Разное

Подорожная грамота: Подорожная грамота — Википедия

Подорожная грамота — Википедия

Подорожная грамота

Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 987 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»

[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд»

[3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

Подорожная грамота — Википедия

Подорожная грамота

Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 987 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»

[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ

12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

Подорожная грамота — Википедия. Что такое Подорожная грамота
Подорожная грамота

Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 971 день]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

Подорожная грамота — Википедия. Что такое Подорожная грамота
Подорожная грамота

Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 987 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

Подорожная грамота — Википедия

Подорожная грамота

Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 971 день]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

Подорожная грамота — Википедия. Что такое Подорожная грамота
Подорожная грамота

Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 987 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

Значение словосочетания ПОДОРОЖНАЯ ГРАМОТА. Что такое ПОДОРОЖНАЯ ГРАМОТА?
  • Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кент (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *