Новости и события

Анатомические театры – Что такое анатомический театр?

Что такое анатомический театр?

История знает не мало странных, а порой даже жутких видов развлечений. И одно из таковых- это так называемые анатомические театры, где забавы ради разрезались и демонстрировались трупы людей. Причём зрелище было столь популярным, что приходили даже семьями! Но самое интересное началось, когда этих самых трупов стало не хватать…

В настоящее время анатомический театр понимается как помещение для учебного вскрытия трупов и чтения лекций в медицинских учреждениях. Исторически анатомический театр – это специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах и даже нередко сопровождаемое мелодией. Отсюда и получилось название — theatrum anatomicum, анатомический театр.

Но настоящий расцвет публичного интереса к анатомии в Европе начался в 1594 году с открытием первого публичного анатомического театра в Падуе. После которого они стали открываться просто один за другим. После чего «анатомикум» был открыт и в Голландии, в Лейдене, — именно его почти сто лет спустя посетил Петр I и стал открывать подобные учреждения в России.

Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей. В этом театре собиралось множество людей: все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде. В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска. На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.

Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».

Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей».

Вскоре покойники стали для анатомов настоящим расходным материалом, и казненных преступников на всех не хватало. За свежую мертвечину платили хорошие деньги, и вскоре популярной темой для пересудов стали «похитители тел». На многих кладбищах появилась охрана, а самые предусмотрительные за отдельную плату выставляли у свежих могил своих родственников караул.

Одна из самых известных историй- это дело ирландцев Уильяма Бёрка и Уильяма Хэра, которые в течение 1828 года убили в Эдинбурге семнадцать человек и продали их тела профессору Роберту Ноксу, дававшему частные уроки по анатомии. Все началось с «невинной» кражи трупа какого-то бедолаги, но, почувствовав вкус к легким деньгам, Бёрк и Хэр поставили дело на поток: «наглядными пособиями» выступили нищая старуха и ее слепой внук, городской сумасшедший, восемнадцатилетние подруги-проститутки и т.д.

И в заключении…

На сегодняшний день анатомические театры, если их так можно сегодня называть, остались лишь в медицинских университетах, где будущим медикам рассказывается о строении человеческого тела. Так же в 2010 году Google запустил проект Google Body (сегодня доступен под названием Zygote Body, zygotebody.com) — онлайн-приложение, которое позволяет изучить устройство человека с помощью интерактивной 3D-модели. Так что даже это развлечение, можно сказать, стало доступно онлайн! 🙂

qbik.club

Анатомические театры в России и мире

Представьте себе комнату, являющую собой отдельное красивое архитектурное сооружение внутри другого здания. Эта комната – амфитеатр, но гораздо меньших размеров. На расположенных по кругу скамьях расселись заинтересованные зрители, а в центре, на деревянном столе творится действо… Нет, это не магический ритуал, хотя по своей значимости происходящее, наверное, можно к нему приравнять. В центре комнаты происходит вскрытие человеческого тела, а заинтересованные зрители на скамьях – это студенты-медики. Таких учебных заведений было много в Средние века, и это анатомические театры.

Что такое анатомический театр

Итак, для чего и где сооружались подобные залы? Что такое анатомические театры и существуют ли они в настоящем? Давайте разбираться вместе.

Анатомический театр – это особое учреждение, которое использовалось при университетах для преподавания студентам науки врачевания. В центре комнаты шло вскрытие тела человека или животного. Интересно, что при этом на скамьях рядом со зрителями могли восседать самые настоящие скелеты, используемые как учебные пособия. Многие студенты не только наблюдали за происходящим на их глазах действом, но и конспектировали увиденное и комментарии преподавателей. Ну а, судя по средневековым иллюстрациям, некоторые наблюдатели держали в руках плакаты с надписями типа Memento Mori, что в буквальном переводе означает «Помни о смерти».

Анатомические театры. История

Первый анатомический театр был построен в 1594 году в университете Падуи. Сохранился он и до наших дней. Чуть позже, в 1596 году, подобное образовательное учреждение было открыто в Лейденском университете. В 1637 году анатомический театр появился в Болонье.

Интересен и еще один исторический факт. В XIX веке анатомический театр открыл видный американский государственный деятель, автор Декларации независимости и по совместительству третий президент США Томас Джефферсон. Однако это образовательное учреждение просуществовало недолго и было разрушено перед началом Второй мировой войны.

Самые красивые и действующие до сих пор

Какие же анатомические театры существуют в наши дни и проводятся ли в них вскрытия и поныне? Какие мировые учреждения подобного рода могут по праву называться самыми красивыми?

Анатомический театр в Лондоне при церкви святого Фомы действует до сих пор. Открыт он был в XIX веке, а с 60-х годов прошлого столетия — после реконструкции — существует как музей. Действующий анатомический театр есть и на территории Нидерландов, в Амстердаме. Живописное старинное здание было построено в XV веке, а два столетия спустя в нем открыли специальный корпус университета. К слову, надпись Theatrum Anatomicum над входом в здание различима и сейчас, но вскрытия здесь больше никто не проводит. Теперь в этой комнате проходят заседания научного сообщества.

Одним из самых красивых сохранившихся до наших дней анатомических театров считается Sala Gimbernat в Барселоне (Италия). Стены зала драпированы богатым пурпурным бархатом, в интерьере – мрамор и позолота. Из того же благородного белого мрамора сделан и операционный стол, на котором в давние времена производили вскрытия. В наши дни здесь открыт музей.

Россия: Петербург, Петр I и Кунсткамера

В 1698 году Петр I посетил Лейденский анатомический театр. Там государь познакомился с профессором Фредериком Рюйшем, а также взял у него несколько уроков медицины. В 1706 году первый анатомический театр был открыт на территории России, а преподавать в нем пригласили знаменитого голландского профессора Николаса Бидлоо. Интересно, что сам Петр I интересовался наукой о строении человеческого тела и неоднократно собственноручно проводил вскрытия и препарировал трупы.

В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры. Здесь по-прежнему велась научно-исследовательская деятельность, руководили которой приглашенные из Германии и Голландии профессора. Затем театр переместили в здание Академии наук, и к началу XIX века постепенно это исследовательское учреждение утратило свою значимость.

Казанский анатомический театр

Однако не только в Петербурге можно было изучать строение тела человека, наблюдая демонстрацию вскрытия. На территории нынешней Республики Татарстан тоже существовал анатомический театр. Казань и ее музей-театр человеческого тела и сейчас открывает свои двери заинтересованным наблюдателям, однако теперь здесь не проводятся вскрытия. В настоящее время в здании бывшего анатомического театра находится музей, относящийся к кафедре нормальной анатомии Казанского государственного медицинского университета.

Сюда приходят на занятия студенты-медики. Для них здесь оборудованы библиотека и кинозал, а также выставлены самые разные анатомические препараты. Сюда могут прийти и заинтересованные туристы, лекцию для них прочитает экскурсовод музея.

Анатомические театры в России и мире сохранились до сих пор. Многие из них сегодня работают как музеи, некоторые стали местами встреч для медицинских научных сообществ. Однако историческая ценность анатомических театров бесспорна, и наша задача — сохранить их для будущих поколений.

fb.ru

Анатомические театры: история и современность

Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собойпомещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.

Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собой помещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.

Аудитория, в которой проводились манипуляции над трупами, была очень схожа с амфитеатрами, которые были в Древней Греции. В центре помещения находился большой стол, собственно на котором производилось вскрытие человеческого или животного трупа. Вокруг этого стола стояли студенты и великонспекты, а так же записывали замечания преподавателя, а в качестве наглядного пособия около студентов находились настоящие скелеты. На средневековых иллюстрациях можно заметить в руках студентов плакаты с надписями «MementoMori», что означает «Помни о смерти» [1, 3].

В XIV веке в Болонье Мондино де Люцци, которого считают отцом современной анатомии, написал трактат об устройстве органов человека. Анатом утверждал, что каждая часть нашего тела имеет свою иерархию и вновь сделал популярной практику публичных вскрытий, которые проводились на площадях.

С 1594 г. в Падуе начинает развиваться публичный интерес к анатомии. В Европеоткрываются анатомические театры анатомички. Самое первое здание было построено в 1594 году в городе Падуя и сохранилось до настоящего времени. Известная анатомичка была открыта и в Голландии, в Лейдене, послепосещения которой ПетромI подобные учреждения стали открываться в России.

Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей.В этом театре собиралось множество людей:все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде.В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска.На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти [5, 6]. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.

Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».

Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей»

В XIX век тела мертвых стали самым расходуемым материалом для изучения и тел казненных преступников было уже не достаточно. За свежее тело люди платили очень хорошие деньги, и тогда на этой почве стали развиваться так называемые «похитители тел».На кладбищах стала появляться охрана.Родственники только что умершего человека так же ставили караул, что бы свежее тело не было украдено.

Первый российский анатомический театр был открыт после посещения Петром первым Лейдан в 1706 году, где он познакомился с профессором Фредериком Рюйшем, а также взял у него несколько уроков медицины. В анатомический театр пригласили преподавать знаменитого голландского профессора Николаса Бидлоо. Сам Петр I был немало заинтересован наукой, и не раз он сам препарировал трупы[2, 4].

В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры, где как и прежде велась научно-исследовательская деятельность под руководством профессоров из Германии и других стран.Позже, театр был перемещен в Академию наук, и к началу XIX века стал утрачивать свою значимость.

Тем не менее, не только в Петербурге можно было наблюдать за препарированием трупов. Анатомический театр существовал и в Казани. В настоящее время, в анатомичке вскрытий уже не проводят, она превратилась в музей-театр человеческого тела. Так же в этом здании располагается кафедра нормальной анатомии Казанского медицинского университета. Здесь для студентов-медиков оборудованы библиотеки, кинозалы. Для изучения так же представлены натуральные препараты органов человека.

По сей день есть действующий анатомический театр в Лондоне при церкви святого Фомы. Открытый в XIX веке, с 60-х годов прошлого столетия он существует как музей.Так же действующий анатомический театр есть и на территории Нидерландов, в Амстердаме. Старинное живописное здание было построено в XV веке, спустя некоторое время здесь был открыт корпус при университете.SalaGimbernat в Барселоне считается одним из самыхкрасивых сохранившихся зданий. Стены зала драпированы богатым пурпурным бархатом, в интерьере — мрамор и позолота. Из этого же мрамора сделан стол, на котором вскрывали тела умерших людей. В настоящее времяэта анатомичка так же является только музеем.

В XXI веке любой гражданин, которому интересна анатомия человека, может загрузить на свой гаджет виртуальный атлас человека, где в 3D-формате показан и описан каждый орган как в отдельности, так и в системе. В одно нажатие с виртуального тела можно снять кожу, затем послойно удалить мышцы, внутренние органы, подробно рассмотреть тело со всех сторон. И покупать билет в такой виртуальный анатомический театр не требуется. 

medconfer.com

Эпоха великих вскрытий: история анатомических театров

Андреас Везалий

XVI век

Самая грандиозная фигура этого времени — бельгиец Андреас Везалий. Будучи студентом университета в Париже, любознательный юноша частенько в поисках учебного материала посещал знаменитое Кладбище Невинных — оно было переполнено настолько, что подходящие останки можно было найти, слегка поворошив палкой землю. Правда, предварительно следовало отогнать бродячих псов и стервятников, лакомившихся полусгнившими телами.

Известно также, что Везалий под покровом ночи снимал с виселиц повешенных, тайком оттаскивал их домой и резал во благо науки — иным способом в этой части Европы добыть труп было невозможно. Вскоре Андреас переехал в Падую (Италия) по той лишь причине, что местный судья дозволял ученым вскрывать тела казненных преступников. 

Везалий стал первым, кто позволил себе раскритиковать Галена. Он переиздал ключевые работы классика со множеством исправлений, что вызвало настоящий скандал в ученых кругах. К примеру, Гален полагал, что сердце состоит всего из двух камер (на самом деле — из четырех), и между этими камерами есть дырка. Благоговение перед величием античного гения было столь велико, что на протяжении четырнадцати веков все ученые и анатомы как один подтверждали этот факт — верить полагалось не своим глазам, а ученому авторитету. С классиком спорить не решался никто. Кроме Везалия.

В те же годы один из младших коллег Везалия, итальянский хирург Реальдо Коломбо, прославился тем, что впервые обозначил и описал клитор. Этот орган, писал Коломбо, «сладок, как любовь Венеры» — надо полагать, продвинутый ученый четко представлял себе также и его назначение. Другие анатомы или игнорировали сей объект, или же считали его каким-то малораспространенным уродством. А объективных сведений не было, ведь в течение долгого времени вскрывать дозволялось только мужские трупы.

1594 год

Анатомический театр
в Падуе

Расцвет публичного интереса к анатомии. В Европе один за другим открываются анатомические театры. Здание самого первого из них, построенное все в том же городе Падуя в 1594 году, сохранилось до сих пор. Выдающийся «анатомикум» был открыт и в Голландии, в Лейдене, — именно его почти сто лет спустя посетил Петр I, после чего подобные учреждения начали появляться и в России.

Обычно анатомические театры строились по модели цирка: в центре небольшого амфитеатра — прозекторский стол, вокруг него — галереи для зрителей. Тут и там в зале были установлены скелеты в драматических позах, некоторые с надписями вроде «Помни о смерти» в руках.

В театре собирались сотни людей — первый, самый нижний, ряд занимала профессура, представители знати и городских властей. Выше сидели студенты-медики, а последние ряды предназначались для публики. Перфомансы происходили зимой, ведь летом трупы (в отсутствие холодильников) хранить было негде. В некоторых театрах играла музыка, в перерывах публике предлагали выпивку и легкие закуски. Зрители приходили с детьми, приезжали из других городов. Посещение анатомического театра позволяло продемонстрировать окружающим свою просвещенность, интерес к знаниям, да и вообще — других, столь же захватывающих, зрелищ в то время не было. Богачи и знать, путешествуя по Европе, непременно заезжали в Италию и Голландию, местные анатомические театры стояли на первом месте в списке достопримечательностей.

Вскрытие занимало несколько дней, и билеты продавались как абонемент — сразу на весь цикл. В первый день хирург — в парадной одежде и надушенный — проникал в брюшную полость. Затем демонстрировал органы грудной клетки, на третий день — вскрывал череп, затем дело доходило до костей, суставов и прочей мелочевки.

Цена за билеты на мероприятие удваивалась, если на столе анатома оказывалась женщина. Считалось, что вместе с брюшной полостью покойной дамы публике открывается и «сама священная тайна деторождения».

XIX век

Уильям Бёрк

Покойники стали для анатомов настоящим расходным материалом, и казненных преступников на всех не хватало. За свежую мертвечину платили хорошие деньги, и вскоре популярной темой для пересудов стали «похитители тел». На многих кладбищах появилась охрана, а самые предусмотрительные за отдельную плату выставляли у свежих могил своих родственников еженощный караул.

На всю Великобританию прогремело дело ирландцев Уильяма Бёрка и Уильяма Хэра. В течение 1828 года они убили в Эдинбурге семнадцать человек и продали их тела профессору Роберту Ноксу, дававшему частные уроки по анатомии. Все началось с «невинной» кражи трупа какого-то бедолаги, но, почувствовав вкус к легким деньгам, Бёрк и Хэр поставили дело на поток: «наглядными пособиями» выступили нищая старуха и ее слепой внук, городской сумасшедший, восемнадцатилетние подруги-проститутки и т.д.

УильямХэр

Хорошенько напоив жерт­ву, они технично душили ее. Очередную жерт­ву Бёрк с подельником однаж­ды забрали прямо из полицейского участка: увидев, как копы задержали на улице мертвецки пьяную даму, они уверили офицеров, что прекрасно с ней знакомы и сейчас же проводят ее до дома. Готовый труп несчастной они предоставили покупателю буквально через несколько часов.

Убийц почти случайно разоблачили соседи, но в итоге лишь Бёрк был осужден на казнь — Хэр сдал подельника с потрохами в обмен на неприкосновенность. Примечательно, что приговором Бёрку было «повешение с последующим публичным анатомированием» (в те времена попасть на секционный стол было дополнительным и довольно страшным наказанием). А профессор Нокс был вынужден оставить профессию и до конца жизни пробавляться популярными очерками о рыбалке.

mhealth.ru

Анатомический театр

Анатомический театр

Первые анатомические театры появились в Европе в XV–XVI вв., хотя интерес к строению собственного тела люди проявляли всегда. Но уже с античных времён существовали религиозные запреты на расчленение мёртвого тела. Полагают, что  в Падуе в XV в. построили первый деревянный разборный анатомический театр, который можно было перевозить. Постоянный анатомический театр появился в университете Падуи в 1594 г. Его высота составляла 13 м, а в зале, имевшем конусообразную форму, могли разместиться 250 зрителей.

В 1597 г. стационарный анатомический театр был создан в Лейдене голландским профессором Петером Павом (1564–1617), декорировавшим его скелетами птиц, животных, людей, а также латинскими изречениями «Смерть есть рубеж всего сущего». Для публичных вскрытий брались трупы преступников, что как бы оправдывало такое их использование греховностью. Церемонию рассечения тела сопровождала музыка (небольшой оркестр или один-два флейтиста), в зале распылялись духи, большие свечи освещали прозекторский стол и прелектора в парадной одежде. Процедура вскрытия постепенно становилась похожей на торжественный спектакль, целью которого было просвещение и назидание зрителей в духе идеи суетности и быстротечности жизни, идеи, столь характерной для  эпохи барокко. Само же помещение театра начало использоваться не только по его прямому назначению, но становилось также музеем, лекторием, местом дискуссий и экспериментов. Опытный умелый прелектор старался создать во время действа приподнятую театральную атмосферу. Особенно славился своим мастерством выдающийся голландский анатом Фредерик Рюйш (1638–1731), который в течение 30 лет проводил вскрытия в анатомическом театре Амстердама, посещавшиеся не только врачами и учёными из многих стран Европы, но и дипломатами, и знатью. Анатомический театр стал специфическим явлением  XVII в., когда культурная парадигма была выстроена таким образом, что урок анатомии — вскрытие человеческого тела был выдержан как благородное мероприятие для общественности. С одной стороны публике обещали показать то, что Природа дала каждому, с другой стороны,- это демонстрировалось на трупе преступника, «злодея», что служило напоминанием о грехе. 

Первое знакомство русских с анатомическим театром состоялось во время Великого посольства Петра I в Голландию в 1698 г. в Лейдене. Затем царь слушал там лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша и сумел оценить новую для русских науку как фундамент хирургии. Поэтому в Москве при создаваемом в 1706 г. госпитале по именному указу царя был устроен первый русский анатомический театр, который возглавил приглашённый из Голландии врач Николаас Бидлоо (1670–1735), а Пётр I «сам при разъятии мёртвых тел многократно присутствовал» и приобрёл «навык их методически разлагать».

Анатомический театр Академии наук был учреждён в  Петербурге в недостроенном здании дворца  царицы Прасковьи Фёдоровны и начал функционировать в 1726 г. Для работы в нем был приглашён из Германии профессор Иоганн Георг Дювернуа (1691–1759), приехавший из Тюбингенского университета вместе со своим студентом Иосиасом Вейтбрехтом. Дювернуа вскрывал не только трупы людей, направляемые сюда из Полицмейстерской и Медицинской канцелярий, но и тела умерших редких животных, которые содержались за счёт двора: слона, льва, леопарда. 

27 июня 1727 г. Дювернуа выступил  на публичной ассамблее с речью, где он «толковал состояние нынешнее о анатомии человека и животных <…> и чинил описание новых вещей в анатомии слона, который был разобран в сем городе при окончании прошедшего года». Анатомические секции в России не вызывали того повышенного интереса, который проявлялся к ним на Западе. Однако результаты исследований Дювернуа оживлённо обсуждались в Конференции и на Ассамблее Академии наук, а начиная с 1728 г. публиковались в научном журнале «Commentarii Academiae scientiarum Petropolitanae». За 15 лет работы в России анатом опубликовал в «комментариях» около 20 статей, в их числе 2 тератологических. 

К 1728 г. относится перевод анатомического театра в новое здание, построенное для Кунсткамеры. Он располагался здесь в просторном круглом зале, вход в который был непосредственно с набережной Невы. В помощники И.Г.  Дювернуа был назначен И. Вейтбрехт, к которому постепенно перешла вся работа по анатомированию присланных из полиции трупов. В 1736 г. в Академию наук поступает еще один анатом из Германии Иоганн-Христиан де Вильде, который продолжает характерное для Дювернуа направление сравнительно-анатомических исследований: наблюдение по анатомии слона, исследование курицы-монстра и плода гидроцефала. В 1741 г. он принял дела от возвращающегося на родину Дювернуа, однако в 1744 г. тоже покинул Петербург. 

Иосиас Вейтбрехт в 1731 г. был избран академиком по кафедре  физиологии, а в 1736 г получил степень доктора медицины от Кенигсбергского университета за присланную туда диссертацию об эпидемии разразившейся в Петербурге годом ранее «петехиальной лихорадки». Эта работа по терапии брюшного тифа вызвала большой интерес медиков. Но главным трудом Вейтбрехта было первое в мире исчерпывающее руководство по синдесмологии — учении о суставах, сочленениях и связках человеческого скелета, изданное на латинском языке в Петербурге в 1742 г.. Позже оно было издано во Франции (1752) и в Германии (1779). Вейтбрехт был избран иностранным членом Нюрнбергского физико-медицинского общества. Его «Синдесмология» до сих пор признается основой знания о связках. Так плодотворно в течение 19 лет проходили работы в анатомическом театре   до случившегося в декабре 1747 г. пожара. После этого в стены Кунсткамеры он уже не вернулся, меняя в течение 60 лет свой адрес 8 раз. Около 10 лет анатомический театр находился в доме баронов Строгановых, 2 года — на «Боновом дворе», потом — в доме Миллера на 5 линии Васильевского острова, наконец, довольно длительное пребывание (19 лет) в отдельном деревянном здании, построенном на лугу перед главным зданием Академии. Сменяют друг друга анатомы: А. Каау-Бургаве, А.П. Протасов, К.Ф. Вольф, П.А. Загорский — все они не были удовлетворены условиями работы и готовили собственные  проекты реконструкции анатомического театра. В 1788 г. театр размещают в новом каменном здании Академии наук, но постепенно он утрачивает своё значение. В России анатомические театры не имели тех общекультурных функций, которые были у них на Западе. Они предназначались лишь для научных и учебных целей.

Разрез I этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр.
Фрагмент чертежа VII из «Палаты Санктпетербургской…». 1741.

Фрагмент плана I  этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр. Фрагмент чертежа V из «Палаты Санктпетербургской…». 1741. «Толкование литер и чисел:
…NN. Театр Анатомический. Шкафы 1-12. Всякие препарации, учиненные при театре Анатомическом. Каморки отгороженые 13-15. В оных работает Просектор и его помощники, при том же находятся инструменты Анатомические и прочие к тому при­надлежащие припасы».

I. Weitbrecht. Syndesmologia sive Historia Ligamentorum… Petropli. 1742.

Статья И.Г. Дювернуа о монстре из Казани в Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae.

Хирургические инструменты. Западная Европа. Конец XVII — начало XVIII в.

Коробка с хирургическими инструментами. Западная Европа. Конец XVII — начало XVIII в.

Скальпели и крючок хирургические. Западная Европа. Конец XVII — начало XVIII в.

  

www.kunstkamera.ru

История анатомических театров | Медицинские интернет-конференции

История анатомических театров

Яшина В.С., Ермолаева Е.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В настоящее время анатомический театр понимается как помещение для учебного вскрытия трупов и чтения лекций в медицинских учреждениях. Исторически анатомический театр – это специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах и даже нередко сопровождаемое мелодией. Отсюда и получилось название — theatrum anatomicum, анатомический театр.

Целью создания анатомических театров было вовсе не развлечение народа. Врачи, художники, скульпторы посещали анатомические театры с профессиональным интересом. Например, великий Леонардо да Винчи не только посещал такие театры, но и сам проводил вскрытия. Благодаря этому он смог изобразить различные органы человеческого тела, что существенно повлияло на развитие анатомии.

До появления анатомических театров вскрытие трупов было практически невозможно, так как религия и законы запрещали это. Но, однако же, еще до нашей эры вскрытия трупов проводились. Например, в Египте по распоряжению царя Птолемея II трупы преступников стали передавать врачам для научных исследований. К этому времени относятся первые анатомические исследования Герофила и Гиппократа.

Наконец, в эпоху Возрождения запреты стали постепенно сниматься. Ученым удалось доказать церкви, что такие запреты антигуманны. Ведь отсутствие знаний в области анатомии, не дает врачу оказать медицинскую помощь больному. А это противоречит постулатам о любви к ближнему и обязанностям христианина прийти на помощь страждущему.

Первые анатомические театры появились в Италии в XV—XVI вв. Старейший анатомический театр был открыт в Падуе в 1594 г. Его здание сохранилось до наших дней. В России анатомические театры появились в 1698 г во время правления Петра I. Известно, что сам Петр I интересовался наукой о строении человеческого тела и неоднократно собственноручно проводил вскрытия и препарировал трупы. В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры. По мере развития анатомические театры превращаются в анатомические институты, более обширные и снабженные средствами для исследовательской работы. Таким образом, создание анатомических театров способствовало развитию анатомии и медицины. Благодаря им у человека была возможность узнать о внутреннем строении тела. 

medconfer.com

Анатомический театр

В Москве выставка открылась уже не в первый раз — в прошлом 2013 году она проходила в арт-центре «Ветошный», что недалеко от Красной площади. Побывала уже в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Питере, а перед этим экспозиция была представлена в Вашингтоне, Онтарио, Лос-Анджелесе, Сантьяго, Коста-Рике и других городах, собрав в общей сложности более двух миллионов зрителей. В пресс-релизе выставки и во всех официальных публикациях в СМИ усиленно подчеркивается и неоднократно повторяется мысль, что данное мероприятие носит исключительно образовательный характер. За настоятельным позиционированием выставки именно в просветительско-научном ключе скрывается некоторая ее скандальность и неоднозначность. Ведь все экспонаты, представленные здесь, — это некогда живые настоящие реальные люди. И обычный обыватель, пришедший сюда, даже если и в поисках новых анатомических знаний, на вопрос о том, где он, шепотом отвечает по мобильному телефону, что он на выставке трупов…

Атмосфера, царящая здесь, надо сказать, весьма специфична, но очень впечатляет. В кромешной темноте яркими розовато-желтыми пятнами освещены фигуры экспонатов, которые сразу приковывают внимание. По периметру каждого зала стоят витрины с фрагментами тел и отдельными органами.

Человеческие тела расположены в центре зала и представлены как арт-объекты: экспонаты продолжают жить и заниматься своими обычными делами, как и при жизни: играть в футбол, ездить на велосипеде, стрелять из лука, играть в шахматы. Все это похоже на стоп-кадр из фильма ужасов: застывшие люди с содранной кожей, оголенным мозгом и внутренними органами внимательно смотрят на тебя искусственными глазами. Особенно впечатляет мертвый шахматист, который сидит в задумчивости перед шахматной доской со своей недоигранной партией. Основная мысль, преследующая на протяжении всего осмотра многих посетивших выставку, что эти экспонаты в прошлом — реальные люди. Сравнительно недавно они еще дышали, ходили, разговаривали, курили, смеялись, переживали, работали и отдыхали. А теперь вот застыли навсегда в нелепых позах и устрашающем виде. А как же прах к праху? Человеческой психике трудно абстрагироваться и считать эти тела просто экспонатами для изучения анатомии. Однако давайте все же попробуем абстрагироваться и начнем образовываться!

Выставка поделена тематически на несколько залов. Каждый зал изучает определенную систему: опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, мочеполовую… Образовательная цель — показать всю вселенную человеческого тела изнутри, буквально залезть под кожу, «пропутешествовать сквозь все основные системы организма». В каждом зале сидят студенты-медики в белых халатах, готовые ответить на любой вопрос, и сами старательно изучают анатомию, сверяя толстые учебники анатомии и экспонаты на витрине. Основной вопрос, кстати, который любопытствующие посетители задают этим студентам на выставке таков: «Почему трупы не воняют, и откуда их столько взялось. Чьи это тела?»

Почему нет запаха? Все экспонаты обработаны методом полимерной импрегнации. Это относительно новый уникальный метод обработки биологических материалов и сохранения человеческого тела путем замещения всех жидкостей и жиров в организме жидким пластиком. Процесс происходит в четыре этапа.

  1. Фиксация. Тело бальзамируется, дабы остановить естественный процесс разложения.
  2. После всех необходимых подготовительных операций образец погружают в ацетоновую ванну. При охлаждении ацетон вымывает всю жидкость и замещает ее внутри всех клеток.
  3. Далее образец погружают в ванну с жидким полимером, таким как силиконовый каучук, полиэстер или эпоксидная смола. Когда ацетон покидает клетки, полимер замещает его, заполняя их собой.
  4. Далее жидкий пластик затвердевает.

Образцом может быть все что угодно: как и все тело, так и мельчайшие частички его организма. Основатель этого метода, Гюнтер фон Хагенс, методом полимерной импрегнации обрабатывал даже огромные туши животных: жирафов, слонов, лошадей…

Труднее всего этим методом обработать мозг, так как он состоит в основном из воды и жиров и во время процесса может значительно уменьшиться. Также особо тонкие капилляры и вены не могут сохраниться в первоначальном виде. На выставке можно увидеть их слепок изнутри. Сосуды заполняются пластиком и застывают, а остатки слишком тонких и маленьких внешних стенок, нервных окончаний, оболочек, удаляются. Вся кровеносная и нервная система прокрашена специальными красителями контрастного цвета, что позволяет в мельчайших подробностях рассмотреть кровоснабжение тела и отдельных органов, в частности, а также ход нервов человеческого тела.

Обработанные этим методом тела и органы не имеют трупного запаха и на ощупь становятся похожими на пластмассу, а хранятся чуть ли не вечно — до 50 000 лет! Уж нас с вами точно переживут. Остается только представить озадаченные лица археологов будущего при находке этих экспонатов.

И все-таки остается вопрос, откуда берется материал для выставки. Экспозиция «Тайны тела. Вселенная внутри» была создана в 2007 году благодаря сотрудничеству образовательного центра The Universe Within Project, Научного центра Orland Science Center и Фонда Анатомических наук и технологий в Гонконге. Именно последнему и обязана выставка предоставлением исходного материала. Основным ресурсом получения экспонатов являются донорские тела из китайских медицинских университетов. В Китае всем добровольцам (или членам их семей), решившим пожертвовать тело после смерти науке, гарантируют полную конфиденциальность личной информации. «Международный медицинский закон запрещает разглашать любые персональные данные, даже возраст, — говорит директор по продвижению выставки Хейди Пинчел, — это сугубо образовательная выставка. Для целей, которые мы преследуем, эта информация не нужна. Могу сказать, что это взрослые люди, и все они умерли естественной смертью».

Таким образом, все представленные экспонаты — мужчины и женщины китайского происхождения. И это видно даже невооруженным глазом. Кстати сказать, немного смущает тот факт, что жители Поднебесной традиционно убеждены, что даже после смерти тело человека должно оставаться целым. И в Китае, в отличие от других стран, отсутствует эффективная программа жертвования органов.

Несомненно, выставка будет полезна студентам медицинских факультетов. Организаторы также рекомендуют посетить ее детям: «Дети обожают эту выставку! — говорит Хейди Пинчел, — единственное, о чем хочу предупредить родителей, будьте готовы ответить на вопросы, потому что у ваших детей появится очень много вопросов». По мнению медэкспертов, «выставка является отличным дополнением в системе общего образования и развития школьников как выходной урок биологии, а также способствует глубокому процессу понимания физиологических аспектов жизни и смерти человека». На стене отзывов в последнем зале дети пишут впечатления об этой выставке: «А я и не знала, что у меня такой богатый внутренний мир!» Или еще одна запись: «Отдам свое тело. Полина, 14 лет».

Кстати, уже на выходе, в последнем зале выставки, разложены «нашинкованные» пластинками вдоль и поперек тела. Возникает ассоциация с нарезанным батоном хлеба. Зачем?! Даже если это и несет какую-то образовательную цель, зачем это видеть неокрепшему детскому мозгу? И простому любопытствующему обывателю? А врачу это зачем?… Эта выставка ничего не прибавит к профессиональному знанию медика. Немного смущает и сам контекст выставки: не на кафедрах медицинских институтов, где сама атмосфера располагает к восприятию новых знаний и настраивает на образовательный процесс, а в центре торгово-развлекательного центра, среди ресторанов и магазинов. Такая подача материала превращает медицину в очередное коммерческое шоу.

Хотя, современная культура подготовила людей к более-менее эмоциональному восприятию таких вещей. Как только на экранах телевизоров не «шинкуются» люди! Взять хотя бы любой фильм про зомби, про ходячих мертвецов или новый сериал «Ганнибал». Пресыщенная современная публика привыкла к таким зрелищам.

И кстати, хочу отметить, что практически отсутствуют заявленные в описании образцы нормы и патологии. Есть только искривление позвоночника и легкие курильщика. Довольно сухие пояснительные таблички. Поэтому посещать выставку лучше, конечно, с экскурсоводом, но для этого нужно самостоятельно набрать группу 10–15 человек. Если вы крепкий духом человек, интересующийся анатомией и медициной, у вас еще есть шанс посетить данное мероприятие. Выставка продлится до конца года.

www.cablook.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *