Разное

Древние войны: Древние войны. Когда произошла первая битва в мировой истории?

Древние войны. Когда произошла первая битва в мировой истории?

Древние войны. На это вопрос сегодня нет точного ответа, ибо нет точного ответа на вопрос: когда началась первая в истории человечества война. Существуют лишь предположения, подкрепленные археологическими исследованиями, которые доказывают, что в античные времена война уже занимала в жизни общества прочное место.


Начало военным столкновениям было положено еще в палеолите, когда группы людей, вооруженных грубыми каменными орудиями, принялись сражаться с подобными себе за пищу, женщин или землю. С развитием доисторического общества стали появляться все новые причины для вооруженных конфликтов: споры, стремление к господству или независимости…

 

 

 

Однако вряд ли первая в мире война произошла ранее IX–VI тысячелетия до нашей эры.

 

 

 

 

Археология утверждает, – датируя укрепления в Иерихоне 9000 годом до н.э., а в Чатал-Хююке (Анатолия) 7000 годом до н.э., – что люди неолита (нового каменного века) уже вели организованные войны за сотни лет до изобретения письменности или открытия обработки металла.

 

поселение Чатал-Хююке

 

 

Далее история развивалась рука об руку с усложнением организации ведения войн.

 

 

Письменные памятники бронзового века почти сплошь посвящены войнам и завоеваниям.

 

 

Судя по документам, можно с уверенностью сказать, что к 6000 году до н.э. военное искусство в главных центрах цивилизации стало высокоразвитым. Конечно же, в то время существовали одаренные военачальники, но, к сожалению, об их влиянии на военное искусство сегодня нельзя сказать практически ничего.

 

Единственное исключение – египетский фараон Тутмос III, о котором речь еще впереди.

 

 

В период раннего царства в Египте сложилось постоянное войско, основу которого составляла пехота, вооруженная луками. Специальные грузовые суда доставляли воинов к месту сражения.

 

На севере и юге страны были построены оборонительные сооружения, занятые военными гарнизонами, а внутренний порядок поддерживала полиция, состоявшая главным образом из жителей Северной Нубии – маджаев, – некогда покоренных египтянами.

 

 

Сохранилось множество археологических источников – хотя и достаточно фрагментарных, – свидетельствующих о военных походах и торговых экспедициях египтян в следующую эпоху: эпоху Древнего царства (2800—2250 годы до н.э.).

 

 

 

Согласно документам, в этот период Египет располагал флотом из 40 гребных кораблей, на каждом из которых находился специальный военный отряд. Данных о численности египетского войска в эту эпоху, к сожалению, нет. Известно лишь, что воины были вооружены булавами с каменными наконечниками, боевыми топорами из меди, копьями с каменными наконечниками, боевыми кинжалами из камня или меди. Основным оружием служил лук, а защитой служили деревянные щиты, обтянутые мехом.

 

 

Большой поход в Эфиопию совершил основатель IV династии фараон Снофру (XXVII–XXVI века до н.э.), отец знаменитого Хеопса. Захватив богатую добычу – 7000 нубийцев и 200 000 голов скота, он с триумфом вернулся назад. Из Ливии Снофру привел 1100 пленных. По мнению некоторых историков, ему удалось завоевать весь Синайский полуостров. Фараоны V династии также совершали походы в Ливию и далекий Пунт (Сомали), проникнув вглубь Судана.

 

 

Начало широких завоевательных походов далеко за пределы страны связано с именем Тутмоса I. Как и его предшественники, Тутмос I вновь отправился в неспокойную Эфиопию, чтобы «покарать мятежников в чужеземных странах и отразить вторжение из области пустыни». Добившись успеха, царь двинулся дальше на юг, и египетские войска впервые достигли района третьего нильского порога, где на острове Томбос воздвигли крепость и разместили сильный военный гарнизон.

 

 

После южной экспедиции египетские войска устремились на север, в Переднюю Азию, разоряя мелкие княжества в оазисах Палестины и Сирии, захватывая большие военные трофеи и уводя многочисленных пленных. Солдаты Тутмоса I достигли Нахрайны (Митанни) на Евфрате, впервые увидев большую реку, текущую не в обычном для египтян направлении с юга на север, как Нил, а с севера на юг, что привело их в большое изумление и нашло отражение в египетском названии Евфрата – «Перевернутая вода»…

 

 

Однако каких-либо детальных описаний тех и многих других войн и сражений не обнаружено.

 

 

Первое описанное сражение в истории произошло около города Мегиддо предположительно в 1469 году до н.э. Это стало известно благодаря анналам, составленным придворным писцом фараона Тутмоса III, правившим Египтом около полувека (ок. 1490—1436 годы до н.э.). Выдержки из летописи украшали стены храма Амона-Ра в Фивах. Кожаные свитки летописи давно погибли, но то, что сохранилось на камне, в сочетании с другими документами, дошедшими до нас, дает возможность следить за ходом военных действий, продолжавшихся без малого 20 лет.

 

 

Единовластным царем Египта Тутмос III стал на двадцать втором году своего формального царствования после смерти царицы Хатшепсут. С этого момента кончился необычный для истории Нового египетского царства краткий мирный период, началась эпоха великих завоевательных походов Тутмоса III, который считается первым в истории полководцем, осуществившим планомерное наступление.

 

 

Он сумел создать многочисленный и сильный флот. Только одному храму в Фивах Тутмос III, кроме огромного количества золота и ценных пород дерева, подарил более 100 000 рабов. Походы египтян в период его правления отличались целеустремленностью, он часто намечал стратегические объекты и упорно стремился овладеть ими.

 

 

Еще до правления Тутмоса III пришедшие предположительно с юга Кавказского региона племена хурритов поселились в Северной Месопотамии и областях восточнее реки Тигр. Они образовали маленькие государства, подобные феодальным, примерно в начале II тысячелетия до н.э.

 

 

Около 1700 года до н.э. хурриты объединились и свергли своих семитских правителей, взяв под контроль большой район, прилегающий к озеру Ван. Они постепенно продвигались на запад и юг, пока к 1500 году до н.э. не овладели Восточной Анатолией (территория современной Турции) и Северной Сирией, где были известны как «правители царства Митанни».

 

 

После 1470 года до н.э. государство Митанни вступило в войну с Египтом фараона Тутмоса III, который в это время начал военную кампанию на Ближнем Востоке, снова завладев Палестиной и войдя в Северную Сирию.

 

 

Вероятно, в апреле 1469 года до н.э. египетское войско, возглавляемое Тутмосом III, вступило в свой первый за долгое время поход из пограничной египетской крепости Чару (в клинописных источниках «Пилу»). Через 10 дней оно достигло города Газы в Южной Палестине, где царь торжественно отпраздновал годовщину своего формального восшествия на престол, и на следующий же день устремился вглубь Передней Азии.

 

 

Здесь ему пришлось встретиться уже не с разрозненным сопротивлением отдельных князей, как это было при прежних египетских царях, а с большой коалицией. Согласно древним источникам именно объединенные силы сирийцев и палестинцев во главе с царем Митанни преградили дальнейший путь египетской армии.

 

 

 

В итоге недалеко от пограничной крепости, считавшейся воротами в Месопотамию и связывающей Египет с Сирией и Анатолией, произошло крупное сражение, вошедшее в историю не только как

 

 

«Первая битва при Мегиддо», но и как первая битва, о которой имеются достоверные и достаточно подробные сведения.

 

 

Решив дать бой у стен Мегиддо, Тутмос III из трех возможных путей к нему, вопреки мнению военного совета, выбрал кратчайший, но наиболее трудный – через Кармельский хребет по узкой тропе над пропастью. 13 мая голова колонны египетского войска достигла Аруна – пункта, расположенного на горном хребте.

 

«И пошел он сам (Тутмос) впереди войска своего, указывая путь каждому человеку. И лошадь шла за лошадью, и его величество был во главе войска своего», – гласит летопись.

 

 

14 мая египтяне двинулись дальше, разбили передовые части противника и вышли в долину Ездраелон, где могли развернуться для боя.

 

 

Противник вел себя пассивно, а Тутмос, по совету своих военачальников, приказал не вступать в бой до полного сосредоточения египетского войска. Можно предполагать, что главные силы антиегипетской коалиции находились в районе Таанах, преграждая наиболее удобный подступ к Мегиддо. Форсирование горного хребта египтянами для них оказалось неожиданным, и поэтому была упущена возможность уничтожения египетского войска по частям.

 

 

Египетское войско насчитывало 30 000 (по другим данным, 10 000) человек, и Тутмос был уверен в победе.

 

 

Утром 15 мая он построил свою армию для боя. Боевой порядок египтян состоял из трех частей: центр находился на левом берегу ручья Кины; правое крыло – на высоте, расположенной на правом берегу того же ручья; левое крыло – на высотах северо-западнее Мегиддо. Получился вогнутый фронт.

 

 

Противник развернул свои силы на подступах к Мегиддо, юго-западнее города. Общая численность его осталась неизвестной.

 

 

Тутмос на золотой боевой колеснице стал в центре и первым бросился на врага. «Фараон сам вел свою армию, мощный во главе ее, подобный языку пламени, фараон, работающий своим мечом.

 

Он двинулся вперед, ни с кем не сравнимый, убивая варваров». Пока южное крыло заняло мятежников отвлекающим маневром, Тутмос лично повел северный «рог» своего боевого порядка в атаку, направленную между флангом мятежников и крепостью. Результатом было окружение фланга мятежников и сокрушительная победа египтян.

 

 

Противнику ничего не оставалось, как броситься в бегство, скрывшись за городскими стенами. Но фараон остался недоволен: его солдаты, вместо того чтобы ворваться в город, занялись захватом добычи на поле боя.

 

Тем временем ворота города были плотно заперты, царей Кадета, Мегиддо, их союзников, а также отдельных воинов, спасшихся бегством, гарнизон крепости и жители города втащили на крепостную стену.

 

 

Тутмос приказал немедленно обложить город. «Они измерили город, окружив его оградой, возведенной из зеленых стволов всех излюбленных ими деревьев; его величество находился сам на укреплении, к востоку от города, осматривая, что было сделано».

 

 

«Все властители всех северных стран заперты в этом городе, – обратился он к своему войску, – поэтому взятие Мегиддо подобно взятию тысячи городов».

 

 

Затем началась длительная осада города – египтяне еще не умели брать крепости штурмом. Только через семь месяцев измученный голодом город сдался. Царь Кадеша сумел бежать, а оставшиеся в живых князьки пали ниц перед фараоном, умоляя его сохранить им жизнь. Тутмос проявил великодушие, но при этом «властители» были отправлены в свои города на ослах. Египтяне же вновь стали считать добычу.

 

 

Оценивая значение своего успеха, Тутмос благодарил Амона и говорил: «Я словил в одном городе их, я окружил их толстой стеной». По источникам, потери войска, проигравшего битву, исчислялись в 83 человека убитыми и 140 пленными. Египтяне захватили более 2000 лошадей, столько же голов крупного рогатого скота и 994 колесницы. Это была впечатляющая победа, открывшая египтянам дорогу в Сирию.

 

 

 

Для закрепления своего успеха египтяне двинулись дальше, взяли еще три города и построили крепость, которая была названа «Тутмос – связывающий варваров».

 

 

Теперь они владели всей Палестиной. Но для упрочения египетского господства и подготовки базы на побережье потребовалось еще четыре похода. Шестой по счету поход имел целью взятие сильной крепости Кадет, второй важный очаг сопротивления Египту.

 

 

«Его величество прибыл к городу Кадету, разрушил его, вырубил его леса, сжал его посевы». Так была решена вторая стратегическая задача.

 

 

Так год за годом своего царствования, каждым летом, когда у соседей созревал урожай, Тутмос III ходил походами в Переднюю Азию, захватывая все новые сирийские города и области.

 

В одном из последних походов египтяне снова овладели Кадешем, ворвавшись в город через пролом в стене. Самым северным рубежом азиатских походов Тутмоса III стал город Каркемиш, занимавший выгодное стратегическое положение на стыке Месопотамии, Малой Азии и Сирии. Египетский флот контролировал восточную часть Средиземного моря.

 


 

Огромные богатства стекались в Египет и в качестве ежегодной дани с уже покоренных стран, и в виде военной добычи – с еще покоряемых. Многое досталось египетскому войску, щедро даровал ему царь боевые награды, землю, пленных.

 

 

Не забыл фараон и жречество, с которым необходимо ладить, поэтому большая часть военной добычи была передана храмам, прежде всего храму Амона-Ра в Фивах.


 

И все же Тутмос III оказался не в силах покорить все царство Митанни, ставшее вскоре союзником Египта.

 

А что касается города Мегиддо, который не раз еще станет ареной крупных сражений и битв дохристианского периода, то, по Библии, именно ему, Армагеддону, – то есть Мегиддо – суждено стать местом, где в последней битве столкнутся сила зла и добра.

Похожее

Игра Древние войны — играть онлайн бесплатно

Игра Древние войны

В реальной жизни это очень страшное и грустное событие, но вот за компьютером воевать очень весело! Ведь сидя за монитором вы не можете понести какой-то физический урон, но при этом, можете хорошо развлечься отстреливая злых врагов и помогая мирным жителям спасти свои дома и села. Причем, играя за компьютером, вы в прямом смысле, сможете повлиять на ход войны и привести свою сторону к победе! Именно по этому так много мальчиков по всему миру обожают различные стрелялки!

Эта игра перенесет вас во времена противостояния расы людей с некромантами. У каждой из фракций есть собственные и совершенно самобытные войска, причем как наземные, так и воздушные. Игра древние войны выполнена в 2D, но это практически незаметно, так как самолеты, например, выглядят очень реалистично, и никогда не столкнутся с пехотой, поэтому, можно даже подумать, что это псевдо-3D. Очень радует также, что играть можно за обе стороны войны, поэтом любителям зомби и скелетов здесь тоже найдется место. И если люди здесь упираются больше на технический прогресс, то древнее зло предпочитает темную магию.

Основные особенности

Так как игра разделена на уровни, вы сможете покупать новых юнитов, множество апгрейдов для них, супер атаки и прочее. За это вы будете платить деньгами, полученными за прохождения уровней, выбор которых находится на стратегической карте. Чтобы победить в сражении, каждое из которых является отдельным уровнем, необходимо разрушить базу противников, уничтожив всех солдат, которые будут мешать. Войска бывают ближнего боя, дальнего боя и, как мы уже говорили, воздушные, при этом каждый юнит имеет свои сильные и слабые стороны и тот ваш воин, который крушил десятки одних врагов, может стать совершенно неэффективным против других.

Деньги на поле боя вы будете получать двумя путями: через определенное время и за убийство противников. Разумеется, гораздо больше их будет идти по второму пути, поэтому рекомендуется строить только таких юнитов, которые «контрят» вражеских. В игре очень неплохая графика, да и музыкальное сопровождение на уровне, причем оно зависит от того, за какую расу вы решили играть. Здесь также присутствует интересная система магических супер ударов, позволяющих изменить исход даже самого безнадежного сражения.

Самая древняя война

 

Международная группа учёных-исследователей наткнулась в Кении на следы самой древней войны на планете. К такому выводу учёные пришли, обследовав место находки и останки 27 человек. Скелеты обнаружили археологи из Великобритании, Кении, Испании, Австралии и Индии. Окаменелости хорошо сохранились в болотистых отложениях и поэтому рассказали учёным о произошедшей трагедии во всех подробностях.

 

Находка, в местечке Натарук, которая в настоящее время тщательно изучается, была сделана в северной части Кении, в нескольких десятках километров от озера Туркана. В этом месте были найдены останки 27 человек, среди которых мужчины и женщины, а также шесть детей. Все они относятся к каменному веку. Убийцы не позаботились о захоронении своих жертв, а просто выбросили их тела в воды Турканского озера, которое в древности было заметно больше, чем сегодня. В одном из скелетов найден обсидиановый нож, что говорит о характере гибели человека. Одна из погибших женщин была на последней стадии беременности, и при этом у ней были связаны руки и ноги и сломаны колени. У других также имеются раны, которые говорят о насильственной смерти, например, повреждения черепов каменными ножами и стрелами, следы наконечников стрел, сломанные кости. Обследовав останки людей, которые погибли, по всей вероятности, довольно страшной смертью, исследователи заявили, что все найденные люди погибли в результате неожиданной атаки.

 

Возраст находок — 9,5-10,5 тысяч лет. Характер травм найденных жертв древнейшей войны говорит о том, что некогда в этом месте разразился настоящий конфликт за территории. Учёные предполагают, что на людей напали представители другого племени для того, чтобы выгнать их из обжитых территорий и самим расположиться на обустроенной земле. В этом месте есть доступ к берегам Турканского озера, воды которого богаты рыбой, а прибрежные территории богаты дарами флоры и фауны. За такие территории воевали с самых давних времён и найденные останки, по всей видимости, принадлежат тем несчастным, которые не смогли отстоять свои земли и полегли на своей же земле.

 

Учёный-исследователь Марта Лар из Кембридсжкого университета сказал: «Резня в Натаруке является настоящим памятником тому, что война всегда сопровождала человечество с самых древних времен. Эти останки показывают, что кто-то убил небольшую группу охотников-собирателей, не особо заботясь об их захоронении, и дает нам уникальное свидетельство того, что война входила в арсенал „международных отношений“ среди древних людей».

 

Самая древняя война

 

Самая древняя война

 

Самая древняя война

 

«Sofme» — интернет-магазин мебели для вашего дома. На сайте магазина http://sofme.ru/mebel/kresla_kachalki_iz_rotanga/ вы можете найти кресла-качалки в большом ассортименте. Кроме того, диваны, кушетки, столы, стулья и многое другое.

Игра Эпоха Войны — Играть Онлайн!

Игра Эпоха Войны / Age of War

Здесь вы можете бесплатно поиграть в онлайн игру — Эпоха Войны, оригинальное название — Age of War. В эту игру сыграли 146540 раз(а) и она получила оценку 4.6 из 5, проголосовали 359 человек(а).

  • Дата релиза: Ноябрь 2007
  • Разработчик: MaxGames Louissi
  • Платформа: Веб браузер(Только ПК )
  • Технология: FLASH. Для работы необходим Flash Player
  • Возможность играть на весь экран
  • Возрастная категория: 7+

Как играть?

Все управление осуществляется мышкой, что очень удобно. В мире больше не будет спокойствия, потому что дикие племена обезумели и теперь будут постоянно атаковать вас. Будьте готовы к постоянному ведению боевых действий и обороне. У вас есть возможность использования специальной атаки. Каждый раз, когда вы ее используете, понадобится время для восстановления способности ее нанесения. Кстати, в каждой эпохе есть своя уникальная атака. К сожалению, в игре не продумана техническая возможность «ремонта» базы, но каждый раз, когда вы поднимаетесь на уровень выше, она получает баллы здоровья. Важно защищать свою военную базу любой ценой, потому как потеря ее означает остановку игры. В игре можно выбрать один из уровней сложности: Normal (Нормальный), Harder (Сложнее) и Impossible (Невозможный). «Эпоха войны» совмещает в себе и тактику, и стратегию и развитие цивилизации. В ней нужно умело защищать замок, управлять армией, уничтожать врагов и захватывать неприятельскую пещеру. Стратегию нужно разработать так, чтобы оказаться в лагере врага и при этом не потерять свой собственный! В этой части игры собраны 4 разные эпохи, и в каждой из них имеются собственные юниты и навыки. Поспешите разгромить врага и оказаться на его территории. Если любите принимать важные военные решения, эта игра обязательно вам понравится. Обратите на нее внимание!

Война Древних — История World of Warcraft, Hearthstone и Heroes of the Storm

Стороны

Лидеры


Война Древних (англ. War of the Ancients) — первый масштабный конфликт, который разгорелся на древнем Азероте где-то за 10000 лет до Первой Войны. Начался он с того, что высокорожденные безрассудным использованием магии привлекли внимание Саргераса и его Пылающего Легиона, а закончился огромными потерями — Расколом, когда Колодец Вечности взорвался, из-за чего огромный Калимдор разделился на несколько частей.

Начало

Легкомысленное использование магии Высокорожденными привело к тому, что потоки волшебной энергии из Колодца Вечности стали попадать в Круговерть Пустоты, а обитавшие там чудовищные существа чувствовали эти импульсы. Саргерас чувствовал мощные потоки энергии, и ее далекий источник неудержимо влек его к себе. Саргерас наблюдал за Азеротом, ощущая безграничную энергию Колодца Вечности, и ненасытный голод охватывал его. И тогда темный титан решил уничтожить молодой мир и вобрать в себя всю его энергию.

Саргерас собрал свой огромный Пылающий Легион и подвел его к не ведающему об угрозе Азероту. Легион состоял из миллиона вопящих демонов, стянутых из отдаленных закоулков вселенной, и демоны эти жаждали завоеваний. Помощники Саргераса, Архимонд Осквернитель и Маннорох Разрушитель, готовили своих адских миньонов для нападения.

Королева Азшара, пребывавшая в восторге от своей волшебной силы, пала жертвой бесспорного превосходства Саргераса и открыла ему двери в свой мир. Соприкосновение с магией разрушило и ее Высокорожденных служителей, которые начали поклоняться Саргерасу как своему богу. Чтобы доказать свою преданность Легиону, Высокорожденные помогли своей королеве открыть огромный, вращающийся портал в глубине Колодца Вечности.

Хорошо подготовившись, Саргерас начал своё вторжение в Азерот. Демоны-воины Пылающего Легиона напали на мирные города ночных эльфов, ворвавшись в мир через Колодец Вечности. Войска Легиона во главе с Архимондом и Маннорохом смерчем пронеслись по Калимдору, оставляя после себя только пепел и горе. Черные колдуны вызывали адские огненные шары — Инферналы, которые, подобно чудовищным метеорам, врезались в изящные шпили храмов Калимдора. Отряды кровавых огненных убийц, известных как Стражи Рока, шли по землям Калимдора, уничтожая всех на своем пути. Стаи диких Адских Гончих носились по стране, не встречая сопротивления. Храбрые воины ночных эльфов встали на защиту своей древней родины, но под яростным натиском Легиона были вынуждены отступать и шаг за шагом сдавать свои позиции.

Помогать своему осажденному народу выпало на долю Малфуриона Ярость Бури, которого приводила в ярость все возрастающая порочность Высокорожденных. Его родной брат, Иллидан, тоже принадлежал к их кругу и занимался магией, но Малфурион все-таки убедил его бросить это опасное увлечение. Он решил разыскать Кенария и собрать армию сопротивления. Красивая молодая жрица Тиранда согласилась сопровождать братьев от имени Элуны. Хотя прекрасную жрицу любили оба брата, сердце ее целиком было отдано одному Малфуриону. Иллидана задевали нежные отношения между Тирандой и его братом, но он знал, что боль от неразделенной любви была ничтожной по сравнению со страданиями, которые ему причиняло увлечение магией.

Можно сказать, Иллидан был вскормлен волшебной энергией и не мыслил жизни без нее, но теперь он изо всех сил пытался пересилить себя и навсегда избавиться от желания снова приникнуть к живительному источнику магии. Благодаря терпению и поддержке Тирэнд, ему удалось справиться со своими чувствами, и он помог брату в поисках исчезнувшего полубога. Кенарий, живший в священной Лунной Поляне у далекой горы Хиджал, согласился помочь ночным эльфам. Он хотел отыскать древних драконов и попросить у них поддержки. Драконы во главе с Алекстразой, Аспектом Жизни, согласились выдвинуть свое могущественное воинство против демонов и их ужасных повелителей.

Кенарий, обратившись к духам заколдованного леса, создал армию из древних энтов и смело повел их в бой против Легиона. После столкновения сил Легиона и союзников эльфов у храма Азшары и Колодца Вечности, началась изнурительная война. Несмотря на то, что их новые союзники были необычайно сильны, Малфурион и его соратники поняли, что невозможно одолеть Легион, применяя только военную силу.

Пока в окрестностях столицы шло великое побоище, помешавшаяся королева с нетерпением ждала появления Саргераса. Повелитель Легиона готовился пройти сквозь Колодец Вечности и вступить в опустошенный мир. Как только его огромная тень приблизилась к бурлящей поверхности Колодца, Азшара позвала к себе сильнейших из Высокорожденных. Только вместе, слившись в едином магическом заклинании, они могли создать достаточно широкий проход, чтобы впустить Саргераса.

Вдруг, совершенно неожиданно, во время сражения, бушевавшего на горящих равнинах Калимдора, произошло нечто ужасное. Время стерло подробности, но доподлинно известно одно – во время решающей атаки против Пылающего Легиона Нелтарион, Аспект Земли, сошел с ума. Он начал распадаться на части, а из его темных глубин вырвались пламя и ярость. Провозгласив себя Смертокрылом, пылающий дракон развернул своих собратьев и увел их с поля боя.

Внезапное предательство Нелтариона было настолько непостижимым и страшным, что Драконы так никогда и не оправились от этого. Глубоко раненая и потрясенная Алекстраза и остальные благородные драконы были вынуждены оставить своих смертных союзников. Теперь враги получили численное превосходство, а Малфурион и его соратники с трудом выдержали следующую атаку.

Как только Малфурион догадался, что Колодец Вечности и был той дверью, сквозь которую демоны попадают в мир, единственное, чего он хотел, это уничтожить его раз и навсегда. Но его соратники, зная, что Колодец был источником их бессмертия и силы, ужаснулись такому решению. Одна только Тиранда поразилась мудрости Малфуриона и убедила Кенария и его друзей в том, что нужно разрушить храм Азшары и отыскать способ закрыть Колодец навсегда.

Понимая, что после разрушения Колодца магия станет недоступна, и, думая только об этом, Иллидан оставил отряд и отправился к Высокорожденным, чтобы предупредить их о плане Малфуриона. Из-за болезненной тяги к магической энергии и мучительной зависти к любви своего брата и Тиранде, Иллидан не чувствовал ни малейшего раскаяния, предавая Малфуриона и присоединяясь к Азшаре и её последователям. Более того, Иллидан поклялся защищать волшебный Колодец, чего бы ему этого ни стоило.

Убитый горем из-за предательства брата, Малфурион повел своих товарищей в сердце храма Азшары. Но, ворвавшись в главную залу, они застали Высокорожденных посреди исполнения их последнего колдовского обряд. Их заклинание вызывало вихрь энергии, который то появлялся, то исчезал в неспокойных глубинах Колодца. Как только зловещая тень Саргераса показалась рядом с поверхностью, Малфурион и его союзники бросились в атаку.

Азшара, которую Иллидан обо всем предупредил заранее, очень хорошо подготовилась к их появлению. Почти все соратники Малфуриона пали в яростном сражении с неравными силами королевы. Тирэнд, попытавшись напасть на Азшару сзади, была застигнута врасплох воинами королевы. Тиранда отбилась от них, но получила серьезные ранения. Когда Малфурион увидел, что его возлюбленная упала, он пришел в дикую ярость и решил уничтожить Азшару.

Пока внутри и снаружи храма бушевало сражение, из тени, лежащей на берегах великого Колодца, появился Иллидан. Подготовив несколько флаконов, Иллидан встал на колени и наполнил каждый мерцающей водой Колодца. Он был абсолютно уверен, что демоны сокрушат цивилизацию ночных эльфов, поэтому хотел украсть немного священной воды, чтобы сохранить для себя ее энергию.

Очередная схватка между Малфурионом и Азшарой расстроила тщательно подготовленное заклятие Высокорожденных. Переменчивый вихрь в глубинах Колодца вспыхнул, и внезапно началось нечто невообразимое. То, что последовало за этим, могло бы уничтожить мир навсегда. Мощный взрыв разрушил храм до основания, а вслед за этим сильные толчки потрясли измученную землю. Ужасные битвы между Легионом и армией союзников разгорались по всей разрушенной столице, в конце концов кипящая поверхность Колодца Вечности не выдержала, выгнулась…. и прогремел взрыв.

От ужасного толчка земля раскололась на кусочки, и почернело небо.

От ударов, сотрясавших землю, сдвинулось основание мира, моря вышли из берегов и начали заливать рану, зиявшую на поверхности суши. Почти восемьдесят процентов Калимдора было разнесено вдребезги, осталась несколько отдельных континентов, вокруг нового бушующего моря. В центре вновь образовавшегося моря, где некогда был Колодец Вечности, теперь бушевали приливы и отливы. Питаемая яростной, хаотичной энергией эта жуткая воронка, известная как Водоворот (Maelstorm), никогда не прекращала своего бешеного вращения. Водоворот остался вечным напоминанием о страшной катастрофе … и загадочных временах, которые ушли навсегда.

Вопреки всему, Королева Азшара и ее приверженцы — Высокорожденные сумели выжить после взрыва. После взрыва в Колодце, Азшара и ее последователи, раздавленные и изуродованные силой, которую они выпустили, оказались под обломками на дне бушующего моря. Проклятые, они приняли новое обличие и переродились в полный ненависти змеиный народ, называющий себя нагами. Сама Азшара, переполненная злобой и ненавистью, стала огромным чудовищем, воплотившим в себе все зло и черные помыслы, до того таившиеся в глубине ее сердца.

У основания Водоворота Наги построили свой новый город, Назжатар. Много времени им потребовалось, чтобы восстановить утерянную силу. Должно было пройти десять тысяч лет прежде, чем наземный мир узнал о существовании наг.[1]

Трилогия Р. Кнаака

Основная статья — War of the Ancients Trilogy.

Ричард А. Кнаак стал автором трилогии книг «Война Древних», в которой сюжетная линия битвы была изменена. В прошлое из-за временной аномалии попали маг Ронин, дракон Крас и орк Броксигар.
  1. ↑ Война Древних
Глава 2 ВОЙНА В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА. Краткая история военных сражений

Глава 2

ВОЙНА В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА

Война была постоянной чертой человеческих отношений со времен самых ранних сообществ, о которых сохранились свидетельства. В 7000 г. до н. э. Иерихон был надежно обнесен стеной высотой 21 фут, из 2500 жителей 600, видимо, были бойцами, вооруженными луками и стрелами. Однако военное искусство несомненно зародилось задолго до этого времени. В таком случае как впервые возникли войны?

Война – самая существенная часть истории, потому что имеет отношение к основным жизненным потребностям людей. Пища и надежный кров были двумя необходимыми условиями жизни первобытного человека – как и для нас. Но этих вещей, которые нужны человеку, как и многого другого – женщин, богатства и власти, – обычно на всех не хватает. Основная причина того, почему отдельные персоналии и общественные образования почти непрерывно воевали между собой, сводится к этой экономической реальности – им постоянно приходилось соревноваться за получение этих минимальных условий существования. По той же причине дерутся между собой звери. Ярость, агрессивность и страх естественны уже в силу того, что в основанной на конкуренции социальной среде любое создание представляет препятствие или опасность для своего соседа. Разумеется, человеку в меньшей мере, чем зверю, удалось избежать применения силы.

Те следы первобытных людей, которые мы можем обнаружить, свидетельствуют, что с самого начала им приходилось организовываться для защиты. Из-за того что жилища людей должны были служить и убежищами, они так часто обитали в пещерах, на вершинах холмов, окружали дома рвами или строили их на сваях посреди озер и болот. Среди орудий времен палеолита, которые можно было использовать в качестве оружия, встречаются каменные топоры и ножи, костяные, кремневые и роговые лезвия, наконечники копий. Поскольку, по существу, невозможно раскрыть причины и характер военных столкновений этих древнейших обитателей Земли, для нас было бы полезно взглянуть на примитивные народы других континентов, некоторые из которых в наше столетие переживают свой каменный век.

О воинственности примитивных народов можно сделать несколько обобщающих замечаний. Поводы для войн различны, жестокость зависит от обстоятельств. Некоторые племена убивают всех пленных, другие обращаются с ними мягко. Пигмеи чрезвычайно миролюбивы, но именно по этой причине и в силу своей физической слабости они были вытеснены более агрессивными народностями в самую необитаемую область Африки. Во многих краях живут племена, которые до самого последнего времени считали войну обычным или приемлемым делом, – например, масаи в Восточной Африке или гуарани в Бразилии. Племена, возглавляемые вождями, обычно более предрасположены к войнам, чем те, у которых демократическая форма правления. Лет сто назад племенные войны были значительно менее частыми и жестокими в Габоне и в низовьях Нигера, где, прежде чем идти на войну, требовалось созвать совет старейшин, нежели в Восточной Африке, где вожди обладали абсолютной властью.

Самой распространенной достоверной причиной войны среди примитивных народностей является перенаселенность. Население требуется сократить, а к этому обычно приводят войны или болезни. О том, как восприятие территориальной принадлежности может привести к войне, свидетельстует история индейских племен Северной Америки. Когда начиная прблизительно с 1600 г. н. э. на Восточном побережье утвердилось достаточное количество лучше вооруженных европейцев, индейцев они оттеснили на запад. По мере того как каждое из племен было вынуждено вторгаться на территорию своего западного соседа, более ста лет между ними шла непрерывная война. Одно за одним между чиппева и сиу следовали крупные сражения у Милле-Лакс в XVII в., на Элк-Ривер в XVIII в., у Кросс-Лейк в 1800 г. В XIX в. положение усугубилось исчезновением бизонов, главного источника питания индейцев, и вынужденной борьбой за лошадей и огнестрельное оружие. Цепь вынужденных миграций продолжалась, потерпевшие поражение сиу, в свою очередь, потеснили дальше на запад шайенов, а те в итоге отогнали команчей к Мексике.

Война может привлекать, потому что она возбуждает, может служить развлечением, к тому же она обещает легкую добычу, несет яркие впечатления и романтику, дисциплину и традиции, самопожертвование и товарищество, обещает престиж в обществе и восхищение женщин. У таитян достаточной причиной идти на войну был обычай, согласно которому юноша не мог жениться, если не имел татуировки, означавшей, что он убил в бою человека.

Но более прагматичные объяснения частого возникновения войн лежат в глубоко укоренившейся тяге людей принадлежать к коллективам. Если в обществе дано развиваться родственным связям, чувству тождества и патриотизму, то, возможно, в отношении соседей могут возникать определенно антагонистические настроения. Среди мбая в Южной Америке бытовало по существу религиозное убеждение, что они призваны жить за счет налетов на все другие племена. Когда европейцы не дали полинезийцам воевать, те пережили глубокий общественный и культурный кризис. Их ценности были обусловлены постоянным ведением войн. Когда это прекратилось, они утратили национальную гордость.

Фактором, лежавшим в основе всех военных и политических событий в истории Ближнего Востока за четыре тысячи лет до рождения Христа, было перенаселение. Первые цивилизации возникли в долинах великих рек – Вавилония и Шумер в низовьях Евфрата и Тигра и Египет по обеим сторонам Нила. Войны неизбежно были непрерывными из-за соперничества за обладание клочками плодородной земли в этих густонаселенных и сильно засушливых областях. Египту постоянно приходилось отбивать от своих границ агрессивных и менее цивилизованных соседей – нубийцев на юге, семитских кочевников на Синае. Подобным образом вавилонским царям постоянно приходилось обеспечивать порядок на своих границах. Временами налеты диких племен перерастали в весьма значительные нападения больших масс кочевых народов, привлеченных речными долинами. В древнейшие времена произошло три крупных вторжения семитов Аравии. В четвертом тысячелетии от Евфрата до Тигра была возведена стена, дабы удержать кочевников первой волны миграции – но тщетно!

Вторая половина четвертого тысячелетия и третье тысячелетие, период столкновения семитов с шумерами Аккадской империи и Египтом эпохи Древнего царства (3500 – 2400 гг. до н. э.), стали эпохой высокой военной активности. Двумя великими полководцами того периода были Саргон, жрец богини войны Иштар, первый правитель всей Месопотамии, и Нарамсин, расширивший Аккадскую империю до Средиземноморья. Месопотамцы намного опережали египтян в области военного оснащения, у последних колесницы появились на двенадцать веков позже.

Главным средством ведения войны в Месопотамии после 3500 г. до н. э. была колесница с вертикально установленным впереди высоким щитом. Обычно она использовалась при прямых фронтальных атаках. Экипаж состоял из возничего и воина, вооруженного метательным и ручным копьями. Основным назначением колесницы было врезаться в ряды противника и посеять панику. Бой начинался с метания копий, с промежуточного расстояния, а после сближения в ход шли ручные копья. Позднее, между 2000-м и 1500 гг. до н. э., с появлением колеса со спицами и облегченного кузова возросла маневренность. Ослов сменили кони, впервые попавшие в Месопотамию из северных степей приблизительно в 2000 г. до н. э. С появлением составных луков возросла огневая мощь. Широко использовалась булава, но с внедрением прочных шлемов ее тупой удар стал менее эффективным и предпочтительнее стал боевой топор. В третьем тысячелетии изготавливались боевые топоры с бронзовыми насадками, применявшиеся как в качестве колющего, так и режущего оружия; ими были вооружены как пешие воины, так и всадники. Меч впервые появился в Месопотамии, где овладели техникой изготовления и придания формы лезвия длинным полоскам твердого металла. Первые мечи походили на кинжалы: короткие, прямые и обоюдоострые. Позднее появились кривые серповидные для удара сплеча. Однако знания распространялись медленно и в других местах железные мечи стали обычным оружием лишь начиная с XIV в. до н. э. До того общепринятым оружием месопотамской фаланги было копье с длинным металлическим наконечником, которое в походе несли на плече, а в атаке держали горизонтально.

Изображение лука встречается на многих памятниках конца четвертого тысячелетия. В Египте он имел двояковыпуклые очертания, а в Месопотамии был сделан в форме простой дуги. Удивительно, что наездники стали пользоваться им лишь после 2000 г. Наконечники стрел делали из кремния. Составной лук впервые изображен на монументе в честь побед Нарамсина (2800 г. до н. э.). Именно тогда лук стал важнейшим оружием. До этого времени луки делали из одного материала, и среди них не было такого, который обладал бы достаточной крепостью и упругостью, чтобы придать стреле большую дальность полета. Новый составной лук изготавливался из дерева, рогов животных, сухожилий – состыкованных или связанных таким образом, что края корпуса до прикрепления тетивы чуть выгибались в обратную сторону. Тетива была натянута очень туго. Теперь стало возможным легкой стрелой поражать противника на расстоянии 300 – 400 ярдов. Последствия появления составного лука были поистине революционными: противник впервые мог быть застигнут врасплох и атакован из-за пределов слышимости, видимости и лишен возможности нанести ответный удар. Лук стал главным оружием. Как реакция на его применение размеры щитов стали больше, появились доспехи. Первая кольчуга, которую носили шумеры, представляла собой накидку с прикрепленными к ней небольшими металлическими кружками.

На открытой местности пехота и колесницы действовали как единое целое. Фаланги, вероятно, вступали в бой сразу же вслед за атакой колесниц. Ворвавшись в боевые порядки противника, колесницы вносили в его ряды замешательство, рассеивали и топтали врага. Следом, с флангов или в центре, в бой вступали фаланги пехоты и добивали неприятелей боевыми топорами и копьями. Построение месопотамской фаланги было строгим и систематичным. Подразделение двигалось колонной из шести шеренг, по одиннадцати бойцов в каждой шеренге – затем вступало в бой с правого или левого фланга строем глубиной шесть рядов. Аккадцы добавляли в этот боевой порядок лучников, но, возможно, отряды лучников дальнего действия были полностью объединены с колесницами и вооруженной копьями и мечами пехотой в Египте – тысячу лет спустя, когда там воевали с хеттами.

Развитые средства ведения осадной войны появились лишь у ассирийцев. Однако в третьем тысячелетии города укреплялись. Их успешно защищали лучники, стрелявшие с квадратных или полукруглых бастионов. На монументе с изображением осады Дешаше хорошо видно, как штурмовали укрепленный город в то время. Нападающие карабкаются по штурмовой лестнице, которая передвигается на колесах. Их прикрывают лучники. Тем временем стену, вернее ворота, самое слабое место, рушат стенобитным орудием.

Вторая большая волна семитской миграции началась приблизительно в 2500-х гг. до н. э. и прежде всего распространилась из Аравии на Ханаан на средиземноморском побережье. Именно тогда эти племена с дурно звучавшими именами аммонитяне и моавитяне впервые вошли в историю Израиля. Ханаанцы хлынули в Месопотамию, именно они превратили Вавилон в значительный город, они же восстановили Ур и объединили всю южную Месопотамию в Халдейское царство. В Египте около 2375 г. до н. э. после завоевания правителями Фив южной части дельты Нила появилось Среднее царство. Но потом Египет вступил в длительный этап мирного развития и высокой цивилизации и военной мощи внимания не уделялось. Таковы были условия, когда около 1800 г. Египет захватили и поработили гиксосы, ветвь второй волны семитской миграции. Приблизительно в 1630 г. до н. э. египтяне начали борьбу за освобождение, и в конечном счете около 1580 г. фараон Яхмос изгнал гиксосов.

Какой была египетская армия в этой освободительной войне в конце Среднего царства? Воины по-прежнему применяли боевые топоры и копья, но главным оружием стал лук. По существу, гиксосы познакомили египтян с мощным составным луком двояковыпуклой формы, а также с колесницами. Щиты постепенно уменьшались в размерах и становились легче, что способствовало большей маневренности. Крепость Бухен, окруженная сухим рвом, имела все необходимое для надежной обороны. Парапетные стены с бойницами способствовали ведению оборонительного огня, а галереи позволяли обстреливать сверху штурмующие войска.

Среди племен было довольно обычным делом разрешать мелкие конфликты путем поединков, считавшихся честным и обязывающим способом. Однако крупные кампании таким путем не заканчивались, и египтяне создали сложную военную организацию. У фараона был свой контингент профессиональной охраны, а все местные правители должны были поставлять свои отряды, позже появилась необходимость в создании профессиональной армии.

Были созданы эффективные системы связи, разведки и управления. Существовал свод сигнальных огней, на поле боя гонцы по эстафете передавали сообщения и приказы, иногда применялась сигнализация семафорами или трубными звуками. При действиях крупных соединений в незнакомой местности была необходима хорошая разведывательная служба. Египтяне посылали разведывательные группы с целью шпионажа и захвата пленных для допросов. Находившиеся на передовых позициях офицеры часто передавали в штаб сообщения о ходе боя. Было правилом сообщать источник информации, а форма докладов, по всей вероятности, очень походила на ту, которая существует в современной армии. В армии имелись медицинская служба, саперные подразделения, занимавшиеся строительством осадных сооружений, существовала также транспортная служба из судов и повозок.

С изгнанием гиксосов и основанием Нового царства у египтян появился аппетит к дальнейшим завоеваниям. Аменхотеп I, Тутмос I и Тутмос III распространили Египетскую империю на Ближний Восток. Затем, приблизительно в 1350 г. до н. э., началась третья миграция семитов из Аравии, и военная мощь Египетской империи была подорвана нападениями арамейцев и хеттов. Однако в 1292 г. фараоном стал молодой, способный и энергичный Рамсес П. Он был решительно настроен восстановить Египетскую империю в прежних пределах. Предшествующий мирный период дал хеттам время сильно укрепиться в Сирии, превратив Кадеш в бастион своей южной границы. Рамсес решил нанести удар именно в этой точке. Но прежде чем разбирать битву при Кадете, рассмотрим вооружение и организацию египетских войск в Новом царстве.

В этот период, после 1500 г. до н. э., боевой топор занимал не такое видное место, как меч, который, как и другие значительные вооружения, попал в Египет из Азии. Меч заменил булаву и в качестве символа власти фараона. Меч Рамсеса III был длинным и широким. Коротким, типа кинжала, мечом старых времен тоже продолжали пользоваться. И тот и другой были самым эффективным оружием фаланг в рукопашных схватках. Копье тоже было табельным оружием пехоты. В конце концов и в Египте появился известный много веков в Месопотамии более прочный наконечник в форме вдавленного листа. Фаланга состояла из подразделений, вооруженных боевыми топорами, копьями и мечами.

Египетские наездники на колесницах были вооружены метательными копьями. Различие в вооружении объясняется различной тактикой применения колесниц. Азиатские колесницы, экипаж которых состоял из возничего и двух копьеносцев, врезались в ряды неприятеля. Если бой становился слишком скученным и колесница не могла маневрировать, возничий присоединялся к копьеносцам. Египетские колесницы чаще действовали в составе подразделений, они атаковали плотной массой, гоня противника перед собой, и никогда во время боя не давали себя окружить. Составлявшие значительную часть египетской армии колесницы объединялись в подразделения из пятидесяти единиц, каждое под началом отдельного командира. Конницы еще не было. Но поскольку мощность оружия возрастала, а доспехи становились все надежнее, исход битвы все больше зависел от максимальной мобильности войск, поэтому колесница становилась важнейшим боевым средством. Это было легкое сооружение, влекомое парой коней, прочное, но быстроходное и маневренное. Позднее египтяне создали специальную тяжелую колесницу. Техническое обслуживание колесниц на ведущих к местам военных действий путях обеспечивали мастерские, где имелись запасные части и производили ремонт транспортных средств.

Во всех крупных армиях того времени главным оружием был лук. Египтяне в значительной степени благодаря тому что у них были средства и специализированные мастерские по производству добротных луков смогли так легко справиться с государствами Палестины и Сирии. Луками были вооружены и колесничие, и пешие воины. Стрелы из тростника имели бронзовые наконечники и с более или менее близкого расстояния могли пробивать доспехи того времени. Пеший лучник носил в колчане, висевшем на перекинутом через плечо ремне, до тридцати стрел.

В период Среднего царства египетские воины доспехов не носили, зато прикрывали себя большими щитами. В Новом царстве колесничие и лучники, обе руки которых должны были быть свободны, носили кольчуги и шлемы и пользовались только небольшими щитами, а то и совсем их не использовали. По мере того как оружие обретало все большую поражающую способность, более прочными становились и доспехи. Они изготавливались из металлических пластин, но были гибкими и сравнительно легкими. Мешала их большему распространению дороговизна, и кольчуги носили только те воины, у кого обе руки должны были быть свободны, остальные – копьеносцы и меченосцы – пользовались щитами. Все воины носили шлемы, зачастую щедро украшенные.

Египтяне умело устраивали засады, но, обладая превосходящими силами, предпочитали воевать в открытую крупными силами. Теперь рассмотрим битву у Кадета между Рамсесом II и хеттами в 1288 г. до н. э., первое сражение в истории, которое можно воссоздать сколько-нибудь подробно.

Хетты под руководством Муваталлу создали грозную армию, какой египтянам еще не приходилось противостоять. Но к 1288 г. у Рамсеса армия не уступала хеттской. Поздней весной этого года он достиг долины в верховьях Оронта на расстоянии одного дня ходьбы до Кадета. Рамсес разделил свою армию на четыре части и, возглавив отряд «Амон», начал переправу. Остальные последовали за ним. Он перешел реку близ Шабтуна, примерно в шести милях южнее Кадета, и двинулся на север. Ему не терпелось начать осаду, и он уверенно двинул отряд впереди своих основных сил, поскольку два хеттских дезертира сообщили ему, что основные силы хеттской армии находятся много дальше к северу. Но его обманули. Этих двоих «дезертиров» послал Муваталлу, чтобы заманить Рамсеса на север, в ловушку, устроенную хеттской армией, укрывшейся к северу от Кадета.

Когда Рамсес приблизился и, двигаясь в северном направлении, стал обходить Кадеш с запада, хеттская армия сначала двинулась через реку в восточном направлении, а затем к югу, так что город постоянно находился между ней и противником, избегая быть обнаруженной. В конечном счете они завершили блестящий маневр, отрезав Рамсеса с юго-востока. Египетская армия была разделена на две части. Рамсес оказался перед лицом превосходящих сил неприятеля. Остальные его отряды остались так далеко к югу, что было сомнительно, успеют ли они вступить в бой. Египетский царь осознал свое отчаянное положение, когда захватили двух хеттских шпионов – на этот раз настоящих, – которые признались, что хеттская армия находится за Кадешем.

Хетты сначала атаковали второй отряд египетской армии, названный «Ра». Застигнутый врасплох отряд «Ра» был расколот надвое, потом разбит на части. Около 17 тысяч воинов, преследуемые отрядами колесниц и фалангами хеттов, бежали к лагерю фараона. Отряд «Амон» во главе с Рамсесом беспорядочно отступил. Казалось, разгром предопределен, но Рамсес предпринял отчаянную контратаку. Не сумев остановить хеттов в центре, он заметил, что их восточный фланг у реки ослаблен, и направил туда свои колесницы. Хетты все еще могли одержать победу. Они одолевали в центре, и для полной победы нужно было сосредоточить силы на восточном фланге. Но подвела дисциплина, и войска принялись грабить египетский лагерь. Это был критический момент битвы. Занимавшиеся грабежом войска проявили беспечность и были атакованы и смяты войсками Нааруна. Это была служившая в египетской армии отборная ханаанская фаланга глубиной в десять рядов, она только что прибыла с западного фланга, где была первоначально размещена. Одновременно с выправлением обстановки в центре египтяне продолжали упорно атаковать на восточном фланге. В этот момент техническое превосходство египетской колесницы, на вооружении которой находился дальнобойный составной лук, было решающим. Хеттские колесницы были менее маневренными, а воины на них имели лишь копье с небольшой дальностью полета.

Битва при Кадете

Муваталлу отбросили за Оронт, и он с 6 тысячами воинов встал на другом берегу реки. Теперь он был сильно ослаблен, поскольку в первой атаке по центру уже ввел в бой все свои колесницы, а пехота была бессильна перед лицом египетских колесниц. К вечеру подошел третий отряд («Птах») египетской армии. Тогда хетты отошли в Кадет и стали готовиться к осаде. Но египтяне отступили, не пытаясь занять город. Исход битвы оказался неопределенным. Рамсеса перехитрили стратегически, но в ходе сражения он руководил войсками настолько хорошо, что сумел, хотя и ценой огромных потерь, избежать поражения. Муваталлу после блестящего начала из-за ошибок в управлении войсками утратил преимущество, он также понес потери из-за отставания в технике.

С тех пор и хеттская, и египетская империи стали быстро приходить в упадок. Египтяне израсходовали свой имперский порыв, а хетты уже ощущали растущую мощь Ассирии.

Ассирия располагалась в бесплодной области в верховьях Тигра и поэтому стояла перед выбором – либо оставаться малой и слабой, либо разбогатеть путем завоеваний. Оставшийся после неудач египтян и хеттов вакуум власти дал ассирийцам этот шанс. Ассирийская экспансия началась в царствие Тиглатпаласара I (1115 – 1102 гг. до н. э.), и после него многие цари были весьма способными полководцами; величайшим из ассирийских завоевателей был Тиглатпаласар III (745 – 727 гг. до н. э.). Ко времени завоевания в 671 г. до н. э. Верхнего Египта ассирийцы господствовали над всем Ближним Востоком.

Ассирийцы не давали себе труда оправдывать сколачивание империи и не искали предлога для вторжения. Этот свирепый народ поклонялся жестокому богу Ашшуру. Крылатый диск с его изображением во время боя всегда устанавливали на царской колеснице и воздвигали в каждом покоренном месте. Старшие военачальники одновременно были и жрецами, так что слово «бунтарь» было равнозначно слову «грешник», коего надлежало наказывать с крайней жестокостью. Обвинения города Аринны в «презрении бога Ашшура» было достаточно, чтобы разрушить его до основания. После победы пленных безжалостно убивали, совершая при этом религиозные обряды. Ассирийцы не приносили никаких благ покоренным народам. Наоборот, грабили каждую землю. Обычной политикой были жестокое обращение и массовые депортации, дабы увеличить население Ассирии. Чувства всех их подданных выражены в восклицании иудейского пророка Наума: «Горе этому кровавому городу!» Тиглатпаласар I хвастался, говоря о своих пленниках: «Я проливал потоками их кровь в долинах и высоко в горах. Я рубил им головы и сваливал, подобно кучам зерна, под стенами городов. Вывозил бесчисленные трофеи и пожитки».

Ассирийцы были первой великой военной державой железного века, и их оружие было прочнее и острее, чем когда-либо прежде. Они также первыми применили кавалерию, незадолго до 1000 г. до н. э. Было два рода конницы – лучники и копьеносцы. Оба применялись как на длинных дистанциях, так и в ближнем бою. Верховые копьеносцы обычно начинали атаку, за ними следовали пешие. Конные лучники атаковали с тыла или с флангов, действуя парами – один всадник стрелял из лука, другой держал поводья обоих коней и большой щит, способный прикрыть того и другого воина. Главной по численности силой в армии были колесницы с лучниками. Пешие войска состояли из копьеносцев, лучников и пращеметателей. Копьеносцы надевали тяжелые кольчуги и шлемы. Чтобы получить оптимальное соотношение надежности и мобильности, испробовались щиты самых разных размеров, форм и веса, но не остановились ни на одном. Копьеносцы обычно были ударной силой в рукопашных схватках, но они также играли важную роль при нападении на укрепленные города. Главную силу ассирийской пехоты составляли лучники, которые со своими совершенными составными луками участвовали в боях всех видов. В более ранние времена они одевались в длинные кольчуги, затем, при Тиглатпаласаре III (745 – 727 гг. до н. э.), коренным образом преобразовавшем все рода войск, их защищал огромный, выше человеческого роста щит с козырьком, который носили специально выделенные щитоносцы. Существовали и подразделения легких лучников. Тиглатпаласар III первым из ассирийских царей стал использовать пращеметателей. На одном из рельефов изображено, что они действовали парами позади лучников, их навесной огонь был особенно эффективен при штурмах городов, расположенных на крутых склонах. Все пешие воины кроме своего особого оружия были вооружены длинным прямым мечом.

На протяжении столетий почти непрерывных войн ассирийцы редко терпели поражение. Их армии в численности часто уступали противнику, к тому же не хуже вооруженному. А успех отчасти объяснялся тем, что цари Ассирии были одаренными полководцами. Но он также в значительной степени зависел от разумной организации. Будучи исконными восточными деспотами, ассирийские цари обладали абсолютной властью, позволявшей направлять все ресурсы государства на военные цели, к тому же они были весьма умелыми администраторами. Существовала регулярная армия, все взрослые мужчины должны были отслужить срочную военную службу – хотя на деле богатые могли, если хотели, откупиться или послать вместо себя раба. Пополнять личный состав должны были и покоренные народы. Центральное правительство, в частности, за счет дани с оккупированных ими земель хорошо обеспечивало войска и командиров. По завершении кампании часть трофеев распределялась среди войск. Армию подкрепляла собственная эффективная разведывательная система, а гражданские чиновники в провинциях регулярно направляли в центр информацию, которая могла иметь военное значение.

Внушительная мощь ассирийской армии практически не давала шансов остальным народам победить в открытом бою, и они полагались на защиту укрепленных пунктов. Поскольку нет подробных описаний сражений на открытых местах, невозможно с уверенностью говорить о стратегии и тактике ассирийцев в подобных операциях. Главная роль, видимо, принадлежала колесницам, наносившим удар со всех направлений и вступающим в бой на любом расстоянии. Другие формирования подчищали то, что оставалось после колесниц. Самым наглядным свидетельством служит серия рельефов, относящихся примерно к 550 г. до н. э., изображающих сражение с эламитами и арабами на реке Улай. Похоже, что состоящая из легких лучников, пеших воинов и немногих всадников армия эламитов находится в отчаянном положении. Ассирийская армия, используя силы, соответствующие местности, состоит в основном из вооруженной луками и копьями конницы и пеших копьеносцев. На большинстве воинов тяжелые доспехи, но, кроме того, на поле боя движутся легко защищенные вспомогательные силы лучников, причиняющих значительный ущерб. Сцены начинаются с первой атаки и заканчиваются отступлением эламитов в реку и обезглавливанием пленных. Ясно, что конница и пехота введены в бой после того, как колесницы внесли замешательство в ряды противника. Конница действует в основном на флангах, не давая воинам противника уйти, всех их предстоит загнать в реку и уничтожить.

Ассирийские воины умело действовали в любой местности. На одном из рельефов изображены пешие воины, передвигающиеся по лесистой местности. Подразделение пеших копьеносцев движется развернутым строем отдельными шеренгами, охраняемое небольшими отрядами с тыла и с флангов. В холмистой местности, поросшей лесом, главную роль играют конные лучники и копьеносцы, действующие в контакте с пехотой. Они передвигаются колонной, в лесистой местности охраняемой пехотой. Самым ярким примером способности ассирийских войск действовать в сложных условиях служат десантные операции Синахериба (ок. 690 г. до н. э.) в болотистых районах дельты Тигра. Пешие войска выступают в качестве морской пехоты, врываясь в топи на легких лодках, маневрируя в зарослях тростника, выискивая неприятеля и сжигая его укрытия. Ассирийская армия, способная перебрасывать крупные соединения на большие расстояния в холмистой местности, проявляла максимум изобретательности и технического мастерства при преодолении естественных препятствий, особенно при форсировании рек. Еще на одном рельефе изображена переправа через широкую реку подразделений боевых колесниц с тяжелым снаряжением. Сами колесницы переправляют в больших лодках с гребцами, которым с противоположного берега с помощью канатов помогает передовой отряд. Коней переправляют вплавь, привязав к лодкам, а люди плывут на надутых козьих шкурах, стараясь не замочить оружие. Для переправы через небольшие водные преграды ассирийские саперы умели строить понтонные мосты.

Ассирийцы были весьма искусны в осадной войне. В данном случае успех был результатом максимальной координации действий и применения различных технических приемов: взятия штурмом крепостных валов, пробивания брешей в стенах и воротах, использования приставных лестниц, подкопов и психологической войны. Примером укреплений, с которыми ассирийцам приходилось иметь дело, служит массивная стена Мегиддо, построенная в начале XIX в. до н. э. Толщиной 7 футов у основания с выступами и нишами шириной 18 футов, она увенчана галереей с бойницами в парапете; дополнительным укреплением служит более низкая внешняя стена.

Ассирийская империя пала в конце VII в. до н. э., когда государство ослабил затянувшийся спор за наследование царской власти. Царь Вавилона Набополасар и индийский царь Киаксар объединились в союз, чтобы разгромить ассирийцев, ряды которых серьезно поредели в результате гражданских войн в 620-х гг. В 612 г. последний царь Ниневии Син-шарри-ишкун бросился в огонь своего пылающего города. Поражение и покорение были настолько полными, а массовые убийства и депортации жертв приобрели столь широкий размах, что ассирийский народ как таковой перестал существовать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке
Игры · Про древние времена · Война · Играть онлайн бесплатно

Многопользовательские онлайн игры

Надоело играть против компьютера? Играйте с живыми людьми — играйте в MMO-игры!

  1. Forge of Empires Forge of Empires Стратегии
  2. Рейд: Шедоу Легендс Рейд: Шедоу Легендс RPG
  3. World of Tanks World of Tanks Экшен
  4. Греполис Греполис Стратегии
  5. NextRP: Игра про Россию NextRP: Игра про Россию Симуляторы
  6. My Pocket Stars My Pocket Stars RPG
  7. Элвенар Элвенар Стратегии
  8. Вар Тандер Вар Тандер Экшен
  9. World of Warships World of Warships Экшен
  10. Кроссаут Кроссаут Экшен
  11. Моя маленькая ферма Моя маленькая ферма Стратегии
  12. Тотал Батл Тотал Батл Стратегии
  13. Викинги: Битва кланов Викинги: Битва кланов Стратегии
  14. Рыцарь дракона 2 Рыцарь дракона 2 RPG
  15. Показать все игры

Древние войны: Битва при Элладе, мод

Привет, ребята! Как дела!
Это было навсегда с момента последнего обновления. Поэтому я подумала, давайте расскажем всем, чем я занимаюсь в последнее время.

Я здесь, чтобы анонсировать новый мод!
Я и Darklorder начнут работать над новым модом. После общения друг с другом и обсуждения мода, который я сделал … Мы пришли к выводу.

WorldForge: Legends

Так будет называться новый мод.
Этот новый мод будет представлять собой микс из всех игр WorldForge, объединенных в одну.(Мы будем использовать сборку Fate of Hellas, чтобы не было ограничения по населению)
Мы уже знаем наши цели, так что это займет время, но я могу обещать вам, что это будет действительно хорошо. Кстати, это будет RTS, а не MOBA.
Так что в этой игре у вас будет смесь Среднего века и Древнего века.
Мы очень надеемся, что вы окажете нам как можно больше поддержки, как в прошлый раз.

Другая тема.
Battle of Hellas v1.1 будет последним обновлением, как я сказал в прошлый раз … потому что мы собираемся начать работать над WF: L.
Обновление кажется немного запоздалым, но в основном оно находится в процессе разработки. Это то, что тебе нужно знать.
Вы заметите, что версия 1.1 будет полностью отличаться от предыдущих версий, поскольку я добавил новую систему использования денег, которая, я уверен, вам понравится.
Это все от меня, скоро увидимся.

С Новым Апрельским Дураком!

ЭТО НЕ ШУТКА !!!!!

Открыт TheGoldenHorde: 3
Новости

Так что мне удалось открыть TheGoldenHorde, и…. ну … скоро должно быть добавлено много нового.

Мы работаем над этим
Новости

Я работаю с другом над новым обновлением, поэтому я надеюсь, вам понравится. Мы сильно изменились.

Новое обновление скоро
Новости

Я работал над патчем для этого мода, который включает в себя некоторые новые вещи

,

Модов — Древние Войны: Спарта

Sparta Definition Edition
Стратегия в реальном времени

Делать Sparta Definitive Edition намного лучше, чем Remaster.

Спарта

окончательное издание войны

World Forge: легенды
Стратегия в реальном времени

Комбинация из четырех игр, созданных «World-Forge», и одной игры от Burut CT.Всего получается 5 игр. Burut CT также сделал несколько моделей для других …

World Forge: Legends Fantasy

Спарта — Великая Восточная Кампания
Стратегия в реальном времени

Sparta — Великая Восточная кампания Разработчик: World Forge Модификация: Torsion_qwert Системные требования: Операционная система: Windows 2000 SP4 / XP SP1 / Vista / 7/8 …

sparta — Великая восточная война кампании

Древние войны: Битва при Элладе
MOBA

Ancient Wars Sparta — отличная игра, в которую я играю уже более 5 лет.Когда я впервые играл в эту игру, это было удивительно, но я всегда …

древних войн: битва за Элладу древности

Древние Кровавые Тела
Стратегия в реальном времени

Все тела и кровь на карте остаются навсегда !!!. Требования: Древние войны: игра Спарта. Установка: Положите папки «Спарта» и «Модели» в свой древний …

Древние кровавые тела истребителя

Модов, соответствующих указанным критериям, не найдено.Мы предлагаем вам попробовать список модов без применения фильтра, чтобы просмотреть все доступные. Добавьте мод и помогите нам выполнить нашу миссию демонстрации лучшего контента от всех разработчиков. Присоединяйтесь сейчас, чтобы поделиться своим контентом, мы приветствуем как создателей, так и потребителей и ждем ваших комментариев.

,

Sparta Definitive Edition — мод DB

Наконец-то вышла новая версия 0.20 !!

Я проделал огромную работу, чтобы в скором времени выпустить эту версию, будучи всего лишь одним разработчиком, когда даже разработчики, чтобы представить список изменений, как это, занимают месяцы, я надеюсь, вы оцените мою работу и наслаждаетесь ею !!

Список изменений в этой версии слишком длинный (более 1000 строк), чтобы его можно было разместить здесь, поэтому я приведу очень краткое резюме с, возможно, наиболее важными аспектами, хотя некоторые из них я забуду написать.

Важно!

Я делаю все ИИ с 0, некоторые ИИ пока не работают должным образом (это пре-альфа), закончить все ИИ — мой приоритет для следующего обновления.

Большинство работающих ИИ — спартанцы, персы, египтяне, индийцы, македонцы и крестоносцы.

Спасибо !!

Краткий обзор журнала изменений :

Добавлено 50 новых юнитов (гарнизоны, наемники, военные собаки, специальные юниты, герои, шпионы ….)

Добавлено много новых зданий (Чудеса, Гарнизоны, Хранилища, Специальные постройки)….)

Добавлены новые игровые эффекты и специальные навыки для юнитов и новых юнитов

Добавлено много новых эффектов

Подробнее Уменьшить

Переработка AI для работы на всех картах

Добавлен бенчмарк для игры и редактор игры / карты

Добавлено Ambient Oclussion и новая более реалистичная система освещения

Добавлена ​​расширенная система статистики, чтобы увидеть в конце игры

Переработана физическая система для более эпических осад

Добавлено больше боевых БСО

Добавлены команды горячих клавиш

Применить баланс для каждой нации

Много исправлений

Улучшения производительности

Совместимость дополнений

И еще много чего !!

Важно!

Удалите старую папку с игрой перед установкой этой версии

Для смены языка (по умолчанию игра на английском)

Открыть LanguageSelector.бит в папке с игрой и установить свой язык

Здесь я оставляю вам ссылку на случай, если кто-то захочет сделать пожертвования, чтобы помочь моей работе, это будет высоко оценено, проект всегда будет бесплатным

Пожертвования

Ссылка для скачивания из Mega и Mediafire (3 части игры, скачайте и откройте exe для установки):

Ссылка для скачивания MEGA

Ссылка для скачивания Mediafire

Присоединяйтесь к официальному Discord для обратной связи, многопользовательских матчей и многого другого:

Официальный розд

Pre-Alpha V0.16 сейчас !!
Новости

Наконец-то новая версия V0.16 здесь! Наслаждайтесь этим и присоединяйтесь к официальному Discord для эксклюзивных обновлений и многопользовательских матчей!

,

Ancient Wars: Sparta Общие обсуждения :: Steam Community

0

7 мая @ 13:48

Древняя Война Спарта для Windows 10

judontknow69

1

15 сентября 2019 @ 10:50

Я хочу вернуть эту игру в Steam

Камес

1

6 июня 2019 @ 3:57

Спарта и Спарта II доступны уже сейчас!

Olvido Games

6

1 апреля 2019 @ 11:55

Ищу Steam подарочную копию

SephirothTGs (ThrilledGamersTV)

3

1 апреля 2019 @ 11:54

Почему это было удалено из Steam?

hinti21

1

10 января 2015 @ 16:33

У вас есть копия Ancient Wars: Sparta в вашем инвентаре Steam?

Уайтраббит-Великобритания

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *