Разное

Анатомические театры: Анатомические театры: история и современность

Анатомические театры: история и современность

Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собойпомещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.

Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собой помещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.

Аудитория, в которой проводились манипуляции над трупами, была очень схожа с амфитеатрами, которые были в Древней Греции. В центре помещения находился большой стол, собственно на котором производилось вскрытие человеческого или животного трупа. Вокруг этого стола стояли студенты и великонспекты, а так же записывали замечания преподавателя, а в качестве наглядного пособия около студентов находились настоящие скелеты. На средневековых иллюстрациях можно заметить в руках студентов плакаты с надписями «MementoMori», что означает «Помни о смерти» [1, 3].

В XIV веке в Болонье Мондино де Люцци, которого считают отцом современной анатомии, написал трактат об устройстве органов человека. Анатом утверждал, что каждая часть нашего тела имеет свою иерархию и вновь сделал популярной практику публичных вскрытий, которые проводились на площадях.

С 1594 г. в Падуе начинает развиваться публичный интерес к анатомии. В Европеоткрываются анатомические театры анатомички. Самое первое здание было построено в 1594 году в городе Падуя и сохранилось до настоящего времени. Известная анатомичка была открыта и в Голландии, в Лейдене, послепосещения которой ПетромI подобные учреждения стали открываться в России.

Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей.В этом театре собиралось множество людей:все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде.В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска.На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти [5, 6]. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.

Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».

Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей»

В XIX век тела мертвых стали самым расходуемым материалом для изучения и тел казненных преступников было уже не достаточно. За свежее тело люди платили очень хорошие деньги, и тогда на этой почве стали развиваться так называемые «похитители тел».На кладбищах стала появляться охрана.Родственники только что умершего человека так же ставили караул, что бы свежее тело не было украдено.

Первый российский анатомический театр был открыт после посещения Петром первым Лейдан в 1706 году, где он познакомился с профессором Фредериком Рюйшем, а также взял у него несколько уроков медицины. В анатомический театр пригласили преподавать знаменитого голландского профессора Николаса Бидлоо. Сам Петр I был немало заинтересован наукой, и не раз он сам препарировал трупы[2, 4].

В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры, где как и прежде велась научно-исследовательская деятельность под руководством профессоров из Германии и других стран.Позже, театр был перемещен в Академию наук, и к началу XIX века стал утрачивать свою значимость.

Тем не менее, не только в Петербурге можно было наблюдать за препарированием трупов. Анатомический театр существовал и в Казани. В настоящее время, в анатомичке вскрытий уже не проводят, она превратилась в музей-театр человеческого тела. Так же в этом здании располагается кафедра нормальной анатомии Казанского медицинского университета. Здесь для студентов-медиков оборудованы библиотеки, кинозалы. Для изучения так же представлены натуральные препараты органов человека.

По сей день есть действующий анатомический театр в Лондоне при церкви святого Фомы. Открытый в XIX веке, с 60-х годов прошлого столетия он существует как музей.Так же действующий анатомический театр есть и на территории Нидерландов, в Амстердаме. Старинное живописное здание было построено в XV веке, спустя некоторое время здесь был открыт корпус при университете.SalaGimbernat в Барселоне считается одним из самыхкрасивых сохранившихся зданий. Стены зала драпированы богатым пурпурным бархатом, в интерьере — мрамор и позолота. Из этого же мрамора сделан стол, на котором вскрывали тела умерших людей. В настоящее времяэта анатомичка так же является только музеем.

В XXI веке любой гражданин, которому интересна анатомия человека, может загрузить на свой гаджет виртуальный атлас человека, где в 3D-формате показан и описан каждый орган как в отдельности, так и в системе. В одно нажатие с виртуального тела можно снять кожу, затем послойно удалить мышцы, внутренние органы, подробно рассмотреть тело со всех сторон. И покупать билет в такой виртуальный анатомический театр не требуется. 

Анатомический театр

Анатомический театр

Первые анатомические театры появились в Европе в XV–XVI вв., хотя интерес к строению собственного тела люди проявляли всегда. Но уже с античных времён существовали религиозные запреты на расчленение мёртвого тела. Полагают, что  в Падуе в XV в. построили первый деревянный разборный анатомический театр, который можно было перевозить. Постоянный анатомический театр появился в университете Падуи в 1594 г. Его высота составляла 13 м, а в зале, имевшем конусообразную форму, могли разместиться 250 зрителей.

В 1597 г. стационарный анатомический театр был создан в Лейдене голландским профессором Петером Павом (1564–1617), декорировавшим его скелетами птиц, животных, людей, а также латинскими изречениями «Смерть есть рубеж всего сущего». Для публичных вскрытий брались трупы преступников, что как бы оправдывало такое их использование греховностью. Церемонию рассечения тела сопровождала музыка (небольшой оркестр или один-два флейтиста), в зале распылялись духи, большие свечи освещали прозекторский стол и прелектора в парадной одежде. Процедура вскрытия постепенно становилась похожей на торжественный спектакль, целью которого было просвещение и назидание зрителей в духе идеи суетности и быстротечности жизни, идеи, столь характерной для  эпохи барокко. Само же помещение театра начало использоваться не только по его прямому назначению, но становилось также музеем, лекторием, местом дискуссий и экспериментов. Опытный умелый прелектор старался создать во время действа приподнятую театральную атмосферу. Особенно славился своим мастерством выдающийся голландский анатом Фредерик Рюйш (1638–1731), который в течение 30 лет проводил вскрытия в анатомическом театре Амстердама, посещавшиеся не только врачами и учёными из многих стран Европы, но и дипломатами, и знатью. Анатомический театр стал специфическим явлением  XVII в., когда культурная парадигма была выстроена таким образом, что урок анатомии — вскрытие человеческого тела был выдержан как благородное мероприятие для общественности. С одной стороны публике обещали показать то, что Природа дала каждому, с другой стороны,- это демонстрировалось на трупе преступника, «злодея», что служило напоминанием о грехе. 

Первое знакомство русских с анатомическим театром состоялось во время Великого посольства Петра I в Голландию в 1698 г. в Лейдене. Затем царь слушал там лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша и сумел оценить новую для русских науку как фундамент хирургии. Поэтому в Москве при создаваемом в 1706 г. госпитале по именному указу царя был устроен первый русский анатомический театр, который возглавил приглашённый из Голландии врач Николаас Бидлоо (1670–1735), а Пётр I «сам при разъятии мёртвых тел многократно присутствовал» и приобрёл «навык их методически разлагать».

Анатомический театр Академии наук был учреждён в  Петербурге в недостроенном здании дворца  царицы Прасковьи Фёдоровны и начал функционировать в 1726 г. Для работы в нем был приглашён из Германии профессор Иоганн Георг Дювернуа (1691–1759), приехавший из Тюбингенского университета вместе со своим студентом Иосиасом Вейтбрехтом. Дювернуа вскрывал не только трупы людей, направляемые сюда из Полицмейстерской и Медицинской канцелярий, но и тела умерших редких животных, которые содержались за счёт двора: слона, льва, леопарда. 

27 июня 1727 г. Дювернуа выступил  на публичной ассамблее с речью, где он «толковал состояние нынешнее о анатомии человека и животных <…> и чинил описание новых вещей в анатомии слона, который был разобран в сем городе при окончании прошедшего года». Анатомические секции в России не вызывали того повышенного интереса, который проявлялся к ним на Западе. Однако результаты исследований Дювернуа оживлённо обсуждались в Конференции и на Ассамблее Академии наук, а начиная с 1728 г. публиковались в научном журнале «Commentarii Academiae scientiarum Petropolitanae». За 15 лет работы в России анатом опубликовал в «комментариях» около 20 статей, в их числе 2 тератологических. 

К 1728 г. относится перевод анатомического театра в новое здание, построенное для Кунсткамеры. Он располагался здесь в просторном круглом зале, вход в который был непосредственно с набережной Невы. В помощники И.Г.  Дювернуа был назначен И. Вейтбрехт, к которому постепенно перешла вся работа по анатомированию присланных из полиции трупов. В 1736 г. в Академию наук поступает еще один анатом из Германии Иоганн-Христиан де Вильде, который продолжает характерное для Дювернуа направление сравнительно-анатомических исследований: наблюдение по анатомии слона, исследование курицы-монстра и плода гидроцефала. В 1741 г. он принял дела от возвращающегося на родину Дювернуа, однако в 1744 г. тоже покинул Петербург. 

Иосиас Вейтбрехт в 1731 г. был избран академиком по кафедре  физиологии, а в 1736 г получил степень доктора медицины от Кенигсбергского университета за присланную туда диссертацию об эпидемии разразившейся в Петербурге годом ранее «петехиальной лихорадки». Эта работа по терапии брюшного тифа вызвала большой интерес медиков. Но главным трудом Вейтбрехта было первое в мире исчерпывающее руководство по синдесмологии — учении о суставах, сочленениях и связках человеческого скелета, изданное на латинском языке в Петербурге в 1742 г.. Позже оно было издано во Франции (1752) и в Германии (1779). Вейтбрехт был избран иностранным членом Нюрнбергского физико-медицинского общества. Его «Синдесмология» до сих пор признается основой знания о связках. Так плодотворно в течение 19 лет проходили работы в анатомическом театре   до случившегося в декабре 1747 г. пожара. После этого в стены Кунсткамеры он уже не вернулся, меняя в течение 60 лет свой адрес 8 раз. Около 10 лет анатомический театр находился в доме баронов Строгановых, 2 года — на «Боновом дворе», потом — в доме Миллера на 5 линии Васильевского острова, наконец, довольно длительное пребывание (19 лет) в отдельном деревянном здании, построенном на лугу перед главным зданием Академии. Сменяют друг друга анатомы: А. Каау-Бургаве, А.П. Протасов, К.Ф. Вольф, П.А. Загорский — все они не были удовлетворены условиями работы и готовили собственные  проекты реконструкции анатомического театра. В 1788 г. театр размещают в новом каменном здании Академии наук, но постепенно он утрачивает своё значение. В России анатомические театры не имели тех общекультурных функций, которые были у них на Западе. Они предназначались лишь для научных и учебных целей.

Разрез I этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр.
Фрагмент чертежа VII из «Палаты Санктпетербургской…». 1741.

Фрагмент плана I  этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр. Фрагмент чертежа V из «Палаты Санктпетербургской…». 1741. «Толкование литер и чисел:
…NN. Театр Анатомический. Шкафы 1-12. Всякие препарации, учиненные при театре Анатомическом. Каморки отгороженые 13-15. В оных работает Просектор и его помощники, при том же находятся инструменты Анатомические и прочие к тому при­надлежащие припасы».

I. Weitbrecht. Syndesmologia sive Historia Ligamentorum… Petropli. 1742.

Статья И.Г. Дювернуа о монстре из Казани в Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae.

Хирургические инструменты. Западная Европа. Конец XVII — начало XVIII в.

Коробка с хирургическими инструментами. Западная Европа. Конец XVII — начало XVIII в.

Скальпели и крючок хирургические. Западная Европа. Конец XVII — начало XVIII в.

  

Что такое анатомический театр?|Qbik

История знает не мало странных, а порой даже жутких видов развлечений. И одно из таковых- это так называемые анатомические театры, где забавы ради разрезались и демонстрировались трупы людей. Причём зрелище было столь популярным, что приходили даже семьями! Но самое интересное началось, когда этих самых трупов стало не хватать…

В настоящее время анатомический театр понимается как помещение для учебного вскрытия трупов и чтения лекций в медицинских учреждениях. Исторически анатомический театр – это специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах и даже нередко сопровождаемое мелодией. Отсюда и получилось название — theatrum anatomicum, анатомический театр.

Но настоящий расцвет публичного интереса к анатомии в Европе начался в 1594 году с открытием первого публичного анатомического театра в Падуе. После которого они стали открываться просто один за другим. После чего «анатомикум» был открыт и в Голландии, в Лейдене, — именно его почти сто лет спустя посетил Петр I и стал открывать подобные учреждения в России.

Процесс вскрытия в анатомическом театреАнатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей. В этом театре собиралось множество людей: все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде. В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска. На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.

Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».

Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей».

Вскоре покойники стали для анатомов настоящим расходным материалом, и казненных преступников на всех не хватало. За свежую мертвечину платили хорошие деньги, и вскоре популярной темой для пересудов стали «похитители тел». На многих кладбищах появилась охрана, а самые предусмотрительные за отдельную плату выставляли у свежих могил своих родственников караул.

Одна из самых известных историй- это дело ирландцев Уильяма Бёрка и Уильяма Хэра, которые в течение 1828 года убили в Эдинбурге семнадцать человек и продали их тела профессору Роберту Ноксу, дававшему частные уроки по анатомии. Все началось с «невинной» кражи трупа какого-то бедолаги, но, почувствовав вкус к легким деньгам, Бёрк и Хэр поставили дело на поток: «наглядными пособиями» выступили нищая старуха и ее слепой внук, городской сумасшедший, восемнадцатилетние подруги-проститутки и т.д.

И в заключении…

На сегодняшний день анатомические театры, если их так можно сегодня называть, остались лишь в медицинских университетах, где будущим медикам рассказывается о строении человеческого тела. Так же в 2010 году Google запустил проект Google Body (сегодня доступен под названием Zygote Body, zygotebody.com) — онлайн-приложение, которое позволяет изучить устройство человека с помощью интерактивной 3D-модели. Так что даже это развлечение, можно сказать, стало доступно онлайн! 🙂

Анатомические театры в России и мире

Представьте себе комнату, являющую собой отдельное красивое архитектурное сооружение внутри другого здания. Эта комната – амфитеатр, но гораздо меньших размеров. На расположенных по кругу скамьях расселись заинтересованные зрители, а в центре, на деревянном столе творится действо… Нет, это не магический ритуал, хотя по своей значимости происходящее, наверное, можно к нему приравнять. В центре комнаты происходит вскрытие человеческого тела, а заинтересованные зрители на скамьях – это студенты-медики. Таких учебных заведений было много в Средние века, и это анатомические театры.

анатомические театры

Что такое анатомический театр

Итак, для чего и где сооружались подобные залы? Что такое анатомические театры и существуют ли они в настоящем? Давайте разбираться вместе.

Анатомический театр – это особое учреждение, которое использовалось при университетах для преподавания студентам науки врачевания. В центре комнаты шло вскрытие тела человека или животного. Интересно, что при этом на скамьях рядом со зрителями могли восседать самые настоящие скелеты, используемые как учебные пособия. Многие студенты не только наблюдали за происходящим на их глазах действом, но и конспектировали увиденное и комментарии преподавателей. Ну а, судя по средневековым иллюстрациям, некоторые наблюдатели держали в руках плакаты с надписями типа Memento Mori, что в буквальном переводе означает «Помни о смерти».

Анатомические театры. История

Первый анатомический театр был построен в 1594 году в университете Падуи. Сохранился он и до наших дней. Чуть позже, в 1596 году, подобное образовательное учреждение было открыто в Лейденском университете. В 1637 году анатомический театр появился в Болонье.

Интересен и еще один исторический факт. В XIX веке анатомический театр открыл видный американский государственный деятель, автор Декларации независимости и по совместительству третий президент США Томас Джефферсон. Однако это образовательное учреждение просуществовало недолго и было разрушено перед началом Второй мировой войны.

анатомический театр казань

Самые красивые и действующие до сих пор

Какие же анатомические театры существуют в наши дни и проводятся ли в них вскрытия и поныне? Какие мировые учреждения подобного рода могут по праву называться самыми красивыми?

Анатомический театр в Лондоне при церкви святого Фомы действует до сих пор. Открыт он был в XIX веке, а с 60-х годов прошлого столетия — после реконструкции — существует как музей. Действующий анатомический театр есть и на территории Нидерландов, в Амстердаме. Живописное старинное здание было построено в XV веке, а два столетия спустя в нем открыли специальный корпус университета. К слову, надпись Theatrum Anatomicum над входом в здание различима и сейчас, но вскрытия здесь больше никто не проводит. Теперь в этой комнате проходят заседания научного сообщества.

Одним из самых красивых сохранившихся до наших дней анатомических театров считается Sala Gimbernat в Барселоне (Италия). Стены зала драпированы богатым пурпурным бархатом, в интерьере – мрамор и позолота. Из того же благородного белого мрамора сделан и операционный стол, на котором в давние времена производили вскрытия. В наши дни здесь открыт музей.

анатомические театры история

Россия: Петербург, Петр I и Кунсткамера

В 1698 году Петр I посетил Лейденский анатомический театр. Там государь познакомился с профессором Фредериком Рюйшем, а также взял у него несколько уроков медицины. В 1706 году первый анатомический театр был открыт на территории России, а преподавать в нем пригласили знаменитого голландского профессора Николаса Бидлоо. Интересно, что сам Петр I интересовался наукой о строении человеческого тела и неоднократно собственноручно проводил вскрытия и препарировал трупы.

В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры. Здесь по-прежнему велась научно-исследовательская деятельность, руководили которой приглашенные из Германии и Голландии профессора. Затем театр переместили в здание Академии наук, и к началу XIX века постепенно это исследовательское учреждение утратило свою значимость.

Казанский анатомический театр

Однако не только в Петербурге можно было изучать строение тела человека, наблюдая демонстрацию вскрытия. На территории нынешней Республики Татарстан тоже существовал анатомический театр. Казань и ее музей-театр человеческого тела и сейчас открывает свои двери заинтересованным наблюдателям, однако теперь здесь не проводятся вскрытия. В настоящее время в здании бывшего анатомического театра находится музей, относящийся к кафедре нормальной анатомии Казанского государственного медицинского университета.

казанский анатомический театр

Сюда приходят на занятия студенты-медики. Для них здесь оборудованы библиотека и кинозал, а также выставлены самые разные анатомические препараты. Сюда могут прийти и заинтересованные туристы, лекцию для них прочитает экскурсовод музея.

Анатомические театры в России и мире сохранились до сих пор. Многие из них сегодня работают как музеи, некоторые стали местами встреч для медицинских научных сообществ. Однако историческая ценность анатомических театров бесспорна, и наша задача — сохранить их для будущих поколений.

Анатомические театры в Европе – Статьи

Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий.

Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.

Иллюстрация 1.jpg

Анатомический театр в Лейденском университете. (Pinterest)


В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней — билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.

Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.

Иллюстрация 2.jpg

Анатомический театр. (Pinterest)


В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.

Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.

Анатомические театры в Европе как массовое публичное зрелище

Считается, что одним из первых публичных патологоанатомов в Европе был бельгийский ученый XVI века Андреас Везалий. К числу его заслуг приписывают многие анатомические открытия, которые он сделал опытным путем, вскрывая трупы повешенных преступников. В частности, он поставил под сомнение основополагающие труды известного античного медика Галена, который предполагал, что сердце человека имеет всего 2 камеры, хотя на самом деле их четыре. Сложность заключалась в том, что вскрытие человеческих тел было тогда под строжайшим запретом и многие представления о строении человеческого тела делались на основании изучения внутренностей животных, что согласитесь, несколько наивно.

Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий. Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.

В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней – билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.

Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.

В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.

Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.

Читайте также: 

«Все улицы запружены ликующим народом»: первый парад Победы в 1945 году

Головокружение Хичкока: фильму в этом году исполняется 60 лет

Факультатив по истории. «Здесь нет места счастью»: письма французского драматурга о России

Дойди до Берлина: узнай, далеко ли ты продвинешься 

Это интересно. Откуда есть пошел анатомический театр («секционка»)
Об истории и сути анатомических театров рассказывает историк Борис Зарудин. Вопросы задает Евгения Квитко.

— Борис, когда возникли анатомические театры и как они выглядели?
— Анатомические театры возникли в 16 веке в Италии. Первый был открыт в 1594 году в Падуе, там и сейчас сохранилось это здание. Затем распространились во Франции, Нидерландах, Германии. Часто это были театры по типу «шапито», которые переезжали из города в город. Но стационарные театры открывались обычно в роскошных помещениях по образцу римских амфитеатров. Сцена была круглой формы, внизу стоял стол для вскрытия, а зрители сидели на ступеньках вокруг сцены. Никаких научных целей врач не преследовал. Только – демонстрация. Он методично доставал один орган за другим и показывал их. Подняв высоко в воздухе.
— Почему на такое страшное и неприятное для непрофессионала зрелище был спрос?
— Люди хотели узнать, грубо говоря, из чего они «состоят». Вскрытия к 16 веку уже не были новостью для человечества. В Древнем Египте для проведения бальзамирования были описаны некоторые органы и их функции. Древние греки искусно владели техникой препарирования. В древнем Риме создали анатомическую терминологию. Расчленяли труппы и в средние века. Например, мощи святых. Существует легенда о рыцаре Райнольди – покровителе и защитнике Дортмунда. Он учувствовал в строительстве собора и был утоплен «коллегами» в Рейне. На месте убийства стали происходить чудеса исцеления. Тогда Райнольди причислили к лику святых, и, расчленив, стали распространять части по городам Германии, Испании и Чехии.
Но, тем не менее, за редчайшими исключениями, средневековая церковь категорически запрещала вскрытие человека. Поэтому наука анатомия была в самом зачаточном состоянии. Наконец, в эпоху Возрождения запреты стали постепенно сниматься. Ученым удалось доказать церкви, что такие запреты антигуманны. Ведь не имея знаний в области анатомии, врач не может помочь больному. А это противоречит постулатам о любви к ближнему и обязанностям христианина прийти на помощь страждущему. Правда, церковь «сдавалась» медленно: сначала она разрешила вскрытия один раз в пять лет, потом – раз в год. И затем уже публичные представления участились.
Естественно, когда первые вскрытия были разрешены, из них сделали шоу. И церковь этому уже не сопротивлялась. Известно, что даже Папы Римские высказывались за открытия анатомических театров. Кто-то – например, врачи, художники, скульпторы – приходили на представления с профессиональным интересом. Великий Леонардо да Винчи не только посещал такие театры, но и сам проводил вскрытия. Впоследствии он первым изобразил различные органы человеческого тела.
Но большинство были просто любопытствующие. Это были абсолютно новые знания – такое нельзя было отыскать даже в научных книгах. Тогда еще не существовало анатомических атласов со схемами строения человека. Знания реально было подчеркнуть только из собственного опыта при посещении анатомического театра. Поэтому залы заполнялись до отказа. Народ ломился на представления анатомического театра. Иногда на одно представление собиралось до 800 зрителей. Приходили семьями, с детьми. Считалось даже престижным присутствовать в театре. Люди, таким образом, демонстрировали стремлением к знаниям. Так что в зале сидела обычно вся городская знать.
— Это было платное зрелище?
— Да, и билет стоил недешево. Причем, если вскрывали женщину, то билет удорожался вдвое. Считалось, патологоанатом вскрывает божественную тайну деторождения. Билеты обычно покупали не один «спектакль», а на весь цикл. Дело в том, что вскрытие длилось несколько дней. Врач в первый день демонстрировал внутренности живота, во второй – органы грудной клетки, в третий – содержание черепа, в четвертый – суставы, кости, позвоночник. И «спектакль» длился часто с утра до вечера. Так что люди приходили на весь день. В перерывах работал буфет, они покупали легкую закуску. Обычно анатомические театры работали зимой, чтобы упростить проблемы консервации.
— Кого препарировали?
— Долгое время было разрешено вскрывать только иностранцев. Потом к ним прибавились приговоренные к смертной казни после приведения смертного приговора в исполнение. Так разбойники послужили развитию медицины. Между прочим, врачи-анатомы перед началом вскрытия объявляли, что демонстрируют только то, как Всевышний гармонично создал человека. И к профессии патологоанатома допускались только самые искусные специалисты – они ведь доказывали на практике, что вскрытие не разрушает Божье творение (хирурги получали специальные сертификаты, позволяющие заниматься этим видом деятельности).
— В ту пору во всех европейских странах существовали такие театры?
— В большинстве. Несколько анатомических театров существовало в Германии. Самые крупные – В Лейпциге, Регенсбурге и Марбурге. Известны театры во Франции, Италии. Аристократы Лондона, побывав в Лейпциге и Амстердаме, вернулись возмущенные. Они выговаривали властям, что в Лондоне даже для гильдии хирургов анатомические представления проводились только четыре раза в год, а в Голландии – любой человек может самообразовываться сколько хочет. И тогда в Англии тоже появились такие театры. Но все-таки самыми известными театрами Европы считались голландские. В Лейденском университете выросла целая плеяда блестящих хирургов-анатомов. Например, знаменитый Фредерик Рюйш, у которого Петр Первый приобрел свою первую анатомическую коллекцию, Николас Тульп (вспомним полотно Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»). В России анатомических театров как общественно-массовых мероприятий не было. В России, по приказу Петра Первого, развивались научные направления в медицине.
— Когда анатомические театры прекратили свое существование?
— Анатомический театр как общественное зрелище ушел в небытие примерно в 18 веке. К тому времени уже были составлены анатомические схемы, атласы. Анатомия стала уделом специалистов. И интерес к таким показам постепенно угас.

древних медицинских школ Италии: анатомические театры

слова Барри Лилли и Сильвии Донати

Если вы заинтересованы в анатомии, работаете в медицинской профессии или, как и я, вы всегда ищете что-то другое для посещения, то вот вам идея. Как вы относитесь к посещению анатомического театра?

Анатомический театр был учреждением, используемым в преподавании анатомии в ранних современных университетах: обширные комнаты, где студенты могли наблюдать вскрытия человеческих и животных тел и которые были жизненно важны для изучения медицины.

Старейший анатомический театр был построен в Падуе в 1594 году для проведения уроков медицины в местном университете. Впоследствии анатомические театры были построены в университетах и ​​больницах по всей Европе. К числу старейших в Италии относятся анатомические театры Болонского университета внутри Палаццо дель Арчигиннасио, построенные в 1637 году, Университета Павии и Феррары, а также Оспедале дель Сеппо в Пистойя (18 век).

Анатомический театр, Университет Падуи

Самый старый в мире сохранившийся анатомический театр находится в Палаццо-дель-Бо в университете Падуи и был построен в 1594 году итальянским хирургом и анатомом эпохи Возрождения, который помог основать современную эмбриологию, Джироламо Фабрициус Аквапенденте.

Театр эллиптической формы имеет шесть ярусов, вырезанных из грецкого ореха, и может вместить до 300 зрителей. Рассадка устроена таким образом, чтобы у каждого ученика был бескомпромиссный вид на рассекающий стол.

По-прежнему видна надпись, Hic locus est ubi mors gaudet succurrere vitae (Это место, где мертвые рады помочь живым). После последнего вскрытия в 1872 году театр был сохранен, даже оригинальный столик до сих пор стоит, и теперь в здании хранятся исторические хирургические инструменты и предметы медицинского назначения.

Университет является одним из старейших в Европе, и в нем есть много интересного, чтобы развлечь посетителя, включая кафедру и кафедру, принадлежащую величайшему лектору университета, Галилео.

Обязательно пройдите мимо Sala della Facoltà di Medicina, где представлены черепа семи профессоров, которые добровольно пожертвовали свое тело науке, а также фотографии предыдущих выдающихся ученых, в том числе Бартоломео Эустаки, одного из основателей анатомии человека, и Габриэле Фаллоппио, один из самых важных анатомов и врачей 16 -го века.

Университет расположен в Палаццо-дель-Бо, через VIII Febbraio, 2, Падуя и имеет строгие ежечасные сессии, посвященные приветствию посетителей, это:

Пн, Ср, Пт. 15:15, 16:15 и 17:15

Вт, Чт, Сб. 9:15, 10:15 и 11:15

Стоимость билетов от 1,50 до 3,00 евро. Бронирование для групп и школьников должно быть сделано заранее.

Анатомический театр, Болонский университет

В Болонском университете находится один из самых красивых анатомических театров в мире.Полностью вырезанный из ели, строительство анатомического театра Archiginnasio началось в 1636 году и было завершено в 1737 году, когда расчеты человеческих трупов были выполнены при свечах.

Разделы комнаты искусно украшены, и над ней царит резьба женщины, предлагаемой костью бедра ангелом, и резные статуи врачей, таких как Гиппократ, Гален и др., Стоят в нишах.

В соответствии с традицией, когда хирурги проводят консультации со звездами перед выполнением операций, потолок украшен астрологическими символами в убеждении, что каждая часть тела была помещена под опеку знака зодиака.Это декоративное украшение отражает понимание человека и его отношения с космосом.

Две знаменитые статуи Spellati , анатомические модели, показывающие мышцы под кожей, держат навес над стулом учителя и являются работой известного художника анатомических восковых выставок, Эрколе Лелли.

29 января 1944 года, во время Второй мировой войны, театр был почти полностью разрушен; после окончания войны театр был перестроен с использованием всех оригинальных произведений, найденных среди обломков здания.

Театр находится по адресу Archiginnasio of Bologna, Piazza Galvani, 1 и открыт для общественных будних дней с 9:00 до 18:45; Для получения актуальной информации и вступительных взносов звоните +39 051 276811.

Анатомический театр, Оспедале дель Сеппо, Пистойя

Ospedale del Ceppo была основана в 13 веке, что делает ее одной из старейших в мире действующих больниц.

Похоже, что медицинские уроки проводились в больнице еще в 16 веке.Медицинская школа была официально основана в 1666 году: она была единственной в Великом Герцогстве Тоскана и процветала особенно в 18 веке, когда привлекла внимание просвещенного Пьетро Леопольдо ди Лорена.

Школьная программа заняла шесть лет; в нем приняли участие небольшое количество студентов, в том числе известный патологоанатом Филиппо Пачини, которому приписывают открытие в 1854 году палочки холеры.

занятия по анатомии были проведены в анатомическом театре, жемчужине неоклассической архитектуры конца 18 900-го -го века, украшенной фресками гротеше и медальонами в пастельных тонах; утонченная атмосфера контрастировала с функцией места.Школа действовала до 1844 года.

Внутри комнаты находится Музей хирургических инструментов, коллекция медицинских инструментов, которые использовались в больнице между 17 и 19 веками, что дает представление о творчестве врачей того времени! Здесь также представлена ​​коллекция книг по древней медицине и мебели из школы и аптеки больницы.

Ospedale del Ceppo, Viale Matteotti, 9 / D Pistoia. Тел. +39 0573-3521.

Музейные часы:

апрель-сентябрь, с 10:00 до 19:00 каждый день

октябрь-март, с 10:00 до 18:00 каждый день

Экскурсии, также на английском языке, предлагаются в 10.30 — 11.30 — 12.30 — 14.00 — 15.00 — 16.00 — 17.00 — 18.00 (последний раз только летом).

Входная плата € 9.

,

Anatomical Heart изображений, стоковые фото & векторов

Вы в настоящее время используете более старый браузер, и ваш опыт может быть неоптимальным. Пожалуйста, рассмотрите возможность обновления. Выучить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial homeРазвлеченияНовостиРояльностьСпортМузыкаМузыкальный домПремиумБитИнструментыИнструменты редактора шаттеровМобильные приложенияПлагинИзображение изменения размеровФайл-конвертерКоллаж создательЦветные схемыБлог ГлавнаяДизайнВидеоКонтракторНовости
PremiumBeat blogEnterprisePric ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыВсе изображения
  • Все изображения
  • Фотографии
  • Векторы
.

Анатомический театр Андрея Сен-Сенькова

Третий раздел, безусловно, мой любимый в книге. Я действительно изо всех сил боролась, потому что мне очень нравилось все это. Я безмерно уважаю переводчиков и издателя. Я вообще люблю книги, которые выпускает Зефир. А обложка была такая фантастическая, такая красивая, такая странная, что я хотел найти то, что отражает книгу. Я знаю, я знаю, вы не должны судить о книге по ее обложке, но эта обложка такая классная!

Но первые два раздела этой книги кажутся поверхностными

Третий раздел, безусловно, мой любимый в книге.Я действительно изо всех сил боролась, потому что мне очень нравилось все это. Я безмерно уважаю переводчиков и издателя. Я вообще люблю книги, которые выпускает Зефир. А обложка была такая фантастическая, такая красивая, такая странная, что я хотел найти то, что отражает книгу. Я знаю, я знаю, вы не должны судить о книге по ее обложке, но эта обложка такая классная!

Но первые два раздела этой книги кажутся поверхностными. Я не имею в виду, что это плохо, но я знаю, как это звучит.Просто то, что все в сфере заботы поэта, имеет отношение к некоему банальному, но как будто просматривает его и не находит ничего существенного. Поэт кажется безразличным до крайности, каждое стихотворение заканчивается тем, что звучит, по тону в любом случае, как саркастическая изюминка. Язык неизменно плоский, гладкий, с некой фактичностью, из-за которой даже самые сюрреалистичные заявления кажутся просто анекдотичными. Этакая наблюдательная вежливость. Возьмите случайную выборку строк:

«Лунное затмение, которое никто не заметил, обижено.«
» — это то, как / безумная гора / пытается оживить труп «
» — падение сахарного зерна / делает секретный путь / в воздухе «
» — вчера был застрелен полицейский / в затылок очень очень похоже на казнь «
», еще один ребенок родился из капусты »

Такая структура — распространенный способ в книге, и я не могу сказать, является ли это культивированным насилием поэта или артефактом перевод. Иногда переводчики имеют импульс, или редакторы, или издатели, чтобы сгладить язык для облегчения «понимания».Но, зная, что я делаю с переводчиками и издателем, мне кажется, что это часть голоса поэта. И, честно говоря, я нахожу это утомительным. Хотя я знаю других, которые очень любят этот вид доставки.

Все меняется для меня, хотя в титульном разделе книги, Анатомический театр. Мне пришлось дать себе выходной, прежде чем я действительно смог снова с ним поработать, я был настолько ошеломлен однообразием предыдущих двух разделов, но здесь действительно происходит нечто интересное.Возможно также, потому что поэт — доктор по профессии, должно быть неудивительно, что его самые захватывающие моменты наблюдательного анекдота анатомичны. Или, возможно, это мое собственное предпочтение концептуальным и детальным проектам, а не анекдотичное наблюдение. Есть несколько блестящих моментов. Тем не менее, я думаю, что обещание этого тщеславия перевешивает его актуальность. Каждое стихотворение по-прежнему заканчивается аккуратным заключением; некий финал, который я считаю неудачным в стихах, закрытие. И каждое стихотворение — это скорее накопление анекдота, чем что-либо еще.Я не могу не чувствовать себя немного разочарованным, в конце концов.

анатомический театр — перевод — англо-испанский словарь

Пример предложения с «анатомическим театром», память переводов

добавить пример

ru Наконец, в награду за жестокость он получает то, что Хогарт предупреждает — это неизбежная судьба тех, кто начинает вниз по пути, по которому шел Нерон: его тело извлекают из виселицы после казни в качестве убийцы и изуродуют хирурги в анатомическом театре.

WikiMatrix es Региональный центр воздействия (# / # (INI

ru ) На верхнем уровне здания находится анатомический театр, построенный в 1636 году Антонио Леванти.

WikiMatrix es Ya terminé con eso, en buena ley

en С помощью Фридриха III он основал «Анатомический театр» в Копенгагене.

WikiMatrix es Y su pulmón colapsó

ru С 1595 года знаменитый анатомический театр Падуи привлекал художников и ученых, изучающих человеческое тело во время публичных разборов.

WikiMatrix es De acuerdo.Voy a desconectar el piloto automático

en В 1919–1920 годах он работал в Анатомическом театре МГУ, так как считал, что, как художник, ему необходимо более глубокое знание Анатомия человека.

WikiMatrix es Voy a sobrevivir

ru Первый анатомический театр был построен в университете Падуи в 1594 году и до сих пор сохранился.

WikiMatrix es Книга посвящена изучению расхождений и побудила многие другие европейские города к созданию анатомических театров.

WikiMatrix es Lo que tú yo tuvimos y no existe

en Среди его красот можно назвать часовню Скровеньи с фресками Джотто, собор Святого Антония, площадь Прато делла Валле и анатомический театр в анатомическом театре старый университет, основанный в 1222 году.

Общее сканирование ru Estamos en deuda conostted, jovencita

ru Это самый старый из сохранившихся постоянных анатомических театров в Европе.

WikiMatrix es Con frecuencia me ha sorprendido …… des que estoy en esta Camara …… или с compoteura y poca Sinceridad …… diputados e incluso ministros … … hablan de la guerra europea

Показаны страницы 1. Найдено 9 предложения с фразой anatomical theatre.Найдено за 3 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о