Новости и события

Шлем из черной могилы – Шлем из Черной могилы — ВООРУЖЕНИЕ — ИСТОРИЯ — Каталог статей

Шлем из Черной могилы — ВООРУЖЕНИЕ — ИСТОРИЯ — Каталог статей

Конструктивные особенности изготовления древнерусских золоченых шлемов типа «Черная Могила»

Все шлемы, относящиеся к так называемым шлемам типа «Черная могила», а также шлемы, сделанные в подражание, чрезвычайно популярным в X—XI вв. золоченым боевым наголовьям, исходя из их общей конструкции и геометрических особенностей могут быть отнесены к категории сфероконических сегментно-клепаных.

Популярность данных шлемов была такова, что нельзя исключить факта изготовления высокохудожественных подражаний вне пределов единого производственного центра.

В то же время можно предположить, что некоторые боевые наголовья, близкие к шлемам данной группы, но имеющие ряд отличий, преимущественно в отделке, изготавливались мастерами той же оружейной школы. Именно к таким более простым образцам может быть отнесен шлем из города Печ (территория современной Венгрии).

Тякже известен шлем, который представляет собой грубое подражание шлемам типа «Черная могила». Данный шлем ныне хранится в Днепропетровском краеведческом музее и происходит из могильника близ села Манвеловка.

Шлемы, изготовленные в подражание рассматриваемым золоченым шлемам, исходя из современных реалий могут рассматриваться как подделка либо контрафактный продукт.

Все богато украшенные базовые оригиналы шлемои типа «Черная могила» отличаются высокохудожественной отделкой (зачастую связанной с применением драгоценных металлов), сложной многоэлементной конструкцией и представляют собой поистине высокотехнологические образцы, сочетающие в себе элементы, свойственные для ювелирных изделий эпохи раннего Средневековья. Несмотря на то что существуют определенные отличия, присущие всем найденным шлемам данной группы, можно выделить конструктивные особенности, которые являются общими для всех них. Это позволяет разработать некую единую технологическую схему изготовления шлемов данного типа.

Корпус, навершие и венец являются тремя основными элементами конструкции, определяющими базовую сфероконическую форму шлема (рис. 1-2). Корпус шлема имеет выпукло-куполовидную форму и состоит из четырех сегментов, форма которых близка к треугольной. Основу сегментов составляет стальной лист, который в результате холодной ковки приобрел толщину от 1,2 до 1,7 мм. Края листа обработаны фасками шириной от 0,5 до 1,5 мм. Боковые края стальных сегментов, как правило, оформлены 5 радиальными вырезами, идущими с каждой стороны (к примеру, так называемый «шлем из Лидса» имеет прямые края).

Поверх стальной основы положен покрытый ртутной позолотой лист, полностью повторяющий геометрические особенности основы. Лист раскатан из медесодержащего сплава желтого цвета и с лицевой стороны покрыт ртутной позолотой. Толщина данного листа составляет 0,4 мм. Его края огибают стальную основу на ширину 3-3,5 мм.

Между сегментами шлема проложена полоса медесодержащего металла желтого цвета. Внешний контур пластины повторяет контур сегментов корпуса шлема. Толщина полосы составляет 0,25 мм, ширина колеблется от 10-11 мм в наиболее узком до 13 мм в наиболее широком месте. За пределы сегментов корпуса данная полоса выступает на ширину от 2,5 до 3 мм. Данный выступающий участок по всей длине полосы покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7-0,8 мм и высотой около 0,5 мм.

Сегменты корпуса вместе с листами обтяжки и подложенными полосами собраны между собой на стальные заклепки с вытянутой грибовидной шляпкой. Все заклепки имеют несколько отличную друг от друга геометрию и несколько разные размеры. Однако все они вписываются в следующие параметры: диаметр шляпки (головки) 5,5-6 мм, высота 3-4,5 мм, диаметр стержня (ножки) равен 2,7-3 мм. Головки заклепок могут обтягиваться серебром либо цветным металлом. Заклепки на лобовом и затылочном сегменте располагаются двумя рядами (по краям) по 4 заклепки в каждом. Заклепки устанавливаются в отверстия, располагающиеся на расстоянии 6-7 мм от острых выступов краев сегментов, образующих корпус шлема.

Боковые сегменты в нижней части могут иметь по одному круглому, пробитому изнутри отверстию диаметром около 6 мм, располагающемуся на осевой линии элемента конструкции. Вероятно, они служили для крепления подбородочных ремней.

На боковых сегментах также располагаются декоративные элементы в виде стальных либо медносплавных четырехлепест-ковых розеток, состоящих из основания и небольшого граненого уплощенного выступа («рога») в центральной части. Поверхность основания может быть покрыта серебряным листом толщиной до 0,1 мм и орнаментом с растительными либо геометрическими мотивами. Под основание подкладывается тонкий лист (0,25 мм) из медесодержащего сплава желтого цвета. Данный элемент имеет подквадратную форму. Его выступающий край по всему внешнему контуру покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7—0,8 мм и высотой около 0,5 мм.

К корпусу шлема розетка может крепиться либо одной центральной заклепкой диаметром 4 мм, которая является единым целым с «рогом» (рис. 1-2), либо через отверстия четырьмя заклепками с плоскими шляпками, расклепанными впотай (фрагмент шлема с таким способом крепления розетки.

Розетки, изготовленные из сплавов на основе меди, крепятся либо центральной заклепкой, отлитой как единое целое с розеткой, либо стальным «рогом», выполняющим еще и функцию крепежной заклепки.

навершие шлема Черная Могила

Данная розетка располагается на расстоянии 76 мм от нижнего края венца шлема. В отдельных случаях под розетку может подводиться пластина, снабженная кольцом (шлем ныне хранится в частной коллекции). Стальное основание навершия, венчающего корпус шлема, имеет воронковидную форму. Нижний край навершия посредством вырезов рассечен на четыре элемента, форма которых, как правило, близка к пятиугольной либо листовидной. Конструктивно навершие состоит из четырех частей: втулки; основания навершия; двух кольцевидных, горизонтально расположенных валиков (рис. 3). Все элементы навершия спаяны медесодержащим сплавом, основание и втулка дополнительно могут быть соединены по швам заклепками впотай. Толщина листа, из которого изготовлены элементы навершия, составляет 1,2-1,7 мм. Поверх стальной основы положен серебряный лист толщиной не более 0,1 мм.

Под основание навершия подведен медесодержащий лист металла желтого цвета толщиной 0,25 мм. Его контур повторяет контур основания навершия. В центральной части имеется вырез в форме четырех соединенных полусфер. Подкладной лист выступает за пределы нижнего края основания навершия на ширину от 2,5 до 3 мм. Выступающий край по всему внешнему контуру покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7-0,8 мм и высотой около 0,5 мм. Навершие крепится к шлему четырьмя заклепками, форма и размерные характеристики которых аналогичны тем заклепкам, которыми собран корпус шлема.

На основание навершия может быть нанесен растительный, чешуйчатый либо геометрический орнамент.

Венец состоит из двух элементов: центральной части (налобного украшения) и кругового обруча, примыкающего к ней с двух сторон. Стальной лист, составляющий основу венца у центрального элемента, имеет толщину от 1,2 до 1,7 мм, толщина кругового элемента не превышает 1,2 мм. Толщина серебряной обкладки равна 0,1 мм. Все края данных деталей имеют фаски от 0,5 до 1,5 мм. Под детали венца подложен лист медесодержащего сплава желтого цвета толщиной 0,25 мм. Данный лист выступает за пределы элементов венца на ширину от 2,5 до 3 мм. Выступающий край по всему внешнему контуру покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7-0,8 мм и высотой около 0,5 мм. Под центральный элемент венца лист подложен полностью. Под круговой обруч может быть подложен только под верхний край либо отсутствовать полностью.

Центральный элемент выполнен в виде пластины, по форме так или иначе напоминающей «трезубец», вершина центральной части имеет, как правило, лотосовидную либо ромбовидную форму, вершины боковых частей могут иметь такую же форму (рис. 2). Нижний край данного элемента может иметь подтреугольный выступ, направленный вниз, или рудиментный наносник. Крепление к шлему этой детали осуществляется заклепками, форма и размерные характеристики которых аналогичны тем заклепкам, которыми собран корпус шлема. Следует отметить, что данная деталь может состоять из нескольких конструктивных элементов.

Круговой обруч шириной около 20-25 мм может иметь фигурный (фестончатый-волнистый) верхний край с длиной фестона около 16-18 мм. Нижний край может быть покрыт петлями, образованными загибом выпиленных (либо вырубленных и подточенных) подпрямоугольных сегментов. Венец крепится к корпусу, как правило, восемью «стандартными» для данной конструкции заклепками.

Обкладка серебряным листом, которая присутствует на многих элементах конструкции шлемов типа «Черная могила», выполняется следующим образом. После подготовки поверхности под инкрустацию (нанесение насечки на основу с частотой 50-60 треугольных углублений на 1 см 2) на нее укладывается серебряный лист толщиной около 0,1 мм, крепящийся методом инкрустации. От орнаментальных особенностей насечки напрямую зависит узор, проступающий на поверхности серебряной обкладки. Полученный таким образом орнамент может фрагментарно покрываться позолотой.

Гравированная линия, повторяющая контуры нижней части навершия, контуры элементов венца, является границей инкрустации. Излишки серебряного листа обрезаются так, чтобы края навершия (фаски) и элементов венца не были им покрыты.

источник

Мои проекты:

ЗАРАБОТАЙ СО МНОЙ

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

wikii.ru

Меч из Черной Могилы | ЛЮДОТА

Один из самых знаменитых мечей Древней Руси – это каролингский меч из кургана «Черная могила». 

Обычно, пишут что этот курган находится в районе Чернигова. Но на самом деле, это Чернигов находится в районе кургана. Вот, посмотрите, как выглядит Черная могила с высоты птичьего полета и что его окружает:

Немного о самом кургане. Черную могилу раскапывал профессор истории русского права Дмитрий Самоквасов, который стал одним из первых русских археологов. В 1875 году он представил результаты своих трехлетних раскопок на заседании III археологического съезда в Киеве.

Высота кургана «Черная могила» с четырехэтажный дом — 11 метров, а его площадь превышает 300 квадратных метров.

При этом, вещи, положенные в курган, размещены очень компактно – их радиус три с небольшим метра. Вещей много: и оружие и доспехи и бытовые вещи. Кстати, про шлем из Черной могилы мы обязательно вам еще расскажем.

Чьи мечи хранила Черная могила?

Судя по предметам, содержащимся в кургане, там похоронен очень влиятельный человек своего времени. Не всякий дружинник мог позволить себе позолоченный шлем и такой курган.

Поэтому считается, будто в кургане захоронен основатель Чернигова князь Черный. Но бездоказательно.

Реального подтверждения эпическим сказаниям о его жизни и подвигах не нашлось, хотя одна из улиц, идущих мимо кургана, и носит его имя. Есть версия, что легенда о князе Черном возникла уже после того, как появился курган – а то название есть, курган есть, а персонажа нету.

Кстати, персонаж этот вполне мог оказаться варягом, поскольку при раскопках была найдена статуэтка, изображающая древнее скандинавское божество.

И какими бы ни были загадки / разгадки, давайте вспомним, что в кургане похоронен не один человек, а три. Два мужчины – постарше и помоложе, и женщина. Княжеского ли они рода или нет – доподлинно неизвестно, и мы потому мы воздержимся от ярлыков «князь», «княгиня», «княжич».

Каждому мужскому скелету соответствует свой шлем, а вот груда самого разного оружия лежала только у останков старшего из мужчин. Самое примечательное в ней — мечи. Их было два и про один из них мы расскажем вам прямо сейчас.

Меч из Черной могилы среди других мечей

Этот меч относится к так называемому «каролингскому» типу меча, имевшему хождение в раннем средневековье – в IX — XI веках. Датировка условная, мечи каролингского типа встречались и раньше IX, и позже XI века.

Они подразделяют на несколько типов. Это вовсе не значит, что их делали по каким-то ГОСТам.

Наоборот, признаки этих типов были выведены «задним числом». То есть, если взять сто найденных в разное время мечей, то в чем-то они будут близки или хотя бы похожи. Вот вам и система, если говорить уж совсем просто.

Меч из Черной могилы советский и российский оружиевед Анатолий Кирпичников относит к специальному типу — «Z особый» и датирует 959-960 годами. Его коллега Эварт Окшотт говорил, что такие появились мечи во второй половине Х века. А это значит, что черниговский меч — один из первых образцов своего рода.

Одними из отличительных признаков мечей типов «Z» и «Z-особый» считаются отогнутые в разные стороны гарда и навершие специфической формы.

Как говорится «это жжжж неспроста». Прежде — и это видно на схеме — мечи делали с прямой гардой и прямым навершием. В итоге кисть руки фиксировалась в бою, особенно в момент удара. Это было кстати в пешем бою. Но пришел Х век и в битвах всех масштабов сильно выросло значение конницы.

А значит — возникла острая необходимость раскрепостить кисть руки. Поэтому навершие и перекрестье стали изгибать в разные стороны друг от друга. Так появились типы мечей «Z» и «Z особый», а необходимость раскрепостить руку вылилась в мечи с изогнутой вперед гардой и навершием в форме диска.

Общая длина меча из Черной могилы, длина его клинка и другие ТТХ

 

Слева — фото из книги Дмитрия Самоквасова, справа — фото пользователя «ТожеФорума» под ником bookworm, сделанное в Государственном Историческом музее в Москве

Ну и чтобы вы представляли меч из Черной могилы не только по картинкам, приведем его параметры:

  • Общая длина меча 105 см,
  • длина клинка – 90 см.,
  • высота рукояти — 15.4 см.,
  • ширина клинка у перекрестья — 5.3 см.,
  • ширина самого перекрестья — 12.2 см.,
  • высота перекрестья — 1.9 см.,
  • ширина стержня рукояти — 2.6 см.,
  • ширина навершия — 8.7 см.,
  • высота навершия — 5.5 см.

Сломанный меч и клеймо на его клинке

Теперь давайте разглядим меч поподробнее. Вы наверное уже заметили, что полная длина меча указана свыше метра, а на фото представлен обломок? Упоминание полной длины встречается у Самоквасова, который раскопал этот меч и у Анатолия Кирпичникова, который про него писал в первом томе «Древнерусского оружия».

Кроме того, чуть выше мы привели фото груды оружия из Черной могилы, сделанное Самоквасовым. И там меч длинный. А вот на фотографиях из Государственного исторического музея в Москве, где он хранится сейчас, клинок обломан. Видимо, меч не пережил длительного пребывания вне кургана.

Если заглянуть в дол этого меча, можно увидеть клеймо, которое оставил в клинке его автор. Клеймо расчищено, правда не целиком. Возможно, его бы очищали и дальше, но меч обломан, поэтому целиком его не прочитать в любом случае.

Навершие меча, покрытое растительным узором

Давайте повнимательнее рассмотрим эфес меча — там немало интересных нюансов. Начнем с навершия.

Не пугайтесь шизофреничной цветовой гаммы, я специально вытянул ее такой в «Фотошопе», что бы лучше проявились узоры на навершии меча.

По фото очень хорошо видно как собран меч. Его навершие образовано из двух частей. Внутри так называемой «нижней гарды», прилегающей к ладони воина, лежит овальное навершие.

Нижняя гарда приклепана к рукояти, а навершие закреплено уже на ней, с помощью длинных заклепок. Часто можно увидеть мечи, у которых навершие за минувшие века было утрачено, а нижняя гарда осталась. Рукояти таких мечей напоминают букву «Н».

Рукоять из цветного металла

Теперь перейдем к рукояти. Она очень напоминает рукоять, сохранившуюся на мече с клеймом «Людота». Про этот меч, давший имя нашему сайту, читайте по ссылке, а мы продолжаем.

Общее у этих двух мечей — и некоторых еще — в том, что рукоять образована не двумя деревянными накладками, обтянутыми сверху кожей, а обтянута металлом. Металл правда взят желтый, что бы не пачкал руки ржавчиной, и чтобы меч выглядел более парадно.

Возле гарды и возле навершия имеются железные (судя по всему) кольца, причем то, что у гарды — с зубчиками. На этом кадре оно особенно хорошо различимо:

А вот цветметаллическая накладка на рукоять местами прогнила. В обнажившихся брешах виден черен клинка, сделанный из черного металла.

Та же самая рукоять меча из Черной могилы под другим ракурсом (снято в Государственном историческом музее в Москве). Хорошо видно, что в сечении рукоять уплощенно-овальная.

Изогнутая гарда меча из Черной могилы

Теперь черед гарды. Она изогнута навстречу противнику — мы уже говорили, что это сделано для раскрепощения ладони. Однако она не слишком надежно укрывает пальцы, поскольку довольно короткая.

Есть мнение, что гарда на каролингских мечах, в отличие от более поздних, «романских», защищала пальцы воина в качестве упора.

Версия довольно спорная. Так порезаться можно было лишь при колющем ударе — рука движется к цели, а клинок уперся в некую преграду и остается на месте. Тогда да, пальцы соскальзывают на клинок и режутся о лезвия до костей. 

Главный аргумент «против» — каролингский меч, в принципе, не был предназначен для колющих ударов. Его стихия — размашистые рубящие удары, а не точечные колющие. 

Впрочем, в том, что гарда меча из Черной могилы — это отличный упор для пальцев, сомневаться не приходится.

Источники

  • Д.Я.Самоквасов «Могильные древности северянской Черниговщины».
  • А.Н.Кирпичников «Древнерусское оружие» т.1 «Мечи,сабли,кинжалы».
  • Тожефорум
  • Фото — Д.Я. Самоквасов, А.Н.Кирпичников, архив пользователя «Bookworm»

Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: Николай Чеботарев

Главный редактор интернет-журнала «Людота». Увлечения — история оружия, военного дела, интернет-журнал «Людота».

« Предыдущая запись Следующая запись »

ludota.ru

Конструктивные особенности изготовления древнерусских золоченых шлемов типа «Черная Могила»

загрузка…

Все шлемы, относящиеся к так называемым шлемам типа «Черная могила», а также шлемы, сделанные в подражание, чрезвычайно популярным в X—XI вв. золоченым боевым наголовьям, исходя из их общей конструкции и геометрических особенностей могут быть отнесены к категории сфероконических сегментно-клепаных.

Популярность данных шлемов была такова, что нельзя исключить факта изготовления высокохудожественных подражаний вне пределов единого производственного центра.

В то же время можно предположить, что некоторые боевые наголовья, близкие к шлемам данной группы, но имеющие ряд отличий, преимущественно в отделке, изготавливались мастерами той же оружейной школы. Именно к таким более простым образцам может быть отнесен шлем из города Печ (территория современной Венгрии).

Тякже известен шлем, который представляет собой грубое подражание шлемам типа «Черная могила». Данный шлем ныне хранится в Днепропетровском краеведческом музее и происходит из могильника близ села Манвеловка.

Шлемы, изготовленные в подражание рассматриваемым золоченым шлемам, исходя из современных реалий могут рассматриваться как подделка либо контрафактный продукт.

Все богато украшенные базовые оригиналы шлемои типа «Черная могила» отличаются высокохудожественной отделкой  (зачастую связанной с применением драгоценных металлов), сложной многоэлементной конструкцией и представляют собой поистине высокотехнологические образцы, сочетающие в себе элементы, свойственные для ювелирных изделий эпохи раннего Средневековья. Несмотря на то что существуют определенные отличия, присущие всем найденным шлемам данной группы, можно выделить конструктивные особенности, которые являются общими для всех них. Это позволяет разработать некую единую технологическую схему изготовления шлемов данного типа.

Корпус, навершие и венец являются тремя основными элементами конструкции, определяющими базовую сфероконическую форму шлема (рис. 1-2). Корпус шлема имеет выпукло-куполовидную форму и состоит из четырех сегментов, форма которых близка к треугольной. Основу сегментов составляет стальной лист, который в результате холодной ковки приобрел толщину от 1,2 до 1,7 мм. Края листа обработаны фасками шириной от 0,5 до 1,5 мм. Боковые края стальных сегментов, как правило, оформлены 5 радиальными вырезами, идущими с каждой стороны (к примеру, так называемый «шлем из Лидса» имеет прямые края).

Поверх стальной основы положен покрытый ртутной позолотой лист, полностью повторяющий геометрические особенности основы. Лист раскатан из медесодержащего сплава желтого цвета и с лицевой стороны покрыт ртутной позолотой. Толщина данного листа составляет 0,4 мм. Его края огибают стальную основу на ширину 3-3,5 мм.

Между сегментами шлема проложена полоса медесодержащего металла желтого цвета. Внешний контур пластины повторяет контур сегментов корпуса шлема. Толщина полосы составляет 0,25 мм, ширина колеблется от 10-11 мм в наиболее узком до 13 мм в наиболее широком месте. За пределы сегментов корпуса данная полоса выступает на ширину от 2,5 до 3 мм. Данный выступающий участок по всей длине полосы покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7-0,8 мм и высотой около 0,5 мм.

Рис. 1. Чертеж-реконструкция шлема типа «Черная могила» (вид в фас) Рис. 2. Чертеж-реконструкция шлема типа «Черная могила» (вид в профиль)

Сегменты корпуса вместе с листами обтяжки и подложенными полосами собраны между собой на стальные заклепки с вытянутой грибовидной шляпкой. Все заклепки имеют несколько отличную друг от друга геометрию и несколько разные размеры. Однако все они вписываются в следующие параметры: диаметр шляпки (головки) 5,5-6 мм, высота 3-4,5 мм, диаметр стержня (ножки) равен 2,7-3 мм. Головки заклепок могут обтягиваться серебром либо цветным металлом. Заклепки на лобовом и затылочном сегменте располагаются двумя рядами (по краям) по 4 заклепки в каждом. Заклепки устанавливаются в отверстия, располагающиеся на расстоянии 6-7 мм от острых выступов краев сегментов, образующих корпус шлема.

Боковые сегменты в нижней части могут иметь по одному круглому, пробитому изнутри отверстию диаметром около 6 мм, располагающемуся на осевой линии элемента конструкции. Вероятно, они служили для крепления подбородочных ремней.

На боковых сегментах также располагаются декоративные элементы в виде стальных либо медносплавных четырехлепест-ковых розеток, состоящих из основания и небольшого граненого уплощенного выступа («рога») в центральной части. Поверхность основания может быть покрыта серебряным листом толщиной до 0,1 мм и орнаментом с растительными либо геометрическими мотивами. Под основание подкладывается тонкий лист (0,25 мм) из медесодержащего сплава желтого цвета. Данный элемент имеет подквадратную форму. Его выступающий край по всему внешнему контуру покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7—0,8 мм и высотой около 0,5 мм.

К корпусу шлема розетка может крепиться либо одной центральной заклепкой диаметром 4 мм, которая является единым целым с «рогом» (рис. 1-2), либо через отверстия четырьмя заклепками с плоскими шляпками, расклепанными впотай (фрагмент шлема с таким способом крепления розетки (рис. 15).

Розетки, изготовленные из сплавов на основе меди, крепятся либо центральной заклепкой, отлитой как единое целое с розеткой, либо стальным «рогом», выполняющим еще и функцию крепежной заклепки.

Рис. 3. Конструктивная схема навершия шлема типа «Черная могила»

Данная розетка располагается на расстоянии 76 мм от нижнего края венца шлема. В отдельных случаях под розетку может подводиться пластина, снабженная кольцом (шлем ныне хранится в частной коллекции). Стальное основание навершия, венчающего корпус шлема, имеет воронковидную форму. Нижний край навершия посредством вырезов рассечен на четыре элемента, форма которых, как правило, близка к пятиугольной либо листовидной. Конструктивно навершие состоит из четырех частей: втулки; основания навершия; двух кольцевидных, горизонтально расположенных валиков (рис. 3). Все элементы навершия спаяны медесодержащим сплавом, основание и втулка дополнительно могут быть соединены по швам заклепками впотай. Толщина листа, из которого изготовлены элементы навершия, составляет 1,2-1,7 мм. Поверх стальной основы положен серебряный лист толщиной не более 0,1 мм.

Под основание навершия подведен медесодержащий лист металла желтого цвета толщиной 0,25 мм. Его контур повторяет контур основания навершия. В центральной части имеется вырез в форме четырех соединенных полусфер. Подкладной лист выступает за пределы нижнего края основания навершия на ширину от 2,5 до 3 мм. Выступающий край по всему внешнему контуру покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7-0,8 мм и высотой около 0,5 мм. Навершие крепится к шлему четырьмя заклепками, форма и размерные характеристики которых аналогичны тем заклепкам, которыми собран корпус шлема.

На основание навершия может быть нанесен растительный, чешуйчатый либо геометрический орнамент.

Венец состоит из двух элементов: центральной части (налобного украшения) и кругового обруча, примыкающего к ней с двух сторон. Стальной лист, составляющий основу венца у центрального элемента, имеет толщину от 1,2 до 1,7 мм, толщина кругового элемента не превышает 1,2 мм. Толщина серебряной обкладки равна 0,1 мм. Все края данных деталей имеют фаски от 0,5 до 1,5 мм. Под детали венца подложен лист медесодержащего сплава желтого цвета толщиной 0,25 мм. Данный лист выступает за пределы элементов венца на ширину от 2,5 до 3 мм. Выступающий край по всему внешнему контуру покрыт полусферическими выступами диаметром около 0,7-0,8 мм и высотой около 0,5 мм. Под центральный элемент венца лист подложен полностью. Под круговой обруч может быть подложен только под верхний край либо отсутствовать полностью.

Центральный элемент выполнен в виде пластины, по форме так или иначе напоминающей «трезубец», вершина центральной части имеет, как правило, лотосовидную либо ромбовидную форму, вершины боковых частей могут иметь такую же форму (рис. 2). Нижний край данного элемента может иметь подтреугольный выступ, направленный вниз, или рудиментный наносник. Крепление к шлему этой детали осуществляется заклепками, форма и размерные характеристики которых аналогичны тем заклепкам, которыми собран корпус шлема. Следует отметить, что данная деталь может состоять из нескольких конструктивных элементов.

Круговой обруч шириной около 20-25 мм может иметь фигурный (фестончатый-волнистый) верхний край с длиной фестона около 16-18 мм. Нижний край может быть покрыт петлями, образованными загибом выпиленных (либо вырубленных и подточенных) подпрямоугольных сегментов. Венец крепится к корпусу, как правило, восемью «стандартными» для данной конструкции заклепками.

Обкладка серебряным листом, которая присутствует на многих элементах конструкции шлемов типа «Черная могила», выполняется следующим образом. После подготовки поверхности под инкрустацию (нанесение насечки на основу с частотой 50-60 треугольных углублений на 1 см 2) на нее укладывается серебряный лист толщиной около 0,1 мм, крепящийся методом инкрустации. От орнаментальных особенностей насечки напрямую зависит узор, проступающий на поверхности серебряной обкладки. Полученный таким образом орнамент может фрагментарно покрываться позолотой.

Гравированная линия, повторяющая контуры нижней части навершия, контуры элементов венца, является границей инкрустации. Излишки серебряного листа обрезаются так, чтобы края навершия (фаски) и элементов венца не были им покрыты.

Рис. 4. Шлемы: 1 — «Черная могила», 2 — Печ. Авторы реконструкций А. В. Барышев и Н. А. Беляев (1), А. В. Барышев и А. С. Будилов (2)

Рис. 5. Шлемы: 1 — Манвеловка, 2 — Каранаево. Авторы реконструкций Д. С. Коровкин, А. С. Будилов (1), Д. С. Коровкин и А. С. Будилов (2)

 

Автор: Барышев Алексей Вячеславович Коровкин Дмитрий Сергеевич, приложение к статье А.Н. Кирпичникова Раннесредневековые золоченые шлемы, новые находки и наблюдения.

 

загрузка…

swordmaster.org

Шлем «Черная могила» — paganko

В группе сферо-конических прежде всего выделяются экземпляры, склепанные из четырех частей, без наносника, со втулкой на макушке, сплошной позолоченной медно-бронзовой обтяжкой и характерными украшениями корпуса (тип II). О функциональном назначении начельного украшения пока трудно что-нибудь сказать. Боковые квадратные бляшки с небольшими выступами, по-видимому, предохраняли бармицу от сноса и представляли как бы маленькие умбоны, предназначенные для парирования боковых ударов. Вопросы происхождения и распространения данных шлемов оживленно дебатировались в советской и польской археологической науке. В результате ученые пришли, кажется, к единственному заключению – рассматриваемые шлемы возникли и развились в Киевской Руси, затем проникли в Западную Европу и вызвали там местные подражания.Появление золоченных шлемов в сопредельных с Русью западных странах свидетельствуют, с одной стороны, о притягательной силе изделий русского оружейного мастерства, с другой – о тесных военно-технических связях русских, поляков, пруссов и венгров в X-XI вв.Кирпичников А.Н.

Прорисовка шлема (2). 


 

 

Фото копанины с Тоже Города. 
 
 
 

paganko.livejournal.com

По следам варягов: Чернигов, курган Черная могила. — Сергей Алданов

У стен древнего Чернигова находился курган «Черная могила». Размеры кургана:  диаметр —  40м., окружность – 125м.,  высота 11м, объем 6000 м3. В древности он был окружен рвом шириной до 7м. 


Курган «Черная могила»

Раскопки.
Курган исследовался в 1872 – 73 гг. известным археологом  Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым. Находки из Черной Могилы  находятся в Государственном историческом музее  http://www.shm.ru/zal8_v7.html, в экспозиции их представляют витрины 14-16
http://www.shm.ru/zal8_v15.html,    http://www.shm.ru/zal8_v14-16.html

«Захоронение в кургане – двое мужчин и женщина – совершено после кремации.
Умершие мужчины, погребенные  в полном военном облачении, занимали среднюю часть кострища. Рядом с воином находилось оружие – два меча, сабля, копье, седло со стременами, фрагменты кольчуги, шлем, наконечники стрел, в ногах – щит с медной оковкой. Рядом с оружием находились железный сосуд с костями барана и бронзовая жаровня с угольями. У ног умершего были положены двое оседланных лошадей. Среди вещей, связанных с женщиной, десять серпов в ногах. Западную часть кострища занимали двенадцать ведер полукругом, от которых сохранилась железная оковка, и два железных сосуда. На месте, где лежали умершие, найдены многочисленные украшения, наконечники поясов, золотые и серебряные слитки – остатки расплавившихся в огне украшений, бронзовый сосуд с бабками – игральными костями, ключи, замки, топоры и долота.

Первоначальная насыпь кургана составляла 7м, затем здесь состоялась тризна в честь умершего, после которой курган был досыпан. На месте тризны были найдены два ритона, изготовленных из турьих рогов с серебряной, щедро орнаментированной, оковкой…  Кроме того, на месте тризны найдены два жертвенных ножа и бронзовый идол скандинавского бога Тора. Эти находки рассматриваются как подарки, соответствующие статусу умершего при жизни. В кургане найдены три византийские монеты, наиболее поздняя из которых вычеканена в 945 – 959 гг  Константином VII Багрянородным и его сыном Василием (??). По этой монете курган датируют 960 –ми годами – эпохой князя Святослава Завоевателя». http://naiz2.at.ua/index/0-26

Несмотря на то. что этот текст расположен на сайте  заповедника «Черная могила», тут ошибка — сын Константина VII Багрянородного был Роман II. Она повторяется у всех, кто некритически копирует текст.В виду имеется, вероятно, следующая  монета, солид:


Byzantine Coins, Constantine VII and Romanus II (945-959), Constantinople, solidus 4.38g
По ней погребение было датировано 960-ыми, монета была новой, незатертой


Находки Некоторые из них, наиболее интересные, представлены ниже.


Шлем из кургана (экспозиция ГМИ) — есть другие ракурсы и похожие шлемы из других мест
 
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=31&contentid=176


Бронзовый идол.

  

Фото частей  ритонов поражает мастерством работы:

Рыбаков Б.А.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ X-XIII ВЕКОВ
Иллюстрированный альбом. Издательство «Аврора», Ленинград, 1971 г.
http://www.silverwolf.lviv.ua/module-pagesetter-printpub-tid-1-pid-18.htm


Интерпретации
1. Обряд сожжения и погребения  пояснял и дополнял Б. А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» — см
Суть его толкование в том, что это сожжение по тому же типу, которое наблюдал Ибн-Фадлан у варягов на Волге, причем Рыбаков предполагал, что корабль был заменен домовиной.
В. Петрухин обращал внимание на некоторые восточные детали обряда: расположение места для тризны на первичном кургане, расположение оружие по хазарскому типу и др. По его предположению выходцы из Хазарии входили в княжескую дружину.

2. Что касается бронзовой статуэтки идола, то она была идентифицирована, как скандинавская: по два похожих образца — изображения богов Фрейра и Тора  были найдены в Швеции и Исландии http://varvar.ru/arhiv/slovo/bronza_idol_mogila.html


3. Интерпретация сюжетов ритонов по Рыбакову, как почти всегда у него,   славянская:

«Широкие устья обоих рогов оправлены серебром; острые концы, очевидно, имели особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло быть сделано в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными гирляндами в восточном духе.

Особого внимания заслуживает большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью. Основной фон прочеканен и позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и переплетенные между собою светлые фигуры птиц, зверей и фантастических животных. Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно; на тыльной стороне оправы — два чудища, хвосты которых срослись в одну пальметку, разделяющую оправу на две части. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену, которой, судя по всему, он придавал важное значение. На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура — женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья — прямо в голову мужчине. Все это похоже на сказку. Загадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею. Дальнейшие события и изображены на турьем роге: Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если се главным момент – смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.

Значение этого турьего рога очень важно; его художественные качества доказывают, что ко времени принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков«

Пожалуй, более интересна интерпретация, по Петрухину (Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995г.), который описывает ритон с точки зрения тюркских и иранских традиций.
«Оба рога украшены серебряными и золочеными чеканными накладками, орнаментальный стиль которых традиционно (начиная с Н.П.Кондакова) считается совмещающим «восточные» (постсасанидские) и византийские мотивы. Действительно, орнаментальные мотивы (пальметты и др.) роднят оковки ритонов с декоративными традициями Евразии — от Ирана до Венгрии, но вписываются в широкий круг изделий «среднеднепровской школы», мастера которой (вероятно, имевшие и древнерусское, и «восточное» происхождение) продолжали степные, в том числе салтовские, традиции, украшая, прежде всего, предметы дружинного быта — поясные и конские наборы, рукояти мечей и т.п. [Орлов, 1984]».
«Мотив на оковке питьевого рога из Чернигова позволяет проследить конкретный механизм взаимодействия разных культурных традиций на Руси. При этом хазарское наследие включало и иранскую традицию [см. о ее влиянии на Руси — Топоров, 1987], в отдаленной перспективе -скифскую. Тысячелетнее взаимодействие культурных импульсов воплотилось в шедевре древнерусского искусства: суть здесь не просто в уникальности этого образца как единичного факта истории культуры — важно, что этот факт «концентрирует» в себе целый исторический процесс. Такая концентрация культурных импульсов была свойственна формирующейся древнерусской культуре в целом: ее сложение в X в. можно уподобить процессу возведения того же черниговского кургана — славяне, норманны и хазары возвели своему предводителю единый монумент. Эта способность к творческому восприятию и синтезу разно-этничных традиций предопределила обращение Руси к христианской цивилизации, способность объединить на общей культурной основе «все языцы».

Интересный результат получается — с одной стороны, захоронение все же скорей скандинавское, с другой — 100-летнее пребывание в Киеве уже обогатило ритуал варягов хазарскими и иранскими влияниями, а образцы материальной культуры несут отпечатки влияния Востока.

aldanov.livejournal.com

Столбище: хазарский шлем с тремя именами

Пока пишется вторая часть текста про арбалеты, предлагаю вспомнить, что хорошего было в 1869 году.

Для справки.
В 1869 году был открыт Суэцкий канал, город Эдо переименован в Токио, а Менделеев предложил первый вариант своей знаменитой таблицы.

А еще…

В августе того же года в имении помещицы Муравьевой (бывш. Воронежская губ.) нашли древний клад.

Собственно говоря, вокруг оврага, в котором его нашли, издавна ходили легенды о древнем кладе. Каждую весну овраг размывало, земля обнажалась все сильней, но никто ничего не находил, как не старались. А потом взяли и нашли.

Повезло крестьянам Ивану и Филиппу Чеботаревым из деревни Столбище. По иронии судьбы они однофамильцы автора этих строк.

Чеботаревы наткнулись в овраге на ветхие человеческие кости.Такое случается – вода размывает грунт и обнажает древности, много веков пролежавшие спрятанными от человеческих глаз.

Увидев кости, Иван и Филипп принялись копать и вскоре раскопали скелет рослого человека. Он лежал на углях, остывших тысячу с лишним лет назад, головой к востоку, а сверху был присыпан известкой.

Справа от воина, сжимавшего в руке однолезвийный палаш, лежала кольчужная рубаха. Кроме того в захоронении удалось обнаружить остатки пояса, которым был подпоясан умерший. Кожаная основа разложилась, а вот серебряные и золотые бляшки, которыми украшали пояса кочевников, сохранились. Еще в могилу были положены две византийские золотые монеты.

На черепе воина покоился шлем. Теперь он известен как шлем из Столбище, по названию родной деревни Чеботаревых, или как шлем из Оскола, поскольку в четырех километрах от этой реки его и нашли. Гораздо реже о нем говорят как о шлеме из Муравьевского клада, в честь владевшей теми краями помещицы.

Однако от этого больше информации о нем не становится — данные о шлеме с тремя именами весьма скудны.

Расскажу о нем поподробнее.

Как удалось выяснить археологам, Чеботаревы раскопали погребение знатного воина 8-го века, родиной которого был Хазарский каганат.

Корпус надетого на воина шлема склепан из четырех пластинок. Лобовая и затылочная накладывается на две боковых. Нарочито крупные бронзовые заклепки являются еще и декоративным элементом шлема.

Для защиты лица шлем воина, похороненного в районе села Столбище, был снабжен приклёпанным прямым наносником. Он художественно оформлен и плавно переходит в дуговые надбровные валики.

Форма шлема довольно традиционна для степных шлемов и в дальнейшем, благодаря постоянным войнам с кочевниками, прочно закрепится в арсенале русских дружин. Свое начало она берет еще в Древнем мире — шлем воина Урарту или Асирии был именно этой формы. Ну а когда Хазарский каганат станет историей, она красной нитью пройдет через Палестину, Персию, Турцию.

Но вернемся к шлему. Затылок и шею воина защищала кольчужная сетка, которую называют бармицей. Судя по всему, она оставляла лицо открытым, однако достигала плеч

Бармица подвешивалась к шлему на прутке, который, в свою очередь, огибал шлем по периметру. Такая система оказалась весьма удачной и продержалась много столетий.

Вот шлем воина 13-14 веков, который еще называют шлемом из Украины. Видите, кольчужное полотно бармицы свободно висит на проволочной спице?

Сейчас этот шлем хранится в Эрмитаже.

Литература

Дело № 26/1869 О древних вещах и золотых византийских монетах, найденных на человеческом костяке в Бирюченском уезде Воронежской губернии

А. Н. Кирпичников — Раннесредневековые золочёные шлемы

А.В. Комар, О.В. Сухобоков Вооружение и военное дело Хазарского каганата


Поделиться новостью в соцсетях