Разное

Зилот это: Зилоты — это… Что такое Зилоты?

Зилоты — это… Что такое Зилоты?

  • ЗИЛОТЫ — (греч. zelotai букв. ревнители), политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зилоты — (по гречески ревнители) политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке народных масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено… …   Исторический словарь

  • Зилоты — (иноск.) ревнители, непримиримые намекъ на зилотовъ, іудейской религіозно политической партіи, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девизъ ея: нѣтъ владыки, кромѣ Іеговы, нѣтъ подати, кромѣ храмовой, нѣтъ друга, кромѣ Зилота. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЗИЛОТЫ — ЗИЛОТЫ. см. зелоты. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗИЛОТЫ — (греч. ревнители). 1) иудейская религиозно политическая партия, «непримиримых», игравшая значительную роль в последние годы борьбы иудейского народа за свою политическую самостоятельность. 2) вообще непримиримые, ревнители. Словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Зилоты — Это статья о греческой политической группировке XIV века. О зилотах мира StarCraft см. Протосс. Не следует путать с зелотами. Зилоты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец»)  анти аристократическая политическая группировка в… …   Википедия

  • Зилоты — (греч. zēlōtai, буквально ревнители)         политическая группировка 40 х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации… …   Большая советская энциклопедия

  • зилоты — (греч. zēlōtái, буквально  ревнители), политическая группировка XIV в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… …   Энциклопедический словарь

  • ЗИЛОТЫ — (греч., ед. ч. znlotns ревнитель) радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342 50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр ва Иоанна V. Вожди З. Михаил и Андрей… …   Советская историческая энциклопедия

  • Зилоты — (греч. zelotai ревнители) радикальная полит, группировка в Фессалонике, богатом торгово ремесленном центре, сохранявшем некоторую экономим, самостоятельность. Полит, власть в Фессалонике сосредоточилась в руках феодалов и духовенства, которые… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Зилоты — это… Что такое Зилоты?

    Это статья о греческой политической группировке XIV века. О зилотах мира StarCraft см. Протосс.

    Зило́ты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец») — анти-аристократическая политическая группировка в Фессалониках (Греция). В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турок, при активной поддержке православной церкви и особенно афонских монахов-исихастов.

    История

    Зилот (ревнитель) (Лк. VI, 15, Деян. I, 13) — прозвание, данное одному из 12 апостолов — Симону, для отличия от другого апостола Симона-Петра. У евангелистов Матфея (X, 4) и Марка (III, 18) он называется Кананитом, что с еврейского имеет то же значение, что и греческое слово зилот. В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов-особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. Прозвание зилотов в своем начале, вероятно, не было прозванием известной впоследствии по своему фанатизму секты и могло усвояться всякому, кто отличался особенной благочестивой, разумной ревностью по Боге и вере, и в чистом смысле не заключало в себе ничего предосудительного. Но со временем между иудеями явились такие ревнители, которые простирали свою ревность слишком далеко за пределы истинной ревности. Имеют ревность по Боге, свидетельствует о них св. ап. Павел, но не по рассуждению (Рим. X, 2). Тогда как истинные ревнители особенно старались только о сохранении истинной веры и очищении себя от нечистот языческих, последние — мнимые и крайние ревнители и фанатики ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ не должен платить дани кесарям, признавали над собой господство только одного Бога и таким образом возбуждали в народе мятежи и возмущения, и даже преследовали и убивали тех, которые учили не согласно с ними и противились им (Деян. гл. VI, VII). Зилоты были, можно сказать, главными виновниками всех последующих мятежей и возмущений иудеев против римлян и всех тех бедствий, которые обрушились наконец на политическую жизнь этого народа. Те галилеяне, о которых упоминает св. ев. Лука (ХIII, 1) и кровь которых Пилат смешал с жертвами их, как полагают, принадлежали к секте зилотов. К этим же ревнителям, по-видимому, следует отнести и убийц св. первомученика Стефана (Деян. гл. VI, VII).

    Современники зилотов, особенно симпатизирующие их политическим противникам, оставили мало информации о правлении в Фессалониках. Зилоты создали эффективную[источник не указан 78 дней] систему гражданского самоуправления, которая просуществовала восемь лет. При них имущество аристократии было конфисковано и перераспределено. Предположительно, поскольку город находился в состоянии непрерывной осады, было введены равные права для всех граждан.

    Предпосылки

    С начала XIV века в Византии начинается период упадка. Две кровопролитные гражданские войны, в которых участвовали практически все слои населения, привели к обнищанию империи, страдания широких масс сельского населения и горожан стали почти невыносимыми. Как в городах, так и в деревнях почти все блага были сосредоточены в руках узкого круга аристократии, против которого и был направлен гнев обнищавших масс. Лидером аристократии в то время был Иоанн VI Кантакузин.

    Ссылки

    ЗИЛОТЫ (РАДИКАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППИРОВКА) — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    ЗИЛОТЫ — радикальная религиозно-политическая группировка I века, сыгравшая важную роль в антиримском восстании 66-73 годов.

    Прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 году. Основным источником по истории Зилоты являются сочинения еврейского историка Иосифа Флавия («Иудейская война» (завершена в 75-79 годы), «Иудейские древности» (главы 13-20, завершенные ок. 94 года), «Автобиография» (94-99 годы)).

    Описания Иосифа подробны, но довольно тенденциозны, прежде всего потому, что Зилоты стали причиной несчастий его семьи (Ios. Flav. De bell. III 13. 1). Кроме того, основной целью Флавия было объяснить эллинистическому миру, что именно Зилоты спровоцировали еврейский народ (на самом деле благоразумный и лояльный) к восстанию против Рима, а затем препятствовали любым действиям, ведущим к заключению мира, и именно из-за их упорства восстание завершилось гибелью города и храма. В результате возник крайне негативный образ Зилотов.

    Зилоты упоминаются в НЗ (в Мф 10. 4 и Мк 3. 18 среди учеников Иисуса Христа назван Симон Кананит, в Лк 6. 15 и Деян 1. 13 его имя передается как Симон Зилот) и в раввинистической литературе (напр., Мишна, Санхедрин 9. 6, Пиркей Авот 3. 5 и др.; в Талмуде рассказывается и о законоучителе Нехунии бен ха-Кане, т. е. «сыне Зилота», напр. Бава Батра 10б). Эти сведения отрывочны, чаще всего речь идет об отдельных личностях, скорее всего не имевших отношения к партии Зилотов, а просто прозванных Зилотов за ревностное следование закону. Описания событий в Иудее I века по Р. Х. римских авторов практически ничего не добавляют к тому, что уже известно из сочинений Иосифа Флавия.

    Малочисленность источников, рассказывающих о Зилотах, стала главной причиной споров об истории этого движения. Долгое время было принято объединять под названием «Зилоты» все радикальные группировки, действовавшие в Палестине между 6 и 74 годами по Р. Х. Эта традиция восходит к Г. Грецу (Graetz H. Geschichte der Juden. Lpz., 1897-1911 годы. 11 Bde), но окончательно она утвердилась благодаря Э. Шюреру, описавшему Залотов как единое движение, созданное Иудой Галилеянином (6 год) и закончившее существование вместе с сикариями Масады (73 год) и египетскими сикариями (74 год) (Schürer E. Geschichte der jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1901-1911 3. 3 Bde).

    Более поздние исследования показали, что объединять эти движения неверно и что партия Зилотов была всего лишь одной из религиозно-политических групп. По вопросу о том, с какой из них можно отождествить Зилотво, по-прежнему ведутся дискуссии. Одни исследователи продолжают считать, что партия Зилотов произошла от группировки, основанной Иудой Галилеянином и названной Иосифом Флавием «четвертая философия» (после фарисеев, саддукеев и ессеев) (Hengel. 1989; Brandon. 1967 год), другие отождествляют их либо с сикариями (Yadin. 1967), либо с группировкой Элиезера бен Шимона (Smith. 1971 год), либо с группировкой Йоханана бен Леви из Гуш-Халава (Иоанна Гисхальского). Кроме того, высказывалось мнение, что Зилоты следует считать не религ. партией, а скорее просто бандой, состоявшей из бежавших от римских грабежей крестьян (Horsley. 1986 год).

    В такой ситуации содержание понятия «Зилоты» можно определить, только исходя из общего представления о «священной ревности» в евр. традиции и учитывая весь спектр радикальных религиозно-политических группировок, действовавших в Палестине в I веке по Р. Х. и принявших участие в восстании против Рима.

    Понятие «ревность» ( ), ставшее главной чертой Зилотов и идеологической основой евр. религ. экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемся к избранному Им народу, вступившему с Ним в отношение завета (ср.: Исх 20. 5; 34. 14; Втор 4. 24; 5. 9; 6. 15; Нав 24. 19; Наум 1. 2). Бог Израиля требует и от Своего народа ревностного соблюдения завета (прежде всего отказа от идолослужения).

    I век по Р. Х. стал периодом религиозные активности в Иудее. Римское владычество, диктующее определенные правила поведения, эллинизация еврейской элиты, обнищание земледельцев, споры о толковании Писания и как результат — религ. брожение и появление множества «философских» школ — все это, с одной стороны, привело к активизации мессианско-эсхатологических ожиданий, с другой — послужило причиной обращения к идеалу благочестия, и в частности к идее «ревности».

    Причиной большинства религиозных споров и разделений на группировки было именно стремление к религиозной чистоте. Каждая из «партий» (саддукеи, большое количество фарисейских школ, различные орг-ции ессеев и множество др. групп религ. экстремистов) хотела утвердить свой идеал святости, соответствовавший собственному пониманию «ревностного» служения Богу. Разница заключалась в том, что часть этих групп довольствовалась верой в то, что именно они и есть хранители «чистейшей» традиции (как, напр., ессеи). Одни группы вели себя более активно, вступая в полемику, открыто враждуя с остальными (напр., дома Шамая и Гилеля внутри фарисейства или фарисеи и саддукеи), другие резко противопоставили себя всем остальным и были готовы защищать свои интересы и идеалы с оружием в руках, не щадя собственной жизни.

    Одна из главных причин религиозного «разброда» заключалась в том, что в отличие от селевкидов, временами преследовавших иудаизм и потому вызвавших активное сопротивление народа, римляне иудаизм не притесняли (Hengel. 1989. P. 172-173). Возмущение вызывали процесс эллинизации и медленное «размывание» религиозных традиций, а тяжелые экономические условия, приведшие к обнищанию мн. людей, к-рые вслед. этого объединились в банды (Ios. Flav. De bell. II 12-13), усугубляли недовольство.

    Именно в такой ситуации появляется движение, названное Иосифом Флавием «четвертая философия». Его родоначальником, согласно Иосифу, был Иуда Галилеянин (Ibid. 8. 1), сын Хезкии, разбойника и борца за свободу (Schürer. 1901 год. Bd. 1. S. 486), казненного царем Иродом Великим в 46 году до Р. Х. Иуда получил известность, подняв мятеж в Сепфорисе, столице Галилеи. Восстание было подавлено, однако Иуде удалось скрыться (Ios. Flav. De bell. II 4. 1). В традиции он известен также как законоучитель (Ibid. 8. 1; 17. 8; Когелет рабба 1. 30), хотя радикальные взгляды не позволили ему пройти раввинское посвящение (Hengel. 1989. P. 333). На близость Иуды к фарисейскому кругу указывает и тот факт, что в рамках нового движения Иуда действовал вместе с фарисеем Садоком (Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 1, 6).

    Поводом к возникновению движения послужила перепись, объявленная Квиринием, римским легатом в Сирии в 6 году по Р. Х. Перепись, по представлению Иуды, противоречила принципу божественного управления избранным народом и землей и грозила ввергнуть Иудею в рабство. Объявление переписи вызвало протесты по всей стране, однако первосвящ. Иоэзеру бен Боэтусу удалось успокоить значительную часть населения (Ibid. 1. 1).

    Второй причиной негодования Иуды и его сторонников было римское господство как таковое (Idem. De bell. II 8. 1). Одной из основных идей Иуды, признававшейся всеми радикально настроенными группировками, была идея, что правителем избранного Богом народа может быть только Бог, и, следов., ни о каком рим. владычестве не может идти речь. Главная цель народа — сражаться за собственную свободу, потому что только в этом случае Бог придет ему на помощь. Этот тезис привел Иуду к конфликту не только с рим. властями, но и с иудеями, готовыми пойти на компромисс с Римом. Стремление к установлению божественного правления в Иудее не мешало, однако, Иуде добиваться царской власти (Idem. Antiq. XVII 10. 5). Будучи харизматическим лидером, он, вероятно, претендовал и на роль мессии.

    Дальнейшая судьба Иуды неизвестна. Согласно кн. Деяния св. апостолов (5. 37), «он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались». Время и обстоятельства этого события также неизвестны.

    Движение, созданное Иудой, пережило его самого. Возможно, сначала его возглавляли сыновья Иуды Иаков и Шимон (XX 5. 2), а когда и они были казнены в правление имп. Тиберия Александра (45-48 годы), во главе группировки встал их брат Менахем (Idem. De bell. II 17. 8). Наиболее удачным из его действий был захват Масады, после которого он смог беспрепятственно войти в Иерусалим и, объединив неск. радикально настроенных группировок, возглавить восстание против Рима.

    Движение, инициированное Иудой, распространилось по всей стране. Так, получила известность банда, созданная Элиезером бен Динаи; в евр. традицию он вошел как человек, который «торопил наступление конца» (Шир ха ширим рабба 2. 20)

    В это время в Иерусалиме появились сикарии (Σικαριοι — Ios. Flav. De bell. II 13. 3;   — Мишна. Махширин 1. 6). Эта банда получила известность в 50-х гг. I в. по Р. Х. благодаря неск. громким убийствам, совершенным ее членами. Своим названием они обязаны оружию — маленькому кинжалу (лат. sica), который носили под одеждой. Скорее всего сначала это было прозвище, данное им римлянами, но затем оно стало самоназванием (Hengel. 1989. P. 49). Возможно, возникновение этого движения не было связано с какой-то конкретной группировкой, но затем его метод был избран последователями Иуды Галилеянина, и тогда движение превратилось в религиозно-политическую партию, во главе к-рой встал родственник Менахема и Иуды Галилеянина, Элиезер бен Яир. Хотя Иосиф Флавий не говорит о связи между группой Иуды и сикариями, есть основания считать, что эти движения были близки. И «четвертая философия», и сикарии руководствовались в своих действиях общими принципами: они ненавидели Рим, верили в то, что евреи не должны подчиняться никому, кроме Бога, и в то, что активная борьба с Римом и евреями, вставшими на его сторону, ведет к приближению эсхатологического конца. Все они были готовы принять мученическую смерть за свои идеалы. И у тех и у других были сильны мессианские ожидания, и, вероятно, их руководители претендовали на роль мессии.

    Наиболее значительной из антиримски настроенных иерусалимских партий была та, которую возглавил Элиезер бен Ханания, сын первосвященника, начальник храмовой стражи в 60-х годов I века по Р. Х. Он сплотил вокруг себя священников, разделявших идеи Иуды Галилеянина, и призвал не принимать жертвоприношений язычников и прекратить жертвоприношения за рим. императора, до этого совершавшиеся в Иерусалимском храме ежедневно (Ios. Flav. De bell. II 17. 2; согласно раввинистической традиции (Гиттин 56а), этим человеком был Захария бен Авкулус). Нежелание принимать жертвоприношения язычников привело к расколу внутри иерусалимского священства. Его единство нарушалось и происходившими в стране процессами эллинизации и социального расслоения. Несколько богатейших родов, пользовавшихся значительным политическим авторитетом, практически отстранили от служения в храме др. священников. Священническая аристократия поддерживала отношения с Римом, поскольку именно римской власти были гарантами их благополучия. Кроме того, будучи чуждыми мессианских чаяний, они понимали, что конфронтация с Римом может оказаться не просто разрушительной, но гибельной для евреев, и потому всячески старались противостоять революционным настроениям в народе. Во главе «партии мира» стояли царь Агриппа II Ирод и первосвящ. Ханания.

    Однако прекращение жертвоприношений за рим. императора означало официальный разрыв с Римом, а следов., превращало священство в повстанцев.

    В результате противостояния этих 2 группировок Иерусалим оказался втянутым в гражданскую войну: сторонники Элиезера бен Ханании заняли храм и нижнюю часть города, а сторонники союза с Римом — верхнюю (Ios. Flav. De bell. II 17. 5).

    В 66 году, в разгар противостояния между аристократией, сикариями и оккупировавшим храм священством, в город вошел Менахем со своими людьми и, по-видимому, возглавил восстание (Ibid. 17. 8). Его господство, однако, продолжалось недолго. Cкоро Менахем был убит сторонниками «партии мира», а его последователи бежали и скрылись в Масаде вместе с Элиезером бен Яиром (Ibid. 17. 9). Cикарии, заняв Масаду, оставались там до конца восстания и погибли в 73 году (Ibid. VII 8-10). По-видимому, часть сикариев смогла бежать в Египет (ап. Павла однажды спутали с египтянином, «который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников (σικαρίων)» — Деян 21. 38). Иосиф Флавий сообщает, что последние из оставшихся сикариев приняли участие в восстании в Киренаике (Ios. Flav. De bell. VII 11).

    Гибель Менахема значительно ослабила радикальное движение в Иерусалиме и привела к его расколу на нескольких соперничавших групп, которые верили в идеал священной войны и сохранили веру в скорейший приход Мессии.

    Начиная с 67 году 3 основные группировки, идентифицируемые исследователями с Зилотами, так или иначе продолжали дело, начатое Иудой Галилеянином. Главой радикальной священнической группы стал Элиезер бен Шимон. Члены этой группы, противопоставив себя «партии мира» и официальному, проримскому правительству, заперлись во внутреннем дворе храма и, бросив жребий, избрали нового первосвященника (Ibid. IV 3. 6). Иосиф, относясь к ним крайне негативно, не рассказывает о мотивах их действий, но лишь выражает свою оценку, называя их действия «святотатством». Между тем избрание нового первосвященника по жребию (как обращение к древнейшей форме Божественного суда) могло быть очередным шагом в «священной войне» (Hengel. 1989. P. 218-219), которую вели радикалы. Они отказались приносить жертвы от имени язычников (Ios. Flav. De bell. II 17. 2-4), отстранили от культа тех, кто поддерживали римлян (Ibid. 17. 6), подожгли крепость Антония, откуда правители могли наблюдать за тем, что происходило в храме (Ibid. 17. 7), и, наконец, избрали нового первосвященника, не принадлежавшего к партии власти (Ibid. IV 3. 6). Выбор нового священника по жребию мог быть не связан с очищением храма, а служил лишь выражением отрицания существовавшей иерархии и принципа равенства всех повстанцев (Horsley. 1986. P. 177-185).

    Еще одной радикально настроенной группировкой были сторонники Иоанна Гисхальского, побудившего к восстанию жителей галилейского городка Гуш-Халав (Ios. Flav. De bell. IV 2. 1), а затем бежавшего в Иерусалим, где ему удалось заручиться поддержкой значительной части населения и доверием членов «партии мира». Иоанн даже был избран посредником в переговорах между правительством и «разбойниками», захватившими храм. Воспользовавшись своим положением, он убедил жителей Иерусалима позвать на помощь идумеев, а затем, объединив их с частью повстанцев, захвативших храм, сумел подавить выступление проримски настроенных граждан и сконцентрировать в своих руках власть в Иерусалиме (Ibid. 4. 1). Иоанн пытался подготовить город к предстоящей осаде, укрепив его стены (Ibid. V 1. 5). Его правление вызвало недовольство многих, поскольку он позволял своим людям «совершать любые злодеяния» (Ibid. 9. 10), «вкушал недозволенную пищу и отказался от искони установленного очищения…» (Ibid. VII 8. 1). Против него выступили прежде всего сторонники Элиезера бен Шимона, к-рые увидели в его действиях угрозу собственной власти. Они не позволили Иоанну войти во внутренний двор храма. В результате город оказался разделенным между сторонниками Иоанна Гисхальского, Элиезера бен Шимона и «партии мира».

    Третьей силой, значительно усложнившей ситуацию в Иерусалиме, стала банда, созданная Шимоном бар Гиорой. О жизни его до начала восстания практически ничего не известно. Иосиф сообщает о том, что Шимон прославился в сражении при Бет-Хороне в 66 году, когда еврейская армия нанесла поражение римскому наместнику Цестию Галлу. Затем под лозунгом борьбы с Римом он собрал собственную армию и начал грабить Идумею. Какое-то время он скрывался в Масаде (Ibid. II 22. 2), где, возможно, воспринял идеологию сикариев, однако это не означает, что Шимон стал членом данной группировки. Армия Шимона была достаточно сильной для того, чтобы контролировать юг страны, и могла составить конкуренцию армии Иоанна Гисхальского. Этим обстоятельством решили воспользоваться противники Иоанна и в апреле 69 года открыли перед армией Шимона бар Гиоры ворота Иерусалима (Ibid. IV 9. 11). Шимон практически беспрепятственно завладел всей территорией города, кроме храма, к-рый по-прежнему контролировали Элиезер бен Шимон и Иоанн Гисхальский. Весь следующий год, до весны 70 года, когда началась осада Иерусалима Титом, 3 группы повстанцев боролись между собой за власть, уморив голодом и истребив мн. жителей города. Лишь угроза гибели заставила их прекратить распри и объединиться, чтобы противостоять римлянам. В августе 70 года пал храм, а в сентябре — верхний город. Война была закончена, радикальные группировки уничтожены.

    О судьбе Элиезера бен Шимона источники не сообщают. Скорее всего он погиб вместе с другими защитниками храма. Иоанну Гисхальскому удалось бежать из города по подземному ходу. Сначала он укрывался в подземных галереях, но голод заставил его сдаться римлянам, которые приговорили пленника к пожизненному заключению. Шимон бар Гиора был также захвачен в плен и, поскольку именно его римляне считали вождем восстания, отправлен в столицу империи, там проведен в цепях во время триумфального шествия, а затем казнен (Ibid. VI 9. 4; VII 3. 6). Бар Гиора был наиболее сильным и харизматическим из всех лидеров восстания, и именно с ним были связаны мессианские чаяния. По предположению исследователей, с именем бар Гиоры следует также связывать бронзовые монеты, датированные 4-м годом восстания, содержащие надпись: «За искупление Сиона» (Kanael B. The Historical Background of the Coins «Year four…» // BASOR. 1953. Vol. 129. P. 18-20). Слово «искупление» может указывать не просто на политическое освобождение страны, но на мессианское искупление и на те надежды, к-рые появлялись у народа под предводительством Шимона. Сикарии во главе с Элиезером бен Яиром, захватившие Масаду, предпочли позору поражения самоубийство. И в апреле 73 года, за несколько часов до того, как римляне после долгой осады захватили их укрытие, подожгли крепость и покончили с собой.

     

    ©Православная энциклопедия

    ЗИЛОТЫ

    [зелоты; греч. ζηλωταί; евр.  — ревнители, почитатели], радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. Основным источником по истории З. являются сочинения евр. историка Иосифа Флавия («Иудейская война» (завершена в 75-79), «Иудейские древности» (главы 13-20, завершенные ок. 94), «Автобиография» (94-99)). Описания Иосифа подробны, но довольно тенденциозны, прежде всего потому, что З. стали причиной несчастий его семьи (Ios. Flav. De bell. III 13. 1). Кроме того, основной целью Флавия было объяснить эллинистическому миру, что именно З. спровоцировали евр. народ (на самом деле благоразумный и лояльный) к восстанию против Рима, а затем препятствовали любым действиям, ведущим к заключению мира, и именно из-за их упорства восстание завершилось гибелью города и храма. В результате возник крайне негативный образ З.

    З. упоминаются в НЗ (в Мф 10. 4 и Мк 3. 18 среди учеников Иисуса Христа назван Симон Кананит, в Лк 6. 15 и Деян 1. 13 его имя передается как Симон Зилот) и в раввинистической лит-ре (напр., Мишна, Санхедрин 9. 6, Пиркей Авот 3. 5 и др.; в Талмуде рассказывается и о законоучителе Нехунии бен ха-Кане, т. е. «сыне Зилота», напр. Бава Батра 10б). Эти сведения отрывочны, чаще всего речь идет об отдельных личностях, скорее всего не имевших отношения к партии З., а просто прозванных З. за ревностное следование закону. Описания событий в Иудее I в. по Р. Х. рим. авторов практически ничего не добавляют к тому, что уже известно из сочинений Иосифа Флавия.

    Малочисленность источников, рассказывающих о З., стала главной причиной споров об истории этого движения. Долгое время было принято объединять под названием «З.» все радикальные группировки, действовавшие в Палестине между 6 и 74 гг. по Р. Х. Эта традиция восходит к Г. Грецу (Graetz H. Geschichte der Juden. Lpz., 1897-1911. 11 Bde), но окончательно она утвердилась благодаря Э. Шюреру, описавшему З. как единое движение, созданное Иудой Галилеянином (6 г.) и закончившее существование вместе с сикариями Масады (73) и егип. сикариями (74) (Schürer E. Geschichte der jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1901-1911 3. 3 Bde). Более поздние исследования показали, что объединять эти движения неверно и что партия З. была всего лишь одной из религиозно-политических групп. По вопросу о том, с какой из них можно отождествить З., по-прежнему ведутся дискуссии. Одни исследователи продолжают считать, что партия З. произошла от группировки, основанной Иудой Галилеянином и названной Иосифом Флавием «четвертая философия» (после фарисеев, саддукеев и ессеев) (Hengel. 1989; Brandon. 1967), другие отождествляют их либо с сикариями (Yadin. 1967), либо с группировкой Элиезера бен Шимона (Smith. 1971), либо с группировкой Йоханана бен Леви из Гуш-Халава (Иоанна Гисхальского). Кроме того, высказывалось мнение, что З. следует считать не религ. партией, а скорее просто бандой, состоявшей из бежавших от рим. грабежей крестьян (Horsley. 1986).

    В такой ситуации содержание понятия «З.» можно определить, только исходя из общего представления о «священной ревности» в евр. традиции и учитывая весь спектр радикальных религиозно-политических группировок, действовавших в Палестине в I в. по Р. Х. и принявших участие в восстании против Рима.

    Понятие «ревность» ( ), ставшее главной чертой З. и идеологической основой евр. религ. экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемся к избранному Им народу, вступившему с Ним в отношение завета (ср.: Исх 20. 5; 34. 14; Втор 4. 24; 5. 9; 6. 15; Нав 24. 19; Наум 1. 2). Бог Израиля требует и от Своего народа ревностного соблюдения завета (прежде всего отказа от идолослужения).

    I век по Р. Х. стал периодом религ. активности в Иудее. Рим. владычество, диктующее определенные правила поведения, эллинизация евр. элиты, обнищание земледельцев, споры о толковании Писания и как результат — религ. брожение и появление множества «философских» школ — все это, с одной стороны, привело к активизации мессианско-эсхатологических ожиданий, с другой — послужило причиной обращения к идеалу благочестия, и в частности к идее «ревности».

    Причиной большинства религ. споров и разделений на группировки было именно стремление к религ. чистоте. Каждая из «партий» (саддукеи, большое количество фарисейских школ, различные орг-ции ессеев и множество др. групп религ. экстремистов) хотела утвердить свой идеал святости, соответствовавший собственному пониманию «ревностного» служения Богу. Разница заключалась в том, что часть этих групп довольствовалась верой в то, что именно они и есть хранители «чистейшей» традиции (как, напр., ессеи). Одни группы вели себя более активно, вступая в полемику, открыто враждуя с остальными (напр., дома Шамая и Гилеля внутри фарисейства или фарисеи и саддукеи), другие резко противопоставили себя всем остальным и были готовы защищать свои интересы и идеалы с оружием в руках, не щадя собственной жизни.

    Одна из главных причин религ. «разброда» заключалась в том, что в отличие от селевкидов, временами преследовавших иудаизм и потому вызвавших активное сопротивление народа, римляне иудаизм не притесняли (Hengel. 1989. P. 172-173). Возмущение вызывали процесс эллинизации и медленное «размывание» религ. традиций, а тяжелые экономические условия, приведшие к обнищанию мн. людей, к-рые вслед. этого объединились в банды (Ios. Flav. De bell. II 12-13), усугубляли недовольство.

    Именно в такой ситуации появляется движение, названное Иосифом Флавием «четвертая философия». Его родоначальником, согласно Иосифу, был Иуда Галилеянин (Ibid. 8. 1), сын Хезкии, разбойника и борца за свободу (Schürer. 1901. Bd. 1. S. 486), казненного царем Иродом Великим в 46 г. до Р. Х. Иуда получил известность, подняв мятеж в Сепфорисе, столице Галилеи. Восстание было подавлено, однако Иуде удалось скрыться (Ios. Flav. De bell. II 4. 1). В традиции он известен также как законоучитель (Ibid. 8. 1; 17. 8; Когелет рабба 1. 30), хотя радикальные взгляды не позволили ему пройти раввинское посвящение (Hengel. 1989. P. 333). На близость Иуды к фарисейскому кругу указывает и тот факт, что в рамках нового движения Иуда действовал вместе с фарисеем Садоком (Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 1, 6).

    Поводом к возникновению движения послужила перепись, объявленная Квиринием, рим. легатом в Сирии в 6 г. по Р. Х. Перепись, по представлению Иуды, противоречила принципу божественного управления избранным народом и землей и грозила ввергнуть Иудею в рабство. Объявление переписи вызвало протесты по всей стране, однако первосвящ. Иоэзеру бен Боэтусу удалось успокоить значительную часть населения (Ibid. 1. 1).

    Второй причиной негодования Иуды и его сторонников было рим. господство как таковое (Idem. De bell. II 8. 1). Одной из основных идей Иуды, признававшейся всеми радикально настроенными группировками, была идея, что правителем избранного Богом народа может быть только Бог, и, следов., ни о каком рим. владычестве не может идти речь. Главная цель народа — сражаться за собственную свободу, потому что только в этом случае Бог придет ему на помощь. Этот тезис привел Иуду к конфликту не только с рим. властями, но и с иудеями, готовыми пойти на компромисс с Римом. Стремление к установлению божественного правления в Иудее не мешало, однако, Иуде добиваться царской власти (Idem. Antiq. XVII 10. 5). Будучи харизматическим лидером, он, вероятно, претендовал и на роль мессии.

    Дальнейшая судьба Иуды неизвестна. Согласно кн. Деяния св. апостолов (5. 37), «он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались». Время и обстоятельства этого события также неизвестны.

    Движение, созданное Иудой, пережило его самого. Возможно, сначала его возглавляли сыновья Иуды Иаков и Шимон (XX 5. 2), а когда и они были казнены в правление имп. Тиберия Александра (45-48), во главе группировки встал их брат Менахем (Idem. De bell. II 17. 8). Наиболее удачным из его действий был захват Масады, после к-рого он смог беспрепятственно войти в Иерусалим и, объединив неск. радикально настроенных группировок, возглавить восстание против Рима.

    Движение, инициированное Иудой, распространилось по всей стране. Так, получила известность банда, созданная Элиезером бен Динаи; в евр. традицию он вошел как человек, к-рый «торопил наступление конца» (Шир ха ширим рабба 2. 20)

    В это время в Иерусалиме появились сикарии (Σικαριοι — Ios. Flav. De bell. II 13. 3;   — Мишна. Махширин 1. 6). Эта банда получила известность в 50-х гг. I в. по Р. Х. благодаря неск. громким убийствам, совершенным ее членами. Своим названием они обязаны оружию — маленькому кинжалу (лат. sica), к-рый носили под одеждой. Скорее всего сначала это было прозвище, данное им римлянами, но затем оно стало самоназванием (Hengel. 1989. P. 49). Возможно, возникновение этого движения не было связано с какой-то конкретной группировкой, но затем его метод был избран последователями Иуды Галилеянина, и тогда движение превратилось в религиозно-политическую партию, во главе к-рой встал родственник Менахема и Иуды Галилеянина, Элиезер бен Яир. Хотя Иосиф Флавий не говорит о связи между группой Иуды и сикариями, есть основания считать, что эти движения были близки. И «четвертая философия», и сикарии руководствовались в своих действиях общими принципами: они ненавидели Рим, верили в то, что евреи не должны подчиняться никому, кроме Бога, и в то, что активная борьба с Римом и евреями, вставшими на его сторону, ведет к приближению эсхатологического конца. Все они были готовы принять мученическую смерть за свои идеалы. И у тех и у других были сильны мессианские ожидания, и, вероятно, их руководители претендовали на роль мессии.

    Наиболее значительной из антиримски настроенных иерусалимских партий была та, которую возглавил Элиезер бен Ханания, сын первосвященника, начальник храмовой стражи в 60-х гг. I в. по Р. Х. Он сплотил вокруг себя священников, разделявших идеи Иуды Галилеянина, и призвал не принимать жертвоприношений язычников и прекратить жертвоприношения за рим. императора, до этого совершавшиеся в Иерусалимском храме ежедневно (Ios. Flav. De bell. II 17. 2; согласно раввинистической традиции (Гиттин 56а), этим человеком был Захария бен Авкулус). Нежелание принимать жертвоприношения язычников привело к расколу внутри иерусалимского священства. Его единство нарушалось и происходившими в стране процессами эллинизации и социального расслоения. Неск. богатейших родов, пользовавшихся значительным политическим авторитетом, практически отстранили от служения в храме др. священников. Священническая аристократия поддерживала отношения с Римом, поскольку именно рим. власти были гарантами их благополучия. Кроме того, будучи чуждыми мессианских чаяний, они понимали, что конфронтация с Римом может оказаться не просто разрушительной, но гибельной для евреев, и потому всячески старались противостоять революционным настроениям в народе. Во главе «партии мира» стояли царь Агриппа II Ирод и первосвящ. Ханания.

    Однако прекращение жертвоприношений за рим. императора означало офиц. разрыв с Римом, а следов., превращало священство в повстанцев.

    В результате противостояния этих 2 группировок Иерусалим оказался втянутым в гражданскую войну: сторонники Элиезера бен Ханании заняли храм и нижнюю часть города, а сторонники союза с Римом — верхнюю (Ios. Flav. De bell. II 17. 5).

    В 66 г., в разгар противостояния между аристократией, сикариями и оккупировавшим храм священством, в город вошел Менахем со своими людьми и, по-видимому, возглавил восстание (Ibid. 17. 8). Его господство, однако, продолжалось недолго. Cкоро Менахем был убит сторонниками «партии мира», а его последователи бежали и скрылись в Масаде вместе с Элиезером бен Яиром (Ibid. 17. 9). Cикарии, заняв Масаду, оставались там до конца восстания и погибли в 73 г. (Ibid. VII 8-10). По-видимому, часть сикариев смогла бежать в Египет (ап. Павла однажды спутали с египтянином, «который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников (σικαρίων)» — Деян 21. 38). Иосиф Флавий сообщает, что последние из оставшихся сикариев приняли участие в восстании в Киренаике (Ios. Flav. De bell. VII 11).

    Гибель Менахема значительно ослабила радикальное движение в Иерусалиме и привела к его расколу на неск. соперничавших групп, которые верили в идеал священной войны и сохранили веру в скорейший приход Мессии.

    Начиная с 67 г. 3 основные группировки, идентифицируемые исследователями с З., так или иначе продолжали дело, начатое Иудой Галилеянином. Главой радикальной священнической группы стал Элиезер бен Шимон. Члены этой группы, противопоставив себя «партии мира» и офиц., прорим. правительству, заперлись во внутреннем дворе храма и, бросив жребий, избрали нового первосвященника (Ibid. IV 3. 6). Иосиф, относясь к ним крайне негативно, не рассказывает о мотивах их действий, но лишь выражает свою оценку, называя их действия «святотатством». Между тем избрание нового первосвященника по жребию (как обращение к древнейшей форме Божественного суда) могло быть очередным шагом в «священной войне» (Hengel. 1989. P. 218-219), которую вели радикалы. Они отказались приносить жертвы от имени язычников (Ios. Flav. De bell. II 17. 2-4), отстранили от культа тех, кто поддерживали римлян (Ibid. 17. 6), подожгли крепость Антония, откуда правители могли наблюдать за тем, что происходило в храме (Ibid. 17. 7), и, наконец, избрали нового первосвященника, не принадлежавшего к партии власти (Ibid. IV 3. 6). Выбор нового священника по жребию мог быть не связан с очищением храма, а служил лишь выражением отрицания существовавшей иерархии и принципа равенства всех повстанцев (Horsley. 1986. P. 177-185).

    Еще одной радикально настроенной группировкой были сторонники Иоанна Гисхальского, побудившего к восстанию жителей галилейского городка Гуш-Халав (Ios. Flav. De bell. IV 2. 1), а затем бежавшего в Иерусалим, где ему удалось заручиться поддержкой значительной части населения и доверием членов «партии мира». Иоанн даже был избран посредником в переговорах между правительством и «разбойниками», захватившими храм. Воспользовавшись своим положением, он убедил жителей Иерусалима позвать на помощь идумеев, а затем, объединив их с частью повстанцев, захвативших храм, сумел подавить выступление проримски настроенных граждан и сконцентрировать в своих руках власть в Иерусалиме (Ibid. 4. 1). Иоанн пытался подготовить город к предстоящей осаде, укрепив его стены (Ibid. V 1. 5). Его правление вызвало недовольство многих, поскольку он позволял своим людям «совершать любые злодеяния» (Ibid. 9. 10), «вкушал недозволенную пищу и отказался от искони установленного очищения…» (Ibid. VII 8. 1). Против него выступили прежде всего сторонники Элиезера бен Шимона, к-рые увидели в его действиях угрозу собственной власти. Они не позволили Иоанну войти во внутренний двор храма. В результате город оказался разделенным между сторонниками Иоанна Гисхальского, Элиезера бен Шимона и «партии мира».

    Третьей силой, значительно усложнившей ситуацию в Иерусалиме, стала банда, созданная Шимоном бар Гиорой. О жизни его до начала восстания практически ничего не известно. Иосиф сообщает о том, что Шимон прославился в сражении при Бет-Хороне в 66 г., когда евр. армия нанесла поражение рим. наместнику Цестию Галлу. Затем под лозунгом борьбы с Римом он собрал собственную армию и начал грабить Идумею. Какое-то время он скрывался в Масаде (Ibid. II 22. 2), где, возможно, воспринял идеологию сикариев, однако это не означает, что Шимон стал членом данной группировки. Армия Шимона была достаточно сильной для того, чтобы контролировать юг страны, и могла составить конкуренцию армии Иоанна Гисхальского. Этим обстоятельством решили воспользоваться противники Иоанна и в апр. 69 г. открыли перед армией Шимона бар Гиоры ворота Иерусалима (Ibid. IV 9. 11). Шимон практически беспрепятственно завладел всей территорией города, кроме храма, к-рый по-прежнему контролировали Элиезер бен Шимон и Иоанн Гисхальский. Весь следующий год, до весны 70 г., когда началась осада Иерусалима Титом, 3 группы повстанцев боролись между собой за власть, уморив голодом и истребив мн. жителей города. Лишь угроза гибели заставила их прекратить распри и объединиться, чтобы противостоять римлянам. В авг. 70 г. пал храм, а в сент.- верхний город. Война была закончена, радикальные группировки уничтожены.

    О судьбе Элиезера бен Шимона источники не сообщают. Скорее всего он погиб вместе с др. защитниками храма. Иоанну Гисхальскому удалось бежать из города по подземному ходу. Сначала он укрывался в подземных галереях, но голод заставил его сдаться римлянам, к-рые приговорили пленника к пожизненному заключению. Шимон бар Гиора был также захвачен в плен и, поскольку именно его римляне считали вождем восстания, отправлен в столицу империи, там проведен в цепях во время триумфального шествия, а затем казнен (Ibid. VI 9. 4; VII 3. 6). Бар Гиора был наиболее сильным и харизматическим из всех лидеров восстания, и именно с ним были связаны мессианские чаяния. По предположению исследователей, с именем бар Гиоры следует также связывать бронзовые монеты, датированные 4-м годом восстания, содержащие надпись: «За искупление Сиона» (Kanael B. The Historical Background of the Coins «Year four…» // BASOR. 1953. Vol. 129. P. 18-20). Слово «искупление» может указывать не просто на политическое освобождение страны, но на мессианское искупление и на те надежды, к-рые появлялись у народа под предводительством Шимона. Сикарии во главе с Элиезером бен Яиром, захватившие Масаду, предпочли позору поражения самоубийство. И в апр. 73 г., за неск. часов до того, как римляне после долгой осады захватили их укрытие, подожгли крепость и покончили с собой.

    Лит.: Brandon S. G. F. Jesus and the Zealots: A Study of the Political Factor in Primitive Christianity. Manchester, 1967; Yadin Y. Masada: Herod’s Fortress and the Zealots’ Last Stand. L., 19673; Smith M. Zealots and Sicarii, Their Origins and Relation // HarvTR. 1971. Vol. 64. N 1. P. 1–19; Horsley R. The Zealots: Their Origin, Relationship and Importance in the Jewish Revolt // NT. 1986. Vol. 28. N 2. P. 159–192; Hengel M. The Zealots: Investigations into the Jewish Freedom Movement in the Period from Herod I until 70 A.D. Edinb., 1989; Шифман Л. От текста к традиции. М., 2000; Шумов С., Андреев А. М., сост. История Израиля и Иудеи: Общественная и полит. жизнь. М., 2004; Маккоби Х. Революция в Иудее. М., 2007.

    С. В. Бабкина

    ЗИЛОТЫ — это… Что такое ЗИЛОТЫ?

    [зелоты; греч. ζηλωταί; евр.  — ревнители, почитатели], радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. Основным источником по истории З. являются сочинения евр. историка Иосифа Флавия («Иудейская война» (завершена в 75-79), «Иудейские древности» (главы 13-20, завершенные ок. 94), «Автобиография» (94-99)). Описания Иосифа подробны, но довольно тенденциозны, прежде всего потому, что З. стали причиной несчастий его семьи (Ios. Flav. De bell. III 13. 1). Кроме того, основной целью Флавия было объяснить эллинистическому миру, что именно З. спровоцировали евр. народ (на самом деле благоразумный и лояльный) к восстанию против Рима, а затем препятствовали любым действиям, ведущим к заключению мира, и именно из-за их упорства восстание завершилось гибелью города и храма. В результате возник крайне негативный образ З.

    З. упоминаются в НЗ (в Мф 10. 4 и Мк 3. 18 среди учеников Иисуса Христа назван Симон Кананит, в Лк 6. 15 и Деян 1. 13 его имя передается как Симон Зилот) и в раввинистической лит-ре (напр., Мишна, Санхедрин 9. 6, Пиркей Авот 3. 5 и др.; в Талмуде рассказывается и о законоучителе Нехунии бен ха-Кане, т. е. «сыне Зилота», напр. Бава Батра 10б). Эти сведения отрывочны, чаще всего речь идет об отдельных личностях, скорее всего не имевших отношения к партии З., а просто прозванных З. за ревностное следование закону. Описания событий в Иудее I в. по Р. Х. рим. авторов практически ничего не добавляют к тому, что уже известно из сочинений Иосифа Флавия.

    Малочисленность источников, рассказывающих о З., стала главной причиной споров об истории этого движения. Долгое время было принято объединять под названием «З.» все радикальные группировки, действовавшие в Палестине между 6 и 74 гг. по Р. Х. Эта традиция восходит к Г. Грецу (Graetz H. Geschichte der Juden. Lpz., 1897-1911. 11 Bde), но окончательно она утвердилась благодаря Э. Шюреру, описавшему З. как единое движение, созданное Иудой Галилеянином (6 г.) и закончившее существование вместе с сикариями Масады (73) и егип. сикариями (74) (Schürer E. Geschichte der jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1901-1911 3. 3 Bde). Более поздние исследования показали, что объединять эти движения неверно и что партия З. была всего лишь одной из религиозно-политических групп. По вопросу о том, с какой из них можно отождествить З., по-прежнему ведутся дискуссии. Одни исследователи продолжают считать, что партия З. произошла от группировки, основанной Иудой Галилеянином и названной Иосифом Флавием «четвертая философия» (после фарисеев, саддукеев и ессеев) (Hengel. 1989; Brandon. 1967), другие отождествляют их либо с сикариями (Yadin. 1967), либо с группировкой Элиезера бен Шимона (Smith. 1971), либо с группировкой Йоханана бен Леви из Гуш-Халава (Иоанна Гисхальского). Кроме того, высказывалось мнение, что З. следует считать не религ. партией, а скорее просто бандой, состоявшей из бежавших от рим. грабежей крестьян (Horsley. 1986).

    В такой ситуации содержание понятия «З.» можно определить, только исходя из общего представления о «священной ревности» в евр. традиции и учитывая весь спектр радикальных религиозно-политических группировок, действовавших в Палестине в I в. по Р. Х. и принявших участие в восстании против Рима.

    Понятие «ревность» ( ), ставшее главной чертой З. и идеологической основой евр. религ. экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемся к избранному Им народу, вступившему с Ним в отношение завета (ср.: Исх 20. 5; 34. 14; Втор 4. 24; 5. 9; 6. 15; Нав 24. 19; Наум 1. 2). Бог Израиля требует и от Своего народа ревностного соблюдения завета (прежде всего отказа от идолослужения).

    I век по Р. Х. стал периодом религ. активности в Иудее. Рим. владычество, диктующее определенные правила поведения, эллинизация евр. элиты, обнищание земледельцев, споры о толковании Писания и как результат — религ. брожение и появление множества «философских» школ — все это, с одной стороны, привело к активизации мессианско-эсхатологических ожиданий, с другой — послужило причиной обращения к идеалу благочестия, и в частности к идее «ревности».

    Причиной большинства религ. споров и разделений на группировки было именно стремление к религ. чистоте. Каждая из «партий» (саддукеи, большое количество фарисейских школ, различные орг-ции ессеев и множество др. групп религ. экстремистов) хотела утвердить свой идеал святости, соответствовавший собственному пониманию «ревностного» служения Богу. Разница заключалась в том, что часть этих групп довольствовалась верой в то, что именно они и есть хранители «чистейшей» традиции (как, напр., ессеи). Одни группы вели себя более активно, вступая в полемику, открыто враждуя с остальными (напр., дома Шамая и Гилеля внутри фарисейства или фарисеи и саддукеи), другие резко противопоставили себя всем остальным и были готовы защищать свои интересы и идеалы с оружием в руках, не щадя собственной жизни.

    Одна из главных причин религ. «разброда» заключалась в том, что в отличие от селевкидов, временами преследовавших иудаизм и потому вызвавших активное сопротивление народа, римляне иудаизм не притесняли (Hengel. 1989. P. 172-173). Возмущение вызывали процесс эллинизации и медленное «размывание» религ. традиций, а тяжелые экономические условия, приведшие к обнищанию мн. людей, к-рые вслед. этого объединились в банды (Ios. Flav. De bell. II 12-13), усугубляли недовольство.

    Именно в такой ситуации появляется движение, названное Иосифом Флавием «четвертая философия». Его родоначальником, согласно Иосифу, был Иуда Галилеянин (Ibid. 8. 1), сын Хезкии, разбойника и борца за свободу (Schürer. 1901. Bd. 1. S. 486), казненного царем Иродом Великим в 46 г. до Р. Х. Иуда получил известность, подняв мятеж в Сепфорисе, столице Галилеи. Восстание было подавлено, однако Иуде удалось скрыться (Ios. Flav. De bell. II 4. 1). В традиции он известен также как законоучитель (Ibid. 8. 1; 17. 8; Когелет рабба 1. 30), хотя радикальные взгляды не позволили ему пройти раввинское посвящение (Hengel. 1989. P. 333). На близость Иуды к фарисейскому кругу указывает и тот факт, что в рамках нового движения Иуда действовал вместе с фарисеем Садоком (Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 1, 6).

    Поводом к возникновению движения послужила перепись, объявленная Квиринием, рим. легатом в Сирии в 6 г. по Р. Х. Перепись, по представлению Иуды, противоречила принципу божественного управления избранным народом и землей и грозила ввергнуть Иудею в рабство. Объявление переписи вызвало протесты по всей стране, однако первосвящ. Иоэзеру бен Боэтусу удалось успокоить значительную часть населения (Ibid. 1. 1).

    Второй причиной негодования Иуды и его сторонников было рим. господство как таковое (Idem. De bell. II 8. 1). Одной из основных идей Иуды, признававшейся всеми радикально настроенными группировками, была идея, что правителем избранного Богом народа может быть только Бог, и, следов., ни о каком рим. владычестве не может идти речь. Главная цель народа — сражаться за собственную свободу, потому что только в этом случае Бог придет ему на помощь. Этот тезис привел Иуду к конфликту не только с рим. властями, но и с иудеями, готовыми пойти на компромисс с Римом. Стремление к установлению божественного правления в Иудее не мешало, однако, Иуде добиваться царской власти (Idem. Antiq. XVII 10. 5). Будучи харизматическим лидером, он, вероятно, претендовал и на роль мессии.

    Дальнейшая судьба Иуды неизвестна. Согласно кн. Деяния св. апостолов (5. 37), «он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались». Время и обстоятельства этого события также неизвестны.

    Движение, созданное Иудой, пережило его самого. Возможно, сначала его возглавляли сыновья Иуды Иаков и Шимон (XX 5. 2), а когда и они были казнены в правление имп. Тиберия Александра (45-48), во главе группировки встал их брат Менахем (Idem. De bell. II 17. 8). Наиболее удачным из его действий был захват Масады, после к-рого он смог беспрепятственно войти в Иерусалим и, объединив неск. радикально настроенных группировок, возглавить восстание против Рима.

    Движение, инициированное Иудой, распространилось по всей стране. Так, получила известность банда, созданная Элиезером бен Динаи; в евр. традицию он вошел как человек, к-рый «торопил наступление конца» (Шир ха ширим рабба 2. 20)

    В это время в Иерусалиме появились сикарии (Σικαριοι — Ios. Flav. De bell. II 13. 3;   — Мишна. Махширин 1. 6). Эта банда получила известность в 50-х гг. I в. по Р. Х. благодаря неск. громким убийствам, совершенным ее членами. Своим названием они обязаны оружию — маленькому кинжалу (лат. sica), к-рый носили под одеждой. Скорее всего сначала это было прозвище, данное им римлянами, но затем оно стало самоназванием (Hengel. 1989. P. 49). Возможно, возникновение этого движения не было связано с какой-то конкретной группировкой, но затем его метод был избран последователями Иуды Галилеянина, и тогда движение превратилось в религиозно-политическую партию, во главе к-рой встал родственник Менахема и Иуды Галилеянина, Элиезер бен Яир. Хотя Иосиф Флавий не говорит о связи между группой Иуды и сикариями, есть основания считать, что эти движения были близки. И «четвертая философия», и сикарии руководствовались в своих действиях общими принципами: они ненавидели Рим, верили в то, что евреи не должны подчиняться никому, кроме Бога, и в то, что активная борьба с Римом и евреями, вставшими на его сторону, ведет к приближению эсхатологического конца. Все они были готовы принять мученическую смерть за свои идеалы. И у тех и у других были сильны мессианские ожидания, и, вероятно, их руководители претендовали на роль мессии.

    Наиболее значительной из антиримски настроенных иерусалимских партий была та, которую возглавил Элиезер бен Ханания, сын первосвященника, начальник храмовой стражи в 60-х гг. I в. по Р. Х. Он сплотил вокруг себя священников, разделявших идеи Иуды Галилеянина, и призвал не принимать жертвоприношений язычников и прекратить жертвоприношения за рим. императора, до этого совершавшиеся в Иерусалимском храме ежедневно (Ios. Flav. De bell. II 17. 2; согласно раввинистической традиции (Гиттин 56а), этим человеком был Захария бен Авкулус). Нежелание принимать жертвоприношения язычников привело к расколу внутри иерусалимского священства. Его единство нарушалось и происходившими в стране процессами эллинизации и социального расслоения. Неск. богатейших родов, пользовавшихся значительным политическим авторитетом, практически отстранили от служения в храме др. священников. Священническая аристократия поддерживала отношения с Римом, поскольку именно рим. власти были гарантами их благополучия. Кроме того, будучи чуждыми мессианских чаяний, они понимали, что конфронтация с Римом может оказаться не просто разрушительной, но гибельной для евреев, и потому всячески старались противостоять революционным настроениям в народе. Во главе «партии мира» стояли царь Агриппа II Ирод и первосвящ. Ханания.

    Однако прекращение жертвоприношений за рим. императора означало офиц. разрыв с Римом, а следов., превращало священство в повстанцев.

    В результате противостояния этих 2 группировок Иерусалим оказался втянутым в гражданскую войну: сторонники Элиезера бен Ханании заняли храм и нижнюю часть города, а сторонники союза с Римом — верхнюю (Ios. Flav. De bell. II 17. 5).

    В 66 г., в разгар противостояния между аристократией, сикариями и оккупировавшим храм священством, в город вошел Менахем со своими людьми и, по-видимому, возглавил восстание (Ibid. 17. 8). Его господство, однако, продолжалось недолго. Cкоро Менахем был убит сторонниками «партии мира», а его последователи бежали и скрылись в Масаде вместе с Элиезером бен Яиром (Ibid. 17. 9). Cикарии, заняв Масаду, оставались там до конца восстания и погибли в 73 г. (Ibid. VII 8-10). По-видимому, часть сикариев смогла бежать в Египет (ап. Павла однажды спутали с египтянином, «который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников (σικαρίων)» — Деян 21. 38). Иосиф Флавий сообщает, что последние из оставшихся сикариев приняли участие в восстании в Киренаике (Ios. Flav. De bell. VII 11).

    Гибель Менахема значительно ослабила радикальное движение в Иерусалиме и привела к его расколу на неск. соперничавших групп, которые верили в идеал священной войны и сохранили веру в скорейший приход Мессии.

    Начиная с 67 г. 3 основные группировки, идентифицируемые исследователями с З., так или иначе продолжали дело, начатое Иудой Галилеянином. Главой радикальной священнической группы стал Элиезер бен Шимон. Члены этой группы, противопоставив себя «партии мира» и офиц., прорим. правительству, заперлись во внутреннем дворе храма и, бросив жребий, избрали нового первосвященника (Ibid. IV 3. 6). Иосиф, относясь к ним крайне негативно, не рассказывает о мотивах их действий, но лишь выражает свою оценку, называя их действия «святотатством». Между тем избрание нового первосвященника по жребию (как обращение к древнейшей форме Божественного суда) могло быть очередным шагом в «священной войне» (Hengel. 1989. P. 218-219), которую вели радикалы. Они отказались приносить жертвы от имени язычников (Ios. Flav. De bell. II 17. 2-4), отстранили от культа тех, кто поддерживали римлян (Ibid. 17. 6), подожгли крепость Антония, откуда правители могли наблюдать за тем, что происходило в храме (Ibid. 17. 7), и, наконец, избрали нового первосвященника, не принадлежавшего к партии власти (Ibid. IV 3. 6). Выбор нового священника по жребию мог быть не связан с очищением храма, а служил лишь выражением отрицания существовавшей иерархии и принципа равенства всех повстанцев (Horsley. 1986. P. 177-185).

    Еще одной радикально настроенной группировкой были сторонники Иоанна Гисхальского, побудившего к восстанию жителей галилейского городка Гуш-Халав (Ios. Flav. De bell. IV 2. 1), а затем бежавшего в Иерусалим, где ему удалось заручиться поддержкой значительной части населения и доверием членов «партии мира». Иоанн даже был избран посредником в переговорах между правительством и «разбойниками», захватившими храм. Воспользовавшись своим положением, он убедил жителей Иерусалима позвать на помощь идумеев, а затем, объединив их с частью повстанцев, захвативших храм, сумел подавить выступление проримски настроенных граждан и сконцентрировать в своих руках власть в Иерусалиме (Ibid. 4. 1). Иоанн пытался подготовить город к предстоящей осаде, укрепив его стены (Ibid. V 1. 5). Его правление вызвало недовольство многих, поскольку он позволял своим людям «совершать любые злодеяния» (Ibid. 9. 10), «вкушал недозволенную пищу и отказался от искони установленного очищения…» (Ibid. VII 8. 1). Против него выступили прежде всего сторонники Элиезера бен Шимона, к-рые увидели в его действиях угрозу собственной власти. Они не позволили Иоанну войти во внутренний двор храма. В результате город оказался разделенным между сторонниками Иоанна Гисхальского, Элиезера бен Шимона и «партии мира».

    Третьей силой, значительно усложнившей ситуацию в Иерусалиме, стала банда, созданная Шимоном бар Гиорой. О жизни его до начала восстания практически ничего не известно. Иосиф сообщает о том, что Шимон прославился в сражении при Бет-Хороне в 66 г., когда евр. армия нанесла поражение рим. наместнику Цестию Галлу. Затем под лозунгом борьбы с Римом он собрал собственную армию и начал грабить Идумею. Какое-то время он скрывался в Масаде (Ibid. II 22. 2), где, возможно, воспринял идеологию сикариев, однако это не означает, что Шимон стал членом данной группировки. Армия Шимона была достаточно сильной для того, чтобы контролировать юг страны, и могла составить конкуренцию армии Иоанна Гисхальского. Этим обстоятельством решили воспользоваться противники Иоанна и в апр. 69 г. открыли перед армией Шимона бар Гиоры ворота Иерусалима (Ibid. IV 9. 11). Шимон практически беспрепятственно завладел всей территорией города, кроме храма, к-рый по-прежнему контролировали Элиезер бен Шимон и Иоанн Гисхальский. Весь следующий год, до весны 70 г., когда началась осада Иерусалима Титом, 3 группы повстанцев боролись между собой за власть, уморив голодом и истребив мн. жителей города. Лишь угроза гибели заставила их прекратить распри и объединиться, чтобы противостоять римлянам. В авг. 70 г. пал храм, а в сент.- верхний город. Война была закончена, радикальные группировки уничтожены.

    О судьбе Элиезера бен Шимона источники не сообщают. Скорее всего он погиб вместе с др. защитниками храма. Иоанну Гисхальскому удалось бежать из города по подземному ходу. Сначала он укрывался в подземных галереях, но голод заставил его сдаться римлянам, к-рые приговорили пленника к пожизненному заключению. Шимон бар Гиора был также захвачен в плен и, поскольку именно его римляне считали вождем восстания, отправлен в столицу империи, там проведен в цепях во время триумфального шествия, а затем казнен (Ibid. VI 9. 4; VII 3. 6). Бар Гиора был наиболее сильным и харизматическим из всех лидеров восстания, и именно с ним были связаны мессианские чаяния. По предположению исследователей, с именем бар Гиоры следует также связывать бронзовые монеты, датированные 4-м годом восстания, содержащие надпись: «За искупление Сиона» (Kanael B. The Historical Background of the Coins «Year four…» // BASOR. 1953. Vol. 129. P. 18-20). Слово «искупление» может указывать не просто на политическое освобождение страны, но на мессианское искупление и на те надежды, к-рые появлялись у народа под предводительством Шимона. Сикарии во главе с Элиезером бен Яиром, захватившие Масаду, предпочли позору поражения самоубийство. И в апр. 73 г., за неск. часов до того, как римляне после долгой осады захватили их укрытие, подожгли крепость и покончили с собой.

    Лит.: Brandon S. G. F. Jesus and the Zealots: A Study of the Political Factor in Primitive Christianity. Manchester, 1967; Yadin Y. Masada: Herod’s Fortress and the Zealots’ Last Stand. L., 19673; Smith M. Zealots and Sicarii, Their Origins and Relation // HarvTR. 1971. Vol. 64. N 1. P. 1–19; Horsley R. The Zealots: Their Origin, Relationship and Importance in the Jewish Revolt // NT. 1986. Vol. 28. N 2. P. 159–192; Hengel M. The Zealots: Investigations into the Jewish Freedom Movement in the Period from Herod I until 70 A.D. Edinb., 1989; Шифман Л. От текста к традиции. М., 2000; Шумов С., Андреев А. М., сост. История Израиля и Иудеи: Общественная и полит. жизнь. М., 2004; Маккоби Х. Революция в Иудее. М., 2007.

    С. В. Бабкина

    Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

    Зилоты — это… Что такое Зилоты?

            политическая группировка 40-х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации государства) и феодальной знатью во главе с Иоанном Кантакузином. В состав З. входили в основном состоятельное купечество и ремесленные верхи; вооруженной силой являлись преимущественно моряки. Во главе З. стояли представители аристократического рода Палеологов — Михаил и Андрей. К З. примкнул митрополит Иакинф. З. поддерживали константинопольское правительство. Получив от Апокавка военную помощь, в 1342 они захватили при поддержке народных масс власть в городе, изгнав из него феодальную аристократию. В 1343—45 влияние З. на городские низы несколько упало (по-видимому, политика представителей состоятельных слоев не отвечала интересам беднейшей части населения). После убийства в Константинополе Апокавка (1345) в результате переворота власть в Фессалониках перешла к феодальной знати, которая, умертвив Михаила Палеолога, решила передать город Кантакузину. Возмущённый народ летом 1345 перебил феодальную знать. Городом вновь овладели З., отказавшиеся после захвата византийской столицы Кантакузином (1347) признать новое константинопольское правительство, а также принять в качестве митрополита Григория Паламу (См. Григорий Палама) (поддерживавшего Кантакузина). В 1349 движение З. было подавлено, Фессалоники занял Кантакузин. Выступление З. было попыткой состоятельных городских слоев изменить общественный строй византийского города, отнять власть у феодалов, повысить роль городской верхушки в политической жизни государства. Причины неудачи движения З. — слабость городского сословия в Византии, интервенция Сербии и турок-османов в Византию на помощь Кантакузину.

             В византиноведении вопросы о социальном составе З., об их программе, об отношении к плебейским массам, о связях с крестьянством, с итальянскими городами остаются дискуссионными. До конца 50-х гг. 20 в. основным источником для изучения программы З. византинисты считали сочинения Николая Кавасилы, которые в действительности освещают более поздние события, к З. отношения не имеющие.

             Лит.: Бергер А., Демократическая революция в Византии в XIV в., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. V, М. — Л., 1930; Вернер Э., Народная ересь или движение за социально-политические реформы?, в сборнике: Византийский временник, [т.] 17, М. — Л., 1960; Сюзюмов М. Я., К вопросу о характере выступления зилотов в 1342—1349 гг., там же, [т.] 28, М., 1968; Курбатов Г. Л. и Рутенбург В. И., Зилоты и чомпи, там же, [т.] 30, М., 1969; Sevčenko 1., Nicolas Cabasilas’ «Anti-Zealot», «Dumbarton Oaks Papers», 1957, v. 11.

             М. Я. Сюзюмов.

    Зелоты — это… Что такое Зелоты?

    Зело́ты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец», ивр. קנאים‎, канаим) — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э.

    Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества для достижения которой считались пригодными любые средства[1]. К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого. С фасада Иерусалимского храма, отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

    Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привели к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. После незаконного изъятия (фактически грабежа) римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали т. н. Великое еврейское восстание, приведшее к Иудейской войне 66-73 гг. н. э. Подоспевшие на помощь римлянам войска Цестия Галла из Сирии были разбиты повстанцами.

    Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это также тем, что Израилем может управлять только Мессия — потомок Давида. Наиболее отважные воины выделились в отдельное крыло и получили от римлян прозвище «сикарии» («убийцы», «кинжальщики»). Их радикальные воинственные действия привели к войне с римлянами. Так, один из сикариев Менахем, сын Иуды, захватив крепость Масаду, перебил римский гарнизон.

    Наиболее известные зелоты — Симон (Шимон) Бар-Гиора и Йоханан из Гисхалы. Иногда зелотов рассматривают как основанную Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем «четвёртую секту», наряду с фарисеями, саддукеями и ессеями, про которых упоминал участник Иудейских войн Иосиф Флавий[2].

    Согласно Библии, среди апостолов Иисуса был зелот Симон[3] (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»).

    Примечания

    См. также

    Общие вопросы — ZEALOT

    Мы часто получаем от наших клиентов ответы на часто задаваемые вопросы о наших наушниках Bluetooth. Ниже приведены ответы на часто задаваемые вопросы для справки:

    Во-первых, мобильные телефоны не могут получить Bluetooth-гарнитуру Zealots через Bluetooth.

    1. Убедитесь, что Zealot Bluetooth включен.
    2. Если гарнитура Zealot Bluetooth включена, но поиск по ней по-прежнему невозможен, попробуйте перезапустить Bluetooth и мобильный телефон и повторите попытку.

    Второй , Bluetooth-гарнитура Zealots не может быть подключена к вашему мобильному телефону

    Прежде всего, убедитесь, что вы следуете инструкциям в руководстве.
    И, гарнитура Bluetooth несовместима с вашим мобильным телефоном. Наушники Zealot Bluetooth — это универсальные наушники Bluetooth, которые совместимы с 99% мобильных телефонов на современном рынке, поэтому вам не нужно беспокоиться о проблеме совместимости.

    В-третьих, наушники Zealot Bluetooth не заряжаются нормально.

    1. Если гарнитура Zealot Bluetooth не использовалась в течение длительного времени, вам необходимо зарядить ее в течение 20 минут, чтобы снова активировать ее аккумулятор.
    2. Некоторые части гарнитуры Zealot Bluetooth были повреждены (вероятность очень мала), вы можете подключить ее к обычным устройствам и попытаться выяснить, в чем проблема.

    В-четвертых, гарнитура Bluetooth и мобильный телефон всегда отключаются после успешного подключения.

    1. Когда аккумулятор наушников Zealot Bluetooth низкий, он напомнит вам о необходимости как можно скорее зарядить его.
    2. Если между телефоном и наушниками Bluetooth есть преграды или расстояние подключения превышает допустимое расстояние, не передавайте наушники Bluetooth. Чтобы обеспечить постоянную стабильность сигнала, старайтесь, чтобы между наушниками Bluetooth и мобильными телефонами не было препятствий.
    3.Если совместимость Bluetooth-гарнитуры и мобильного телефона не очень хорошая, соединение Bluetooth между наушниками и мобильным телефоном не будет стабильным, если между гарнитурой Bluetooth и мобильным телефоном или немного дальше будет барьер. , гарнитура Bluetooth автоматически отключится от телефона, а затем автоматически выключится.

    ,

    определение фанатика по The Free Dictionary

    Проницательный и бесстрастный, с гением беспощадно разбирать предложения, Холл в то же время был ревностным сторонником улучшения и расширения телефонных услуг. «Нет, — ответил неподражаемый фанатик. «Мы не имеем обыкновения проявлять праздную вежливость по отношению к этому полу, который требует более строгой дисциплины. Друзья могли бы сказать ей кое-что, но у нее было мало людей ее возраста, — Ричмонд был труднодоступным местом, — и, Так случилось, что единственная девушка, которую она хорошо знала, была религиозным фанатиком, которая в горячем интимном рвении говорила о Боге и лучших способах взятия своего креста — тема, крайне интересная только для тех, чей разум достиг других стадий в другое время ,Для Лукаса, религиозного фанатика, кооперативное содружество было Новым Иерусалимом, Царством Небесным, которое находится «внутри вас». Для другого социализм был просто необходимым шагом к далекой цели, шагом, который нужно терпеть с нетерпением. Ньюмен взглянул на свою собеседницу и убедился, что она не сплетница, а фанатик; она выглядела встревоженной, привлекательной, сдержанной. Но мудрый принц предпочел бы нанять тех, кто практикует последний из этих методов; потому что такие фанатики всегда оказываются наиболее угодливыми и подчиненными воле и страстям своего господина.Через эту огромную толпу, несомненно, кое-где усыпанную честными фанатиками, но состоящую большей частью из самой отбросы и отбросы Лондона, рост которых был вызван плохими уголовными законами, плохими тюремными правилами и самой ужасной полицией, какой только можно себе представить. члены обеих палат парламента, которые не приняли меры предосторожности, чтобы быть уже на своих постах, были вынуждены сражаться и пробиваться. Все люди таланты, независимо от того, были они людьми чувствами или нет; будь они фанатиками, претендентами или деспотами — если только они искренни — имеют свои возвышенные моменты, когда они покоряются и правят.«У вас сейчас совершенно иное мнение о нашей хваленой цивилизации, чем то, что вы придерживались, когда я сломал вашу стену и пригласил этих фанатиков национализации земель пройти через ваше увеселительное поле. Поскольку святой Симон Фанатик был его спутником в его путешествиях, это было пришел к выводу, что Джуд также был фанатиком, еврейским воинствующим националистом в течение первого столетия в Израиле, за 11 дней до того, как он пережил покушение со стороны религиозного фанатика, когда он уезжал после окончания собрания на углу в Наровале, его родном избирательном округе.В конце концов, один фанатик убил других девятерых, а затем покончил с собой. ,

    часто задаваемых вопросов — ZEALOT

    Мы часто получаем от наших клиентов ответы на часто задаваемые вопросы о наших наушниках Bluetooth. Ниже приведены ответы на часто задаваемые вопросы для справки:

    Во-первых, мобильные телефоны не могут получить Bluetooth-гарнитуру Zealots через Bluetooth.

    1. Убедитесь, что Zealot Bluetooth включен.
    2. Если гарнитура Zealot Bluetooth включена, но поиск по ней по-прежнему невозможен, попробуйте перезапустить Bluetooth и мобильный телефон и повторите попытку.

    Второй , Bluetooth-гарнитура Zealots не может быть подключена к вашему мобильному телефону

    Прежде всего, убедитесь, что вы следуете инструкциям в руководстве.
    И, гарнитура Bluetooth несовместима с вашим мобильным телефоном. Наушники Zealot Bluetooth — это универсальные наушники Bluetooth, которые совместимы с 99% мобильных телефонов на современном рынке, поэтому вам не нужно беспокоиться о проблеме совместимости.

    В-третьих, наушники Zealot Bluetooth не заряжаются нормально.

    1. Если гарнитура Zealot Bluetooth не использовалась в течение длительного времени, вам необходимо зарядить ее в течение 20 минут, чтобы снова активировать ее аккумулятор.
    2. Некоторые части гарнитуры Zealot Bluetooth были повреждены (вероятность очень мала), вы можете подключить ее к обычным устройствам и попытаться выяснить, в чем проблема.

    В-четвертых, гарнитура Bluetooth и мобильный телефон всегда отключаются после успешного подключения.

    1. Когда аккумулятор наушников Zealot Bluetooth низкий, он напомнит вам о необходимости как можно скорее зарядить его.
    2. Если между телефоном и наушниками Bluetooth есть преграды или расстояние подключения превышает допустимое расстояние, не передавайте наушники Bluetooth. Чтобы обеспечить постоянную стабильность сигнала, старайтесь, чтобы между наушниками Bluetooth и мобильными телефонами не было препятствий.
    3.Если совместимость Bluetooth-гарнитуры и мобильного телефона не очень хорошая, соединение Bluetooth между наушниками и мобильным телефоном не будет стабильным, если между гарнитурой Bluetooth и мобильным телефоном или немного дальше будет барьер. , гарнитура Bluetooth автоматически отключится от телефона, а затем автоматически выключится.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *