Новости и события

Древа жизни – Древо Жизни – программа для построения генеалогических деревьев

Древо жизни

(9 голосов: 4,6 из 5)

 

Дре́во жи́зни — дерево посреди Эдема (Быт 2:9, 3:22, Откр. 2:7, Откр. 22:2, 14), питаясь плодами которого, прародители могли поддерживать жизненные силы, сохранять здоровье и бессмертие.

В Священном Писании с Древом жизни сравнивается премудрость, которая ценнее богатства (Притч 3:13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч. 13:12), немногословие человека (Притч 15:4), оно — «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч. 11:24-31). 

Является символом приобщения человека к Божественной жизни. По словам святителя Андрея Кесарийского, в Апокалипсисе «Древо жизни» означает Христа, познаваемого чрез Духа Святого».

 

Почему Бог лишил человека возможности питаться от дерева жизни после того, как он согрешил?

Как известно до грехопадения человек не был смертным, но и не был окончательно бессмертным. Стать смертным или бессмертным — зависело, от его нравственного выбора: жить своевольно и автономно от Бога или жить с Богом, в добродетели и послушании Ему (Быт.2:17).

Поддавшись внушению змия, устами которого говорил диавол, человек решил выйти из подчинения Создателю, стать равным Ему (Быт.3:6). Бог, предоставляя человеку возможность свободно проявить свою волю, попустил ему совершить грех, приобщившись к которому тот сделался смертным. В этом сказалось и справедливое наказание, о чём Бог предупреждал заранее, и Божье милосердие. Ведь если бы человек, будучи грешником и живя в отдалении от Бога, жил вечно, это способствовало бы чрезвычайному закостенению его во грехе. Дабы этого не случилось, Бог и лишил его возможности питаться плодами дерева жизни (Быт.3:24).

Как ни печально, но со времен грехопадения не в последнюю очередь именно смерть служила ограничителем греха, препятствовала чрезмерному распространению зла.

Вечная жизнь, по замыслу Божию, должна была быть возвращена человеку лишь после того, как он пройдет определенный исторический путь, после того, как Пришедший на землю Спаситель искупит людей от греха, преподаст им учение веры, сокрушит главу змия (Быт.3:15), создаст Церковь, наделит её необходимыми благодатными средствами спасения и призовёт всех в Свое Царство.

С Пришествием Христа и образованием Церкви перед человеком открылась возможность удостоиться вечной блаженной жизни, которая откроется в полноте после всеобщего воскресения мертвых.

Ныне первообразом плодов дерева жизни служат Святые Дары, Истинное Тело и Истинная Кровь Христовы, коих верующие причащаются в Таинстве Святой Евхаристии.

azbyka.ru

Древо жизни в Библии, Исламе, Каббале, у скандинавов и в славянской мифологии

В мифологии различных народов и в религиозных традициях есть множество символов, характеризующих связь Бога с земными людьми, вымышленного мира с настоящим. Так, древо жизни – один из подобных элементов, характеризующих развитие жизни, почитание традиций и семейных ценностей, соблюдение заповедей. Для разных народов видение этого символа может отличаться.

Что означает древо жизни

Принято считать, что древо жизни это некий мифический символ, обозначающий связь между человеком, Богом, землей и небом. Он несет в себе глубокий смысл, понять который может не каждый человек. Вот некоторые трактовки древа жизни – как символа человеческой сущности:

  1. Оно может символизировать жизнь человека – от рождения и развития, до смерти.
  2. Древо жизни связывает Рай, Ад и повседневную жизнь людей.
  3. Может служить символом духовного развития человека.
  4. Плоды и листья на дереве могут иметь особое значение, например, символизировать здоровье.
  5. Как правило, древо изображается с густыми корнями и кроной, что придает ему массивный, полноценный, здоровый вид – это символ подобного состояния народа, а ветвистые корни – признак глубокого соединения с религией, прочная основа и некий фундамент для дальнейшего развития.

Рассматриваемый символ присутствует практически во всех религиях. Как выглядит древо жизни для каждой из них? В виде натурального дерева или схематично – в виде блоков, направленных от одного к другому. Наполнение данного понятия будет немного отличаться, но схожими будут его сущность и значение для верующего человека, независимо от вероисповедания.

Древо жизни в Библии

В Книге Бытия древо жизни в Эдеме представляло собой дерево, которое было посажено Богом. Оно росло в райском саду нарядом с деревом познания добра и зла. Вкушение его плодов обеспечивало вечную жизнь. Первым людям на земле – Еве, Адаму Бог запретил вкушать плоды дерева познания, нарушив этот запрет, они были изгнаны из рая, перестали пользоваться дарами древа жизни, тем самым лишив себя вечной жизни.

Также в Библии древо жизни символизирует следующие понятия:

  • присутствие Бога;
  • помощь Божию;
  • немногословие;
  • мудрость человека;
  • соблюдение заповедей и церковных традиций.

Древо жизни в Исламе

В мусульманской религии есть свой подобный символ – Заккум – дерево, растущее посреди Ада, плодами которого вынуждены питаться голодные грешные люди. Что значит древо жизни в данном случае? Возможно, это символ расплаты за отказ от своего Бога и греховные дела. В качестве наказания грешников ждет отвратительное, зловонное дерево, плоды которого будут разрушать организм человека. При этом людей не будет покидать чувство голода, что заставит их использовать Заккум в качестве постоянного источника пищи. Это будет своеобразным наказанием за ослушание перед религией и традициями.

Древо жизни — Каббала

Каббала – религиозно-мистическое учение в иудаизме. В виде совокупности десяти сфирот – основополагающих понятий данного течения – выглядит каббалистическое древо жизни. Сфироты рассматриваются как единое целое, что олицетворяет активность Бога, а каждая отдельная составляющая древа будет символом проявления божественного начала.

В подобном древе жизни отличают следующие части:

  • срединный столп – символ нежности и равновесия;
  • левый столп – строгость;
  • правый столп – милосердие.

Часто срединный столп символизирует короткий путь отшельника, отрекшегося от мирской жизни. Для мирского пути предполагается прохождение всех 10 сфирот. В древе жизни каббалы отличие имеют свет и тьма, женское и мужское начало. Если рассматривать каждую сфироту, то выше нее будут располагаться женские свойства, а ниже – мужские.

Древо жизни — мифология

Как правило, древо жизни в мифологии представляет собой символ жизни, ее полноты. Часто оно является противоположностью образа смерти. В мифологических повествованиях жизненный цикл представлен с момента рождения до максимального развития, поэтому можно сравнить данный процесс с развитием дерева – с его посадки, постепенного укрепления корневой системы, развития кроны до периода цветения и появления плодов.

Древо жизни у славян

У славян- язычников есть предание — до появления суши на Земле было бескрайнее море, посреди которого стояли два дерева. На них сидели голуби, которые в определенный момент времени нырнули в воду и достали со дна камни и песок. Эти составляющие стали основой для земли, неба, солнца и луны посреди моря.

Возможно, согласно этой легенде славянское древо жизни стало символом создания мира и своеобразным его центром. Такой образ часто встречается в народных произведениях. Древо жизни в славянской мифологии иногда представляется в виде большого дерева, корни которого достают до самых глубоких слоев земли, а его ветви дотягиваются до неба и символизируют течение времени и окружающее пространство.

Древо жизни у скандинавов

В виде массивного ясеня представлено скандинавское древо жизни – Мировое дерево или Иггдрасил. Его отличительные особенности и символы:

  1. Ветки его касаются неба. Самая высокая своей тенью защищает обитель Богов.
  2. У древа жизни пышная крона, которая оберегает всех, кто расположен под ней.
  3. У него три корня, которые опущены в подземный мир, а далее расходятся к царству людей, либо к обители великанов.
  4. По скандинавскому повествованию три сестры – Настоящее, Прошлое, Будущее поливают древо водой жизни источника Урд каждый день, поэтому оно ярко зеленое и свежее.
  5. Как правило, у дерева Иггдрасил собираются Боги для решения важнейших вопросов, а на его ветвях живет мудрейший орел
  6. Наперекор любым испытаниям, дерево дает жизнь вселенной и убежище тем, кто остался в живых.

Кельтское древо жизни

Во времена господства кельтов существовала определенная традиция. Как только их племя занимало новую территорию, на ней выбиралось древо жизни кельтов. Такое дерево большого размера, в центре поселения являлось символом единства племени. Около него будущие вожди принимали верховную власть, получая разрешения свыше.

В целом, кельтский народ почитал деревья и принимал их за связующий элемент между небом и землей:

  • земля – физический символ мира;
  • Солнце на небе – главенствующий правитель;
  • деревья – символ мудрости, передачи энергии от Солнца и его связи с земной поверхностью.

С древних времен древо жизни является олицетворением жизни, веры в Бога, связи земли и неба. В виде дерева изображают семейные поколения, что символизирует прочные традиции и связи в семье. Данный символ встречается в религиозных взглядах и мифологии многих стран – Китая, Скандинавского и Восточного регионов. Понимание его сущности будет полезным для развития духовной жизни человека.

 

womanadvice.ru

Древо жизни — связь человека с высшими с силами

Древо Жизни — этот символ встречается в мифологии многих народов. Особое отношение к нему было и у славян, ведь они с почтением относятся к своим корням, к своим Предкам. До сих пор этот символ не утратил своей актуальности, подтверждением чему является популярность этого кулона.

Кулон Древо Жизни – защитник родовых традиций

Символ у всех народов символизирует примерно одно и то же: оно является Древом познания и Древом Жизни одновременно.  Его корни можно ассоциировать с Предками, от них зависит здоровье и благополучие будущих поколений. Знак показывает взаимосвязь поколений. Энергия корней, Предков, питает всё дерево, именно от корней Древо получает силу. Так и каждый человек связан со своим Родом. Именно поэтому к своим корням, к своим Предкам нужно относиться с почтением. Наши предки, славяне, именно так и относились к своему Роду. Они чтили своих Предков и строили большие дружные семьи.

Этот символ встречается в мифологии многих народов

Но талисман защищает не только Род. Он имеет ещё несколько важных значений. Одно из них – связь мира земного и мира небесного. Древо корнями своими уходит в землю, а вот ветви его стремятся к солнцу, уходят в небо. Здесь прослеживается взаимосвязь духовного и материального начала. Каждому человеку необходимо получать помощь от высших сил, питаться энергией не только физической, но и духовной.

Ещё одно значение талисмана – это напоминание о бессмертии. Оно подтверждает то, что в природе ничто не исчезает бесследно. Существуют циклы перерождений. Сначала что-то накапливает энергию, а затем отдает её. Древо Жизни – это бессмертный символ развития и роста. Оно помогает людям развиваться, возвышаться духовно, связывает человека с энергией Вселенной. Древо Жизни – это проводник, передающий людям светлую божественную энергию.

Что значило Древо Жизни для славян?

У славян Древо Жизни ассоциировалось с центром мира. Они верили, что оно соединяет сразу три мира (Божественный, земной и подземный). Они считали, что крона Древо Жизни, находящаяся за облаками, является Раем. В Раю, в чудесном саду, живут Боги и Предки, а также прародители всех птиц и животных.

Славяне также верили, что Древо Жизни располагается на острове Буян, а именно на камне Алатырь, являющемся центром Земли. Образ Древо не умирает уже многие тысячелетия, он живет во многих сказках, песнях, былинах, дошедших до наших дней. Орнамент встречается на многих бытовых предметах древних славян: на посуде, сундуках, украшениях. На славянской одежде тоже часто встречается узор Древо Жизни.

У славян этот оберег ассоциировался с центром мира

Таким образом, славянский символ занимает важное место в религии наших предков. Они относились к нему с таким великим почтением, что использовали его во многих своих праздниках. Даже до наших дней дошла традиция ставить на Новый Год ёлку, а ведь её сакральный смысл – это образ Центра Мира. Новогодняя ёлка – прообраз ДревоЖизни.

Ещё один обряд славян – это хороводы вокруг дерева. Чаще всего хороводы водили вокруг березы или дуба. У славян были леса и рощи, где запрещено было причинять вред деревьям (срубать или портить их). В таких священных рощах проводились обряды и ритуалы, организовывались праздники, ведь священные деревья для славян – это связь с Предками,  духами, Богом.

Таким образом, главное значение славянского символа заключается в связи человека с высшими силами, с энергией своего Рода. Древо жизни у славян символ преемственности поколений.

Значение амулета Древо Жизни

Значение амулета исключительно положительное. Этот оберег встречается у многих народов, в том числе и у славян.
Древо Жизни оберегает семьи, защищая их своей мощной энергетикой. В нем объединены позитивные энергетические потоки, которые направлены на каждого члена семьи. Этот оберег поможет укрепить любовь между супругами, найти общий язык с детьми, защитить семью от болезней и дурного глаза.

Этот оберег встречается у многих народов, в том числе и у славян

Значение оберега заключается в укреплении семейных традиций, в защите Рода.
В наши дни наиболее часто встречается оберег Древо Жизни в виде кулона. Такой оберег подходит людям всех возрастов, независимо от их половой принадлежности. Значение кулона Древо Жизни такое же положительное, как и сам этот древний символ.

Что означает кулон Древо Жизни?

Кулон Древо Жизни станет отличным подарком для близкого человека, ведь нет никаких запретов для его ношения. Этот символ мирно уживается с различными религиями, так как встречается почти в каждой из них.

Значение кулона Древо Жизни для женщин заключается в возрождении жизни, поэтому этот оберег прекрасно подойдет тем, кто находится в ожидании малыша. Он защитит беременную женщину и её ребенка от любых негативных воздействий.

Связь мира земного и мира небесного

Оберег Древо Жизни может направить человека на истинный путь, помочь в трудных жизненных обстоятельствах. Человек, постоянно носящий этот оберег, развивает и укрепляет в себе оптимизм и выносливость, стремится к постоянному самосовершенствованию.

Но главное значение славянского оберега Древо Жизни заключается в защите семьи. Поэтому он может стать отличным домашним оберегом, который поможет сохранить мир в семье и защитит всех родных людей от любого негатива.

Символ Древо Жизни встречается не только в виде кулонов, но и на кольцах-оберегах.

Уточнить стоимость украшения вы можете в нашем интернет магазине.

Как носить кольцо оберег Древо Жизни?

Волшебные колечки встречаются во многих старинных сказках и легендах, и это легко объяснимо, ведь даже сама форма кольца является сакральной. Кольцо – это символ бесконечности.

Как же носить кольцо оберег Древо Жизни, чтобы оно выполняло не только декоративные, но и защитные функции? Правильно носить такое кольцо на безымянном пальце, на левой руке. Дерево при этом должно быть обращено к себе. При этом нельзя надевать другие кольца и перстни на руку, где есть кольцо с изображением Древа Жизни. Также нельзя одевать несколько знаков Древа. Ношение же других амулетов при этом допускается.

Значение татуировки Древо Жизни

Значение татуировки имеет глубокий и философский смысл, ведь что символизирует Древо Жизни? Оно является символом возрождения, вечности, красоты, бессмертия. Дерево, используемое в татуировке, говорит о постоянном росте и развитии, о цикличности жизни, указывает на связь между небом и землей. Более того, Древо Жизни – это ещё и символ плодородия, напоминание о бессмертии души.

Этот символ встречается во многих религиях. В христианстве оно рассматривается как главное растение в Эдеме, как Древо познания добра и зла. С этого дерева Ева и съела запретный плод, что закрыло путь людей к Древу Жизни. Но по сей день это Древо остается символом постоянного развития человека и непрерывной связи всего живого с Богом.

Дерево, используемое в татуировке, говорит о постоянном росте и развитии

Древо Жизни в Каббале

В Кабалле Древо Жизни символ мироздания.  Оно является олицетворением взаимосвязи особых сущностей, именуемых сефиротами. Эти сущности возникли сразу после сотворения Вселенной. И задача людей – сделать всё возможное для того, чтобы их сохранить.

Древо Жизни держится на трех столпах. Это воля, милосердие и справедливость. Каждый столп включает в себя свой набор сефирот.

Центральная сефира напоминает о том, что Бог вечен, что ему нет начала и конца. Важное качество здесь – Сострадание, ведь сам Бог сострадателен и благороден. Ещё одна сефира – Мудрость, которая подразумевает под собой гениальность, вдохновение. Для того, чтобы энергия мудрости не зашкаливала, унося человека слишком далеко, необходимо сдерживать её при помощи строгости.

Следующая сущность – Осознание. Она означает спокойную форму мышления. Человек принимает информацию, пропуская её через себя и извлекая из неё пользу. Эта сущность напоминает, что важно отдавать дань традициям и не терять рассудок.

Сущность Милосердие связана с соседней сущностью, сущностью Справедливости. Вместе они напоминают о вечной внутренней борьбе человека, когда самый трудный выбор заключается в том, чтобы поступить так, как хочется или сделать, как должно. Здесь важна разумная строгость к себе, которая не позволит идти на поводу своих безрассудных желаний.

Следующая сущность — Красота и Гармония. Человек, который смог победить внутренние противоречия, достигает гармонии. Его мысли и поступки становятся прекрасны, как и он сам.

Следующая сущность является парной. Это Вечный бой и Отражение. Она указывает на то, что человек нужно бороться за свою жизнь, отстаивать свою точку зрения. Отражение – это результат этой борьбы.

Сущность Основание позволяет человеку увидеть себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.
И последняя сущность — Царство. Указывает на то, что царство Бога повсюду. Бог не только наверху, он и на земле, среди людей.

Символика Древо Жизни

Символика встречается разная. Чаще всего этот символ изображается в виде обычного дерева с корнями и кроной. Другое обозначение Древа Жизни — это схематичное изображение: в виде вертикальной линии с тремя веточками, устремленными вверх. Случается, что Древо Жизни изображается в виде женщины с руками, возведенными к небу.

Связь человека с высшими силами

Образ Древа Жизни у древних славян часто встречается в вышивке и росписи. Так, цветущее дерево символизирует жизнь, а сухое дерево, символизирует смерть. У славян также встречается и узел Древо Жизни, в котором они видели бесконечное продолжение земной жизни.

Значение кельтского Древо Жизни

Кельтское Древо Жизни прежде всего представляет собой мировое дерево Иггдрасиль, являющееся единственным центром мира. В кельтских мифах упоминается о том, что на каждой стороне белого света растет священное дерево, в центре же мира расположено пятое дерево, Древо Мира. В изображении кельтского символа Древо Жизни все его корни и ветви смыкаются в единый круг. Это указывает на бесконечность и непрерывность жизни. Даже многие кельтские кресты похожи на мировое дерево.

Итак, Древо Жизни что это значит для кельтов? Это Древо, которое связывает небеса и подземный мир, а также объединяет все формы жизни.

Таким образом, понятие Древо Жизни схоже во многих религиях. Это священное дерево, которое символизирует бесконечность жизни и связь поколений.

blog.replicahouse.ru

Какого сорта плоды Древа Жизни? — митр. Климент

(4 голоса: 5,0 из 5)

митрополит Калужский и Боровский Климент

 

Многие века ученые умы настойчиво ищут способ достижения бессмертия. И в нашем, XXI веке, огромные усилия и деньги вкладываются в эти научные и околонаучные поиски. А в раю Адаму было даровано Богом Древо Жизни, плоды которого приносили столь вожделенное современному человечеству бессмертие. Что же собой представляло то райское дерево?

Древо Жизни – это символический образ, используемый в Библии, чтобы передать нам, не имеющим опыта пребывания в раю, ту духовную реальность, с которой соприкасался первозданный человек, не знавший греха и смерти. Попробуем «расшифровать» этот библейский символ, используя самый верный «ключ» – святоотеческое наследие.

Человек – существо не самодостаточное, поскольку он был сотворен в определенный момент времени, до которого не существовал. Значит, автономного источника жизни человек в себе не имеет. Для продления существования ему необходимо питание, и высшим источником подкрепления его сил является Сам Творец. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, источником райского блаженства Адаму служил только один сладчайший плод – созерцание Бога, по достоинству названное Древом Жизни. Так что под образом Древа Жизни, которое росло посреди рая (Быт. 2, 9), святые отцы понимают приобщение человека жизни Божественной.

Причем не одно только Древо Жизни, но и все деревья в раю, плоды которых были даны Адаму в пищу, понимаются святыми отцами как различные способы (таинства) приобщения человека своему Создателю. Все они были насаждены Богом, чтобы питать человека – возобновлять его жизненные силы: не только телесные, но прежде всего духовные. Так что, давая заповедь Адаму вкушать плоды от всякого древа в саду (Быт. 2, 16), Господь призывает его разными путями приобщаться Источнику жизни – Богу.

Раскрывая смысл этих слов, обращенных к Адаму, преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, что Господь учит человека использовать все творения только с одной целью – чтобы приближаться к Творцу, в Котором заключена истинная жизнь: «Все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Только так ты будешь бессмертным». Дары Божии – это «пища нетления». Питаясь от Древа Жизни, Адам приобщался нетления, и смерть не имела власти над ним. Преподобный Никита Стифат в сочинении «О рае» прямо называет библейское Древо Жизни Богом.

В реалиях окружающего нас мира представление о наслаждении неразрывно соединено со страданием, но в раю еще не существовало этого искаженного грехом переживания. Богообщение всегда несет человеку то наполнение, которое полностью соответствует человеческому естеству и его предназначению, не влечет за собой никаких печальных последствий, а напротив, укрепляет человека, развивает его, делает бессмертным. Пища, которую имел первозданный человек в раю, – созерцание Бога – является единственным способом обретения бессмертия. Как именно это происходило, нам неведомо. В Библии этот процесс описан символически, как вкушение плодов с Древа Жизни.

И в наши дни люди имеют возможность приобщения Богу – в Таинстве Евхаристии. Параллель между этим главным Таинством Церкви и библейским Древом Жизни встречается у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался плодами Древа Жизни, христиане, причащаясь Святых Даров – Тела и Крови Христовых, приобщаются вечной жизни. По слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Эти слова Христа говорят о том, что даже физическая смерть не в силах разлучить человека с Богом, если он соединился с Ним при жизни. Такой человек переходит из земного мира в вечность, сохраняя свое единение с Богом.

Итак, в Библии говорится вовсе не о магическом продлении жизни через вкушение плодов неведомого сорта. В учении святых отцов Древо Жизни предстает перед нами как образ блаженной причастности Богу, в котором находился первозданный человек. Он мог вечно оставаться в этом состоянии, но … Как говорят преподобные Иоанн Дамаскин и Никита Стифат, вкушать плоды Древа Жизни может только тот, кто достоин вечной жизни, то есть не подвластен греху. Продолжение благодатного состояния единения с Богом, как тогда, так и сегодня, зависит не только от его Источника – Бога, но и от устремления самого человека к единой жизни с Ним. Люди приобретают право на Древо Жизни соблюдением полученных от Бога заповедей (Откр. 22, 14).

Как изначально Бог даровал Себя в «пищу нетления» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таинстве Причащения. Он никого не принуждает к общению с Собой. Каждому человеку дана свобода решать: служить ли греху и подлежать смерти или быть с Богом – Источником жизни и бессмертия.

azbyka.ru

Древо жизни — значение амулета

Дерево и жизнь понятия неразрывные. Трудно представить бытие без зелёной кроны. Они дают человеку кров, тепло, еду, возможность дышать. Его символ известен во многих древних культурах, которые никогда не пресекались. Деревья все разные, суть одна — это жизнь!

Легенды и мифы разных народов

В славянском фольклоре, дерево зачастую занимает главенствующую роль, его образ связан с бессмертием. В библейской мифологии Древо жизни, созданное богом в Раю, олицетворяет ось мира и принцип мироздания. Основание символизирует земную составляющую, ветви достигают небес, корни уходят в преисподнюю. Наши предки воспринимали его как связь с Родом,

взаимодействие времён. Ствол — существующее поколение, они сами. Корни, уходящие в землю — прошлое, связанное с  предками. Крона — потомки, которым предстоит жить в будущем. В армянской культуре дерево считалось олицетворением вечности и религиозным символом. Изображение представляло собой ствол с симметрично отходящими в стороны ветвями. На каждой из них росло по одному листу. Подобные знаки размещали на крепостных стенах и щитах воинов. Древо жизни у ассирийцев представлялось в виде разнообразных узлосплетений и перекрещенных линии. Предполагается, что оно являлось религиозным знаком, связанным с орлоголовыми Богами. Использовался в обрядах жрецов для общения с высшими силами. Это всего лишь предположения — учёные не пришли к единому мнению в этом вопросе, а каких-либо подтверждающих тому свидетельств нет. Согласно древнеегипетским легендам Иусат является связующим символом двух миров. Священное древо сикомор стоит на пороге жизни и смерти. У народов Скандинавии ясень подарил Богу Одину тайные рунические знания. Персидские легенды рассказывают о древе, на котором растут все семена, дающие новую жизнь. Археологические находки в Китае, позволили сделать вывод, что символ бессмертия феникс и древо неразрывно сопряжены между собой. Согласно легенде на нём раз в тысячелетие вызревает плод персика, вкусивший его обретает вечность. В эзотерическом учении каббала Древо жизни представлено совокупностью сфирот, образующих царство проявления Бога. Схожие легенды были у кельтов и ацтеков, согласно которым существует древо, которое является центром мира.

Значение Древа жизни

Удивительно то, что несмотря на разные верования и культуры, отдалённость континентов почти у всех народов древо имеет похожее значение. Оно считается связующим звеном между тремя мирами: земное бытие, рай и ад. Олицетворяет жизнь с зарождения до смерти, лад между небом и землёй, человеком и божественным началом. Древо — символ вечности и плодородия. Изображение имело густую крону, что обозначало здоровье народа, духовное единство со всевышним и взаимосвязь с предками. В современном мире этот знак не утратил своей значимости. Чаще всего используется в татуировке. Считается — такой эскиз, не может навредить и подходит всем. В технике вышивка этот знак изображают на одежде, полотенцах. В качестве дополняющих элементов подходят узоры в виде колосьев, цветов, птиц и животных. Популярны обереги в виде кулонов. Нужно знать, что в таких изображениях ветви и корни должны быть хорошо развиты, а само древо помещено в круг. Подобное воплощение несёт здоровье и напоминание о том, что без крепкой основы — нет роста.

 Амулет своими руками

Магические предметы, изготовленные собственноручно, имеют большую силу. Если вы владеете какой-либо техникой рукоделия, отдайте предпочтение самодельному талисману. Создать амулет-медальона несложно, все составляющие можно купить в отделах фурнитуры или специализированных магазинах. Он представляет собой ствол с разветвлённой кроной, скрученными из проволоки. Листьями служат нанизанные камни или бисер. Дерево крепится в металлическом круге. Прежде чем приступить к изготовлению, сосредоточьтесь на своих мыслях, чётко сформулируйте, что вы хотите от предмета. Для изготовления кулона потребуется:

  • Проволока медная, очень тонкая;
  • Металлическое кольцо;
  • Стеклярус, бисер;

Принимаемся за работу:

  • Нарезаем проволоку на 24 равных куска. Длину определите по размеру кольца. Примерно два диаметра плюс припуск 10-12 см.
  • Центр каждой накручиваем на основу круга.
  • Получившиеся «волосы» свободно заплетаем в косички длиной примерно четверть диаметра кольца. Получаем корни древа.
  • Далее собираем все вместе и закручиваем жгут, еще на ¼ диаметра. В этой точке делаем первое ответвление. Для чего берём 6 проволок и отводим влево, кладём на кольцо.
  • Вновь крутим основную проволоку и делаем еще одно разветвление, отгибаем вправо.
  • Таким образом формируем крону, получилось четыре отводка. Закручиваем каждый из них попутно делая еще по одному ответвлению.
  • Жгуты должны быть чуть не докручены до основы кольца. На свободную проволоку, а их получилось по три в каждой ветви нанизываем бисер, оставшиеся концы закручиваем вокруг кольца.

Готовые талисманы-подвески чаще всего изготавливают из серебра. Носят кулоны или медальоны ближе к сердцу. Допускается ношение амулета в форме перстня на безымянном пальце левой руки. В виде Древа жизни можно сделать оберег для дома и семьи. Нам потребуется:

  • Кольцо или тонкая веточка ивы:
  • Натуральная пряжа зелёного цвета;
  • Толстые джутовые или льняные нити;

Приступаем к работе:

  • В случае если нет готового, согнём веточку в кольцо, закрепим скотчем. Диаметр выбираем произвольно, рекомендуемый 20 см.
  • Нарезаем нити на 9-10 кусков. Длину определяем по размеру круга. Примерно, диаметр умноженный на два и ещё припуск 10-15см.
  • Нити сгибаем пополам и «удавкой» закрепляем на кольцо, через 2-3 см друг от друга. Таким образом создаём крону.
  • Далее нужен ствол, для чего свободные концы перекручиваем между собой и получившийся жгут привязываем к кольцу. Свисающие нити образуют корни дерева.
  • Берём зелёную нитку формируем пучок из 5-6 штук и змейкой оплетаем по кроне. Плотность выбираете по желанию. Конец закрепим и спрячем, лишнее обрежем. На дерево допустимо поместить цветы, связанные крючком или выполненные в другой технике.
  • В качестве кольца можно использовать вырезанный из картона круг. В этом случае его следует обвить пряжей или джутовой нитью.
  • В работе старайтесь использовать только натуральные материалы, они несут в себе частичку природы.

Древо жизни символизирует связь с предками. Имея подобный волшебный предмет в доме, вы обретаете защиту Рода.

Значение амулета и кому он подходит

Древо жизни — символ в котором заложен очень глубокий смысл. Талисман с таким знаком годится всем, он не противоречит большинству религий. Если вы стремитесь к самосовершенствованию, этот амулет необходим: поможет избавиться от лености, обрести мудрость, почувствовать связь с божественной природой. Человек, носящий данный оберег, получит трудолюбие и упорство в достижении цели. Считается, что Древо жизни мощная защита для беременных, ведь это символ возрождения. Потому энергетика талисмана не позволит злу проникнуть к новой зародившейся жизни. Подобный магический символ будет надёжной защитой дома, родных. Он несёт энергию Рода, которая считается самой мощной, потому чаще всего применяется для защиты от порч и проклятий. Аккумулируя энергетический посыл предков, амулет способен уберечь семью от болезней, раздоров, трудностей. Наладить взаимоотношения детей и родителей, вернуть супружескую любовь. Подобный амулет обладает мощной защитной силой, ведь в нём собрана энергетика предков и Рода.

proamuleti.ru

ДРЕВО ЖИЗНИ

[евр.   ,   ], одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду, где Господь поместил первых людей — Адама и Еву. Это дерево и древо познания добра и зла были особо выделены в Эдемском саду (Быт 2. 9). Первые люди получили от Бога разрешение вкушать от любого дерева в Эдемском саду, за исключением дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17). Запрет на вкушение не касался Д. ж.; из дальнейшего повествования ясно, что человек вкушал от его плодов и лишился этой возможности только после нарушения запрета Божия относительно дерева познания добра и зла (Быт 3. 22). В кн. Бытие рассказывается, как змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти,- наоборот, у Адама и его жены «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Бог произносит приговор за ослушание и лишает их возможности далее вкушать от Д. ж. Он изгоняет их из рая, а у входа в Эдемский сад ставит херувима, чтобы не допустить людей обратно (Быт 3. 9-24).

Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)

Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)

В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно — «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии (Meyers. 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. (Wright. 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τὸ ξύλον τῆς ζωῆς) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения — чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb —  ), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».

Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τὸ) ξύλον (τῆς) ζωῆς в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 — при упоминании о рае.

Отпечаток с цилиндрической печати «Адам и Ева» XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)

Отпечаток с цилиндрической печати «Адам и Ева» XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)

Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II — нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве — Боге народа Израилева (Herr. 1997).

В Тель-Хацоре (см. Асор, в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. (Yadin. 1956).

В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие (Leonard. 1989; Meyers. 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями (Meyers. 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты, примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов — символов Астарты (Herr. 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта (Meshel. 1979; Hestrin. 1991; Taylor. 1994; McCarter. 1997).

Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам — фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие (Mitchell. 1988. P. 24. N 1; Collon. 1982. P. 124. N 302).

Большинство неписьменных древневост. источников, на к-рых исследователи усматривают символику Д. ж., можно разделить на 2 группы (Wallace. 1997). К 1-й относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с к.-л. мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В нек-рых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко 2-й группе принадлежат изображения 2 животных (либо мифических, либо домашних, напр. коз) по сторонам от древа, к-рое находится в центре и символизирует божество, хотя во мн. случаях это может быть оспорено (Ibidem).

В письменных ближневост. источниках Д. ж. явно не упоминается, хотя особые растения, пища или вода нередко описываются как дающие дар бессмертия или вечную молодость. Так, герой эпоса о Гильгамеше ищет растение, к-рое дарует вечную молодость. В вавилонском мифе об Адапе бог Ану предлагает герою «пищу жизни» и «воду жизни», но по совету бога Эа он отвергает их, считая скорее пищей смерти и водой смерти (см. ст. Шумеро-аккадская религия). Священные деревья упоминаются в текстах аккад. заклинаний: деревья  , растущие в особом месте в Эриду, обладают особой целительной силой (Ibidem).

В межзаветной лит-ре о Д. ж. обычно говорится в связи с учением о наступлении Царства Божия. В 1-й кн. Еноха упоминается благоуханное дерево, от к-рого будут вкушать после Великого суда праведные и смиренные, «от его плода будет дана жизнь избранным» (1 Енох 25), и «дерево мудрости», к-рое отождествляется с библейским деревом познания добра и зла (1 Енох 32). В «Завете Левия» предрекается, что меч, препятствовавший Адаму войти в рай, будет удален и святые вкусят от Д. ж. (Test. XII Patr. III 10-11). В 3-й кн. Ездры есть замечания об особых свойствах деревьев рая после того, как последний будет явлен (3 Езд. 7. 123-124; 8. 52).

Толкование образа «Древо жизни» в святоотеческий период.

Вкушение от Д. ж. первых людей рассматривалось церковными авторами как символ бессмертия, от к-рого люди отказались, нарушив Божественную заповедь. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, Д. ж. «было древом, имевшим силу, подававшую жизнь, или годным для еды только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 11). Человек вкушал от Д. ж., душа же его наслаждалась созерцанием Божества, а «сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию» (Ibidem).

Вкушение плодов часто понималось как познание духовных сущностей и даже собственно богопознание, т. к. Бог помимо древа познания посадил посреди рая «дерево жизни, указывая на познание, как путь к жизни… Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому и то и другое дерево были посажены друг подле друга» (Diogn. 12. 3-4). Прп. Максим Исповедник предлагает анагогическое истолкование смысла слов «насадил Господь Бог рай… на востоке» (Быт 2. 8): «Полагаю, что рай является человеческим сердцем, насажденным на востоке Боговедения. Посередине его посадил Бог дерево жизни и древо познания добра и зла. Дерево жизни понимается как логос умопостигаемых [вещей], а древо познания добра и зла — как логос чувственных [вещей], ибо таковой несет ведение добра и зла» (Maximus Conf. Quaest. et dub. 44).

Говоря о «невыразимом различии» древа познания добра и зла и Д. ж., прп. Максим Исповедник называет Д. ж. «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла — «чувством тела, в котором… происходит движение неразумия». «Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству… А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни» (Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 43).

В богомыслии отцов Церкви спасение человека часто описывалось как возвращение в рай и вкушение от Д. ж. Уже сщмч. Ириней Лионский говорил о Д. ж. как о типологическом прообразе древа спасения: «Крепкое слово Божие, которое по небрежению мы потеряли чрез древо… опять получили через домостроительство древа» (Iren. Adv. haer. V 17. 4; ср.: Maximus. Conf. Quaest. et dub. 55). Домостроительство спасения было «для нас,- писал свт. Григорий Богослов,- врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания» (Greg. Nazianz. Or. 2).

Истолковывая слова Прославленного Христа к Ангелу Эфесской Церкви (Откр 2. 7: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»), св. Андрей Кесарийский говорит: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол Иоанн Богослов. В другом месте Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «Древо жизни» (Притч 3. 18), и апостол говорит о Христе, что «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная» (1 Ин 5. 20)» (Andr. Caes. Apoc. 1. 3). Достижение же вечной жизни возможно, только «если… исправить жизнь и победить страсти» (Там же).

Не отрицая реального существования Д. ж., отцы Церкви и литургическое предание указывали на его прообразовательное значение. Так же как Иисус Христос — это новый Адам (Рим 5), нередко типологически противопоставляются Д. ж. и Древо крестное: «…К древу жизни, от которого отпали, возведены древом бесчестия» (Greg. Nazianz. Or. 33 // PG. 36. Col. 225). Прп. Иоанн Дамаскин говорит о прямом прообразовании (Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 12). Образ Креста как Д. ж. нашел отражение в церковном искусстве и иконописи. Так, известен тип нательного креста «Древо жизни» (см. разд. «Иконография» в ст. Крест).

В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь:                   (в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос:                                    (тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Greg. Nazianz. Or. 29).

Лит.: Wright G. E. Solomon’s Temple Resurrected // BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Yadin Y. Excavations at Hazor // Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon’s Temple? // BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Meshel Z. Did Yahweh Have a Consort? // Ibid. N 2. P. 24-36; Collon D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes // BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age // BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Hestrin R. Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography // BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun? // Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life // ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.

Свящ. Димитрий Юревич, свящ. Александр Тимофеев

www.pravenc.ru

Древо жизни — Православная Богословская Энциклопедия

Среди разных деревьев, украшавших рай и одновременно служивших в пищу человеку, Библия на первом плане ставит «древо жизни» (oz hahajim — буквально «древо жизней», гебраизм), получившее свое название от чудесного свойства его плодов — сообщать вкушавшим их вечную продолжительность жизни (Быт. 2, 9 и 3, 22). Указанная особенность «древа жизни» не была разумеется, его естественным, физическим свойством, чем-то в роде жизненного эликсира, а зависела исключительно от особого, сверхъестественного действия божественной благодати, избравшей вкушение от плодов данного древа своим внешним символическим знаком. Однако, Св. Писание дает, по-видимому, основание думать, что «древо жизни» не утратило чудесных своих свойств и после грехопадения человека, в виду чего последнему и был прегражден доступ к этому древу (Быт. 3, 22).

С тех пор «древо жизни», вместе с самим раем, перестало фактически существовать для человечества, оставивши свой след лишь в универсальном предании о «первоначалах» человеческой истории. В этих последних воспоминание о райском «древе жизни» принадлежит к одним из самых ярких и живых. Здесь, прежде всего, отметим предание древней Халдеи («халдейский генезис»), имеющее, по причине его монументального характера и фамильной близости к преданиям еврейского народа, особенно важное апологетическое значение. Правда, в клинообразной литературе доселе еще не открыто аналогичного с библейским, описания «древа жизни», но упоминания о «роще при саде богов» (припомним название Вавилона — Тин-тира, т. е. роща богов) в ней довольно часты. Еще чаще на различных памятниках ассиро-вавилонской древности (геммах, барельефах, стенах дворцов и храмов) встречаются изображения какого-то таинственного древа, ревниво оберегаемого крылатыми геииями, что так близко напоминает известную библейскую деталь, об  охране «древа жизни (Быт. 3, 22).

Значительно яснее говорится об этом древе в древних преданиях арийской расы. Так, по верованиям индусов, главнейшим украшением рая, лежавшего на вершине горы Мору, служило одно произраставшее там дерево, источавшее особо сладкий и целебный сок, по имени «сома» — своего рода божественный нектар бессмертия. В преданиях древнего Ирана этот общеарийский миф принимает еще и более яркую окраску и более близкую к библейской форму: так, на первой же странице Вендидад — древнейшей части Зенд-Авесты — в повествовании о рае Агурамазды говорится, что среди множества прекрасных его дерев стояло одно, по имени «гаокерена» или «белая гаома», плоды которого имели свойство сообщать вкушавшим их бессмертие.

Предание о «древе жизни» имеется также и в индийских Ведах, где «сома», истекающая из древа «жамагди», не только обладает силой бессмертия, но и заключает в себе семена всех растений, и служит тем материалом, из которого и сделаны лучшие украшения неба и земли.

Близко родственное указанным, предание сохранилось также и в древнейших верованиях Китая, где напр., мы находим следующее предание: «На средние горы (Куень-Лунь) есть сад, в котором постоянно дышит нежный эфир, мягко шелестящий листьями прекрасного дерева — тонга. Этот чудный сад лежит у запертых врат неба. Орошающие его воды вытекают, из обильного источника, который называется «источником бессмертия», потому что пьющие из него не умирают». В другой китайской легенде прямо говорится, что райское бессмертие зависело от плодов одного дерева.

Аналогичные вышеуказанным, предания можно также находить в преданиях Египта о рае Озириса, в классических преданиях о так называемом «золотом веке», в древнегерманской легенде о рае «асгарде», т. е. «саде богов», где растут особые яблоки, которые едят сами боги, чтобы не стареть, и т. п., так что предание о «древе жизни» мы с полным правом можем назвать одним из самых  универсальных и устойчивых преданий человечества, дающих убедительное доказательство исторической подлинности библейского сказания об этом чудесном древе.

Но не так думают и говорят представители отрицательной критики: им такое поразительное совпадение библейского предания с универсальным дает лишь повод заподозрить исторический характер первого. Из указанных фактов они делают совершенно иной, противоположный нашему вывод, трактуя библейское повествование, наряду со всеми прочими, аналогичными ему преданиями, в смысле мифологических остатков человечества, ключ к разгадке которых лежит в общепсихологической склонности идеализировать «доброе, старое время». Несмотря на свое видимое остроумие, данная гипотеза лишена, однако, глубины и основательности. Миф о древе жизни, она считает простым продуктом младенчествующей фантазии; но это еще не объясняет дела: ведь фантазия — не творение из ничего, а своеобразная комбинация уже готового материала. Следовательно, и в данном случае, даже допуская сильное влияние фантазии, мы все же не можем и устранить известной фактической первоосновы, лежащей в глубине указанных преданий. Та психологическая настроенность, на которую, как на мотив образования сходных преданий, указывают рационалисты, разумеется, не могла дать необходимого материала: она могла сообщить ту или иную окраску уже готовому материалу, но тем самым заранее требовала допустить наличность этого материала.

Затем, если бы в возникновении и образовании так удивительно сходных между собою преданий, все дело было предоставлено одной фантазии, то она, как бесконечно живая и продуктивная сила, не стала бы так бесплодно повторяться, а постоянно создавала бы новые и самые причудливые образы. Если же на самом деле мы наблюдаем обратное, то ясно, что творческие порывы фантазии сдерживались здесь чем-то посторонним, очевидно, тем фактическим материалом, который заключал в себе основные черты хотя и далекого, но все же исторического, прошлого.

Что касается, наконец, более частной попытки рационализма — вывести библейское предание из родственного ему древне-халдейского, то достаточно указать на ту диаметральную противоположность, какая существует в общем духе и характере  этих преданий, чтобы понять всю произвольность подобного предположения: халдейское предание насквозь проникнуто политеизмом, тогда как библейское дышит строгим монотеизмом: следовательно, о каком-либо взаимодействии между ними не может быть и речи.

Независимо от своей исторической реальности, «древо жизни» как в самой Библии, так в особенности у отцов церкви имеет ещё и символическое значение. Так, в кн. Притчей проводится параллель между «древом жизни» и «премудростью» и указывается их совпадение в различных отношениях (Пp. 3, l8; 11, 30; 13, 12; 15, 4 и др.). В Апокалипсисе неоднократно упоминается небесный рай с новым, чудесным «древом жизни» (Апок. 2, 7: 22, 1, 2 и 14). У святых отцов чаще всего встречается сопоставление «древа жизни» с крестом Христовым — этим новым живоносным древом (излюбленный мотив и наших церковных песнопений), а также и с таинством евхаристии, которая, по подобию плодов «древа жизни», точно также дарует верующим вечную жизнь, хотя не в физическом, а в духовном смысле.

Литература: Блж. Августин «О граде Божием» XIII, 30, и XIV, 26. «Типогр. Киев. Дух. Ак.» ч. IV, 1882. Vigouroux «La Bible et la critique rationaliste» II, II. Paris 1891. Dillman «Die Genesis», Leipzig 1886. Покровский A. И. «Библейское учение о первобытной религии». Троицкая лавра 1901.   

* Александр Иванович Покровский,

магистр богословия,

доцент Московского университета.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 39. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

Смотрите также:

www.biblioteka3.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о