Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»
— Но ведь это — вздор, — лететь в безвоздушном пространстве пятьдесят миллионов километров…
— Что говорить, далеко.
Решил ещё раз перечитать и ничуть не пожалел, оказывается мне попалась оригинальная версия текста, та, что увидела свет в 1923 году, а не та, что была подготовлена для «Детгиза» в 1937 и которую затем и перепечатывали несчетное количество раз. Так что, можно сказать, я открыл для себя новую «Аэлиту».
Отгремела гражданская война и люди едва-едва начали привыкать жить мирной жизнью в разрушенных боями городах и сожженных селах, вновь распахивать запустевшие поля и восстанавливать практически уничтоженное производство. Существовавший порядок вещей исчез под натиском нового, провозглашаемого как полная власть народа. Некоторые испугались этого и как мыши забились в норы, чтобы оттуда наблюдать за развитием процесса, другие восприняли это как полную вседозволенность — анархия расцвела буйным цветом, третьи же, несмотря на все жизненные неурядицы пытались воплотить свою мечту в реальность. Именно к таким личностям и принадлежит главный герой повести — инженер Мстислав Сергеевич Лось, решивший во что бы то ни стало полететь на Марс. Мотивы, побудившие его взяться за столь безумное предприятие изначально, видимо, были исключительно научными, но потом, после смерти жены, их вытеснило огромное и всепоглощающее желание любыми путями сбежать от самого себя, от собственной памяти, которая не могла более выдерживать груз трагических воспоминаний. Но, как бы там ни было, он сумел построить космический аппарат для передвижения в межпланетном пространстве, оставалось дело за малым — найти себе компаньона для этого рискованного предприятия. Объявления, которые он расклеил по всему Петрограду для привлечения добровольцев, долго не давали никакого эффекта. Момент старта приближался, но доброволец всё не находился. Дело шло к тому, что в дальний полет Мстислав Сергеевич будет вынужден отправиться совершенно один. Но как-то вечером, буквально накануне старта, в сарай, где производилась сборка космического корабля, заглянул один человек, изъявивший горячее желание увидать своими глазами другую планету. Этим человеком был Алексей Иванович Гусев, такого как он, сейчас бы, пожалуй, можно было назвать «псом войны» — семь лет непрерывных войн, более двадцати ранений, учереждение четырех республик. После окончания гражданской войны он решил наконец-то завязать с военным делом, женился, но неуемная тяга к приключениям так и не дала ему хоть немного посидеть на месте. Против такого предложения он просто не смог пройти мимо. Итак, ракета проверена и заправлена ультралиддитом, экипаж готов, пора давать старт!
Текст повести цепляет с самых первых фраз. Город и люди, населяющие его, показанные глазами зарубежного репортера Арчибальда Скайльса, создают несколько сюрреалистическое впечатление: разрушенные дома, практически пустые улицы и объявление, одиноко висящее на облупленной стене пустого дома. И о чём оно? Может быть кто-то хочет что-то купить или продать? Или это объявление призывает всех прийти на очередной митинг? Или сообщает о гастролях какого-нибудь вновь возрожденного театра? Нет. Ни коим образом. Оно зовет лететь на Марс. А это значит, что во времена всеобщей разрухи и голода остались ещё люди, которые мечтают не о теплом уголке и куске хлеба, а о звездах, о далеких планетах и чужих мирах. Они стремятся разорвать путы земного тяготения, чтобы увидеть невиданное и узнать неизведанное. Всего двое, в маленькой ракете, которая даже толком не испытана, бросают вызов судьбе и Вселенной. Лось — гениальный инженер и конструктор, бегущий от терзающего его душу призрака бывшей любви, считающий, что «не смерть страшна, но одиночество», может даже ищущий смерти как избавления. Гусев — человек, отдавший всего себя без остатка страшному искусству войны, не раз заглядывавший Смерти в глаза, израненный, но не побежденный, не растерявший такого детского желания заглянуть за горизонт и добраться до края земли. Он даже особо не задумывается о принципиальной возможности осуществления перелета. Авторские симпатии, несомненно, находятся на стороне Лося, именно в его устами он пытается донести до читателя свои собственные размышления и своё отношение к описываемым событиям. Гусев же является некой антитезой к фигуре Лося, противопоставляя свой чисто прагматический подход бесконечному самокопанию своего компаньона. В то время когда Лось, очарованный Аэлитой, оказывается совершенно неспособным на какую-либо адекватную реакцию в ответ на смертельную для путешественников угрозу со стороны отца Аэлиты Тускуба, Гусев начинает активные действия, выступая в роли последней соломинки, переломившей хребет верблюду. Конечно же, если бы на момент прибытия землян на Марс Соацера уже не напоминала бурлящий котел, ему вряд ли что-нибудь удалось сделать в столь короткие сроки, но они появились именно в нужное время в нужном месте. Причем, Гусев просто не видит другого пути для выхода из сложившейся ситуации: «Мне что революция, мне бумага нужна, Мстислав Сергеевич. С чем мы в Петербург-то вернемся? Паука, что ли, сушеного привезем? Нет, вернуться и предъявить: пожалуйте документик о присоединении Марса. Это не то что губернию, какую-нибудь оттяпать у Польши, — целиком планету». Революция для него всего лишь привычный инструмент для решения насущных вопросов, и его абсолютно не волнует, что спонтанное восстание скорее всего будет обречено на поражение, что многие тысячи аборигенов погибнут за не совсем понятные им идеи. Ведь для «вождя революции» люди очень быстро из категории личностей переходят в категорию инструментов: он не раздумывая посылает людей на смерть, только для того, чтобы выиграть время или решить сиюминутную задачу. Не обладая ни должными знаниями, ни общим пониманием обстановки, не разбираясь в расстановке сил на политической арене он бросается с места в карьер, губя тех, кто доверившись Сыну Неба, решает последовать за ним. Я думаю, что рисуя перед читателем картины жестко подавленного восстания, автор, перекидывая мостки в нашу реальность, пытается предостеречь людей от бездумного следования за умеющими складно говорить лидерами, а так же показать явную непродуманность черезвычайно популярной в то время идеи «экспорта революции» и раздувания пожара всемирного восстания пролетариата. «Равенство недостижимо. Равенства нет. Всеобщее счастье — бред сумасшедших, пьяных хаврой» — хоть эти слова и звучат из уст главного врага, но они вполне могут быть и собственными мыслями автора, которые он хотел донести до читателя, но, опасаясь бдительной цензуры, постарался по мере сил замаскировать. Косвенным подтверждением этому может служить то, что этот тезис четко перекликается с другими, мастерски вплетенными во второй рассказ Аэлиты, посвященный истории Магацитлов. Именно в этом рассказе о становлении цивилизации на Земле Толстой центральной идеей делает теорию о поочередном возвышении той или иной людской расы: каждая из них проходит периоды становления, захвата власти, расцвета, упадка и забвения, на время возвышаясь над другими, чтобы затем склониться перед следующей.
Марс «Аэлиты» получился весьма интересным местом. Как становится ясно из долгих исторических экскурсов, своим расцветом он обязан массовой экспансии Атлантов-Магацитлов, спасавшихся со своей гибнущей родины. До их появления племена краснокожих аборигенов-аолов вели весьма примитивный образ жизни и лишь появление Магацитлов, превосходящих марсиан в развитии и ведущих крайне агрессивную политику, всколыхнуло их общество и послужило толчком к стремительному прогрессу. Среди атлантов не было женщин и они стали смешивать свою кровь с кровью аборигенов, породив новую расу — голубокожих горов, которые и стали фактическими владыками всей планеты, Аэлита — потомок горов. За несколько десятилетий до описываемых в повести событий на Марсе разразилась опустошительная война, из которой жители Азоры вышли победителями. Зато земли проигравших подверглись запустению, так что практически на всем пространстве за горами Лизиазира не осталось никаких жителей. Вся цивилизация марсиан переживает упадок, увядает вместе с планетой. И на фоне этого всеобщего декаденса Толстой пишет о расцветшей любви: «Тот счастлив, в ком — полнота, согласие, радость и жажда жить для того, кто дает эту полноту, согласие, радость… Такое счастье приходит в любви к женщине». Потеряв любовь на Земле Лось вновь обретает её на Туме и, полностью околдованный этим чувством, всецело посвящает себя предмету своего чувства — Аэлите. Она же, в свою очередь, охваченная новизной и необычностью совершенно необъяснимых для неё переживаний, идет ради возлюбленного на прямое неподчинение отцу и полное неприятие уготованной ей ещё многие годы назад судьбы. Они оба прекрасно понимают, что их чувства обречены, но осознание этого ничуть не останавливает их: «Покой души сгорает в пепел. Её желание одно — жажда. Она желает насытить пепел души влагой. Эта влага — всегда кровь».
Наряду с революционной и любовной темами автор касается в тексте и некоторых метафизических вопросов. Особенный интерес вызывает легендарная фигура Пастуха, встретившего Сына Неба: «Сын неба ударял посохом в камень и выступала вода». Для Пастуха он стал Богом, но в отличие от христианского — Богом злым. А сам пастух удивительным образом совместил в себе как черты Моисея, так и черты Иисуса. Так же в тексте есть место для размышлений о природе и первичности идеи: «вещь есть временное сгущение разума» и «разум, есть материя, более твердая, чем камень и более быстрая, чем свет». Так же вскользь автор касается темы панспермии и отдает должное теории относительности. Вообще идейная сторона книги получила проработку не меньшую (а может даже и большую) чем событийная. Хотя есть, конечно же, некоторые несуразности. Так, например, автор описывает Землю, как видимую с Марса красную звездочку, а сарай, из которого стартовала ракета, оказывается после взлета совершенно целым. Но эти мелочи, конечно же, ничуть не портят великолепной атмосферы этой чудесной повести.
Итог: первоначальная версия книги оказалась гораздо глубже и интересней чем детгизовская. Текст заиграл новыми красками и наполнился новыми смыслами. Автор умело насытил чисто фантастическую тематику множеством социально-политических мотивов, создав удивительно многогранное произведение. Хороший литературный язык, фактурные герои, захватывающая атмосфера и тонкая романтическая линия, которые по одиночке никогда не произвели бы такого эффекта, соединились в великолепный текст, породив один из ярчайших представителей жанра. В 1924 году повесть была экранизирована Яковом Протазановым, немой одноименный фильм считается классикой кино. Читать и перечитывать! Настоятельно рекомендую. Читайте классиков!
P. S. Мстислав Сергеевич Лось упоминается ещё в одном произведений Толстого — «Союз пяти».
История создания
Толстой приступил к написанию романа в 1922 году. В это время он находился за границей. Есть предположение, что на новое произведение его вдохновила книга Михаэлиса «Полет на Марс». Сходство произведений минимальное, совпадает только то, что экспедиции находят на красной планете общество, которое превосходит цивилизацию Земли. В то же время оба автора негативно отзываются о существующем человеческом обществе.
А. Толстой открыто критиковал послевоенную разруху и косвенно затрагивал революцию. Первая публикация состоялась в 1922 году, отдельно книга вышла через год.
В 1937 году писатель переработал текст и адаптировал его для детей. Так роман превратился в повесть. Книга популярна и сейчас.
Действующие лица
В романе несколько главных героев. Мстислав Лось — инженер и создатель летательного аппарата. Вместе с ним в экспедицию отправляется Алексей Гусев, солдат и авантюрист. Он был сторонником махновского движения, но после разочаровался в нем и примкнул к Красной Армии. Еще один герой — Скайльс. Американский корреспондент не собирается отправляться на Марс, но он предлагает Лосю вознаграждение за путевые заметки.
Также в романе есть и другие герои:
- Тускуб — правитель и диктатор всех стран и народов Марса;
- Аэлита — дочь Тускуба;
- Иха — племянница управляющего дома Тускуба;
- Гор — предводитель рабочего населения Марса.
На планете живет множество народов. Среди них выделяют метисов — горов. Они потомки аолов (коренных жителей) и людей, которые бежали с Земли после гибели Атлантиды. На Марсе нет расового деления, но развита социальная иерархия.
Краткое содержание
Роман начинается с того, что корреспондент видит на улице странное объявление. Некий Лось предлагает отправиться в экспедицию на Марс. Скайльс отыскал мастерскую инженера и убедился: предложение было реальным. Корреспондент побоялся лететь, и Лось оказался в сложной ситуации. Он боялся один путешествовать. В итоге его напарником соглашается стать Гусев, которому было скучно жить в мирное время.
Гусев и Лосев благополучно добрались до Марса. Они изучили немного территорию возле места посадки. Через некоторое время они сталкиваются с марсианином, который кидает им мешок с провизией. Ночью за героями прилетает летательный аппарат. Их доставляют в город Соацере — столицу марсианской цивилизации.
Путешественники живут в комфортабельных покоях. Они знакомятся с Аэлитой, которая помогает им выучить местный язык. Также девушка рассказывает об истории планеты. В это время Гусев заводит роман с Ихой. Он случайно узнает о том, что Тускуб планирует убить землян. С помощью специального аппарата Гусев наблюдает за городскими улицами и замечает первые признаки народных волнений.
Тускуб вступает в конфликт с Горой. Правитель решает разрушить город, в то время как Гор выступает против и надеется заполучить помощь землян. Аэлите было велено отравить путешественников, но она не смогла, так как любила Лося. Девушка совершает магический ритуал и становится женой Мстислава.
В это время Гусев радостно возглавляет восстание. Сначала удача оказывается на их стороне, но ночью их атакуют люди Тускуба. Гусев и присоединившийся к нему Лось оказываются в подземных лабиринтах. Чудом им удается выйти к усадьбе Тускуба. Там слуги отводят Лося к Священному порогу, где находится Аэлита.
Утром их обнаруживают люди Тускуба. Они избивают Лося и оставляют его умирать. Гусев спасает своего друга, и они отправляются к своему летательному аппарату. С трудом им удается завести его и подняться в космос. Там они чудом возвращаются на Землю.
Смысл конца
В читательском дневнике нужно отразить не только сведения о произведении, краткое содержание, но и личные впечатления. В конце романа Гусев и Лось достигают Земли, благополучно приземляются. Они провели на Марсе несколько месяцев, но на их родной планете прошло четыре года.
Путешественники быстро становятся знаменитыми, но им это не нужно. Лось скучает по Аэлите. Последние события на Марсе стерлись у него из памяти. Гусев активно занимается развитием организации по спасению населения Марса. Лось в это время разрабатывает новый двигатель. Через некоторое время он вспоминает, что Аэлита выпила немного яда, а остальное допил он: значит, девушка осталась жива.
Позже Гусев сообщает, что на радиостанции ловят неизвестные сигналы. Лось отправляется туда и в слуховом шлеме слышит голос Аэлиты, которая спрашивает, где ее любимый.
Толстой показал в окончании романа, что история влюбленных еще не завершена и, возможно, они еще встретятся. В своей работе писатель затрагивает следующие проблемы:
- размышления Гора как народного предводителя;
- критика социальных теорий Уэллса, идей некоторых буржуазных философов;
- раскрытие настоящей природы фашизма.
Книга А. Толстого издана на разных языках. В 1980 году вышла экранизация книги, частично сюжет был использован в телеспектакле «Этот фантастический мир».
В 2003-м было опубликовано продолжение «Аэлиты» в авторстве Головачева.
Аэлита
Название | Аэлита |
Жанр | роман, повесть |
Автор | Алексей Николаевич Толстой |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1923 (роман), 1937 (повесть) |
Публикация | 1922 |
Отдельное издание | 1923 |
«Аэли́та» — фантастический роман (1923 год) и его переработка в повесть для юношества (1937 год) Алексея Николаевича Толстого о путешествии землян на Марс.
История написания и издания
А. Н. Толстой начал писать роман в 1922 году, находясь за пределами России.
Впервые роман был напечатан в журнале «Красная новь» в № 6 за 1922 год и в № 2 за 1923 год. Первое отдельное издание романа вышло в 1923 году и называлось «Аэлита (Закат Марса)».
Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли «Аэлиту». Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в «пристрастии к бульварной литературе».
В 1937 году Толстой переработал роман в повесть для Детгиза, и в таком виде «Аэлита» издаётся по сей день.
Роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков. Автор внёс в последующие издания не только много исправлений стилистического характера; в тексте сделаны были изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения. Так, были убраны некоторые места из рассказа Аэлиты Лосю о далёком прошлом Марса; были устранены некоторые черты характеристики Лося, в частности, в первой публикации повести, когда Толстой изображал Лося в самый острый момент восстания, имелась такая фраза: «В ушах пело: к тебе, к тебе, через огонь и борьбу, мимо звёзд, мимо смерти, к тебе, любовь!». В последующей редакции эта фраза была уже снята. Были подвергнуты изменениям и некоторые черты характеристики красноармейца Гусева.
Сюжет
Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.
Персонажи
- Лось, Мстислав Сергеевич — петроградский инженер, создатель и капитан межпланетного летательного аппарата.
- Гусев, Алексей Иванович — демобилизованный солдат, авантюрист, бывший участник махновского движения, однако, по своим собственным словам: «…с бандитами не ужился… ушёл в Красную Армию», отлично разбирается в технике, вместе с Лосем отправляется в экспедицию на Марс.
- Тускуб — глава Высшего совета, фактический абсолютный правитель (диктатор) надо всеми странами и народами Тумы (Марса).
- Аэлита — дочь Тускуба. В переводе с вымышленного марсианского языка её имя означает «видимый в последний раз свет звезды».
- Иха — племянница управляющего домом Тускуба. Гусев ласково называет её Ихошка.
- Гор — марсианский инженер, вождь рабочего населения Соацеры.
- Скайльс — корреспондент американской газеты
Идеология романа
«Аэлита» — научно-фантастическое произведение, в котором тема межпланетного полёта даётся в сочетании с проблемами социально-политическими. Рисуя жизнь на Марсе и марсианское общество, показывая восстание угнетённых жителей планеты, колебания народного предводителя Гора, писатель замаскированно полемизировал с социальными теориями Герберта Уэллса, с пессимистической проповедью «заката Европы» Освальда Шпенглера и некоторыми другими буржуазными философскими теориями. Показывая образ марсианина Тускуба — главы Совета Инженеров и фактически диктатора Марса, отстаивающего «цивилизацию лишь для избранных», Толстой вскрывает антинародный характер его взглядов, в которых имеются общие черты с идеологией фашизма.
Аэлита (повесть) — это… Что такое Аэлита (повесть)?
«Аэли́та» — фантастическая повесть Алексея Николаевича Толстого о путешествии землян на Марс, написанная в 1923 году. Научно-техническая сторона фабулы в повести основана на теории межпланетных ракетных сообщений, разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Аэлита — имя главной героини повести, в переводе с вымышленного марсианского языка означает «видимый в последний раз свет звезды»
История написания
Толстой начал писать повесть в эмиграции в 1922 году. Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли повесть. Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в пристрастии к бульварной литературе. Впервые повесть была напечатана в журнале «Красная новь» в № 6 за 1922 г. и в № 2 за 1923 г. Первое отдельное издание повести вышло в 1923 году и называлось «Аэлита (Закат Марса)». Повесть, проникнутая глубокой чувственностью, изначально не была рассчитана на подростков. Первоначальный текст «Аэлиты» (1922—1923) подвергся существенной переработке. Автор внёс в последующие издания не только много исправлений стилистического характера; в тексте сделаны были изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения. Так, были убраны некоторые места из рассказа Аэлиты Лосю о далёком прошлом Марса; были устранены некоторые черты характеристики Лося, в частности, в первой публикации повести, когда Толстой изображал Лося в самый острый момент восстания, имелась такая фраза: «В ушах пело: к тебе, к тебе, через огонь и борьбу, мимо звёзд, мимо смерти, к тебе, любовь!». В последующей редакции эта фраза была уже снята. Были подвергнуты изменениям и некоторые черты характеристики красноармейца Гусева. В 1937 году Толстой переработал повесть для Детгиза, и в таком виде «Аэлита» издаётся по сей день.
Персонажи
- Лось, Мстислав Сергеевич — петроградский инженер, создатель и капитан межпланетного летательного аппарата.
- Гусев, Алексей Иванович — демобилизованный солдат, авантюрист, бывший участник махновского движения, однако, по своим собственным словам: «…с бандитами не ужился… ушёл в Красную Армию», отлично разбирается в технике, вместе с Лосем отправляется в экспедицию на Марс.
- Тускуб — глава Высшего совета, фактический абсолютный правитель (диктатор) надо всеми странами и народами Тумы (Марса).
- Аэлита — дочь Тускуба.
- Иха — племянница управляющего домом Тускуба, Гусев ласково называет её Ихошка.
- Гор — марсианский инженер, вождь рабочего населения Соацеры.
- Скайльс — корреспондент американской газеты
Сюжет
Земляне попадают на Марс, обнаруживают внеземную цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.
Идеология романа
Аэлита — научно-фантастическая повесть, в которой тема межпланетного полёта даётся в сочетании с проблемами социально-политическими. Рисуя жизнь на Марсе и марсианское общество, показывая восстание угнетённых жителей планеты, колебания народного предводителя Гора, писатель замаскированно полемизировал с социальными теориями Герберта Уэллса, с пессимистической проповедью «заката Европы» Освальда Шпенглера и некоторыми другими буржуазными философскими теориями. Показывая образ марсианина Тускуба — главы Совета Инженеров и фактически диктатора Марса, отстаивающего «цивилизацию лишь для избранных», Толстой вскрывает антинародный характер его взглядов, в которых имеются общие черты с идеологией фашизма.[1]
- Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории.
- «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе. Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек, — образ и подобие Хозяина Вселенной».
- «Разум есть материя, более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет».
- «Вещь есть временное сгущение разума».
- «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум — в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот — солнце, глаза — звёзды, голова — чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную».
Марс Толстого
- Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня, изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами. Позднее из романа выясняется, что эта местность была ирригирована, но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса, Соацера, находится в оазисе Азора.
- На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) — потомки аолов и землян. Общество Марса Толстого безрасовое, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета).
Экранизация
Интересные факты
- В повести указан адрес дома в Петрограде, в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная, 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей.[2]. Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа, занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон.[3]. Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского.
- Русский инженер Лось, изобретатель яйцевидных межпланетных летательных аппаратов, прямо упоминается в еще одном известном произведении фантастической литературы из-под пера Алексея Николаевича Толстого — «Союз пяти».
Примечания
См. также
Ссылки
Аэлита (роман) — это… Что такое Аэлита (роман)?
«Аэли́та» — фантастический роман (1923 год) и его переработка в повесть для юношества (1937 год) Алексея Николаевича Толстого о путешествии землян на Марс.
История написания и издания
А. Н. Толстой начал писать роман в 1922 году, находясь за пределами России.
Впервые роман был напечатан в журнале «Красная новь» в № 6 за 1922 год и в № 2 за 1923 год. Первое отдельное издание романа вышло в 1923 году и называлось «Аэлита (Закат Марса)».
Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли «Аэлиту». Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в «пристрастии к бульварной литературе».
В 1937 году Толстой переработал роман в повесть для Детгиза, и в таком виде «Аэлита» издаётся по сей день.
Роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков. Автор внёс в последующие издания не только много исправлений стилистического характера; в тексте сделаны были изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения. Так, были убраны некоторые места из рассказа Аэлиты Лосю о далёком прошлом Марса; были устранены некоторые черты характеристики Лося, в частности, в первой публикации повести, когда Толстой изображал Лося в самый острый момент восстания, имелась такая фраза: «В ушах пело: к тебе, к тебе, через огонь и борьбу, мимо звёзд, мимо смерти, к тебе, любовь!». В последующей редакции эта фраза была уже снята. Были подвергнуты изменениям и некоторые черты характеристики красноармейца Гусева.
Сюжет
Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.
Персонажи
- Лось, Мстислав Сергеевич — петроградский инженер, создатель и капитан межпланетного летательного аппарата.
- Гусев, Алексей Иванович — демобилизованный солдат, авантюрист, бывший участник махновского движения, однако, по своим собственным словам: «…с бандитами не ужился… ушёл в Красную Армию», отлично разбирается в технике, вместе с Лосем отправляется в экспедицию на Марс.
- Тускуб — глава Высшего совета, фактический абсолютный правитель (диктатор) надо всеми странами и народами Тумы (Марса).
- Аэлита — дочь Тускуба. В переводе с вымышленного марсианского языка её имя означает «видимый в последний раз свет звезды».
- Иха — племянница управляющего домом Тускуба. Гусев ласково называет её Ихошка.
- Гор — марсианский инженер, вождь рабочего населения Соацеры.
- Скайльс — корреспондент американской газеты
Идеология романа
«Аэлита» — научно-фантастическое произведение, в котором тема межпланетного полёта даётся в сочетании с проблемами социально-политическими. Рисуя жизнь на Марсе и марсианское общество, показывая восстание угнетённых жителей планеты, колебания народного предводителя Гора, писатель замаскированно полемизировал с социальными теориями Герберта Уэллса, с пессимистической проповедью «заката Европы» Освальда Шпенглера и некоторыми другими буржуазными философскими теориями. Показывая образ марсианина Тускуба — главы Совета Инженеров и фактически диктатора Марса, отстаивающего «цивилизацию лишь для избранных», Толстой вскрывает антинародный характер его взглядов, в которых имеются общие черты с идеологией фашизма.[1]
Научно-техническая сторона фабулы в повести основана на теории межпланетных ракетных сообщений, разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
В не меньшей степени на проблематику повести воздействовали идеи антропософии, в частности, «Хроники Акаши»:
- А. Н. Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории. Описания Атлантиды очень похожи на её описания, приведённые в книгах антропософов.
- «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе. Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек, — образ и подобие Хозяина Вселенной».
- «Разум есть материя, более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет».
- «Вещь есть временное сгущение разума».
- «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум — в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот — солнце, глаза — звёзды, голова — чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную».
Марс Толстого
- Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную геометрически правильную систему каналов, на их пересечении расположены тёмные точки. Система каналов двойная — одна ярко видна на поверхности Марса, вторая — крайне бледная, как бы стёртая. Позднее инженер Лось понял, что старая сеть каналов заброшена, дно высохших каналов поросло кактусами, новая же снабжает водой водяные цирки (Ро на вымышленном марсианском языке) — циклопические водохранилища, заметные даже с орбиты.
- Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня, изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами. Позднее из романа выясняется, что эта местность была ирригирована, но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса, Соацера («Солнечное селение»), находится в оазисе Азора. Обитатели планеты называют её Тума.
- На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) — потомки аолов и землян. На Марсе Толстого нет расового антагонизма, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета).
Связь с другими произведениями
- Русский инженер Лось, изобретатель яйцевидных межпланетных летательных аппаратов, прямо упоминается в ещё одном известном фантастическом произведении Алексея Николаевича Толстого — «Союз пяти» (1925).
- Виктор Потапов в сборнике «Фантастика-85» (Москва: Молодая гвардия, 1985) опубликовал «Третий рассказ Аэлиты», сюжет которого, однако, косвенно связан с повестью Толстого, а в основном касается событий, происходящих на Земле после бегства магацитлов на Туму-Марс. Там описаны виманы и применение ядерного оружия в Древней Индии.
- Кир Булычёв в 1990 году опубликовал рассказ «Тебе, простой марсианин!», однако элементы антуража фантастического Марса использованы там для критики советской системы.
- Василий Головачёв написал продолжение «Аэлиты», опубликовав в 2003 году повесть «Магацитлы», одновременно входящую в его цикл «Смутное время»[2].
Связь с реальным миром
В повести указан адрес дома в Петрограде, в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная, 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей.[3]. Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа, занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон.[4]. Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского.
Экранизация
Кадр из экранизации Я. Протазанова- В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита», считающийся классикой мировой кинофантастики.
- «Межпланетная революция» (1924) — мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты» А. Н. Толстого
- В 1981 году повесть была частично экранизирована в телеспектакле «Этот фантастический мир» — четвёртый выпуск.
См. также
Примечания
Ссылки
18 августа 192… года инженер Мстислав Сергеевич Лось совершил безумный поступок и настоящий научный прорыв: первый полет на Марс. В качестве напарника судьбой ему был послан Алексей Иванович Гусев – демобилизованный солдат, искатель и любитель приключений. И вот спустя 9-10 часов яйцевидный аппарат совершил довольно жесткую посадку на Красной планете. И начались настоящие приключения, в которых главным героям пришлось проявить все свои лучшие качества: отвагу, лидерство, ум и самообладание. Каждому досталось по заслугам: Гусев заслужил почет и уважение марсиан, а вот Лось полюбил прекрасную дочь Высшего Совета Аэлиту. Скорее открывайте книгу и узнайте, чем же дело кончилось!
Этот роман Алексея Николаевича Толстого можно воспринимать по-разному, а все потому, что он многогранен. Это научно-фантастическое произведение, в котором, к тому же, поднимаются острые для любого времени социальные проблемы: классовое неравенство, угнетение сильных слабыми, «цивилизация лишь для избранных». А кроме этого автор поднимает философские и даже религиозные вопросы.
Конечно, представления писателя о Марсе, учитывая современные сведенья, кажутся наивными. Ведь в этом романе планету населяют гуманоиды, преобладающая растительность – кактусы, а животный мир многолик: от гигантских пауков, до полукоров-полумедведей.
Но самое главное, эта книга в первую очередь о любви. О любви, способной преодолеть любые расстояния, преграды, способной растопить, казалось бы, уже остывшее сердце. Разве может человек, думавший так:
«Зачем нужно было хлебнуть этого яду — любить! Жить бы неразбуженным! Летят же в эфире окоченевшие семена жизни, ледяные кристаллы, летят дремлющие. Нет, нужно упасть и расцвесть — пробудиться к жажде — любить, слиться, забыться, перестать быть одиноким семенем. И весь этот короткий сон затем, чтобы снова — смерть, разлука, и снова — полет ледяных кристаллов»,
полюбить снова? Может! Да еще как. Именно ради таких чувств герои всех времен совершали подвиги, бросали вызов всем и каждому, лишь бы быть рядом с любимым.
Этому светлому чувству, с горькой каплей неизбежной разлуки, вторят иллюстрации Нины Бурдыкиной – прекрасные и холодные, как свет далеких звезд. Какой поразительный у художника вышел Лосев – одухотворенный, задумчивый, словно его тяготит самая большая тайная Вселенной. Знаете, как в старых, еще черно-белых фильмах, подсвечивали актерам глаза? Вот и на этих рисунках глаза инженера всегда притягивают особым внутренним светом.
В этой книге все случилось: совпало и оформление (прекрасное), и качество (отличное), и роман, и иллюстрации.
Прочитав, и закрыв книгу, еще долго приходишь в себя, думаешь и словно слышишь как «Голос Аэлиты, любви, вечности, голос тоски, летит по всей вселенной, зовя, призывая, клича, — где ты, где ты, любовь?…».
Что означает имя Аэлита — «воздушная», «воздушный камень».
Происхождение имени Аэлита: древнегреческое.
Исследователи говорят о том, что слово было образовано от двух греческих слов «аэр» — «воздух», и «литос» — «камень». Сама по себе Аэлита имеет литературное происхождение, если говорить еще об одной версии, выдвигаемой историками. Именно Аэлитой назвал свою героиню Алексей Толстой, который написал о ней свою известную фантастическую повесть. Причем, сам он определил значение имени Аэлита как перевод с «марсианского» языка – «видимый в последний раз свет звезды». В свою очередь, исследователи говорят о том, что более правдоподобной выглядит именно «древнегреческая» версия Аэлиты.
Аэлита интеллектуальна и склонна к самоанализу. Кажущаяся холодность на самом деле признак глубокой задумчивости. Аэлита выбирает прогрессивные профессии, любит общение и путешествия. Женщина, носящая имя Аэлита, ищет надёжного партнёра, на которого можно положиться в житейских вопросах.
Сокращенное имя: Лита, Литик, Литочка, Литка.
Какое отчество подходит к имени: Денисовна, Олеговна, Константиновна, Юрьевна, Петровна.
Имя «Аэлита» на английском (перевод) не существует, используется транслитерация Aelita.
Значение имени для девочки
Что означает имя Аэлита с точки зрения психологии?
Она редко отказывает в помощи и всегда способна встать на защиту людей, столкнувшихся с явной несправедливостью или попавшими в беду. По своей натуре это человек постоянный и редко меняет собственные убеждения.
Носительнице имени Аэлита очень просто найти друзей. Она является таким человеком, который располагает к себе людей уже в первые минуты знакомства, а потому, никогда не бывает одна.
Сама по себе Аэлита часто погружается в пессимистические настроения. Девушке с именем Аэлита стоит больше доверять своей интуиции, а также не думать о плохом. Психологи часто советуют Аэлите не придавать значения, научиться принимать такими, какими они есть, те обстоятельства, которые изменить невозможно.
Характер имени Аэлита
Положительная характеристика имени: Нужно сказать, что основными чертами характера являются отзывчивость, доброта. Имя Аэлита дарит коммуникабельность, обязательность и надежность. Действительно, в жизни именно эти качества проявляются наиболее явно у тех, котого зовут Аэлита.
Отрицательная характеристика имени: В некоторых случаях женщина, носящая имя Аэлита, может быть даже чрезмерно строгой в своих взглядах и отношении к ситуации. Так, она вполне способна отстаивать только свою точку зрения как единственно правильную, не слушая собеседника. Из-за этого у нее могут возникать конфликты с окружающими. Но нужно сказать, что сама Аэлита, зная о своем недостатке, по мере взросления старается его искоренить, что у нее прекрасно получается.
Судьба имени Аэлита в любви и браке
Девушка по имени Аэлита придает собственной внешности немаловажное значение и стремится подчеркнуть собственные достоинства с помощью одежды и аксессуаров. Именно поэтому, она очень нравится мужчинам. В качестве спутника жизни женщина, носящая имя Аэлита, видит мужчину, который был бы сильным, волевым, лидером по натуре. Прекрасно, если, ко всему прочему, он сможет обеспечивать семью материально.
Совместимость с мужскими именами
Мужские имена, подходящие Аэлите:
- Аэлита и Геродот
- Аэлита и Давид
Неудачная совместимость имен:
- Аэлита и Евгений
- Аэлита и Евграф
- Аэлита и Михаил
- Аэлита и Святозар
Таланты, профессия, карьера
Выбор профессии: Сферой интересов, а также ее деятельности в профессиональном плане являются наука и техника. Также девушке с именем Аэлита прекрасно подойдет работа, которая связана с промышленностью. Кажется, что такие профессии подходят лишь «серым мышкам», но это совсем другой человек.
Благосостояние: Имени Аэлита покровительствует число 4, которое пророчит его обладательнице успех в сфере науки и техники. Его значение — стабильность, надежность, честность, добросовестность, осторожность, обретение друзей – все это обязательно присутствует в ее жизни. Аэлита полезна в экстремальных ситуациях, когда способна открыть в себе множество талантов. Девочка по имени Аэлита без особого труда приспосабливается к любым новым обстоятельствам, особенно, если они сулят ей непосредственную выгоду. Девушке. Которую именуют Аэлита, важно ставить перед собой глобальные цели, и только это поможет ей уверенно двигаться вперед.
День ангела Аэлиты: Аэлита не празднует именин, поскольку не значится в списке католических и православных праздников.
Склонение имени по падежам
- Именительный падеж: Аэлита
- Родительный падеж: Аэлиты
- Дательный падеж: Аэлите
- Винительный падеж: Аэлиту
- Творительный падеж: Аэлитой
- Предложный падеж: Аэлите
Комментарии
Расскажите, совпадает ли имя и предложенное нами значение с вашим характером и судьбой? Добавьте полезную информацию о том, какими чертами наделено ваше имя.
Поля отмеченные * обязательны. HTML тэги отключены.
SEKIRO | Список всех главных персонажей
Узнайте все о главном персонаже и неиграбельных персонажах, из которых состоит Sekiro: Shadows Die Twice, в этом руководстве. Это включает их фон, их роль в истории и многое другое!
Главный герой
Волк
Верный шиноби, который носил свой меч, чтобы защищать и повиноваться Божественному Наследнику. Когда командир Ашина пришел похитить своего хозяина, Вольф не смог остановить врага и потерял левую руку в результате поражения.Теперь, вооруженный протезом, Вольф отправляется спасать своего хозяина и выполнять кодекс Шиноби, которого он придерживается; «Господь абсолютен, защити своей жизнью».
Божественный Наследник
Волчий хозяин, Божественный Наследник является потомком таинственной родословной и последним в своем роде. Именно благодаря его уникальному происхождению силы Ашина пришли, чтобы захватить его. Его спасение — то, что движет Волком вперед.
Побочные персонажи
Скульптор
Скульптор — однорукий резчик статуй Будды, живущий глубоко в горах.Отшельник был тем, кто попал на Вольфа после его поражения и снабдил синоби протезом, чтобы заменить тот, который он потерял в битве.
Эмма
Эмма — молодая целительница, и по приказу своего хозяина она пытается помочь Вольфу в его путешествии. Эмма не раскрывает своего намерения относительно того, почему она планирует помочь Волку или кто ее хозяин. Она может создать лекарство для Dragonrot, когда вы принесете ей образец крови людей, пораженных этой болезнью.
Сова
Грозный шиноби, служащий без какого-либо конкретного хозяина, Сова принял Волка в детстве и поднял его под опеку, чтобы следовать Кодексу Синоби; «Господь абсолютен, защити своей жизнью».
Злодеи
Дженичиро Ашина — Командир Ашины
Мощный командир клана Ашина. Именно он вышел одной лунной ночью, чтобы взять Божественного Наследника. Он отрезал левую руку Волка и сумел похитить молодого лорда.
Sekiro Featured Articles
Area Walkthrough & Boss Fight Руководство по стратегии
(C) 2018 Activision Publishing, Inc. Все права защищены.
Торговые марки являются собственностью соответствующих владельцев.Его лицензиары не одобрили и не несут ответственности за работу или содержание данного сайта.
▶ Официальный сайт SEKIRO