Разное

Эмоции персонажей: Создаем эмоции мультяшных героев

Создаем эмоции мультяшных героев

Есть миллионы глаз, ртов, носов, ушей, подбородков в целом мире и каждый со своими особенностями. Однако, чтобы корчить рожи в мультяшном стиле, вам просто нужно понять основы. В данном уроке мы научимся создавать эмоции на лицах мультяшных героев всего в несколько шагов.

 

Поведение человеческого лица

Точно так же, как и тон голоса, выражение лица поддается легкому и быстрому изменению. Различные выражения являются не только результатом сокращения мышц, а и одновременным действием одних и расслаблением противоположных мышц. Например, при смехе и улыбке задействованы одни и те же мышцы, только с разной интенсивностью.

Если вас попросят описать, какие чувства изображены ниже, что вы скажете?

Наверняка вы скажете, что мальчик думает о чем-то. На самом деле нет. Этот образ выражает полное отсутствие экспрессии, поскольку ни одна из лицевых мышц не напряжены.

На самом деле это выражение лица люди используют 80% в день. Когда человек один, то именно такое выражение находится на его лице, когда же человек в компании, слушает или разговаривает, обычно его лицо выражает различные эмоции.

Первичные эмоции

Первичные эмоции — это те эмоции, которые возникают на первичные стимулы и люди не имеют достаточного контроля над ними и их происхождением.

Эти базовые эмоции выражаются на нашем лице независимо от культуры, расы или возраста. Ниже представлены основные из них:

  • Счастье (1): Уголки губ приподняты вверх — брови приподняты вверх — широко открыты глаза;
  • Злость (2): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — широко открыты глаза;
  • Испуг (3): Уголки губ (иногда и вся линия губ) беспорядочно опущены вниз — приподнятые брови неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Печаль (4): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа приподняты вверх — глаза с опущенными веками.

Таковы основные выражения лица и мы используем их наиболее часто в течение жизни. Для мультфильма в основном необходимо развивать другие выражения, исходя из основных.

Есть еще два выражения, которые дополняют группу основных:

  • Удивление (5): Маленький и полуоткрытый рот — брови приподняты выше неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Ерунда! (6): Уголки губ беспорядочно опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — глаза закрыты.

«Зачем было отделять эти две эмоции от первой группы?» 

Просто: эти выражения являются вариациями выражений первой группы.

Теперь, возможно у вас возникнет вопрос, почему так мало основных форм выражения эмоций? Все очень просто: есть основные цвета, которые можно смешивать, чтобы получить другие, точно также есть и первичные эмоции, которые могут быть смешаны для создания других вторичных выражений! Просто взгляните:

Обратите внимание, что для создания сонного выражения мы взяли брови от выражения счастья и смешали с почти закрытыми глазами грусти. Круто, не так ли?

Семья эмоции

Веселье не заканчивается! Семья эмоций складывается из тех эмоций, для построения которых необходимо изменить только один компонент в предыдущей.

Отметьте, что только рот был изменен на рисунке. Мы можем выразить два разных чувства, отталкиваясь от базового («ерунда!» — «что-то неприятно пахнет»).

Вот еще один пример («удивление» — «опасение»):

Здесь тоже был изменен только рот.

На этот раз мы используем рот и глаза, чтобы получить другой вариант той же первичной эмоции («удивление» — «сконфуженность»).

Мы можем извлечь третью эмоцию со вторичной:

Фантастически, не так ли? Вполне возможно, что вы получите десятки или даже сотни возможных эмоциональных лиц для вашего дизайна, применяя эти методы!

Физическая сторона эмоций

Первичные эмоции и физическое состояния понятия очень близкие. Одна форма эмоции может означать другую.

Обратите внимание, что физическая эмоции вытекает из первичной. Усталость происходит от грусти.

Мы можем усилить эмоцию, просто добавив дополнительный элемент — капли пота («жарко»):

Давайте посмотрим еще один пример физической реакции. На этот раз наш характер подвергается разряду электрического тока! Если коротко: полностью потерян контроль над реакцией!

Мы преувеличили выражение рта, чтобы получить желаемый результат.

Обратите внимание, что первичные эмоции являются доминирующими. Шок, даже будучи неуправляемым, это вариант страха.

Интенсивность и дополнительные элементы

В зависимости от интенсивности выражения эмоции мы можем создавать очень интересные результаты:

Кроме интенсивности мы можем вставлять в изображение дополнительные элементы для повышения эмоции. В первом изображении добавим несколько капель пота, что подчеркивает страх. Во втором случае мы добавляем язык.

Возвращаемся к страху. Давайте настроим изображение, чтобы исследовать более интенсивное чувство паники!

Увеличиваем глаза персонажа и закрываем его лицо.

Изменения угла

Для достижения более сильного воздействия можно изменить угол обзора сцены.

Обратите внимание, что при размещении угла сцены сверху вниз, создается впечатление неполноценности для нашего характера. В противоположность этому, при позиционировании камеры снизу вверх, мы делаем наш характер более угрожающим! Выдающийся подбородок и насмешка помогают создать идеальную атмосферу для выражения угрозы!

В мультяшном стиле в угрожающих персонажей, как правило, большие подбородки, у слабых персонажей большие глаза, но меньшие челюсти, а рот всегда очень близко к подбородку.

Попробуйте применить эти методы в своих проектах, и вы увидите!

Игра с общественными стереотипами и контекст

Для придания большей стереотипности нашим характерам, мы можем добавить некоторые элементы, которые укрепляют контекст сцены.

Обратите внимание, у пьяного грязные волосы, небритый вид, тяжелые веки и торчит один зуб изо рта. У больного большой нос и значительный возраст, глаза закрыты и видна слюна при кашле.

Вот еще один пример. Картина ниже может быть применена в нескольких контекстах. Человек сверху изображает боль, человек внизу — в ярости.

Давайте изменим картину. Добавим слезы двум персонажам и ткань в руку одного из них и они плачут.

Лицевые сигналы

Люди используют выражение лица, чтобы передать определенные сигналы другим людям.

Ниже наглядный пример обмена сигналами. Сердцеед направляет взгляд на девушку. Она влюбилась в него?

Посмотрим на другой пример. Распространенная сцена с мультфильма: милая девушка, которая всегда получает то, что она хочет.

Давайте изменим контекст. Мы изменили только направление глаз. Эта деталь сделала девочку более застенчивой.

В дополнение к глазам мы добавили немного румян на щеки.

Заключение

Если у вас есть затруднения в выражении чувств и эмоций ваших персонажей, то лучшим способом для достижения результатов будет тренироваться в восприятии эмоции других людей.

Надеемся, что вы мотивированы для изучения выражения различных эмоций. И помните, что для карикатур нужно преувеличивать выражения и понимать основы мгновенного их формирования.

Автор — Carlos Gomes Cabral.

Перевод — Дежурка.

Читайте также: Как анатомически правильно рисовать дракона.

Как рисовать эмоции | SKVOT

Рисовать человека сложно, а его эмоции — еще сложнее. Персонаж может быть совсем простым по строению, но вот двигаться и меняться в лице должен как настоящий. Иначе даже неплохо прорисованный герой соберет больше зрительских «не верю», чем плохой актер бюджетной мыльной оперы.

Попробовали разобраться, как через мимику и жесты передавать то, что чувствует персонаж.

 

Зачем персонажу эмоции

Внешнее проявление эмоций — наглядная иллюстрация того, о чем думает и что чувствует герой. Если он грустит, внешние уголки глаз направляются вниз, губы дрожат, а если доволен — мышцы лица расслабляются, появляется легкая улыбка, а верхние веки немного опускаются.

Без яркой мимики и движений персонажам в разы сложнее вызвать у зрителя симпатию или любые другие чувства — а если не будет эмоционального отклика, не будет и настоящего интереса.

Исследования в области нейробиологии показали, что, если зритель считывает эмоцию персонажа и верит ему, его организм реагирует на уровне химии. Выделяются кортизол и окситоцин — гормоны, отвечающие за концентрацию и радость. А значит, через эмпатию зрители вовлекаются в анимацию, рекламу или игру еще сильнее.

Привлекательность, или харизма — это один из 12 принципов анимации, которые разработали аниматоры студии Disney Олли Джонстон и Фрэнк Томас еще в 1981 году. Принцип заключается в том, что герой должен приковывать к себе внимание зрителей и вызывать эмоциональный отклик.

И это история совсем не про милых кроликов в центре сюжета. Злодеев и второстепенных героев она тоже касается. Каждый персонаж должен обладать харизмой. В кино она передается через актерскую игру, а в анимации — через мимику и жесты, которые рисует иллюстратор.

Карта эмоций

Самый простой способ передать эмоцию — через выражение лица, потому что каждая эмоция приводит в движение большой набор мышц. Например, когда мы улыбаемся, то не только приподнимаем уголки губ, но и щуримся, а когда злимся — губы плотно сжимаются, а глаза превращаются в щелочки.

Максимально полную

карту эмоций составила лондонская художница и иллюстратор Джумана Медлей — раньше она делала проекты для Leo Burnett и Saatchi & Saatchi, а сейчас работает консультантом в Apple.

Карта показывает, как от нейтрального выражения лица поэтапно перейти к максимально экспрессивному. На ней — 58 эмоциональных состояний, разделенных на тематические группы: удивление, радость, гнев, грусть и расслабленность. Для каждой эмоции есть иллюстрация и краткое описание того, что происходит с разными частями лица в момент этого переживания:

Выражение лица по деталям

«Как представить персонажа, который переживает какую-то эмоцию? Попытайтесь спроецировать на себя его чувства. Берите кадры из фильмов, наблюдайте за людьми и чаще смотритесь в зеркало. Всё это плюс понимание индивидуальных особенностей персонажа поможет при создании выражения лица», — говорит аниматор Дана Боадвей-Массон, которая делала ролики для игр Halo 3 и ODST.

Изгиб брови или вдруг появившиеся ямочки на щеках и правда могут изменить лицо персонажа и передать эмоцию, которую он испытывает. Пройдемся по отдельным частям лица — глазам, рту и носу, — чтобы понять, как они могут передавать чувства персонажа.

Глаза и брови

Полностью изменить выражение лица можно с помощью одних только зрачков. Например, суженный зрачок передаст страх, а расширенный — заинтересованность и симпатию:

Брови тоже помогают передать эмоции. Бровь делится на две части: основание и изгиб, которые способны двигаться независимо друг от друга. Они могут быть в состоянии покоя, подняты или опущены, и эмоциональный фон персонажа от этого меняется в широком спектре, от разочарования до дикого гнева:

«Реакцию» бровей видно быстрее, и ощущается она острее, чем изменения других частей лица и тем более — тела. Брови как бы запускают мимическую цепочку. Так что, если движений головы и тела будет мало для передачи нужных эмоций, продуманная анимация бровей в этом здорово поможет.

Например, персонаж «Рататуя» сдержан в движениях и почти не жестикулирует, зато брови с лихвой компенсируют недостающую выразительность:

Рот

Губы окружены множеством групп мышц, поэтому один только их изгиб может придать новый оттенок выражению лица персонажа. С их помощью легко выразить радость и восторг (слева) или гнев и отвращение (справа):


Схема мимики рта. Изображение: clipstudio.net

Кроме того, рот может двигаться ассиметрично — и это добавляет еще больше оттенков. Например, улыбка одним уголком рта выйдет более сдержанной, чем двусторонняя.

Нос

Когда анимируешь нос, важно помнить, что он двигается синхронно с губами. Чтобы анимировать нос, художник работает с его кончиком (тянет его вверх, вниз и в стороны) и ноздрями (сужает и расширяет их).

Чтобы выразить отвращение, кончик носа должен быть приподнят, а переносица немного сморщена (2 и 3), а для эмоции гнева нужно нарисовать персонажу ноздри расширенными(4):


Схема мимики носа. Изображение: clipstudio.net

I like to move it, move it

Если лицо персонажа в кадре не крупным планом, то брать на себя роль «выразителя эмоций» должно тело. Оно будет передавать их через позы и активные движения.

Нап

Основы мультипликации: создаем эмоции — CG Magazine

В мире существуют миллионы глаз, ртов, носов, ушей, подбородков, и каждый из них обладает собственными характеристиками. В любом случае, рисуя лица в мультипликации, вам необходимо понимать основы.

Раз вы освоили эти основы, обратите свое внимание дальше, убедитесь, что головы ваших персонажей создают впечатление объемности, и вы сможете нарисовать их с любого возможного ракурса. Если вы способны на это, великолепно! Однако если вы действительно хотите обратить внимание на свои рисунки, вы должны освоить способы придания им жизни при помощи создания эмоций!

На самом деле, любой может нарисовать лицо. Вы рисуете круг с несколькими точками и линиями, и любой скажет, что это лицо. Но, в то же время, несмотря на легкость построения, затем возникают сложности, когда хочется показать чувства и эмоции…

Совет: Если у вас имеются какие-либо сомнения в том, как правильно нарисовать лицо, взгляните на мой предыдущий урок: или, если вы заинтересованы в более реалистичном подходе к рисованию эмоций, ознакомьтесь с уроком Н. Петерс.

Как ведет себя человеческое лицо

Различные выражения лица, совсем как различные тона голоса, могут быть легко изменены. Выразительность – это не столько результат сокращения лицевых мускулов, сколько комбинированное действие сокращения одних мускулов и расслабления других. Существуют некоторые группы действий, например, когда человек улыбается или смеется, разница проявляется лишь в интенсивности сокращения.

Если я попрошу вас описать эмоцию на картинке ниже, что вы скажете?

Я знаю, вы скажете мне, что фигура создает впечатление спокойствия и размышления. Возможно, он думает о чем то. На самом деле все совсем не так! На самом деле на этой картинке изображено полное отсутствие выражения, ни один мускул не задействован. Мы смотрим на отсутствие эмоций как таковых, хотя, возможно, в другом случае, спокойствие и расслабленность – это будет хорошее описание для данной эмоции.

Вполне нормально, если вы используете это выражение лица в рисовании постоянно. Действительно, именно оно используется людьми чаще всего, примерно 80% времени! Это выражение лица люди используют наедине с собой, потому что, когда они смотрят на кого-то другого или ставят себя в какую-то ситуацию, появляется реакция, которая является ответом на другую реакцию! И, когда мы переносим это в мультипликацию, мы должны сильно преувеличить этот эффект, чтобы зрителю стало понятно, какую эмоцию выражает персонаж.

Базовые эмоции

Базовые (первичные) эмоции – это те эмоции, которые человек не способен полностью контролировать. Это означает, что нельзя полностью управлять их проявлением. Например, такая эмоция появляется внезапно в ответ на простой стимул.

Эти первичные эмоции проявляются на лице вне зависимости от культуры, расы и возраста. Ниже я представляю вам главные из них:

  • Счастье (1): уголки рта подняты вверх – брови расположены высоко – глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз – кончики бровей опущены к переносице – глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот представляет собой кривую с опущенными кончиками – брови неровной формы приподняты – глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта опущены вниз – кончики бровей у переносицы слегка приподняты – веки приопущены.

Вот основные выражения лица и мы используем их чаще всего в течение нашей жизни. В мультипликации из этих четырех эмоций мы можем вывести другие, которые нам необходимы.

Существует еще две эмоции, которые менее известны, но также дополняют группу базовых:

  • Удивление (5): маленький и полуоткрытый рот – брови неровные и высоко подняты – глаза широко открыты.
  • Раздражение (6): линия рта изогнута – кончики бровей опущены к переносице – глаза закрыты.

«Какого черта вы отделили эти эмоции от первой группы?» Все просто: если вы заметили, эти выражения являются измененными выражениями из первой группы.

Теперь, когда вы познакомились с первичными эмоциями, вы должно быть удивлены, почему их так мало, верно? Все просто: также как существуют базовые цвета, которые при смешении дают другие цвета, базовые эмоции также могут быть смешаны для создания других – вторичных эмоций! Просто взгляните:

Отметьте, чтобы создать выражение сонливости, мы взяли брови от выражения счастья и смешали с почти закрытыми глазами от эмоции печали. Клево, да?

Родственные эмоции

Веселье еще не кончилось! Родственные эмоции – это те, которые основаны на простых эмоциях. Мы заменяем только один компонент лица, и получаем другую эмоцию!

Отметьте, что на этой картинке был изменен только рот. Мы можем выразить два различных чувства раздражения, изменив всего один элемент лица! Вот вам еще пример:

И снова мы всего лишь изменили рот, чтобы передать нужную эмоцию.

Пока мы используем рот и глаза, чтобы получить иной вариант, основанный на базовой эмоции.

Не только первичные эмоции способны порождать вторичные, мы также можем получить «третичные» эмоции из вторичных. Зацените:

Также как мы делали раньше, изменили только рот.

Фантастично, не так ли? Вполне возможно, что вы получите дюжину или даже сотню выражений лица для ваших работ, применяя эту технику!

Эмоции физических состояний

Эмоции, порождаемые различными физическими состояниями, по сути своей близки к базовым эмоциям, но, в отличие от них, могут принимать индивидуальные и непредсказуемые формы.

Отметьте, что «физические» эмоции также ведут свое происхождение от базовых. Усталость здесь происходит от печали.

Мы можем усилить эмоцию, добавив дополнительный элемент, например стекающие капли пота, смотрим:

Давайте взглянем на другой пример физической реакции, которую мы не можем полностью контролировать. Тут наш персонаж подвергнулся разряду электрического тока! В двух словах: полностью потерял контроль над своей реакцией!

Шоковая реакция является тем, что мы не можем контролировать, и в мультипликации это является преимуществом, так как мы можем преувеличить выразительность для получения желаемого результата. По этой причине, мы увеличили рот.

Также заметьте, что первичные эмоции главенствуют. Реакция шока, даже будучи неконтролируемой, является вариантом страха. Самое интересное, связанное с эмоциями физических состояний это то, что в реальной жизни мы испытываем их без осознания того, как мы это делаем, потому что мы подвергаемся влиянию внешних факторов и других условий.

Интенсивность и добавочные элементы

В мультипликации выражения лица не ограничены степенью интенсивности. В зависимости от интенсивности мы можем получать очень интересные результаты:

Вегета, ты ли это? (персонаж Dragon Ball, если вы не в курсе)

Кроме интенсивности, мы можем также добавлять элементы для усиления эмоций. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, разлетающихся от лица, чтобы усилить выражение страха. На второй картинке мы добавили высунутый язык, чтобы усилить желаемый эффект.

Возвращаясь к страху, давайте дополним картинку, чтобы увеличить интенсивность страха, превратив его в панический ужас!

Увеличивая глаза персонажа и заставляя их расшириться на все лицо, мы создаем впечатляющий эффект для мультфильма! Мои поздравления!

Изменяем ракурс

Для получения мощной выразительности и достижения драматического эффекта, довольно интересным решением является изменение угла обзора события – с более необычной позиции. Таким образом, когда мы переносим зрителя в непривычную точку обзора и ставим его в «неудобную» ситуацию, это делает событие более динамичным.

Пример того, как ракурс изменяет интенсивность выразительности.

Отметьте, что когда мы помещаем угол обзора сверху вниз, это автоматически ставит нашего персонажа в более низкое положение, заставляя его «съежиться» и выглядеть слабым против нависшей угрозы. И наоборот, когда позиция камеры дает обзор снизу вверх, мы заставляем нашего персонажа выглядеть более внушительным! Выступающий подбородок, усмешка и огонь во взгляде помогут создать идеальную атмосферу исходящей от него угрозы!

В мультипликации грозные персонажи обычно имеют большой подбородок и маленькие глаза. А вот персонажи более слабые обладают большими и выразительными глазами, но имеют небольшую челюсть и рот, расположенные всегда очень близко к подбородку. Попытайтесь применить эту технику на практике и вы увидите это!

Играем с социальными стереотипами и контекстом

Чтобы добавить больше стереотипности нашим персонажам, мы можем добавить едва различимые элементы, которые усилят контекст события. Некоторые техники позволяют создать подобный эффект сразу же – из-за информации, которую мы получаем в течение нашей жизни. Мы получаем эту информацию из кинофильмов, телевидения и окружающих нас людей.

Рассмотрим пьяного человека: неопрятные волосы, небритый, тяжелые веки и зубы, торчащие изо рта, создают идеальный образ пьянчуги. Мы взрослые люди и способны распознать кого-то, кто долгое время употреблял алкоголь. Посмотрим на больного мужчину в возрасте, обладающего большим носом. Глаза закрыты и капли слюны изо рта показывают нам, что его здоровье оставляет желать лучшего.

Вот другой пример. Картинка ниже может быть воспринята с разных точек зрения. Я мог бы сказать, что человек вверху испытывает боль, тогда как человек внизу находится в ярости!

Давайте дополним картинку несколькими элементами, чтобы полностью изменить ее восприятие. Вы поняли, что мы сделали? Добавив слезы обоим персонажам и кусок ткани, мы с уверенностью можем сказать, что они оба плачут.

Добавляем элементы, чтобы изменить контекст события.

Сигналы лица

Мы используем наше лицо, чтобы посылать различные невербальные сигналы другим людям, это заставляет наше лицо двигаться в различных направлениях. Все потому что, как и в случае с эмоциями физических состояний, мы не способны полностью контролировать эти «сигналы», которые заставляют нас реагировать непонятным образом: наиболее часто движения лица определяются сердечными порывами.

Ниже представлен понятный пример обмена подобными сигналами. Красавчик посылает свой роковой взгляд девушке, используя всю свою силу обольщения, чтобы завладеть ее вниманием. Она отвечает ему, показывая, что находится во власти страсти. Как вы думаете, она падет в его объятия?

Давайте рассмотрим другой пример. Картинка ниже самый обычный пример в мультипликации: симпатичная девочка строит «щенячьи глазки» и получает все, что захочет, используя эту милую уловку.

Кто может устоять перед этим миленьким личиком??

Давайте поменяем контекст. Мы изменили только направление ее взгляда, теперь она смотрит в противоположную сторону от собеседника. Эта маленькая деталь делает ее более застенчивой. Как мило, да?

В дополнение к направлению взгляда, мы добавили немного румянца на ее щеки, создавая впечатление, что она очень стеснительная.

Заключение

Если у вас есть сложности в рисовании чувств и эмоций вашего персонажа, лучшим способ достичь успеха будет копирование любых проявлений эмоций человека. Этим способом вы натренируете свое восприятие и таким образом обогатите ваш арсенал техник.

Лицевая выразительность – это обширная тема, которая не ограничивается только выражением эмоций и чувств в мультипликации. Как было сказано ранее, мы полностью контролируем свои эмоции лишь до того момента, когда мы полностью теряем контроль над ними (к примеру, когда нас укусила собака).

Хотите получить интересный опыт? Пригласите всю семью сделать совместное фото и отметьте, как похоже все улыбаются – это контроль над эмоциями, они симулируют чувства. Затем попытайтесь напугать их до чертиков, и вы увидите, насколько различно каждый их них выражает страх!

Я надеюсь, что смог заинтересовать вас в практике создания различных эмоций ваших персонажей. Не забывайте, что, рисуя мультипликацию, вам необходимо преувеличивать большинство выражений лица и понимать, по крайней мере, основы: как эмоции формируются, чтобы зритель сразу смог идентифицировать их!

Кто же не использовал силу обольщения, чтобы покорить чье-то сердце одним лишь взглядом?

Как создавать различные эмоции персонажа — Журнал

Спрашивает ERRANTOBSERVER:

Как ты делаешь различными эмоции персонажей, которых, кажется, удобнее изображать нахмуренными, нежели улыбающимися. Всякий раз, когда я пытаюсь рисовать персонажей подобным образом, все их выражения лица выглядят одинаковыми.  Как ты справляешься с этим?

 

Прежде всего, я делаю выражение лица, соответствующее ситуации, я думаю, что к данному вопросу это применимо. Эмоции, придуманные в ситуационном вакууме, будут иметь тенденцию к тому, чтобы выглядеть расплывчато или обобщенно. Учитывая характер персонажей, их контекст и их мотивации, как это было бы, если бы актер готовился к выступлению, можно сделать эмоции гораздо более точными, многослойными и полными нюансов. Например, то, что вы на начальном уровне могли бы назвать “угрюмым” видом, на самом деле, вероятно, является совокупностью разнообразных чувств и эмоций. Я считаю полезным задавать себе вопросы об этом в процессе рисования.

Направлена ли угрюмость на другого персонажа? Если да, то, возможно, это выглядит конфронтационно или агрессивно. Может быть, в сочетании с прищуренными глазами, это тоже угроза? Может, это нечто не вполне осознанное, как реакция на то, что другой персонаж только что сказал или сделал. Примешено ли к этому отвращение или презрение? Может, у этого есть оттенок легкомысленности, как ответ на плохую шутку. Возможно, угрюмость отделена от внешнего мира, как будто персонаж просто думает о чем-то неприятном. Может, есть немного задумчивости или обеспокоенности в его взгляде. Может, есть дуновение случайного высокомерия или чувства превосходства… или разочарования… или скуки… или осуждения… или, быть может, одна из бровей вопросительно изогнулась… или глаза широко раскрыты от удивления.

Насколько явно это выражение лица? Вызывает ли ситуация несколько преувеличенное искривление лица или эмоции едва заметны? Опущены ли уголки рта или же губы напряжены? Выглядят ли губы глумливо, показывает ли персонаж зубы или губы поджаты, как если бы персонаж сдерживал бранное слово? Как бы этот конкретный персонаж воспринимал ситуацию – будет ли перегибать палку или не отреагирует? Можно ли рассматривать его чувства, как частичное отражение эмоций другого персонажа? Он возмущен, но сочувствует? Является ли это его привычным состоянием или же временным и неприятным? Как бы это затронуло его позу? Каким может быть наклон спины, шеи и плеч? Персонаж выглядит поникшим, как если бы сдался, может, наклонил голову набок, как если бы был не вполне уверен в том, что происходит или откидывается назад, будто хочет покинуть комнату?

Если вы продумываете это – определяете, как сделать эмоции специфическими для конкретных обстоятельств, адаптируете их к персонажу, вычисляете другие эмоциональные факторы – вы найдете, вероятно, бесконечное число способов для того, чтобы нарисовать угрюмого или нахмурившегося персонажа. Это также работает для основания индивидуальности персонажа, что позволяет его полноценно вписываться в свой мир – жить в нем.

 

Оригинал: Tracy J Butler (lackadaisycats)

Лицо и эмоции персонажа. — AmbroZio

Лицо и эмоции персонажа.

image

Как правило, все мультяшные персонажи создаются на основе реальных людей.

Источник: Ramonlandia-cartoons

Все рисованные головы, не взирая на стиль исполнения, создаются на основе реальных. Для того, чтобы превратить настоящую голову в мультяшную, нужно сделать две вещи: (1) Забыть о детализации и (2) преувеличить самые значимые элементы. Это позволит вам чётче и яснее выразить чувства персонажа и отобразить его характер. Чтобы вы поняли, что мы имеем в виду, мы ниже разместили рисунки трёх людей в исполнении четырёх художников. Их рисунки различны по типу передачи: от реалистичного до очень стилизованного. Заметьте, что при передаче внешности человека каждый художник создал уникальный непохожий образ. 

image

Посмотреть оригинал

В первой колонке находятся более реалистичные головы, которые по исполнению ближе всего к оригиналу. Но при этом много деталей упущено.
(вторая колонка) Голова может выйти более мультяшной, если упростить некоторые детали, в частности глаза и волосы.
(третья колонка) Если внешность персонажа ещё больше преувеличить и упростить форму головы, то он станет ещё больше похож на героя мультфильмов.
(четвёртая колонка)  Даже несмотря на чрезмерное преувеличение и стилизацию, головы в этой колонке схожи с теми, что находятся в первой колонке.

image

Посмотреть оригинал

Практикуйте рисование разных типов голов.

Не стоит довольствоваться умением рисовать лишь парочку разновидностей голов. Продолжайте изучать новые, рисуя как с примеров, так и по памяти. На земле более 2-х миллиардов потенциальных примеров, так что вряд ли вам придётся жаловаться на отсутствие новых образов. Помните, что опыт рождается в практике.

Тест на исполнение 25 основных эмоций.

Источник: Minuiko

image

Посмотреть оригинал

Это упражнение научит вас одинаково рисовать одних и тех же персонажей, придавая им различные выражения, и чётко изображать конкретную эмоцию. Лучший способ рисовать персонажа похожим на самого себя — это:

ПРИДУМАТЬ ЕМУ УНИКАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ.
ПРЕДСТАВИТЬ ИХ В ДВИЖЕНИИ.
ЗАПОМНИТЬ ИХ!

image

Посмотреть оригинал

тренировочная таблица © Нэнси Лоренз, 2007.

Перевод: Александр Зиненко

Эту статью можно копировать при условии, что вы укажите ссылку на этот сайт.

Источник: http://www.deviantart.com/

DeviantArt в переводе Таблица эмоций как нарисовать красивое лицо мультяшные персонажи советы по рисованию уроки для начинающих художников с чего начать для новичков в помощь молодым художникам статья на русском Александр Зиненко техника рисования структура рисунка рисуем карандашом

    Рисуем эмоции — Как рисовать аниме эмоции карандашом

    Как рисовать аниме эмоции

    В этом уроке по рисованию аниме карандашом мы рассмотрим самые распространенные эмоции, которые используют при создании аниме персонажей.

    Эмоции:

    Спокойное состояние без проявлений, каких либо эмоций. Это состояние подчеркивает прямой рот.

    \"Спокойное

    Улыбка. Это состояние подчеркивает рот нарисованный чуть искривленной линией.

    \"Улыбка\"

    Радость. Нижнее веко глаза прикрывает низ радужки. Рот похож формой на перевернутую букву «D».

     \"Радость\"

    Смех. Глаза зажмурены дугой вверх. Рот похож формой на перевернутую букву «D», только теперь он больше по размеру.

    \"Смех\"

    Слезы радости. Брови опущены. Глаза рисуются с большими зрачками в уголках, которых выступают небольшие капельки слез. Рот похож формой на перевернутую букву «D».

    \"Слезы

    Трепет, лёгкое дрожание из-за переполнения чувств. Зрачки расширены и на них блик в виде звездообразного ромба. Верхняя губа похожа формой на перевернутую букву «З».

     \"Трепет\"

    Нетерпение. Брови подняты вверх. Глаза закрыты, веко опущено вниз. Возле одного глаза рисуется капелька. Рот немного приоткрыт и из него выходит небольшое облако (так мы показываем, что герой выдохнул воздух)

    \"\"

    Раздражение. Брови все еще нахмурены, опущены концами к переносице носа. Рот изогнулся дугой вверх.

    \"\"

    Сильное раздражение. Брови опущены вниз и между ними создаются небольшие морщины. На лбу образуется подобие икса. Рот открыт.

    \"Сильное

    Злоба. Очень сильное раздражение. Брови опущены еще больше вниз и между ними создаются морщины. Зрачки сужены. Рот сильно открыт и видны клыки. На лбу также можно нарисовать подобие одного или двух иксов по желанию.

    \"Злоба\"

    Остолбенение. Верхнии веки прямые линии. Концы брови подняты вверх. Зрачки глаз большие без радужки глаза. Рот в виде треугольника. С боку нарисованна капелька.

    \"Остолбенение\"

    Сильное остолбенение. Брови подняты вверх. Глаза рисуются окружностью. Рот сильно открыт.

    \"Сильное

    Испуг. Концы бровей подняты вверх. Зрачки уменьшены. Нижнее веко прямое. Рот в форме неровного овала (как будто непроизвольно открыт). Под глазами штрихи, и капелька обозначающие пот.

    \"Испуг\"

    Разочарование. Брови подняты. Глаза блестят от слез. Рот выгнут дугой.

    \"Разочарование\"

    Плач. Брови подняты вверх. Из глаз идут слезы. Рот приоткрыт. Вместо линий слез можно также рисовать капельки.

    \"Плач\"

    Плач. Брови подняты вверх. Глаза зажмурены веком вверх. Рот широко открыт. Вместо линий слез можно также рисовать капельки.

     \"Плач.

    Сильный плач. Брови подняты вверх. Глаза зажмурены веком вверх. Рот широко открыт и видны клыки. Из глаз идут линии и капельки слез.

    \"Сильный

    Эмоция озадаченности, размышления. Одна бровь приподнята, другая — опущена. Глаза смотрят в сторону или вверх. Рот в виде перевернутой буквы «V».

    \"Эмоция

    Удивление. Брови вверх. Глаза широкие, но зрачки маленькие. Рот сильно открыт.

    \"Удивление\"

    Сильное удивление. Брови нет. Глаза рисуются очень большой окружностью, а зрачки точками. Рот очень сильно открыт.

    \"Сильное

    Усталость. Верхнии веки прямые линии. Зрачки в виде точек. Под глазами штрихи, обозначающие синяки или мешки. Рот изогнулся дугой вверх.

    \"Усталость\"

    Омерзение. Веки и брови — прямые линии. Зрачки маленькие. Рот в низу лица, в виде волны.

    \"Омерзение\"

    Показывает язык. Брови изогнуты дугой. Глаза сильно зажмурены, образуя две линии схожие на буквы «V». Рот в виде дуги, из низа которой высунут язык.

    \"Показывает

    Влюбленность. Бровей нет. Вместо глаз сердечки. Верхняя губа похожа формой на перевернутую букву «З».

    \"Влюбленность\"

    Сон. Брови немного подняты вверх. Глаза закрыты, веком вниз. Рот открыт.

    \"Сон\"

    Злость и недоумение. Одна бровь поднята, другая — опущена. Тень по лицу штрихами. Рот резко поднят вверх одной линией.

    \"Злость

    Скука, безразличие. Брови подняты вверх прямыми линиями. Верхнии веки также прямые линии. Зрачки маленькие. Рот в виде неровного овала.

    \"Скука,

    Подмигивание. Брови подняты вверх. Один глаз зажмурен веком вниз, другой открыт. Рот в виде небольшой улыбки.

    \"Подмигивание\"

    Автор урока: Prescilla

    Данный материал подготовлен для Вас командой сайта http://bakemono.ru

    Рисуем разные эмоции персонажам — YouLoveIt.ru

    Здесь мы рассматриваем рисование эмоций мультяшных персонажей, персонажей комиксов и аниме. Этот стиль никак нельзя отнести к реалистичному, все детали упрощены.


    Сильно рассержена. Брови опущены вниз. Зрачки сужены и на лбу образуется подобие икса. Клыки помогают передать эмоцию.

    Слегка рассержена. Зрачки нормальные, но брови нахмурены. Никаких вздувшихся вен или острых зубов 🙂

    Раздражена. Рот ползет вверх, образуя подобие дуги. Брови все еще нахмурены, но не сильно.

    Плачет. Ууууаааааааааа! Глаза зажмурены. Рот широко распахнут… Слезы и штрихи на лице, обозначающие горе. Брови подняты.

    Расстроена: Брови подняты, рот приоткрыт..Глаза имеют больше бликов, чем обычно, чтобы передать мокроту. Слезы все еще прячутся в уголках глаз.

    Разочарована: Брови подняты…Глаза все еще блестят от слез. Рот выгнут дугой.

    Смеется. Глаза зажмурены от смеха. Лучики счастья на щеках. Рот широко открыт и похож на повернутую букву «D». Брови подняты.

    Ликует. Брови вверх. Тонкая линия идет вдоль верхней границы глаза и передает приподнятое настроение. Нижнее веко прикрывает низ радужки, делая ее «счастливой». Рот все еще похож на букву «D», но размером уже меньше.

    Довольна. Так же как и ликование, только глаза открыты чуть шире. Рот — чуть искривленная линия.

    Озадачена. Одна бровь вниз, одна вверх. Рот в виде перевернутой буквы «V». Глаза смотрят вверх и чуток в сторону.

    Удивлена. Брови вверх. Глаза широкие, но зрачки маленькие. Рот в виде искривленной «О».

    Болеет или испытывает омерзение. Черты лица нарисованы в стиле минимализма, чтобы было смешнее. Рот в низу лица, в виде волны. Веки и брови — прямые линии. Под глазами штрихи.

    Как описать эмоции вашего персонажа (бесплатная загрузка)

    Описать эмоции вашего персонажа на странице может быть сложно, но мы нашли удобную инфографику, которая поможет вам использовать более описательные слова и глубже погрузиться в эмоциональное состояние вашего персонажа.

    Писать — тяжелая работа. Это основа развлечений, которые мы потребляем. Наряду с этим основанием возникает необходимость выражать суровые и глубокие желания и желания характера. Но как показать, как думает или чувствует персонаж? Мы пытаемся сделать это в описании сцены и в действии, но это не всегда встречается.

    Сегодня мы рассмотрим несколько способов оживить эмоции вашего персонажа, варьируя выбор слов, чтобы вы могли точно передать, что чувствуется в каждый момент.

    Пошли!

    Что чувствует ваш персонаж?

    Я думаю, что в моей последней спецификации люди «сердито уходили» в 50% сцен и «уносились» в других. Но написание — это гораздо больше, чем использование тезауруса. Мы пытаемся создать родственных персонажей, которые чувствуют себя в спектре, который заставляет их выделяться со страницы и чувствовать себя реалистично.

    Мне часто трудно разнообразить свой язык. Когда написание идет непрерывно, легче просто опираться на проверенные и надежные дескрипторы. Но, как известно, все пишут заново. И чем более конкретными вы можете сделать свои действия, тем лучше у актера будет возможность превратить ваши слова в реальные вещи, которые они могут делать на экране.

    Они также могут помочь вам развить свой голос как писателя. Вы хотите, чтобы читатели сценария были впечатлены — поверьте мне, они читают сценарии о людях, которые просто злятся, напуганы и сердиты — если вы сможете использовать более глубокие и сложные чувства, они будут петь вам дифирамбы, особенно если сценарий касается тех, кто глубины на каждой странице.

    Эта отличная инфографика эмоций персонажа была размещена на Reddit пользователем TrevorPrimeNYC. Вы можете скачать его ЗДЕСЬ и прокрутите вниз, чтобы увидеть, как он связывает общие слова с разными эмоциями.

    Предоставлено: через Reddit. Пользователь: TrevorPrime NYC.

    Что мне больше всего нравится в такой графике, так это то, как интимное каждое слово на внешней стороне заставляет сиять эмоции внутри. Когда вы выясняете, что люди чувствуют внутри, вам нужно принимать во внимание ставки, их мотивацию и то, что ими движет.Эти элементы развития персонажа помогают уменьшить напряжение и ставки на экране.

    Это колесо также помогает нам найти естественный путь развития эмоций. Вы же не хотите, чтобы ваши персонажи щелкнули выключателем и изменились; нам нужно увидеть, как распространяются изменения.

    Примеры эмоций персонажей с постепенным изменением

    Как всегда, подумайте о своих любимых фильмах и телешоу. Подумайте о сложности желаний персонажей. Обычно, даже если мы не сталкивались с ситуациями, подобными экранным, мы сталкивались с этими эмоциями.Я всегда возвращаюсь к «Индиана Джонс» и «Последний крестовый поход» , когда пытаюсь написать о родителях.

    В этом фильме много сцен, наполненных множеством сложных эмоций. Возьмите эту отличную пожарную лестницу.

    У нас есть существенный страх быть связанными нацистами, следующий уровень незащищенности, который Индиана чувствует себя недостаточно хорошим, чтобы спасти своего отца, а затем беспомощность, когда пламя начинает лизать стул.Его отец злится на то, что произошло, разочаровывается, когда он роняет зажигалку, спасая их, и испытывает неуважение, когда его ребенок командует им.

    Написание с такими намерениями помогает этой сцене сиять и быть понятной людям во всем мире.

    Но что происходит, когда вы пишете только из-за одной эмоции, которая не усиливается и не становится глубже?

    Посмотрите эту сцену из Showgirls . Ага, мы пошли туда.

    Здесь вы начинаете сцену, в которой один персонаж играет счастливым, а другой — ревнивым.Настоящего напряжения нет, потому что эмоции никогда не заходят глубже этого. Каждый остается на своей полосе. И когда Номи переходит к следующей встрече, она … остается счастливой. Хорошо, но происходит множество других вещей, которые должны повлиять на то, как она думает, чувствует и эмоции. И когда ей, наконец, приходится иметь дело с чрезмерной ревностью, она сразу грустит. Этот переход вызывает неприятные ощущения. Это портит тон сцены и фильма.

    Вместо того чтобы выйти из эмоционального колеса, она словно раскручивает его и меняется на копейке.

    И это не значит, что мелкие изменения — это неправильно. Но нам нужно увидеть причину, по которой они происходят. И чтобы верить, нам нужны устойчивые эмоциональные сложности.

    Возьмите эту сцену из сериала « Безумцев» . Это может быть величайшая телевизионная сцена всех времен. Он, безусловно, входит в пантеон невероятных эмоциональных и тональных сдвигов, которые полностью убеждают зрителей в душе каждого персонажа.

    Вбегает Пегги.Она грустная. Дон расстроен. Тогда Дон смущается, и Пегги приходит в ярость. Затем Дон начинает обороняться, а Пегги расстраивается. Эти двое танцуют в эмоциональном состоянии друг друга, потому что тогда Дон сердится и заканчивает грустить. И Пегги расстраивается и заканчивает в замешательстве.

    Это невероятно, запутанно, семейно и красиво. И все это связано со словами и сложными эмоциями, которые каждый персонаж испытывает за пределами того, что они оба «расстроены».

    Теперь, когда вы знаете, как описывать сложные эмоции персонажей, пришло время использовать эти навыки, чтобы заставить ваших персонажей действовать!

    Когда вы начинаете думать о написании отличного персонажа в сценарии, это может стать такой же проблемой, как курица или яйцо.Что было раньше, персонаж или сюжетная линия? И когда мы попадаем в тропы персонажей? Правда в том, что если ваша цель — пройти мимо читателей сценария и превратить ваш сценарий в художественный фильм или телешоу, то вы должны понять это и написать ОТЛИЧНЫЕ дуги персонажей.

    Вот на что ответит этот пост!

    Так что нажмите ссылку и пишите!

    .

    Список эмоций — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

    Это список эмоций (чувств), испытываемых людьми.

    Теория Роберта Плутчика определяет восемь основных эмоций: [1]

    • Страх → чувство страха, испуга, испуга.
    • Гнев → злиться. Более сильное слово для обозначения гнева — ярость
    • Печаль → грусть. Другими словами: горе , горе (более сильное чувство, например, когда кто-то умер)
    • Joy → чувствовать себя счастливым.Другими словами: счастья , радости
    • Отвращение → чувствую, что что-то не так или что-то неприятно. Сильное неодобрение [2] .
    • Surprise → быть к чему-то не готовым.
    • Доверие → положительная эмоция; восхищение сильнее; принятие слабее.
    • Предвкушение → в смысле позитивного ожидания того, что должно произойти. Ожидание более нейтральное

    Книга вторая «Риторики» Аристотеля [изменить | изменить источник]

    Эта теория гласит, что эмоции:

    • Гнев, противоположное спокойствие (отсутствие возбуждения)
    • Дружба — это место, где люди связывают узы радости, собираются вместе и веселятся
    • Страх, противоположный отваге (мужество перед лицом страха)
    • Стыд, противоположная уверенность (стыд: то, что человек думает о своих прошлых плохих действиях или мыслях; бесстыдство: один не чувствует стыда, но другие думают, что это нужно)
    • Доброта (доброжелательность), противоположная жестокости (доброта: когда люди хорошо относятся к другим людям)
    • Жалость (когда людям жалко других)
    • Возмущение (чувство гнева из-за того, что что-то несправедливо, например, незаслуженное несчастье)
    • Зависть, ревность (боль, когда люди желают себе чего-то)
    • Любовь, сильное чувство привязанности, которое испытываешь к кому-то другому.Переход к семье, домашним животным, друзьям, близким людям или вымышленным персонажам

    «» Чарльза Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» — знаковая работа, которая до сих пор используется в качестве источника. [3] Следующий список взят из заголовков глав в книге.

    • Страдание и плач
    • Уныние, тревога, горе, уныние, отчаяние
    • Радость, приподнятое настроение, любовь, нежные чувства, преданность
    • Размышление, медитация, дурной характер, угрюмость, решимость
    • Ненависть и гнев
    • Презрение, презрение, отвращение, вина, гордость, беспомощность, терпение, утверждение и отрицание
    • Удивление, удивление, страх, ужас
    • Самовнимание, стыд, застенчивость, скромность, покраснение

    Книга известна как первая научная книга, в которой фотографии использовались в качестве основного доказательства.Эмоции, решил Дарвин, — это развивающиеся поведенческие черты. Он указал на то, что человеческое лицо приспособлено для отображения многих из этих эмоций: у него есть мышцы для движений лица, которые невозможны у других млекопитающих. С другой стороны, у других млекопитающих действительно есть способы показать многие из этих эмоций.

    Экман продвинул эту идею дальше, изучив, как люди пытаются скрыть свои эмоции. Он заснял на пленку характерные проблески коротких моментов, когда на лице человека проявляются настоящие эмоции. [4]

    Калифорнийский университет в Беркли [изменить | изменить источник]

    Академическое исследование [5] с использованием самоотчетов субъектов выделило 27 отдельных эмоций, перечисленных в следующем списке:

    ,

    Создание эмоций персонажей, Энн Худ

    В статье Создание эмоций персонажей автор Энн Худ приводит аргумент, который мы слышали много раз раньше (не то чтобы повторять его не стоит): показывать эмоции персонажей, а не рассказывать о них. Каждая глава посвящена одной эмоции (всего 36). Многие рецензенты на Amazon жалуются, что главы слишком короткие и в них отсутствует подробный анализ проблем.

    Моя жалоба: плохие и хорошие примеры, которые она предлагает — показывать или показывать, — почти не отличаются друг от друга, и часто именно

    В Создание эмоций персонажей автор Энн Худ приводит аргумент, который мы слышали много раз. раньше (не то чтобы повторять не стоит): показывать эмоции персонажей, а не рассказывать о них.Каждая глава посвящена одной эмоции (всего 36). Многие рецензенты на Amazon жалуются, что главы слишком короткие и в них отсутствует подробный анализ проблем.

    Моя жалоба: плохие и хорошие примеры, которые она предлагает — показ или показ — едва ли отличаются друг от друга, и часто именно то, что г-жа Худ критикует в плохих примерах, проявляется в хороших примерах. Возьмите «печаль». В качестве плохого примера она предлагает это:

    «Джесси наполнилась печалью. Она посмотрела на пустой дом в последний раз и медленно уехала.

    Затем, в качестве «хорошего» примера, она предлагает это из рассказа Макса Эппл «Мостик»:

    «Мы оба думаем о том, что могло бы быть, когда мы сидим рядом с ее стеклянным кофейником без списков принадлежностей саше. […] Если бы она была Барбарой Стрейзанд, а я — Робертом Редфордом, и начала бы играть музыка […], мы могли бы вместе дожить до среднего возраста. Когда Кей посмотрела на меня перед тем, как подлить спирт для укуса комара, наша взаимная грусть капала с нас, как последние капли кофе на помол.

    Откровенно говоря, такие глупые сравнения заставляют меня тосковать по «Джесси, наполненной печалью».

    Другая проблема заключается в отсутствии контекста для плохих примеров. Что, если мы знаем, что Джесси — психопат, а «пустой» дом на самом деле заполнен только что мертвыми телами ее собственной семьи? «Печаль, наполненная Джесси» в этом случае нанесет сокрушительный удар.

    Курт Воннегут отметил это в своем эссе «Как писать со стилем» в разделе «Сохраняйте простоту»:

    «[Джеймс] Джойс, когда он был резвым, мог составить предложение столь же замысловатое и блестящее. как ожерелье для Клеопатры, но моя любимая фраза в его рассказе «Эвелин» такая: «Она устала.«На этом этапе истории никакие другие слова не могли разбить сердце читателя, как эти три слова».

    Итак, «Печаль, наполненная Джесси» бессмысленна как пример плохого письма. Я думаю, что книга страдает от этих синтетических примеров, и их следовало исключить.

    Тем не менее, книга мисс Худ служит цели, хотя и непреднамеренно. Как писатели — по сути, как люди — мы изо всех сил пытаемся понять эмоции персонажа настолько хорошо, чтобы описать их. Я думаю, это потому, что эмоция — это не одно чувство, а множество одновременных, и, в конце концов, между ними нет четких границ.

    Предоставляя каталог из 36 эмоций — гнев, тревогу, отчаяние, тоску, страсть и т. Д. — она ​​позволяет писателю задавать себе такие вопросы, как: «Окрашено ли страсть этого персонажа страстью или отчаянием?» «Беспокойство этого персонажа коренится в любви или ревности?» Итак, по иронии судьбы, я обнаружил, что разделение эмоций на отдельные главы позволило мне более подробно рассмотреть чувства персонажа.

    В чем, в конце концов, и заключается суть книги.

    Bottom Line
    Полезно, если не так, как задумал автор. Помимо списка из 36 эмоций в оглавлении, не так много содержания.

    jefferycotton.com

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *