намерения, ни коим образом не соотносящиеся с освобождением Гроба Господня.

Латинская империя пала уже в 1261 году – крестоносцы не смогли справиться с сопротивлением болгар, албанцев и других православных народов. Византия, обескровленная крестоносцами, потеряла былое могущество и, как держава, уже не имела прежнего влияния на мировом рынке.

Читайте также:

90000 Crusades | Definition, History, Facts, Summary, & Legacy 90001 90002 90003 Crusades 90004, military expeditions, beginning in the late 11th century, that were organized by western European Christians in response to centuries of Muslim wars of expansion. Their objectives were to check the spread of Islam, to retake control of the Holy Land in the eastern Mediterranean, to conquer pagan areas, and to recapture formerly Christian territories; they were seen by many of their participants as a means of redemption and expiation for sins.Between 1095, when the First Crusade was launched, and тисячі двісті дев’яносто одна, when the Latin Christians were finally expelled from their kingdom in Syria, there were numerous expeditions to the Holy Land, to Spain, and even to the Baltic; the Crusades continued for several centuries after 1291. Crusading declined rapidly during the 16th century with the advent of the Protestant Reformation and the decline of papal authority. 90005 Crusaders departing for the Holy Land, chromolithograph of a 15th-century illuminated manuscript.90006 © Photos.com/Thinkstock 90007 90002 Top Questions 90005 90010 How many Crusades were there, and when did they take place? 90011 90002 There were at least eight Crusades. The First Crusade lasted from 1096 to 1099. The Second Crusade began in 1147 and ended in 1149. The Third Crusade started in 1189 and was concluded in 1192. The Fourth Crusade got underway in 1202 and ended in 1204. The Fifth Crusade lasted from 1217 until 1221. The Sixth Crusade occurred in 1228-29. The Seventh Crusade began in 1 248 and ended in 1254.And the Eighth Crusade took place in 1270. There were also smaller Crusades against dissident Christian sects within Europe, including the Albigensian Crusade (1209-29). The so-called People’s Crusade occurred in response to Pope Urban II’s call for the First Crusade, and the Children’s Crusade took place in 1212. 90005 90014 What was the purpose of the Crusades? 90011 90002 The Crusades were organized by western European Christians after centuries of Muslim wars of expansion. Their primary objectives were to stop the expansion of Muslim states, to reclaim for Christianity the Holy Land in the Middle East, and to recapture territories that had formerly been Christian.Many participants also believed that undertaking what they saw as holy war was a means of redemption and a way of achieving expiation of sins. 90005 90018 Who were the leaders of the Crusades? 90011 90020 Were the Crusades successful? 90011 90002 The First Crusade, called in response to a request for help from the Byzantine emperor Alexius Comnenus, was astonishingly successful. The Crusaders conquered Nicaea (in Turkey) and Antioch and then went on to seize Jerusalem, and they established a string of Crusader-ruled states.However, after the Muslim leader Zangī captured one of them, the Second Crusade, called in response, was defeated at Dorylaeum (near Nicaea) and failed in an attempt to conquer Damascus. The Third Crusade, called after the sultan Saladin conquered the Crusader state of Jerusalem, resulted in the capture of Cyprus and the successful siege of Acre (now in Israel), and Richard I’s forces defeated those of Saladin at the Battle of Arsūf and at Jaffa . Richard signed a peace treaty with Saladin allowing Christians access to Jerusalem.The Fourth Crusade-rather than attacking Egypt, then the centre of Muslim power-sacked the Byzantine Christian city of Constantinople. None of the following Crusades were successful. The capture of Acre in тисяча двісті дев’яносто одна by the Māmluk sultan al-Ashraf Khalil marked the end of Crusader rule in the Middle East. 90005 90024 Were there lasting results from the Crusades? 90011 90002 The Crusades slowed the advance of Islamic power and may have prevented western Europe from falling under Muslim suzerainty. The Crusader states extended trade with the Muslim world, bringing new tastes and foods to Europe.The Crusades had a marked impact on the development of Western historical literature, bringing a plethora of chronicles and eyewitness accounts. However, Constantinople never returned to its former glory after being sacked by the Fourth Crusade, and the schism between Eastern and Roman Catholic Christianity was further entrenched. The Islamic world saw the Crusaders as cruel invaders, which helped engender distrust and resentment toward the Christian world. 90005 90002 Approximately two-thirds of the ancient Christian world had been conquered by Muslims by the end of the 11th century, including the important regions of Palestine, Syria, Egypt, and Anatolia.The Crusades, attempting to check this advance, initially enjoyed success, founding a Christian state in Palestine and Syria, but the continued growth of Islamic states ultimately reversed those gains. By the 14th century the Ottoman Turks had established themselves in the Balkans and would penetrate deeper into Europe despite repeated efforts to repulse them. 90005 90002 The Crusades constitute a controversial chapter in the history of Christianity, and their excesses have been the subject of centuries of historiography.The Crusades also played an integral role in the expansion of medieval Europe. 90005 .90000 Simple English Wikipedia, the free encyclopedia 90001 90002 The Crusades were a group of wars over religious views between the Christian and Muslim populations of Europe and West Asia. It started mainly due to a fight for areas thought to be Holy Land. Both Muslims and Christians considered the same lands holy for reasons like Jesus ‘resurrections and Muhammad visiting there. The eight big crusade expeditions occurred during тисяча дев’яносто шість to 1291. 90003 [1] 90004 The Holy Land was still in a place that is very important for the three major monotheistic religions: Islam, Judaism, and Christianity.There are many important religious sites in the Holy Land. This is the land now called Israel. Jerusalem, Nazareth, Bethlehem and other religious sites fell under the control of Muslims during the Caliphate of Omar. 90005 90002 There were many different crusades. The most important and biggest Crusades took place from the 11th century to the 13th century. There were 9 large crusades during this time. They are numbered 1 through 9. There were also many smaller Crusades. Some crusades were even within Europe (for example, in Germany, Austria and Scandinavia).The smaller Crusades continued to the 16th century, until the Renaissance and Reformation. 90005 90002 The word «Crusade» is related to the word «Cross», and means a Christian holy war. There is also the Arabic word «Jihad», which means to strive and struggle by Muslims. All sides (Christians, Muslims, and Jews) believed very much in their religions. They also had political reasons for war. 90005 90002 Alexius I was a ruler of the Byzantine Empire. When Alexius called for help to defend his empire against the Seljuk Turks in 1095, Pope Urban II asked all Christians to join a war against the Turks.The Pope told Christians that fighting the war would repay God for their sins and that if they died on a crusade they would go straight to heaven. The Christian soldiers were called «crusaders». The Christian armies marched to Jerusalem, attacking several cities on their way. In 1099 they won the battle for Jerusalem. As a result of the First Crusade, four crusader states were created. These were the County of Edessa, the Principality of Antioch, the County of Tripoli and the Kingdom of Jerusalem.90005 90002 After some years of peace, Bernard of Clairvaux called for a new crusade when the town of Edessa was attacked by the Turks. French and German armies marched to the Holy Land in 1147, but were defeated. On the way, the Crusaders helped the Portuguese capture Lisbon from Al-Andalus as part of the Reconquista. 90005 90002 In 1187, Saladin recaptured Jerusalem. 90003 [2] 90004 Pope Gregory VIII called for a new crusade, led by several of Europe’s kings: Philip II of France, Richard I of England and Frederick I, Holy Roman Emperor.Frederick drowned in Cilicia in 1190. The Crusaders re-established the Kingdom of Jerusalem in Acre. Richard defeated Saladin at Arsuf and Jaffa but lacked the men needed to attempt recapturing Jerusalem. Richard and Saladin made a truce that let the Christians travel safely through Jerusalem. Afterward Richard left in 1192. On Richard’s way home, his ship was wrecked, leading him to Austria. In Austria his enemy Duke Leopold captured him, and Richard was ransomed. 90005 90002 The Fourth Crusade was started by Pope Innocent III in 1202, with the idea to attack the Holy Land through Egypt.The Venetians changed this crusade, and went to the Christian city of Constantinople, where they attempted to place a Byzantine exile on the throne. After a series of misunderstandings and outbreaks of violence, the city was sacked in 1204. 90005 90020 Albigensian Crusade [change | change source] 90021 90002 The Albigensian Crusade was started in 1209 to eliminate the Cathars of southern France. 90005 90020 Children’s Crusade [change | change source] 90021 90002 The Children’s Crusade is a crusade of 1212.An outburst of the old popular enthusiasm led a gathering of children in France and Germany. A boy, from either France or Germany, said that Jesus had visited him, and told him to peacefully convert Muslims to Christianity. 90003 [3] 90004 Following this vision, many children formed bands, and marched to Italy. There, they were put onto ships which either capsized in a storm, or which went to Morocco. Most of the children either starved to death or were sold into slavery. 90003 [4] 90004 90005 90032 More recent research [change | change source] 90033 90002 In the first movement, Nicholas, a shepherd from Germany, led a group across the Alps and into Italy in the early spring of 1212.About 7,000 arrived in Genoa in late August. However, their plans did not bear fruit when the waters failed to part as promised and the band broke up. Some left for home, others may have gone to Rome, while still others may have travelled down the Rhône to Marseille where they were probably sold into slavery. Few returned home and none reached the Holy Land. 90005 90002 The second movement was led by a «shepherd boy» 90003 [3] 90004 named Stephen de Cloyes near the village of Châteaudun. In June of that year, the boy said that he had a letter for the king of France from Jesus.He could gather a crowd of over 30,000 and went to Saint-Denis. There he was seen to work miracles. On the orders of Philip II, on the advice of the University of Paris, the crowd was sent home, and most of them went. None of the contemporary sources mentions plans of the crowd to go to Jerusalem. 90005 90040 90002 Later chroniclers elaborated on these events. Recent research suggests those taking part were not children, at least not the very young. In the early 1200s, bands of wandering poor started cropping up throughout Europe.These were people displaced by economic changes at the time which forced many poor peasants in northern France and Germany to sell their land. These bands were referred to as 90042 pueri 90043 (Latin for «boys») in a condescending manner, in much the same way that people from rural areas in the United States are called «country boys.» 90005 90002 In 1212, a young French 90042 puer 90043 named Stephen and a German 90042 puer 90043 named Nicholas separately began claiming that they had each had similar visions of Jesus.This resulted in these bands of roving poor being united into a religious protest movement which transformed this forced wandering into a religious journey. The 90042 pueri 90043 marched, following the Cross. They associated themselves with Jesus’s biblical journey. This, however, was not a prelude to a holy war. 90005 90002 At that time, chronicles were mostly kept by the Catholic Church. They were written in Latin. 90005 90002 Thirty years later, chroniclers read the accounts of these processions and translated 90042 pueri 90043 as «children» without understanding the usage.So, the Children’s Crusade was born. The resulting story illustrates how ingrained the concept of Crusading was in the people of that time- the chroniclers assumed that the pueri must have been Crusaders. In their innocence, they returned to the foundations of crusading characteristic of Peter the Hermit, and met the same sort of tragic fate. 90005 90002 According to Matthew Paris, one of the leaders of the Children’s Crusade became «Le Maître de Hongrie,» the leader of the Shepherds ‘Crusade in 1251.90005 90002 During 1213, Pope Gregory IX pushed Frederick II into leading the Fifth Crusade. The Church tried another crusade to attack the Holy Land. A crusading force from Hungary, Austria, and Bavaria captured Damietta, a city in Egypt, in 1219. The crusaders had to surrender, due to losing the battle for Cairo. 90005 90002 In тисячі двісті двадцять вісім, Emperor Frederick II set sail from Brindisi for Syria. He did this after the Pope excommunicated him. By talking to the Turks he had success, and Jerusalem, Nazareth, and Bethlehem was given to the Crusaders for ten years without fighting.This was the first major crusade not initiated by the Papacy, a trend that was to continue for the rest of the century. This crusade only lasted for a year, from 1228-1229. 90005 90002 The Templars argued with Egypt in 1243. In 1244, Egypt attacked Jerusalem. Louis IX of France started a crusade against Egypt from 1248 to 1254. It was a failure, and Louis spent much of the crusade living in Acre. In the midst of this crusade was the first Shepherds ‘Crusade in 1251. 90005 90002 The Eighth Crusade was organized by Louis IX of France in 1270, to help the Crusader states in Syria.90003 [5] 90004 However, the crusade got as far as Tunis, where Louis died a month later. 90003 [5] 90004 90005 90002 Before he was the king, Edward I of England started a crusade in 1271. He retired the following year after a truce. 90005 90002 In time, the people went on Crusades for other purposes. 90003 [6] 90004 The Crusades ended two centuries after they had begun, achieving mixed results. 90003 [6] 90004 The crusades ended with the Mamluk Fall of Acre in 1291. 90003 [7] 90004 (the link is not yet started).90005 90083 90084 ↑ 90085 Richard Ables (2009). «Timeline for the Crusades and Christian Holy War to c.1350». United States Naval Academy. Retrieved 17 May 2016. 90086 90087 90084 ↑ Tao Wang, 90042 History of the World 90043 (Lincoln, NE: iUniverse, 2003), p. 135 90087 90084 ↑ 90003 3.0 90004 90003 3.1 90004 Russel, 1989 90087 90084 ↑ 90042 Children’s Illustrated Encyclopedia 90043 (New York, NY: Dorling Kindersley, 2010), p. 150 90087 90084 ↑ 90003 5.0 90004 90003 5.1 90004 90085 «The Eighth Crusade». History of Learning. Retrieved 19 April 2016. 90086 90087 90084 ↑ 90003 6.0 90004 90003 6.1 90004 90085 Hofflund, Ethel; Elizabeth Loeks Bouman, Howard Stitt and Alan Christopherson. «The Feudal System». In Rirchard W. Wheeler, M.A.Ed. (Ed.). 90042 History & Geography 604 Life in the Middle Ages 90043. 804 N. 2nd Ave. E., Rock Rapids, IA 51246-1759: Alpha Omega Publications, Inc. pp. 6-7. ISBN 90118 978-0-86717-554-7 90119. 90086 CS1 maint: location (link) 90087 90084 ↑ 90085 «The Great Crusades (1095-1291)».University of Michigan. Retrieved 17 May 2016. 90086 90087 90126 90020 Books and texts [change | change source] 90021 90129 90084 Frederick Russell, «Children’s Crusade», 90042 Dictionary of the Middle Ages 90043, 1989, ISBN 0-684-17024-8 90087 90084 Peter Raedts, «The Children’s Crusade of 1212», 90042 Journal of Medieval History 90043, 3 (1977), summary of the sources, issues and literature. 90087 90084 90042 Chronica Regiae Coloniensis 90043, a (supposedly) contemporary source for the Children’s crusade.From the Internet Medieval Sourcebook. 90087 90084 The Children’s Crusade: Fact or fable ?, from The Straight Dope. 90087 90144 .90000 Traits — Crusader Kings II Wiki 90001 90002 Please help with verifying or updating older sections of this article. 90003 At least some were last verified for version 3.2. 90004 90005 Highlighted traits box on character screen (v. 3.0) 90002 90007 90008 Traits 90009 represent a character’s personality, abilities, reputation, and physical characteristics. They can be gained or lost during events and education. They affect a variety of areas, everything from attributes to relations.Additionally, most traits are tied to certain events occurring or affect which options are available in events. Paying attention to obtaining the right traits is essential for a good ruler. 90004 90002 A trait that has opposites (functionally including different levels of the same characteristic) can not be had simultaneously with them. For example, a character with Genius 90012 can not also have Slow 90013 or Quick 90014. 90004 90002 Traits affect the choices AI characters make in events.For example, when a courtier shows interest in an affair, a Lustful 90017 ruler is more likely to choose «Make a move». Traits also affect AI choices in diplomatic actions, by modifying five AI parameters: rationality, zeal, greed, honor, and ambition. 90004 90019 Education [edit] 90020 90002 90022 Each character gets an education trait upon becoming an adult (at 16 years-old) and dependent on the child’s education. In the base game, they are usually close to the education of their 90008 guardian, 90009 though there is some random variation.90004 90002 The 90027 Conclave DLC reduces the impact of the guardian’s own education by implementing a focus driven system. Education by guardians with high-level military traits also grants leadership traits. Military educations can improve to the next level by a random battlefield event, while the others can be improved with random events from the corresponding focus. 90004 .90000 The Crusades — Holy war fought against the Moors 1095 to 1492 90001 90002 The Moors — Muslim people of mixed Berber and Arab decent, initially inhabiting NW Africa. They were a race advanced in science, mathematics and medicine and in the 8 90003 th 90004 Century conquered the Iberian Peninsular. It was not until the end of the 15 90003 th 90004 century that they were finally driven from their remaining stronghold at Granada — Spain. They left behind a rich legacy of architecture, including the Alhambra palace.90007 90002 The Crusaders — Contrary to the Hollywood perception of the Crusaders there was little of merit or nobility, certainly in the beginning. The first crusade started in 1096 by a radical monk — Peter the Hermit. They behaved badly en-route, persecuting the Jews before leaving Europe and continuing their rampage to Constantinople. To avoid local problems they were moved to Anatolia where they started «crusading» in earnest, torturing, pillaging and massacring indiscriminately. Unfortunately most of their victims were Byzantine Christians who lived around Nicaea.At the castle Xerigordon they were eventually all killed by the Arab lord Kilij Arslan 1. 90007 90002 There then followed several crusades over the centuries, better organised but having gained little in humanity or compassion, save that directly commanded by Richard 1, who would allow no atrocities. It is recorded at the time that the Muslims were amazed at the pitiless brutality of the invading forces. Muslim Toledo had already fallen in 1085, followed by Corsica and Malta in 1090, Provence in 1050, Sicily in 1091 and Jerusalem 1099.In the 13 90003 th 90004 century there followed a further wave of devastation from two fronts. The crusaders again (1217-1291) and the Mongol invasion (1219-1329) of the eastern areas. Cordoba fell in 1236, followed by Valencia — 1238 and Seville — 1248. In the east the Mongols devastated most of central and western Asia, India and Persia. The fall of Baghdad in тисяча двісті п’ятьдесят вісім ended Abbasid Caliphate and 2 million Muslims were massacred in this city alone. 90007 90002 The third wave ended the Muslim reign in Spain in 1492 and more than 1 million books of Muslim works on science, arts, philosophy and culture were burnt in the Vivarrambla square in Granada.90007 90002 Do not misinterpret the foregoing, which is entirely factual. History does not record that the Muslim was an oppressed race, far from it. It must be borne in mind that the original invasions and expansion by Muslims, starting in the 7 90003 th 90004 and 8 90003 th 90004 century, was neither invited nor bloodless. Much of what followed was carried out in a vicious and barbarous manner, by both sides, in the name of religion. But primarily the underlying actions were politically motivated.90007 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.