Новости и события

Эринии это – Эринии

Эринии

Эринии — в древнегреческой мифологии богини мести. Согласно Гесиоду, Эринии родились из первого на свете кровавого преступления: из капель крови Урана, оскопленного его сыном Кроносом, — упали эти капли на богиню земли Гею и оплодотворили ее. Дочерями богини ночи Никты называет их Эсхил, у Софокла они — дочери бога тьмы Скота и Геи. Гомер, умалчивающий об их происхождении, говорит то о нескольких Эриниях, то об одной. Еврипид говорит о троих Эриниях, а более поздние авторы называют их имена: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Неоднократно упомянуты в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. В римской мифологии им соответствуют фурии.

Иногда их изображали в виде собак или змей, что подчеркивает их хтонический характер, но чаще всего они имеют человеческий облик. Эсхил впервые изобразил их с волосами на голове в виде змей. Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с перевитыми ядовитыми змеями волосами, с бичами и орудиями пыток, с зажженными факелами.

Они обитают в царстве Аида и Персефоны, где прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда появляются среди людей на земле. Эринии олицетворяют угрызения совести и выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного.

Главной задачей Эриний было преследовать за кровавые преступления и насильственные нарушения права. Они преследовали клятвопреступников, убийц, грабителей, мятежников и нарушителей семейных связей, преследовали неотступно, как свора гончих псов и карали за совершенные преступления. Голоса эриний схожи с собачьим лаем и ревом скота.

Эринии приходили из загробного мира, закутанные в густой туман, который делал их невидимыми. Они обходили деревни, города и дикие места в поисках грешников, неизбежно настигали их и неумолимо терзали. Даже в загробном мире от них нельзя было спрятаться, так как и там Эринии обладали не меньшей властью, чем на земле. Никакое звание — ни жреческое, ни царское— не могло защитить от них. Даже греческие боги их побаивались.

Многое рассказывают греческие мифы об Эриниях. Так, напоенная ядом горгоны Алекто, проникнув в грудь царицы латинов Аматы в виде змеи и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. В Тартаре ужасная Тисифона, полная мстительного гнева, бьет бичом преступников и устрашает их змеями. Их сестра, Мегера, которую называют ещё завистницей, до настоящего времени остается нарицательным обозначением злой, мстительной и сварливой женщины.

Эринии преследовали Ореста за убийство матери Клитемнестры, которое тот совершил по велению Аполлона. Лишь на время Аполлон смог усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. И только Афина-Паллада положила конец преследованию, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии были разгневаны, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон.

Однако гнев богинь усмирила Афина, убедив Эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать им почести. Тогда Эринии сменили гнев на милость, и тогда их стали называть Евменидами, что в переводе с др.-греч. означает милостивые, благосклонные.

В их честь назван астероид (889) Эриния, открытый в 1918 году.

И в конце миф об убийстве Орестом своей матери и её любовника в отмщение за убийство своего отца Агамемнона – героя Троянской войны, после многих подвигов с победой вернувшегося в родной дом и нашедшего там смерть.

Автор Георг Штоль

«С обнаженным, окровавленным мечом в руке вышел Орест из царского жилища; вслед за ним вынесли оттуда трупы Эгисфа и Клитемнестры и положили их рядом, на том самом месте, где несколько лет назад лежали тела Агамемнона и Кассандры. Все царские слуги, все друзья царя Агамемнона и густые толпы народа поспешно сходились на площадь, радуясь и благодаря богов за освобождение из-под власти тирана. Громкими, восторженными криками приветствовал народ Агамемнонова сына и тотчас же провозгласил его царем своим и повелителем. Орест старался оправдать перед народом свое дело. «Вот лежат перед вами, — говорил Орест, — трупы тиранов родной земли, убийц отца моего, наших общих злодеев! От руки моей приняли они кару за свои злодеяния; и как были они неразлучны в величии, восседая на царском престоле, так и теперь неразлучны. Испятнанная кровью одежда, покрывающая тела их, это та самая одежда, которой связали они отца моего в тот миг, как заносили над несчастным нож. Раскиньте ее, растяните пошире: пусть всевидящий Гелиос, от которого не сокрылись дела моей матери, будет свидетелем и мною совершенного дела. Счастлив я, что совершил месть над убийцами отца, но скорбь томит мне сердце, ужас объемлет меня! Не мог я оставить без отмщения смерти отца, а потому не пощадил и матери; сам Аполлон велел мне умертвить ее и ее сообщника: страшными карами грозил мне бог, если я не исполню его воли. К нему и прибегну я теперь — пойду в дельфийский храм и у алтаря Аполлона буду искать себе спасения!» Друзья старались успокоить и ободрить смущенного, испуганного собственным делом Ореста, но не внимал он утешениям: мрачный и отчаянный, неподвижно стоял он, безумно поводя вокруг глазами. Поднялись перед ним из земли страшные, грозные чудовища — волосы их переплетены были змеями, ужас наводили их взгляды; то были эринии, явившиеся мстить несчастному за убиение матери. В трепете побежал от них юноша: в дельфийском храме Аполлона надеялся он найти себе спасение и избавиться от преследования богинь-мстительниц.

Спасаясь от преследований эриний, Орест убежал в Дельфы, где Аполлон принял его под свою защиту и очистил от кровавого преступления. Но богини-мстительницы не отступили от Ореста и стерегли его денно и нощно. Раз, на утренней заре, когда эринии объяты были сном, тихо, не зримый никем, предстал юноше Аполлон и велел ему следовать за Гермесом: чтобы спасти страдальца от грозных богинь, Феб усыпил их. «Не смущайся, — говорил он Оресту. — Я не предам тебя и не покину; много придется терпеть тебе: мстительницы будут гнаться за тобой и преследовать тебя на суше и по морям. Ты ступай теперь в Афины, город Паллады, сядь у подножия древнего изображения богини и у нее ищи защиты: подастся там тебе оправдание и очищение, и грозные страшилища навсегда отступят от тебя. Помощь моя всегда будет с тобой: ты умертвил мать по моему повелению».

Лишь только Орест с Гермесом успели скрыться, из земли поднялась тень убитой Клитемнестры. «Вы спите, богини, — воскликнула она. — Вот как вы небрежете мною! Преступник, убийца матери, убежал от вас и дерзко насмехается теперь над вами». Эринии, все еще сонные, издали невнятный стон. «Внемлите же мне, — продолжала Клитемнестра, — пробудитесь! Жертва ваша с каждым мгновением все дальше убегает от вас». — «Удержи, схвати, порази его!» — простонали эринии во сне. «Вы спите и во сне лишь преследуете беглеца! Проснитесь же, сжальтесь над моими страданиями, не попустите матереубийце избежать заслуженной им кары!» Так взывала печальная тень и снова скрылась под землею. Эринии проснулись, громко вскрикнули и, толкая и укоряя одна другую, бросились всюду искать свою жертву. Кипя бешеной яростью, осыпая Аполлона упреками и угрозами, они понеслись наконец по следам Ореста.

После долгого странствования Орест прибыл в Афины. Умоляя о защите, он сел у алтаря Паллады и охватил руками изображение богини. Вскоре явились перед ним преследовательницы его, мстительные эринии. Долго гнались они за беглецом, долго искали его по всем землям и морям и, отыскав наконец, готовы были броситься и растерзать свою жертву. Но Орест не смутился при появлении страшных богинь, не устрашился угроз их: не отходя от алтаря Паллады Афины, властительницы страны, он громко взывал к ней, прося себе милости и защиты. И Паллада услышала вопли и мольбы Агамемнонова сына и, блистая оружием и доспехами, явилась к нему на помощь. Обе стороны — и Орест, и эринии — предоставили богине решение своего дела: «Искони мы караем злодеяния людей, — говорили эринии. — Трепещут пред нами в аиде преступные тени; но власть наша не ограничивается пределами подземного царства: преследуем мы и живых злодеев, гоним и не даем покоя убийцам и при жизни. Так покараем мы и этого злодея и никогда не отступим от него: он обагрил руки в крови матери своей». — «Богиня, — начал оправдываться Орест, — ты знала отца моего Агамемнона, сокрушителя илионских твердынь, ведаешь ты и печальную его кончину: возвратясь из-под Трои, он коварно был умерщвлен моей матерью. Я рос в изгнании, вдали от родной земли, в Аргос пришел уже юношей и отомстил за смерть злополучного отца — умертвил мать; так повелел мне Феб Аполлон, грозивший мне страшными карами за неисполнение его воли. Суди меня, богиня: я предаю свою судьбу в твои руки». Выслушав обе стороны, Паллада приступила к суду: избрала из афинских граждан почетнейших старцев и, обязав их клятвой — выслушать и судить тяжущихся беспристрастно, предоставила им решить судьбу Ореста. Установленный богиней суд — ареопаг — долженствовал быть вечно оплотом и хранилищем права в ее славном городе. Когда собрались созванные глашатаями старцы и сели на ступенях храма Афины, началось разбирательство. Эриниям, как обвинительницам, предоставлено было говорить первыми; на обвинения их и на все вопросы Орест отвечал спокойно и не запирался в том, что умертвил мать, но, обратясь к защитнику своему Аполлону, присутствовавшему при суде, просил у него себе помощи, защиты делу, совершенному по его же повелению. Феб Аполлон стал защищать обвиненного и говорил с божественным, всепобеждающим спокойствием. Он обратил внимание судей на тяжесть преступления Клитемнестры: преступная подняла руку на славного царя, возвеличенного самим Зевсом, коварством погубила своего супруга и повелителя. Такое кровавое преступление не могло оставаться без отмщения, и месть должно было совершить сыну убитого; потому-то Аполлон и послал Ореста в Аргос с повелением предать смерти преступную мать. Встали тут судьи и начали подавать голоса. По воле Паллады они поочередно подходили к алтарю ее и бросали в стоявшую на нем урну камушки — белые или черные: признававшие Ореста виновным клали черные; те же, которые находили его невиновным, — белые. После всех бросила камушек в урну сама Афина и сказала, что если число обвиняющих и оправдывающих будет равно, то подсудимый должен быть признан невиновным. И когда открыли урну, оказалось, что число черных и белых камушков было в ней одинаково. Орест был оправдан. Полный радости, восторженно благодарил он спасительницу свою Палладу и, благословляя славный город ее, поспешно отправился в родную страну, во владения отца своего Агамемнона. Эринии же, пылая яростной злобой, остались на месте; раздраженные судом ареопагитов, громко жаловались они на новых богов, не признающих за ними исконных прав их, и грозили опустошить и поразить несчастьями страну Паллады Афины. Богиня старалась смягчить яростную злобу страшных дев; она предложила им навсегда остаться в ее стране, обещав, что афиняне в будущее время станут воздавать им священнейшие почести. И грозные богини смягчились и согласились на предложение Паллады; отреклись от исконных прав своих и обычаев и остались в афинской земле, готовые покровительствовать ее гражданам: посылать плодородие нивам и стадам, людям же — мир и счастье и цветущую силу здоровья. Афинские жены и девы торжественно, с ярко пылающими светильниками, отвели богинь в их будущее обиталище — в грот, находившийся при подошве Ареева холма. Здесь построен был впоследствии эриниям храм.


www.smirnova-tatjana.ru

Эринии — это… Что такое Эринии?

Орест, преследуемый Эриниями

Эри́нии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные», микен. e-ri-nu[1]) — в древнегреческой мифологии[2]богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии[3].

По одному сказанию, дочери Нюкты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана[4]; либо дочери Тьмы (Скотоса)[5]. По Эпимениду, дочери Кроноса[6]. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий.

Согласно орфикам, это девять дочерей[7] Зевса Хтония и Персефоны[8]. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч[9].

У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.

Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей[10]. Их пещера на склоне афинского акрополя[11]. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа[12].

Мании — божества, чей храм около Мегалополя[13]. Видимо, это эпитет Евменид.

Суд над Орестом

Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).

Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (от др.-греч. Εὐμενίδες, то есть милостивые, благосклонные).

Евмениды[14] у Эсхила отождествляются с Мойрами[15].

В литературе и искусстве

Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».

Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.

Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез[16]Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона (греч. — Аида).

  • См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр.52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).

В пьесе Жана-Поля Сартра «Мухи» эринии изображены в виде мух.

В астрономии

В честь Эриний назван астероид (889) Эриния (англ.)русск., открытый в 1918 году.

Литература

  1. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.666-667, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.550-551; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 4 далее
  3. Гигин. Мифы. Введение 3
  4. Гесиод. Теогония 185
  5. Софокл. Эдип в Колоне 106
  6. Эпименид, фр.7 Якоби
  7. Орфика, фр.197 Керн
  8. Орфические гимны LXX 2-3
  9. Псевдо-Гераклит. Письма 9, 3, ссылка на Гесиода
  10. Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
  11. Эсхил. Эвмениды 854 и комм.
  12. Павсаний. Описание Эллады II 11, 4
  13. Павсаний. Описание Эллады VIII 34, 1
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 9; См. Нонн. Деяния Диониса X 33.
  15. Эсхил. Прикованный Прометей 516
  16. Ад, IX, ст. 44
Хтонические
божества
Земля
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа
Портал

dic.academic.ru

Эринии Википедия

Эри́нии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные») — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии[1]. По одному сказанию, дочери Нюкты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана[2]; либо дочери Тьмы (Скотоса)[3]. По Эпимениду, дочери Кроноса[4]. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий[5]. У Гомера их одна или несколько[6]. Согласно орфикам, это девять дочерей[7] Зевса Хтония и Персефоны[8]. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч[9]. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей[10]. Их пещера на склоне афинского акрополя[11]. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа[12]. Эринии преследуют за тяжёлые проступки, ввергая преступников в безумие[6].

Мании — божества, чей храм около Мегалополя[13]. Видимо, это эпитет Евменид.

Суд над Орестом

Согласно мифу, эринии преследовали Ореста за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).

Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (Эвменидами, от др.-греч. Εὐμενίδες, то есть милостивые, благосклонные)[14].

Евмениды[15] у Эсхила отождествляются с Мойрами[16].

В литературе и искусстве

Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачьей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.

  • Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов, а также в «Мифологической библиотеке» Аполлодора[17]. Им посвящён LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».
  • Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез[18]Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона (греч. — Аида).
  • См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр. 52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).
  • В пьесе Жана-Поля Сартра «Мухи» эринии изображены в виде мух.
  • В балладе Фридриха Шиллера «Ивиковы журавли» по античному сюжету, эринии упомянуты как наказание убийцам поэта Ивика.

В астрономии

В честь Эриний назван астероид (889) Эриния (англ.)русск., открытый в 1918 году.

Примечания

  1. ↑ Гигин. Мифы. Введение 3
  2. ↑ Гесиод. Теогония 185
  3. ↑ Софокл. Эдип в Колоне 106
  4. ↑ Эпименид, фр.7 Якоби
  5. ↑ Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I
  6. 1 2 Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I
  7. ↑ Орфика, фр.197 Керн
  8. ↑ Орфические гимны LXX 2-3
  9. ↑ Псевдо-Гераклит. Письма 9, 3, ссылка на Гесиода
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
  11. ↑ Эсхил. Эвмениды 854 и комм.
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 11, 4
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 34, 1
  14. ↑ ЭСБЕ, 1893.
  15. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 9; См. Нонн. Деяния Диониса X 33.
  16. ↑ Эсхил. Прикованный Прометей 516
  17. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I, 4 (неопр.).
  18. ↑ Ад, IX, ст. 44

Литература

wikiredia.ru

Эринии Античная мифология и история

В греческой мифологии Эринии (Erinyes) – богини мести, порожденные богиней земли Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана либо, по другим вариантам, Никтой, богиней ночи, и обитавшие в аиде; иногда изображаются в виде собак или змей, что подчеркивает их хтонический характер. Олицетворяют угрызения совести и выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного. В греческой мифологии множество мифов связано с тремя эриниями: Алекто, Тисифоной и Мегерой. Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями, с зажженными факелами, бичами и орудиями пыток.


Эринии, терзающие Ореста,
художник Вильям Бугеро

Они преследуют грешников неотступно, как свора гончих псов и карают за совершенные преступления, неумеренность, заносчивость, алчность, скупость, гордыню. Голоса эриний схожи с ревом скота и собачьим лаем. Место обитания безумных демонов – подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживаютбогам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу. Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов – Турна, вызвав тем самым кровопролитие. Ужасная Тисифона в Тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями. Их сестра, Мегера – олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, мстительной и сварливой женщины.

На более позднем этапе древнегреческой культуры эринии превращаются в эвменид, «благомыслящих», и олицетворяют порядок и законность как характеристики космически организованного мироздания (ср. у Анаксимандра: «Солнце не переступит меры, иначе эринии, слуги Дике, его настигнут»). Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в «Эвменидах». Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя э вмениды («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность («безумные») на функцию покровительниц законности.

Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры»; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей.

С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немезида. В Риме эриниям соответствовали фурии («безумные», «яростные»), Furies, Furiae (от furire, «неистовствовать»), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

godsbay.ru

Эринии

Dirae — латинское название аналога эриний, богинь мести, дословно значащее «ужасные», «внушающие страх»

Furiae — латинское название аналога эриний, богинь мести, дословно значащее «яростные»

Σρινύες — греческое название эриний, богинь мести

Диры — римский аналог эриний, греческих богинь мести

Фурии — латинский аналог эриний, греческих богинь мести

Эринии — это богини мести, которые преследуют преступника, насылая на него безумие. В Греции классического периода с ними отождествлялась прежде всего кара за родовые преступления, однако ранее у Гомера слова «эринии» может употребляться в значении «проклятие» и эринии присутствуют в клятвенной формуле как те, которые должны покарать за клятвопреступление:

Зевс да будет свидетелем, бог высочайший, сильнейший!

Солнце, Земля и Эринии, те, что в жилищах подземных

Грозно карают смертных, которые ложно клялися!

Гомер «Илиада», XIX.258-260 

Возможно, Эринии — воплощённое в существ слово, этимология которого не совсем ясна, но связано оно было с преследованием и виной. В более поздних источниках эринии доводят до безумия тех, кого преследуют, и это скорее подчёркивает характер эриний в череде множества подобных существ, которые были воплощены в мифологии Древней Греции в зримую форму из более тонких сфер, касающихся эмоций человека. В данном случае, чувства вины, сводящего с ума, что могло видеться и как проклятие за совершённое преступление, так и позднее как преследование неких существ.

Самая ранняя версия появления эриний как божественных существ появляется в «Теогонии» Гесиода и связана с первым родовым преступлением, когда Кронос оскопляет своего отца Урана и из крови последнего, упавшей на землю (Гею) рождаются эринии:

Неожиданно левую руку

Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро

Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих.

Гесиод «Теогония» 178-187

Самая крупная и известная история, касающаяся эриний в древнегреческой литературе — финальная глава проклятия рода Атридов, в которой Орест, убивший свою мать Клитемнестру и её любовника Эгиста, преследуется эриниями и затем судится и оправдывается ареопагом в Афинах. В этой истории можно видеть и обуздание хтонической, разнузданой сутиэриний и переход их в подчинение олимпийским богам, и переложение функции карания и воздаяния от обязанностей рода к обязанности суда. В стенаниях эриний после оправдания главного героя в «Оресте» Эсхила явственно слышится и то и другое:

О боги молодые, вы втоптали

Закон старинный в грязь. Увы, из рук моих

Злодея вы исторгли. О, позор, о, гнев!

На эту страну

Я порчу нашлю.

Я выплесну яд

Из сердца в поля.

Пусть гибнут посевы, пусть чахнет листва!

Пусть язвы и струпья изгложут людей!

О, сладость расплаты! Беда за беду!

Я пла́чу. Решусь ли угрозы свои

Исполнить? Решусь ли народ погубить?

О, горечь бесчестья! О, мука стыда!

О, бедные дочери Ночи!

Эсхил «Эвмениды», 811-826

Начиная с трилогии Эсхила об Оресте в образе эриний появляются нововведения. Они начинают изображаться со змеями в волосах:

О, женщины ужасные! Горгонами

Они глядят. На них одежды черные.

И змеи в волосах. Бежать, скорей бежать!

Эсхил «Жертва у гроба», 1046-1048

Во-вторых, у них появляется широко распространённое затем прозвище «эвмениды», что значит «милостивые» или «благосклонные». Последнее вряд ли было выдумано Эсхилом, так как эвфемистичные прозвища страшных хтонических существ распространены во многих культурах. В той же Греции, например, сирен, связанных с загробным культом, называли «умиротворяющими».

Нововведения Эсхила касательно внешнего вида осознавались уже в античности. Павсаний, посетивший афинское святилище эриний возле ареопага, отмечает этот факт:

Вблизи находится святилище богинь, которых афиняне называют «Почтенными», а Гесиод в «Теогонии», — «Эриниями». Впервые Эсхил изобразил их всех с волосами на голове в виде змей, но эти статуи не представляют ничего страшного, также как и другие статуи, которые поставлены в честь подземных богов.

Павсаний «Описание Эллады», I.28.6

У Эсхила приводится ещё одна версия происхождения эриний. Они неоднократно называются дочерьми Ночи, то есть Нюкты (от греч. Νύξ), персонификации ночной тьмы. Сложно говорить не поэтическое ли это допущение, так как мифографические сочинения этой версии не знают, зато в поэзии эта версия появится позже и у латинских авторов.

Гомер использует слово «эриния» то в единственном, то во множественном числе, у Гесиода их точно больше одной, а у Эсхила много. По крайней мере, у эриний, которые выведены героинями его «Эвменид» есть реплики по крайней мере у восьми из них. Поздняя мифография и поэзия остановились на разумной середине между многими и одной. Изображениеэриний в количестве трёх, видимо, ведёт начало от «Ореста» Эврипида (Орест, 408)  Их имена впервые встречаются на керамике пестумской школы вазописи (вторая половина IV в. до н.э.), где их часто изображают не в количестве трёх, а парами, что вызвано, скорее, требованиями композиционной гармонии, чем мифологической традиции. Всего на вазах встречается четыре имени эриний: Аллекто, Мегера, Тисифона, Поина. Если Поина не известная по другим источникам в качестве имени эринии, то Аллекто, Мегеру и Тисифону в качестве имён трёх эриний мы встречаем везде, где упоминаются их имена.

В древнеримской литературе для обозначения эриний пользовались латинскими описательными аналогами фурии илидиры. Фурия происходит от латинского «ярость» (furia), а диры — от «ужасающий, кошмарный» (dirus). В научной литературе существует определённая тенденция, которая стремится разделить дир и фурий прежде всего с функциональной точки зрения и рассматривать трёх фурий и трёх дир как разные группы демонов. Во многом это основывается на анализе «Энеиды» Вергилия, в которых диры связаны с карающими демонами, находящимися у престола Юпитера, а фурии — с демонами подземного мира. Диры, направляемые Юпитером (Зевсом) присутствуют в XII книге «Энеиды», где две дочери-близнецы Ночи, рождённые от Тартара вместе с их сестрой Мегерой указываются как демоны у престола Юпитера:

Есть две гнусные сестры, близнецы по прозванию Диры,

Мрачная Ночь родила вместе с третьей сестрою, Мегерой,

Дочерью Тартара, их, и таких же извивами гадов

Дир оплела, и дала им крыла, что ветер взметают.

Подле престола Отца, у порога сурового бога

Ждут приказов они, насылают на смертных недужных

Страх, если царь богов иль болезнью, иль гибелью хочет

Их покарать, иль войной устрашает город виновный.

Вергилий «Энеида», XII.845-852

Позднеантичная литература тоже обращала внимание на то, что в разное время и в разном месте обитания эринииназваны то фуриями, то дирами, что дало возможность комментатору Вергилия Мавру Сервию Гонорату (IV век н.э.) говорить о том, что это одни и те же демоны, но на небесах называемые «дирами», на земле — фуриями, а в подземном мире — «эвменидами». Скорее всего, это объяснение не имеет мифологической основы и Аллекто, Тисифона и Мегера, упоминаемые не раз Вергилием в различных контекстах, это одна и та же троица демонов, к которой эпитеты «фурии» и «диры» употребляются или взаимозаменяемо, или «диры» может упортебляться именно в качестве обозначения ужасающих близнецов Аллекто и Тисифоны. Круг обязанностей фурий Вергилия значительно расширен по сравнению с традиционными обязанностями эриний. Теперь это полноправные демоны смерти, которые сеют вражду и активно принимают участие в умерщвлении и фактически подменяют и в облике и в функциях кер, греческих демонов смерти, и даже традиционное происхождение Кер от Нюкты теперь присвоено фуриями. В характеристике Аллекто у Вергилия все эти черты максимально ярко выражены:

Там из приюта богинь, приносящих муки, из мрака

Кличет к себе Аллекто, которой любезны раздоры,

Ярость, и гнев, и война, и злодейства коварные козни.

Все ненавидят ее — и отец Плутон, и родные

Сестры: так часто она изменяет гнусный свой облик,

Так свиреп ее вид, так черны на челе ее змеи.

Вергилий «Энеида», VII.324-329

Античные изображения эриний обычно показывают этих богинь со змеями в волосах и часто с крыльями. Наиболее легко узнаваемы эринии в сюжетах Орестеи, где они появляются в традиционном обличье, характерном после описания Эсхила, то есть со змеями в волосах. Очень часто эринии изображаются с крыльями. В некоторых случаях их ужасающий облик подчёркивается, как в апулийском кратере Ореста, где у эринии искажённое лицо чёрного, как и её тело, цвета. В других сюжетах определённые трудности создаёт то, что в некоторых случаях они могут осуществляться с другими демонами смерти, например, керами.

Источник

shuwany.rs

Эринии Википедия

Эри́нии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные») — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии[1]. По одному сказанию, дочери Нюкты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана[2]; либо дочери Тьмы (Скотоса)[3]. По Эпимениду, дочери Кроноса[4]. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий[5]. У Гомера их одна или несколько[6]. Согласно орфикам, это девять дочерей[7] Зевса Хтония и Персефоны[8]. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч[9]. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей[10]. Их пещера на склоне афинского акрополя[11]. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа[12]. Эринии преследуют за тяжёлые проступки, ввергая преступников в безумие[6].

Мании — божества, чей храм около Мегалополя[13]. Видимо, это эпитет Евменид.

Суд над Орестом[ | ]

Согласно мифу, эринии преследовали Ореста за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).

Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (Эвменидами, от др.-греч. Εὐμενίδες, то есть милостивые, благосклонные)[14].

Евмениды[15] у Эсхила отождествляются с Мойрами[16].

В литературе и искусстве[ | ]

Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачьей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.

  • Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов, а также в «Мифологической библиотеке» Аполлодора

ru-wiki.ru

Эринии — Энциклопедия знаков и символов

х́


Основные значения:

См. также:



Эринии (фурии). В. Картари, 1647 г. Апулийский кратер с изображением Ореста и Эринии из Руво. 370-360 гг. до н. э.

Синонимы: Фурии

Смотри также: Трехликость / Грации

Греческие богини проклятия, кары и мести, «воплощающие яростную страсть людей к возмездию за неискупимые злодеяния». Римский аналог — фурии.

Устрашающие и неодолимые охранительницы порядка, — неутомимымы и беспощадны эринии в преследовании кровавых преступлений и кощунства против своего рода, особенно против родителей.

Рождены из крови оскопленного Урана и носят имена:

Алекто — никогда не спускающая,
Тисифона — мстящая за убийство и
Мегера — завистница.

Изображаются с факелами и бичами в руках и со змеями вместо волос.

В классических трагедиях они иногда появлются в виде собак и змей, что указывает на их демонический, хтонический характер Иногда их рассматривают как персонифицированные проклятьяю. Поскольку они охраняют нравственный порядок и законоуклад, их иногда — умилостивительно или благоговейно — именуют эвменидами (дружественными) или semnai theai ??? (досточтимыми, достойными почтения).

В ряде мест почитание эриний тесно связано с почитанием граций, как противостоящих и дополнителнительных им фигур.

Олицетворяют угрызения совести; символ вины, направленной на уничтожение виновного.

Упоминаются в балладе Шиллера «Ивиковы журавли».

Эриннии, эвмениды
гр. Erinyes, Eymenides

В греческой мифологии богини мести, рождённые Геей, впитавшей кровь оскоплённого Урана (Hes. Theog. 184—186). На хтонизм Эриний указывает также другой миф о рождении их от Ночи и Эреба (Aeschyl. Eum. 69, 321 след.). Эриний три: Алекто, Тисифона, Мегера (Apollod. I 1, 4). Они обитают в царстве Аида и Персефоны (Verg. Aen. VI 280, VII 563—571), появляясь на земле, чтобы возбудить месть, безумие, злобу. Эриния Алекто, напоённая ядом горгоны, вливает злобу в сердце царицы латинов Аматы, проникает в её грудь в виде змеи и делает её безумной (VII 341—384). В образе страшной старухи Алекто возбуждает к бою Турна — вождя рутулов (VIII 415—474) и вызывает кровопролитие (VII 475—546). Вид Эриний отвратителен: это старухи с развевающимися змеями вместо волос, с зажжёнными факелами в руках. Из их пасти каплет кровь. Эринии — хтонические божества, охранительницы материнского права. Они преследуют Ореста за убийство матери и спорят с Афиной и Аполлоном, защитниками Ореста. Эсхил в «Эвменидах» изображает безумие охваченного Эриниями Ореста, суд в ареопаге и примирение Эриний с новыми богами, после чего Эринии получают имя эвмениды («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность (греч. erinuein, «быть безумным») на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об Эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры» (В 94D). Образ Эриниий прошёл путь от хтонических божеств, охраняющих права мёртвых, до устроительниц космического порядка. С Эриниями отождествляются римские фурии («безумные», «яростные»).

[А. Ф. Лосев MNME ]

лат. Furiae < furire — «неистовствовать»

В римской мифологии богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершённые грехи. Ф. — аналог греческих эриний.

М. Н. Ботвинник


Женщина-змея с крыльями. Означает месть.

www.symbolarium.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *