Новости и события

Фото дварф – Gnome картинки, Фотографии и изображения

Дварф | RPG | FANDOM powered by Wikia

Дварф в D&D

Дварфы — одна из наиболее распространённых рас жанра фэнтези, входящих в «малый типовой набор рас типичного фэнтези-мира» (вместе с людьми, эльфами и орками).

    Мифологические прототипы Править

    Прототипом дварфов, судя по всему, можно считать скандинавских цвергов — существ, возникших из червей в теле первого великана Имира, из трупа которого богами был создан мир. Цверги жили в пещерах и под землей (так как солнечный свет обращал их в камень), и обладали великим знанием и кузнечным искусством. В частности, именно цверги создали и цепь, на которую был посажен волк Фенрир, и молот бога Тора, и копьё Одина. Тем не менее, мотив подземных мастеров, искусных в разных ремеслах, встречался в разные времена и у многих народов. (В частности, это описание подходит к некоторым видам английских фей — fairy). В европейской низшей мифологии образ подземного духа более-менее устоялся к Средневековью — обычно он описывался как безобразный маленький человечек с густой бородой, следящий за рудными жилами или стерегущий клады.(Надо отметить, что разные варианты этого образа дали начало и другим фэнтезийным расам — например, кобольдам и гоблинам. Второе название у Парацельса считается синонимом духа земли вообще — по имени их царя Гоба).

    Все эти классические мотивы были использованы Дж. Р. Р. Толкином при создании образа дварфов во «Властелине колец», который был взят за основу более поздними авторами.

    Проблема перевода: гномы и дварфы Править

    Само слово «дварф» не признается немалой частью ролевого сообщества. Связано это с тем, что на русский язык сказочные и мифологические прототипы этой расы традиционно переводились словом «гном». (Напр. «Белоснежка и семь гномов», а не «Белоснежка и семь дварфов»

    [1] ). Проблему усугубляет наличие другой традиционной расы — gnome, не имеющей никакого отношения к дварфам, которая в «законодателе мод» — системе D&D — быстро появилась в качестве расы, доступной для персонажей игроков. Из-за наличия двух подобных рас в русских переводах «гномами» нередко называют именно дварфов, закрепляя за gnome другие названия, например, «карлики» (как в «официальном» переводе D&D Player’s Handbook 3.5 [2]), что порождает ещё большую путаницу.

    Существуют многочисленные попытки разрешить эту проблему, все в той или иной степени неудачные. В их числе перевод названия расы двумя словами («горные гномы» — дварфы и «лесные гномы» — gnome, однако стоит учесть, что далеко не во всех сеттингах дварфы живут именно в горах), или создание тех или иных узнаваемых «заменителей» для названия одной из рас (например, термин «гнумы» для gnomes, «карлы», «тангары» или «краснолюды» для дворфов (последние два — вслед за Перумовым и Сапковским соответственно)).

    Следует отметить, что в английском языке слово dwarf является значимым, и означает «карлик», «гном». [3] Менее известный в ролевой среде, но тоже показательный факт заключается в том, что хотя в русских переводах Толкина его дварфы традиционно называются гномами, автор изначально хотел использовать термин gnome для обозначения эльфов-нолдор (намеренно акцентируя сходство этого слова с греческим nomos — мудрость), хотя в итоге отказался от этого намерения.

    Классический образ фэнтези-дварфа Править

    Иллюстрация с дварфом из коллекционной карточной игры

    Типичный образ фэнтези-дварфа заметно более устойчив и менее подвержен вариациям, чем образ эльфа. Практически везде дварфы — это низкорослые, широкоплечие гуманоиды, живущие под землёй (или, по крайней мере, очень искусные в горном деле), бородатые и любящие пиво. Традиционный дварф долгоживущ (хотя и не так, как эльф), трудолюбив, жаден до золота и драгоценностей, а также сварлив и упрям (по крайней мере по меркам представителей других рас) и придаёт своей бороде практически религиозное значение.

    Обычные дварфы обитают замкнутыми сообществами, размеры которых сильно различаются от сеттинга к сеттингу. Это могут быть как относительно небольшие сообщества, так и огромные подземные дварфийские города. Общество дварфов в целом статично, традиционно и обычно имеет сложную иерархию, где учитывается как клан отдельного дварфа, так и его профессиональное мастерство. Многие аспекты своего общества дварфы ревностно хранят от глаз чужаков, так что даже в случае активной внешней торговли и сотрудничества с иными расами многие детали могут быть от них скрыты.

    Обычно дварфы считаются непревзойденными шахтерами, строителями, кузнецами и ювелирами. В бою дварфы традиционно предпочитают другому оружию топоры.

    Физически дварфы очень крепки и стойки, несмотря на свой небольшой рост. (В некоторых сеттингах доходящий до абсурда — скажем, в Warhammer Fantasy Roleplay дварфы при своем росте более широкоплечи чем люди, так что «по горизонтали» могут оказаться шире, чем «по вертикали»). Обычно дварфы выносливы, стойки ко многим ядам и болезням, хорошо переносят физические лишения, а также в той или иной мере стойки к магии.

    Одной из главных черт в облике дварфа, как уже упоминалось выше, является борода, которой всякий дварф придает огромное значение, холит её и лелеет, а потеря бороды обычно рассматривается как страшное бедствие. Относительно бород дварфов-женщин в разных сеттингах нет единства (и это распространенный повод для шуток и споров ролевого сообщества) — в некоторых сеттингах дварфийки тоже имеют бороды, в некоторых — нет. Так, например, у женщин дварфов Forgotten Realms растут бакенбарды (но не бороды), в сеттинге Эберрон у них нет бород, а в юмористическом цикле Терри Пратчетта о Плоском мире в языке дварфов нет даже деления на местоимения «он» и «она», из-за чего значительная часть процесса ухаживания посвящена тактичному выяснению, дварф какого пола скрывается под бородой и кольчугой.

    Отношения этой расы с магией в целом определяется сеттингом, но практически никогда дварфы не являются «активными» магами, разбрасывающими огненные шары и молнии взмахом руки. В разных мирах встречаются следующие основные вариации: либо дварфы имеют собственную магию, но она отличается основательностью и неспешностью (требует долгих ритуалов, множества редких компонентов и так далее), из-за чего основное применение этой магии «пассивное», в виде создания волшебных предметов, либо дварфы не способны к магии вообще — в этом случае обычно роль магии у дварфов до определённой степени играет механика, и они считаются самой «технически продвинутой» расой мира.

    Отношения дварфов с другими расами может быть различным, однако в целом они относятся к числу «добрых» фэнтези-рас (что вовсе не обязано делать среднего дварфа приятным в общении!). Традиционно дварфы и эльфы недолюбливают друг друга — у Дж. Р. Р. Толкина это было связано с историей ожерелья Наугламир, а в «среднем фэнтези» обычно связывается с разницей образа жизни этих рас. (Средний эльф считает среднего дварфа занудным, упрямым рутинёром, не способным ценить прекрасное, в то время как средний дварф считает среднего эльфа лентяем и вертопрахом).

    Как и любая «добрая» раса фэнтези, дварфы имеют и «тёмный» аналог, хотя тёмные дварфы заметно менее часты и популярны, чем, например, тёмные эльфы. Обычно «тёмные дварфы» (для которых нет единого устоявшегося названия, и они могут называться по-разному в разных сеттингах) обитают глубоко под землей, мало контактируя с другими расами, и отличаются гипертрофированной жадностью, злопамятностью и какими-нибудь нетипичными чертами, которые делают из них более опасных противников для забредших в их владения героев — от владения магией до умения дрессировки каких-нибудь подземных чудовищ.

    Примерами таких «тёмных дварфов» могут служить D&D-шные дэрро, раса поголовно безумных созданий, вожаки которых в обязательном порядке владеют волшебством. Дэрро обожают ловить других подземных жителей (или изредка выбираться за пленниками на поверхность) и пытать их до смерти. Другой пример — дуэргары сеттинга Forgotten Realms, отличающиеся от дварфов поверхности некоторыми экстрасенсорными способностями, крайней ксенофобией и жестокими нравами (например, открыто ведущейся работорговлей).

    Тёмные дварфы мира Warhammer обитают не в глубинах, а на поверхности, олицетворяя тёмный аспект технологии. Немногочисленный народ дварфов, перешедших на сторону Хаоса, постоянно нуждается в притоке рабов для своих фабрик. (Этих несчастных ждет изнурительный труд и, в конце концов, гибель в жертвенных печах). При этом тёмные дварфы очень опасны за счет плодов своих хитроумных технологий и союза с хобгоблинами.

    Примеры дварфов в различных сеттингах Править

    В сеттинге Forgotten Realms сущ

    rpg.fandom.com

    Дварф — это… Что такое Дварф?

    Гномы

    Гномы — вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дворфы», «карлики», «краснолюды»(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. Γνώση — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство; гномы-женщины называются

    гномидами и славятся красотой (в русскоязычных источниках встречаются и другие варианты названия: «гнома», «гномка», «гномиха», «гномесса»). Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок.

    В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. В алхимии: дух земли как первоэлемента, земная элементаль (иногда используется синоним «пигмей»).

    Гномы в мифологии

    В мифологии и литературе гном — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Но почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста. Обычно, местом обитания гномов являются подземелья. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, но, как и люди, разносторонни.

    Свартальвы в Эддах

    Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца.

    Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёллнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

    Сыны Ивальди куют корабль Скидбладнир. Рисунок Элмера Бойда Смита

    В «прорицании Вёльвы» есть перечисление:

    10 Мотсогнир старшим
    из племени карликов
    назван тогда был,
    а Дьюрин — вторым;
    карлики много
    из глины слепили
    подобий людских,
    как Дьюрин велел.
    11 Нии и Ниди,
    Нордри и Судри,
    Аустри и Вестри,
    Альтиов, Двалин,
    Бивёр и Бавёр,
    Бёмбур, Нори,
    Ан и Анар,
    Аи, Мьёдвитнир,
    12 Гандальв и Вейг,
    Виндальв, Траин,
    Текк и Торин,
    Трор, Вит и Лит,
    Нар и Нюрад —
    вот я карликов —
    Регин и Радсвинн
    всех назвала.
    13 Фили и Кили,
    Фундин, Нали,
    Хефти, Вили,
    Ханар, Свиор,
    Фрар и Хорнбори,
    Фрег и Лони,
    Аурванг, Яри,
    Эйкинскьяльди.
    14 Ещё надо карликов
    Двалина войска
    роду людскому
    назвать до Ловара;
    они появились
    из камня земли,
    пришли через топь
    на поле песчаное.
    15 Это был Драупнир
    и Дольгтрасир с ним,
    Хар и Хаугспори,
    Хлеванг и Глои,
    Дори и Ори,
    Дув и Андвари,
    Скирвир, Вирвир,
    Скафинн и Аи,
    16 Альв и Ингви,
    Эйкинскьяльди,
    Фьалар и Фрости,
    Финн и Гиннар;
    перечень этот
    предков Ловара
    вечно пребудет,
    пока люди живы.

    Песнь о Нибелунгах

    Альберик отдает Зигфриду сокровища нибелунгов. Рис. Артура Рэкхема

    В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов и на других подданных Зигфрида, бургундов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

    Барздуки

    Гномы были представлены и в восточнославянской мифологии. Название «барздуки» (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai)восходит своими корнями к прусской мифологии, где барздуки выступают помощниками бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых — духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу, с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Б. означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Б. не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Б., является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть (ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке). Они показываются при луне, особенно больным.

    Гномы в фэнтези

    Современное представление о гномах

    Гномы часто встречаются в литературных произведениях, компьютерных играх и т. п. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. Некоторые книги и игры приписывают гномам способность видеть во тьме и другие адаптации для жизни под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы, кузнецы и воины. Гномы медленно бегают и не умеют ездить верхом, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя.

    Очень часто гномам придают черты скандинавов (оружие и доспехи характерного вида, использование рунических алфавитов), реже — кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах).

    Под растущей популярностью стимпанка, позднейшие сеттинги (WarHammer, Warcraft, Arcanum) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия, отвергающих магию и суеверия.

    Подробнее, см. гномы в Средиземье, Овражные гномы, гномы в Алагейзии и гном (значения).

    Популярны в сказках, фэнтези, ролевых играх.

    7 гномов Уолта Диснея

    Действующие лица сказки братьев Гримм и основанных на ней произведениях, напр. «Белоснежка и семь гномов».

    В оригинале по-английскиПо-русскиПо-французски
    DocПрофессорProf
    BashfulСкромникTimide
    SneezyЧихунAtchoum
    HappyВесельчакJoyeux
    DopeyПростакSimplet
    SleepyЗасоняDormeur
    GrumpyВорчунGrincheux

    Гномы и дварфы

    Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

    Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дварф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют), обычно прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или иначе названы (гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дварфы названы карликами, а собственно гномы — гномами. Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

    Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны[1]:

    Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов.

    Gnome — очень маленькое существо, иногда бородатое. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. Один из первых примеров таких гномов — гномы-механики Кринна (Forgotten Realms).

    Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

    Женщины-гномы

    Еще с упоминания Толкином того, что женщины гномов мало отличаются от мужчин, эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощенная несколькими вселенными и произведениями.

    В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

    Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами.

    Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

    В произведении Лукьяненко «Недотепа» бабушка сэра Паклуса была гномкой. Они с дедушкой пять лет прожили на необитаемом острове после кораблекрушения, а на шестой он не вытерпел и сделал ей предложение.

    Песни о гномах

    Примечания

    Также Гномом называют неудачную 3D-модель. В 2005 году Гном стал интернет-мемом, пусть и не таким известным, как Ктулху. А пошло все с этого форума: http://www.gamedev.ru/art/forum/?id=5592 В некоторых вселенных Дворфы и Гномы считаются разными расами.

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    med.academic.ru

    Дварф — это… Что такое Дварф?

    Гномы

    Гномы — вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дворфы», «карлики», «краснолюды»(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. Γνώση — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство; гномы-женщины называются гномидами и славятся красотой (в русскоязычных источниках встречаются и другие варианты названия: «гнома», «гномка», «гномиха», «гномесса»). Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок.

    В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. В алхимии: дух земли как первоэлемента, земная элементаль (иногда используется синоним «пигмей»).

    Гномы в мифологии

    В мифологии и литературе гном — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Но почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста. Обычно, местом обитания гномов являются подземелья. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, но, как и люди, разносторонни.

    Свартальвы в Эддах

    Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца.

    Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёллнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

    Сыны Ивальди куют корабль Скидбладнир. Рисунок Элмера Бойда Смита

    В «прорицании Вёльвы» есть перечисление:

    10 Мотсогнир старшим
    из племени карликов
    назван тогда был,
    а Дьюрин — вторым;
    карлики много
    из глины слепили
    подобий людских,
    как Дьюрин велел.
    11 Нии и Ниди,
    Нордри и Судри,
    Аустри и Вестри,
    Альтиов, Двалин,
    Бивёр и Бавёр,
    Бёмбур, Нори,
    Ан и Анар,
    Аи, Мьёдвитнир,
    12 Гандальв и Вейг,
    Виндальв, Траин,
    Текк и Торин,
    Трор, Вит и Лит,
    Нар и Нюрад —
    вот я карликов —
    Регин и Радсвинн
    всех назвала.
    13 Фили и Кили,
    Фундин, Нали,
    Хефти, Вили,
    Ханар, Свиор,
    Фрар и Хорнбори,
    Фрег и Лони,
    Аурванг, Яри,
    Эйкинскьяльди.
    14 Ещё надо карликов
    Двалина войска
    роду людскому
    назвать до Ловара;
    они появились
    из камня земли,
    пришли через топь
    на поле песчаное.
    15 Это был Драупнир
    и Дольгтрасир с ним,
    Хар и Хаугспори,
    Хлеванг и Глои,
    Дори и Ори,
    Дув и Андвари,
    Скирвир, Вирвир,
    Скафинн и Аи,
    16 Альв и Ингви,
    Эйкинскьяльди,
    Фьалар и Фрости,
    Финн и Гиннар;
    перечень этот
    предков Ловара
    вечно пребудет,
    пока люди живы.

    Песнь о Нибелунгах

    Альберик отдает Зигфриду сокровища нибелунгов. Рис. Артура Рэкхема

    В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов и на других подданных Зигфрида, бургундов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

    Барздуки

    Гномы были представлены и в восточнославянской мифологии. Название «барздуки» (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai)восходит своими корнями к прусской мифологии, где барздуки выступают помощниками бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых — духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу, с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Б. означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Б. не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Б., является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть (ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке). Они показываются при луне, особенно больным.

    Гномы в фэнтези

    Современное представление о гномах

    Гномы часто встречаются в литературных произведениях, компьютерных играх и т. п. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. Некоторые книги и игры приписывают гномам способность видеть во тьме и другие адаптации для жизни под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы, кузнецы и воины. Гномы медленно бегают и не умеют ездить верхом, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя.

    Очень часто гномам придают черты скандинавов (оружие и доспехи характерного вида, использование рунических алфавитов), реже — кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах).

    Под растущей популярностью стимпанка, позднейшие сеттинги (WarHammer, Warcraft, Arcanum) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия, отвергающих магию и суеверия.

    Подробнее, см. гномы в Средиземье, Овражные гномы, гномы в Алагейзии и гном (значения).

    Популярны в сказках, фэнтези, ролевых играх.

    7 гномов Уолта Диснея

    Действующие лица сказки братьев Гримм и основанных на ней произведениях, напр. «Белоснежка и семь гномов».

    В оригинале по-английскиПо-русскиПо-французски
    DocПрофессорProf
    BashfulСкромникTimide
    SneezyЧихунAtchoum
    HappyВесельчакJoyeux
    DopeyПростакSimplet
    SleepyЗасоняDormeur
    GrumpyВорчунGrincheux

    Гномы и дварфы

    Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

    Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дварф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют), обычно прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или иначе названы (гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дварфы названы карликами, а собственно гномы — гномами. Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

    Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны[1]:

    Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов.

    Gnome — очень маленькое существо, иногда бородатое. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. Один из первых примеров таких гномов — гномы-механики Кринна (Forgotten Realms).

    Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

    Женщины-гномы

    Еще с упоминания Толкином того, что женщины гномов мало отличаются от мужчин, эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощенная несколькими вселенными и произведениями.

    В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

    Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами.

    Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

    В произведении Лукьяненко «Недотепа» бабушка сэра Паклуса была гномкой. Они с дедушкой пять лет прожили на необитаемом острове после кораблекрушения, а на шестой он не вытерпел и сделал ей предложение.

    Песни о гномах

    Примечания

    Также Гномом называют неудачную 3D-модель. В 2005 году Гном стал интернет-мемом, пусть и не таким известным, как Ктулху. А пошло все с этого форума: http://www.gamedev.ru/art/forum/?id=5592 В некоторых вселенных Дворфы и Гномы считаются разными расами.

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dvc.academic.ru

    Дварф — это… Что такое Дварф?

    Гномы

    Гномы — вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дворфы», «карлики», «краснолюды»(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. Γνώση — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство; гномы-женщины называются гномидами и славятся красотой (в русскоязычных источниках встречаются и другие варианты названия: «гнома», «гномка», «гномиха», «гномесса»). Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок.

    В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. В алхимии: дух земли как первоэлемента, земная элементаль (иногда используется синоним «пигмей»).

    Гномы в мифологии

    В мифологии и литературе гном — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Но почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста. Обычно, местом обитания гномов являются подземелья. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, но, как и люди, разносторонни.

    Свартальвы в Эддах

    Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца.

    Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёллнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

    Сыны Ивальди куют корабль Скидбладнир. Рисунок Элмера Бойда Смита

    В «прорицании Вёльвы» есть перечисление:

    10 Мотсогнир старшим
    из племени карликов
    назван тогда был,
    а Дьюрин — вторым;
    карлики много
    из глины слепили
    подобий людских,
    как Дьюрин велел.
    11 Нии и Ниди,
    Нордри и Судри,
    Аустри и Вестри,
    Альтиов, Двалин,
    Бивёр и Бавёр,
    Бёмбур, Нори,
    Ан и Анар,
    Аи, Мьёдвитнир,
    12 Гандальв и Вейг,
    Виндальв, Траин,
    Текк и Торин,
    Трор, Вит и Лит,
    Нар и Нюрад —
    вот я карликов —
    Регин и Радсвинн
    всех назвала.
    13 Фили и Кили,
    Фундин, Нали,
    Хефти, Вили,
    Ханар, Свиор,
    Фрар и Хорнбори,
    Фрег и Лони,
    Аурванг, Яри,
    Эйкинскьяльди.
    14 Ещё надо карликов
    Двалина войска
    роду людскому
    назвать до Ловара;
    они появились
    из камня земли,
    пришли через топь
    на поле песчаное.
    15 Это был Драупнир
    и Дольгтрасир с ним,
    Хар и Хаугспори,
    Хлеванг и Глои,
    Дори и Ори,
    Дув и Андвари,
    Скирвир, Вирвир,
    Скафинн и Аи,
    16 Альв и Ингви,
    Эйкинскьяльди,
    Фьалар и Фрости,
    Финн и Гиннар;
    перечень этот
    предков Ловара
    вечно пребудет,
    пока люди живы.

    Песнь о Нибелунгах

    Альберик отдает Зигфриду сокровища нибелунгов. Рис. Артура Рэкхема

    В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов и на других подданных Зигфрида, бургундов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

    Барздуки

    Гномы были представлены и в восточнославянской мифологии. Название «барздуки» (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai)восходит своими корнями к прусской мифологии, где барздуки выступают помощниками бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых — духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу, с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Б. означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Б. не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Б., является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть (ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке). Они показываются при луне, особенно больным.

    Гномы в фэнтези

    Современное представление о гномах

    Гномы часто встречаются в литературных произведениях, компьютерных играх и т. п. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. Некоторые книги и игры приписывают гномам способность видеть во тьме и другие адаптации для жизни под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы, кузнецы и воины. Гномы медленно бегают и не умеют ездить верхом, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя.

    Очень часто гномам придают черты скандинавов (оружие и доспехи характерного вида, использование рунических алфавитов), реже — кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах).

    Под растущей популярностью стимпанка, позднейшие сеттинги (WarHammer, Warcraft, Arcanum) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия, отвергающих магию и суеверия.

    Подробнее, см. гномы в Средиземье, Овражные гномы, гномы в Алагейзии и гном (значения).

    Популярны в сказках, фэнтези, ролевых играх.

    7 гномов Уолта Диснея

    Действующие лица сказки братьев Гримм и основанных на ней произведениях, напр. «Белоснежка и семь гномов».

    В оригинале по-английскиПо-русскиПо-французски
    DocПрофессорProf
    BashfulСкромникTimide
    SneezyЧихунAtchoum
    HappyВесельчакJoyeux
    DopeyПростакSimplet
    SleepyЗасоняDormeur
    GrumpyВорчунGrincheux

    Гномы и дварфы

    Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

    Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дварф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют), обычно прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или иначе названы (гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дварфы названы карликами, а собственно гномы — гномами. Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

    Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны[1]:

    Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов.

    Gnome — очень маленькое существо, иногда бородатое. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. Один из первых примеров таких гномов — гномы-механики Кринна (Forgotten Realms).

    Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

    Женщины-гномы

    Еще с упоминания Толкином того, что женщины гномов мало отличаются от мужчин, эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощенная несколькими вселенными и произведениями.

    В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

    Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами.

    Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

    В произведении Лукьяненко «Недотепа» бабушка сэра Паклуса была гномкой. Они с дедушкой пять лет прожили на необитаемом острове после кораблекрушения, а на шестой он не вытерпел и сделал ей предложение.

    Песни о гномах

    Примечания

    Также Гномом называют неудачную 3D-модель. В 2005 году Гном стал интернет-мемом, пусть и не таким известным, как Ктулху. А пошло все с этого форума: http://www.gamedev.ru/art/forum/?id=5592 В некоторых вселенных Дворфы и Гномы считаются разными расами.

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *