Новости и события

Герои учителя вов – Учительство в годы Великой Отечественной войны

Учительство в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.

Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:

1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

5) улучшение военно-физической подготовки;

6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико — просветительской работы среди учащихся и населения;

7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.

Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно — воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально — практический характер. В школах появились темы военно — оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью.

Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач… закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени… Никаких ссылок на военную обстановку».

Наркомат просвещения и местные организации принимают ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.

В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот.

В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов.

Как только Красная Армия освобождала какой — либо населённый пункт от немецко- фашистских захватчиков школы открывались практически сразу.

Большие трудности выпали на долю учителей западных районов Союза, оккупированных немцами. Но даже в осаждённых фашистами городах продолжали работать школы.

Особой страницей в истории Великой Отечественной войны является блокада Ленинграда.. Во время осады города было повреждено здание университета. В течение долгих месяцев зимы университет не отапливался, не имел электричества, воды, оконные стёкла заменяла фанера. Но и в это время здесь читались лекции, шли практические занятия.

Надо отдать должное руководству города, которое уже в декабре 1941 организовало в Ленинграде 98 детских домов для детей от 3 до 14 лет.Один из таких домов № 51 был создан группой преподавателей под руководством учительницы истории Марии Михайловны Шарый.Дети, родители которых сражались на фронте или погибли от вражеских обстрелов и бомбёжки (частенько бывало, что детей просто подбирали на улицах или в пустых квартирах, так как их матери или родственники умерли от голода), получали медицинскую помощь, еду, крышу над головой. Некоторых детей спасти не удавалось: сильное истощение, дистрофия последней степени, цинга уносили маленький народ из жизни.

Из воспоминаний Виктора Вайнштейн:

«Мне довелось с 1942 по 1944 год быть воспитанником детдома №51 Выборгского района. Я до сих пор помню всех замечательных воспитателей этого детского дома по имени и отчеству и его директора – Марию Михайловну Шарый. А мы, малолетки из детдома №51, тоже не сидели сложа руки, — говорит Виктор Хельмутович. — Выступали перед ранеными в госпиталях, в 1943-м дважды выступали на Ленинградском радио, причем нередко во время записи наш хор при артобстреле уводили в бомбоубежище. Летом 1942 и 1943 годов мы работали на соседнем совхозном поле: в июне пололи, а в августе собирали урожай брюквы, турнепса, моркови».

Продолжали работать и школы. В период блокады в Ленинграде образована блокадная школа № 239. Всю войну завучем и преподавателем истории работала замечательный педагог Ксения Владимировна Ползиковой-Рубец. Ксения Владимировна окончила Сорбону, была директором женской гимназии. После войны Ксения Владимировна написала прекрасную книгу о своих учениках в блокадном Ленинграде – «Они учились в Ленинграде». Действие книги открывается ещё до войны: выпускной балл, вручение аттестатов, гулянье на Неве до самого утра – «священная для ленинградских школ традиция»; прекрасный город, наивные и добрые мечты выпускников о будущем…. И вдруг война…

Пример подавала и столица нашей Родины — Москва. Зимой 1941 года, после разгрома фашистов под Москвой, в столице было создано 32 учебно — консультационных пункта для учащихся 7-10 классов. Ребята учились самостоятельно, а в эти пункты приходили сдавать зачёты, получать задания и консультации.

Учебные занятия в московских школах возобновились в сентябре 1942 года, когда многие дети школьного возраста вернулись из эвакуации в Москву.

В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ. Восстановление шло высокими темпами, и к концу войны были открыты 453 школы. Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены. При этом почти повсеместно для учащихся были организованы группы продленного дня, и дети получали горячее питание.

Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной: отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и военная терминология, сельское хозяйство. Было усилено патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе.

Из воспоминаний ученицы того времени Аллы Георгиевны Москаленко:

«Учебники были старые, еще с текстами о Зиновьеве и Троцком. Портреты «врагов народа» в учебниках были закрашены чернилами. Учебников, конечно, не хватало. Тетради добывали, кто как мог. У кого-то оставались тетрадочки после братьев и сестер, учившихся до войны, кто-то сшивал листочки бумаги. Я помню, что мне папа даже с фронта прислал стопочку трофейных тетрадей, сделанных из очень хорошей бумаги, — на зависть всему классу.»

Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы сзолотыми и серебряными медалями.

Ещё один пример. Небольшая школа на территории современного Казахстана в посёлке Хуторской. Здесь учителем математики работала Журавлёва Надежда Яковлевна. Она вспоминает:

«Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках — да кто в чем мог! И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями учащихся летом делали кизяк, которым отапливались помещения. Да что это за топливо?! Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие-то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ. Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо… А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок.»

Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя — ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 — 20 — летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.

Алина Александровна Иванова, ГБПОУ «Дубовский педагогический колледж», Волгоградская область, г. Дубовка, Россия.

cpacibodedu.ru

Учителя — участники Великой Отечественной войны

 

Из книги «Урок длиною в жизнь»

О судьбах в учительской профессии участников и ветеранов Великой Отечественной войны города Ставрополя, работников гимназии №25

Символом учительства является пеликан, птица способная пожертвовать собой, ради своих птенцов – пример самопожертвования. Люди, прошедшие через войну и ставшие потом педагогами, являлись и остаются символ стойкости и героизма для детей разных поколений. Они очень хотели жить, ждали и верили в будущий мир, пройдя страшную войну! И за тех, кто погиб, они старались дать знания и передать свой личный опыт, опаленный войной.

Судьба всех людей военного поколения, отсчитывается от Великой Отечественной войны. Это событие разделило двадцатый век на до и после войны. Те люди, которые пришли в школы несли в себе мудрость мира – боль за погибших, ненависть к врагу-агрессору, фашизму, уверенность в победе, решимость отстоять Родину-мать, уважение и благодарность тем, кто, оставаясь в тылу, продолжал жить, лечить, учить, готовить все для фронта и победы.

Одним из самых главных стимулом в педагогике является личный пример. Опыт, который получили педагогики в войне, позволял на собственном примере, наиболее достоверно донести до детей все необходимые нравственно-гражданские и военно-патриотические знания, необходимые для воспитания будущего поколения – гражданина и защитника своей Родины.

ЛЫСЕНКО МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА – учитель русского языка и литературы, ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны.

Родилась 20 ноября 1920 года в городе Ульяновске (бывший Симбирск). Её отец был кадровым военным, участником Гражданской войны, а мать – преподавателем русского языка и литературы на рабфаке. Когда отца перевели в Ворошиловск (ныне Ставрополь), он стал работать военным руководителем в СГПИ. С детских лет мама вложила в свою дочь любовь к русскому языку и литературе, поэтому после окончания средней школы № 3, в 1940 году, Мария Константиновна поступила на факультет русского языка и литературы в педагогический институт города. Однако война помешала будущему педагогу закончить это учебное заведение. С началом войны была в оккупации. В 1942 году Мария Константиновна становится вольнонаемной. Работала в госпиталях в Краснодаре и Форосе помощником врача, в эвакогоспитале 4548 – заведующей делопроизводством административной части. На фронте пробыла полтора года. По совету сестры вернулась к учёбе, восстановившись в институте. После окончания вуза учительствовала в татарской деревне Борчокрак под Симферополем. Через год вернулась в Ставрополь, работала в библиотеке, в вечерней школе. С 1948 по 1961 год преподавала в Железнодорожной школе. А с 1961 года Мария Константиновна стала обучать русскому языку и литературе учащихся в средней школе № 25. Была она и учителем-методистом, работала со студентами. В 1978 году М.К. Лысенко вышла на заслуженный отдых. Имеет награды за оборону Кавказа.


 

РУДАКОВА АННА СЕМЁНОВНА (1921 – 2010) – учитель начальных классов, отличник народного просвещения, ветеран труда.
Родилась в Карачаево-Черкесии в станице Зеленчукской. Окончив станичную школу, поступила в педучилище города Черкесска. До войны работала учителем начальных классов в черкесской школе. Война изменила привычную учительскую жизнь. Работала в тылу. А в 1954 году семья переехала в Ставрополь.
Свою педагогическую деятельность Анна Семёновна начала в школе № 25 в 1958 году. Опытный, талантливый педагог, она в совершенстве владела методикой обучения в начальной школе, активно участвовала в экспериментальной работе по апробированию и применению методов развивающего обучения под руководством известного педагога Л.В. Занкова. Отличительной чертой работы Анны Семёновны было воспитание у детей желания учиться, не делать разделения между «сильными» и «слабыми». Она помогала ребятам повысить свою самооценку, что являлось главным принципом педагога, умело создавала на уроке ситуацию успеха, позволявшую каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность. На ее занятиях дети всегда держались открыто, высказывали свою точку зрения свободно, без боязни ошибиться. Анна Семёновна со вниманием относилась к интересам своих учеников, учила мыслить, рассуждать, уважать чужое мнение. Учитывая психологические и возрастные особенности детей, педагог создавала в коллективе хороший психологический климат, при котором любой ребёнок чувствовал себя комфортно. Каждый урок Анны Семёновны – это целостное действо, где ученикам создавались условия для самовыражения, и где они могли быть самодостаточными.
В 1975 году Анна Семёновна вышла на пенсию, но продолжала трудиться в родных стенах, уйдя на заслуженный отдых лишь в 1982 году. А.С. Рудакова за свой педагогический труд была награждена многочисленными грамотами горкома КПСС, гороно и районо Ставрополя.

 

СТОЛПОВСКИЙ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1913 – 1999) – учитель истории.
О своём прапрадедушке рассказывает ученик 2-Б класса Никита Шаповал: «С пожелтевшей фотографии на меня смотрит незнакомое лицо. Это мой прапрадедушка Столповский Андрей Константинович. К сожалению, я никогда не видел его, но в нашей семье хранят память о нём.
Со слов моих близких, я понял, каким неординарным человеком был мой прапрадедушка. Как он смог сочетать в себе удивительное трудолюбие, уважительное отношение к людям, большую любовь  к своей семье и в то же время жёсткость характера.
Андрей Константинович родился 9 октября  1913 года. Он окончил Ставропольский педагогический институт и стал учителем. Работал в селе Константиновском. Мой прапрадедушка участвовал в Великой Отечественной войне. Он отправился на фронт в самые первые дни войны и прошёл со своими боевыми товарищами через все испытания. Мой прапрадедушка участвовал во многих сражениях и был награждён за боевые подвиги орденами и медалями. После войны Андрей Константинович работал в КрайОНО (Краевой Отдел Народного Образования). Затем стал преподавать в 5-й школе, а потом и в 25-й. В нашей гимназии прадедушка работал учителем истории до самой пенсии, был и классным руководителем, а летом часто возил своих учеников в Домбай. Там в горах он ходил с ребятами в турпоходы и проводил уроки военной подготовки. Мне кажется, что это было очень интересно и занимательно!  За время работы учителем, а это около 50 лет, Андрей Константинович выучил  и выпустил много учеников. Фотографии выпусков разных лет до сих пор висят у нас на 3 этаже. И среди них почти на всех есть его фотография!  Он много работал, вырастил детей, радовался внукам и правнукам. Каждую весну с особым трепетом и волнением встречал годовщины Великой Победы.
К сожалению, моего прапрадедушки уже нет. Он умер 19 января 1999 года. Мне не пришлось увидеть его, я родился намного позже. Но я и вся моя семья всегда будем помнить о нём, о его нелегкой судьбе, о честно выполненном долге перед Родиной и перед нашей гимназией. Я очень горжусь им!».

 

 

ТОКАРЧУК ЕВДОКИЯ ВЛАДИМИРОВНА учитель русского языка и литературы, отличник просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР.
Родилась Евдокия Владимировна в 1919 году. Задатки будущего учителя проявились у неё ещё в школьном возрасте. Вот что она рассказывала: «Начала я обучать людей грамоте, ещё будучи ученицей четвертого класса. Пионерская организация поручила мне научить читать и писать двух взрослых женщин – Ольгу Безродную и Прасковью Гаврюшеву. Заниматься приходилось по вечерам. Вернувшись с работы и управившись с домашними делами, они садились за буквари и писали буквы. Это были те памятные годы, когда по стране объявили всеобщий ликбез. Сколько радости видела я в глазах женщин, когда они стали самостоятельно читать слова и, держа в натруженных, мозолистых руках, не привыкших к такой тонкой работе, ручку, выводить первые буквы! Вот тогда я поняла, что нет большей радости в жизни, чем делать людей счастливыми. Позже, при всякой встрече со мной, эти две женщины старались сказать «спасибо» за то, что научила их грамоте. Они называли меня своей учительницей».
В 1937 году Евдокия Владимировна поступила в Ставропольский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. На втором курсе она вышла замуж за выпускника факультета естествознания Яна Прохоровича Токарчука. Окончание вуза пришлось на суровый июнь 1941 года, когда дипломы получили одни девушки. Юноши, не дождавшись последних госэкзаменов, ушли добровольцами на фронт. Официальный выпускной вечер состоялся спустя 50 лет – в 1991 году. По просьбе выпускников 1941 года его организовал ректорат СГПИ. Многих, очень многих не досчитались тогда бывшие выпускники. 22 июня сразу втянуло всех без разбора в огненный водоворот.
Серьёзная педагогическая деятельность Е.В. Токарчук началась в трудное время. Невинномысская средняя школа № 2 при знаменитом шерстомойном комбинате, куда направили молодую учительницу, считалась одной из самых новых и благоустроенных в городе. Дети «фабричных» и «мелькомбинатовских», окруженные начальственной заботой, близким соседством ухоженного парка и реки Зеленчук, не были обделены лирическим восприятием красоты родных мест.
…Первое сентября 41-го года. Первые уроки Евдокии Владимировны, посерьёзневшие лица учеников, родителей, всего школьного персонала, теперь уже чисто женского. Образы литературных героев, романтика и лирика великих классиков на фоне сурового дыхания войны, с резко наступившими страхами ожиданий, похоронками, душевной тоской и все возрастающей стойкостью характера, особенно в месяцы вражеской оккупации города. Обучение прекратилось с августа 1942 года, когда немцы сожгли красавицу-школу. Оккупацию Евдокия Владимировна переживала вместе с двухгодовалой дочерью Аллой и мамой Екатериной Гурьевной. Уже через несколько дней после освобождения Невинномысска в школе возобновились занятия. Для старших классов уроки проводили в просторной конюшне, которую некогда построил бывший заводчик Лапин. В ней поставили печки-буржуйки. Учителя и школьники принесли для занятий кто что мог из соседних сёл – Рождественской, Ивановской, Новой Деревни и других: табуретки, скамейки, столы, словом, немудрёную старую мебель. На школьный обед, если можно так его называть, давали по 50 граммов хлеба и по 10 граммов сливового повидла на ученика. Топить было нечем ни дома, ни в школе. Так и учились. Закончилась война. К радости Евдокии Владимировны, муж живым пришёл с фронта. Семья вернулась в Ставрополь, а в 1946 году молодая учительница русского языка и литературы переступила порог средней женской школы № 25. И вот её первый класс – 16 любознательных и весёлых глаз смотрели на своего классного руководителя. А потом были не только уроки русского языка и литературы, но совместные походы в кино и театр, а затем обсуждение увиденного. Первый выпуск Евдокии Владимировны состоялся в 1947 году. Все её ученицы в дальнейшем получили высшее образование. Шли годы. Благородный труд педагога в стенах родной 25-й не остался не замеченным. 25 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Е.В. Токарчук было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Несмотря на то, что в 1969 году учительница ушла на заслуженный отдых, в октябре 1995 года Евдокия Владимировна представляла Ставропольский край на Всероссийском форуме по случаю празднования Дня учителя в Москве. Е.В. Токарчук может служить «примером высокого профессионализма, преданности педагогическому делу, любви к детям…», – так оценили её труд коллеги.

ТОКАРЧУК ЯН ПРОХОРОВИЧ учитель музыки, участник Великой Отечественной войны.
По воспоминаниям жены, Евдокии Владимировны Токарчук, Ян Прохорович музыку любил с детства. Сам смастерил себе скрипку, а когда подрос, дядя Роман купил племяннику старенький инструмент. Специальное музыкальное образование Ян Прохорович получил уже взрослым человеком. После службы в армии и окончания артиллерийского училища поступил в Ставропольский пединститут на факультет естествознания и в Ставропольское музыкальное училище, на вечернее хорово-дирижёрское отделение. Учился одновременно в двух учебных заведениях, а на жизнь зарабатывал тем, что руководил художественной самодеятельностью в ставропольской милиции. Яну Прохоровичу козыряли при встрече все милиционеры города.
Началась Великая Отечественная война, и молодой офицер истребительного противотанкового артиллерийского полка отправился на фронт. Но и там Я.П. Токарчук никогда не расставался со своим любимым инструментам, опровергая пословицу, мол, когда говорят пушки, музы молчат. Когда в июне 41-го солдаты грузились в эшелон, Яну Прохоровичу в порядке исключения разрешили взять с собой скрипку. Берегли, как могли, в обозе, в штабных машинах. И офицер-музыкант согревал солдатские души музыкой, благо, владел инструментом с детства…
А однажды, в бою на территории Польши, от осколков мины скрипка разлетелась в щепки. Тяжёлые фронтовые ранения… Кто из бойцов их не знал, не переносил. У Яна Прохоровича их было два. Выжил и снова в строй. Но скрипка, скрипка – потеря невообразимая… На помощь пришли его солдаты:
– Не печалься, командир, – сказали разведчики, – раздобудем другую.
Как раздобывали на немецкой земле – неизвестно, но нашли, только покрупнее и побасистее, чем погибший инструмент. Скрипка оказалась отменная, с историей. Внутри деки была надпись на немецком языке: «Точная копия В. Хойера. Шёнбах под Эгером в Богемии скрипки Антонио Страдивари, исполненной в Кремоне 1746 г. Музыкальный торговый дом Глатц. Шлезвиг – Голштиния». С этой скрипкой Ян Прохорович не расставался до конца своей жизни.
Вернувшись с фронта домой, Я.П. Токарчук посвятил себя музыке. Он руководил самодеятельностью в горпромторге, сельхозтехникуме, сельхозинституте, краевой филармонии, хором учителей при Доме учителя города Ставрополя, казачьим хором при Константиновской и Каменнобродской станицах, в школах № 9, 10, 25 и 64 города Ставрополя, но душой прирос к школе № 25.
До самозабвения влюбленный в музыку и работу с детьми, Ян Прохорович всё время подбирал тексты и музыку на определенные темы, готовил учащихся к районным и городским смотрам художественной самодеятельности. Чтобы прививать школьникам любовь к музыке, он начал работать над детскими операми-сказками: «Тим и Том», «Маша и медведь». Ему хотелось охватить как можно больше детей, увлечь их интересным делом. Оперный театр, созданный Я.П. Токарчуком, выступал и перед учащимися, и перед родителями, давал представления для горожан. Коллектив театра и его руководитель неоднократно становились победителями различных конкурсов и награждались грамотами и дипломами.
Выросли бывшие солисты и участники детского оперного театра. В 1986 году ушёл из жизни его вдохновитель и руководитель, но память о своём Учителе до сих пор хранят в своих сердцах повзрослевшие юные актёры.

 

ФЕДОСЕЕНКО АННА НИКОЛАЕВНА – учитель математики, участник Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда служила в санитарной роте, оказывала помощь раненным бойцам.
Родилась 11 мая 1922 года. В течение 17 лет работала в СШ № 25 г. Ставрополя учителем математики и организатором внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Ей были вручены знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года», медаль «Ветеран труда», знак «За активную работу с пионерами» Центрального Совета Всероссийской пионерской организации имени В.И. Ленина.
Анна Николаевна была награждена почётными грамотами Центрального комитета ВЛКСМ, Центральной детской экскурсионно-туристской станции и Министерства просвещения СССР, крайкома КПСС, крайсовета народных депутатов, крайсовета профсоюзов, крайкома ВЛКСМ, крайоно, горкома КПСС, горкома ВЛКСМ, райкома КПСС и совета народных депутатов Ленинского района.

 

 

 

Создано 03.01.2015

Обновлено 14.05.2017

www.school25.ru

Учитель в годы Великой Отечественной войны

Учитель в годы Великой Отечественной войны.

Из архивных документов следует, что в годы ВОВ учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях района не прерывался. На основании приказов ОблОНО необходимо было обеспечить своевременное начало учебного года и стопроцентную явку учащихся. В суровые годы войны к учителю предъявлялись очень высокие требования, и накладывалось жесткое наказание за «антипедагогическое поведение».

Во время войны многие учителя приходили работать и так же многие уходили на фронт. Но школа ни дня не оставалась без учителя и дети не прерывали учебу.

Из воспоминаний школьной жизни в годы войны Азаровой Антонины Гордеевны – жительницы с. Усть-Кумир: «…В то время школа казалась красивой: с большими окнами и светлыми просторными кабинетами. Детей в ней обучалось много. В 1940 году директором школы был Банген Анатолий Александрович, учителя-мужчины Кречетов Василий Иванович, Вязников Александр Хрисанович. Когда началась война их и учеников 7 класса, которые подходили по возрасту призвали на военную службу. В школе остались учителя-женщины. … Директором стала учительница русского языка и литературы Адыбаева Анна Николаевна…

Во время войны учителей не хватало, и работали в школе её выпускники: Соскова Анна Евгеньевна, её взяли на работу сразу по окончании 7 класса…

Трудно было в годы войны. Мы в школьном огороде сажали свёклу, лук, морковь, капусту, немного картофеля. Из этих овощей нам зимой варили супы: щи и борщи. Они были такие вкусные. Анна Николаевна хоть чем-то пыталась немного облегчить голодные дни.

Школа отапливалась дровами, в каждом кабинете были печки. Дрова заготавливали совместно с взрослыми. Привозили их на лошадях, мы их пилили простой пилой, мальчики кололи и заносили их в школу к печам. Очень тяжело было Анне Николаевне, но она мужественно переносила все тяготы школьной жизни и приучала нас к труду. Учитель она была очень сильный. Русский язык мы знали хорошо, а по литературе все стихи читали наизусть. Недаром её наградили орденом Ленина».


Одна из первых учителей работавших в годы войны в с. Усть-Кан была Зиновьева Варвара Ивановна. Ёе приняли на работу в школу 19 августа в 1940 году учителем начальных классов. Будучи требовательна к себе и ученикам, она добивается высших показателей в учебно – воспитательной работе. Заочно закончила Бийский государственный Учительский институт. С 1952 года Зиновьева преподает биологии и химию.

Во время войны многих учителей нашего района призвали на военную службу. Из фронта вернулись не все, многие остались на полях сражений. Колхозы остались без мужских рук, а школы недосчитались многих учителей.

Учителя – участники Великой Отечественной войны.

Епишев Делдубай Объякович

Делдубай Обьякович родился в 1925 году в семье колхозника Епишева Объяка. В 1943 году призван на фронт. Воздушный стрелок-радист. Воевал в составе 618 штурмового авиаполка.

Награжден медалью «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».

В октябре 1946 года демобилизован.

Долгие годы проработал учителем Кайсынской школы.

Киндиков Григорий Тычинович — 1925 года рождения. Родился в селе Талица. Член КПСС.

Призван 21 января 1943 года. Гвардии сержант. Ранен. Демобилизован 20 апреля 1946года.

Награжден орденом Отечественной войны 2 степени ,Орденом Славы 3 степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией», юбилейными медалями. Многие годы работал учителем в Кайсынской школе.

Зиновьев Григорий Иванович.

Григорий Иванович родился 1923 году. Член КПСС. 29 сентября 1941 года призван на фронт.

Демобилизован 1 марта 1947 года. Младший сержант.

Награжден орденами Отечественной войны, юбилейными медалями.

Работал директором Усть-Канской школы, заведующим районным отделом народного образования.

Грачева Валентина Сергеевна

Валентина Сергеевна родилась в 1920 году в г. Ярославле. В годы войны она была связистом, санитаркой в санитарном поезде на Калининградском направлении.

Демобилизована в 1944 году. Работала в Усть – Канской средней школе учителем физической подготовки.

Награждена юбилейными медалями.

Вязников Александр Хрисанович.

Александр Хрисанович родился в 1919 году в с. Усть – Мута. Член КПСС. Призван в ряды Вооруженных сил 23 сентября 1942 г., демобилизован 3 февраля 1946 году. Воевал на Центральном, 1 Прибалтийском, 1 Белорусском фронтах. Сержант. Награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны 1 степени», «За отвагу», «За победу над Германией».

Работал директором Усть-Канской школы.

Абраменко Дмитрий Петрович.

Дмитрий Петрович родился 1923 году в с. Усть – Кан. Член КПСС.

Призван в ряды вооруженных сил 12 августа 1942 года. Демобилизован по ранению 19 февраля 1944 году. Старший сержант. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Германией».

Работал директором Усть-Канской школы.

В конце 50-х годов появилось электрическое освещение. В школах введено 8 — летнее образование.

Первые пионерские организации были созданы в конце 1929 и вначале 1930-х годов. Школьники первых пионерских организаций не носили красных галстуков из-за отсутствия средств на их приобретение.

Пионерская организация, 1936 год.

Пионерская организация в послевоенные годы.

refdb.ru

Подвиг учителей и ученик в годы Великой Отечественной войны.

Библиографическая ссылка:
Котелова Е.С. Подвиг учителей и ученик в годы Великой Отечественной войны. // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2014/12/1664 (дата обращения: 17.04.2019)

Учитель истории и обществознания Котелова Екатерина Сергеевна город Орел

Цель внеклассного мероприятия: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов учителей и учеников, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи.

  • Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России;
  • Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, готовность защищать интересы государства;
  • Развивать чувство уважения к старшему поколению.

Участники мероприятия: ученики  8 класса

Время проведения: 1 час 50 минут

Форма проведения: круглый стол

Подготовка: учащиеся получили поисковое задание-сообщение «Подвиг учителей и учеников в годы войны»

Используемое оборудование:

  • Компьютер
  • мультимедийный проектор,
  • компакт-диски с фонограммами, мелодиями песен,
  • репродукции картин, посвященных войне.

( Демонстрационный материал)

  • видеохроника военных лет,
  • презентация, кадр-заставка (фотографии учителей, учеников, которые воевали).
  • конверт с карточками

На доске: фотографии Великой Отечественной войны, высказывание Евгений Цыганков.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Наш классный час посвящен подвигу учителей и учеников. Сегодня мы вспомним тех, кто не жалел своей жизни ради нашего с вами мирного будущего. Великая Отечественная война – она принесла советским людям неисчислимые страдания, горе и потери. Она стала испытанием мужества, стойкости, патриотизма советских людей. О ней написано сотни и тысячи художественных произведений на разных языках. Еще больше напишут о ней будущее поколение, но вместе с тем она остается вечно недописанной книгой, недосказанной повестью…

Ход мероприятия

Ученик 1: Летнее тёплое утро. Весь советский народ ещё спит. И вдруг известие, звучащее из радиоприёмников, облетает всю страну: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза».

Учитель:

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких- то пять минут осталось

(Звучит песня «Вставай страна огромная», отрывок из документального видео «Начало войны»)

Ученик 2

Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники, мечтавшие стать учителями, врачами, инженерами осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941г не вернулся с фронта. (просмотр слайдов 1- 4)

(Звучит песня «Вставай страна огромная»)

Ученик 1 (слайд 5)

Начались трудные времена для школы…

В суровые годы оккупации учителя нашей школы продолжали подпольное обучение детей у себя на дому. Наш рассказ о некоторых из них, чья жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости, самоотверженности – примером для своих учеников. (просмотр слайда 5)

Ученик 1

Я помню сожжённые сёла

И после победного дня

Пустую,

Холодную школу,

Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель

Рассказывал про Сталинград…

Я помню

Поношенный китель

И пятна – следы от наград.

Он жил одиноко при школе.

И в класс приходил налегке.

И медленно

Левой рукою

Слова

Выводил

На доске.

Ученик 2

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно живым!

Учитель: К сегодняшнему мероприятию вы должны были подготовить поисковые задания «Подвиг учителей и учеников нашего лицея» или «Живая газета». Одновременно с вашими сообщениями, мы будем просматривать презентацию о героях нашей школы.

«Живая газета».

Рассказы учащихся о: Ефремове Николае Гавриловиче, Ровенская Ирина Владимировна. Просмотр слайдов 6-7

Ученик 2

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Рассказ учеников о подвиге бывших учеников школы

1 группа -Евгении Цыганкове, Владимире Сечкине, Нине Алексееве,

2 группа-Марии Земской, Павел Маяцкий

3 группа- Дмитрий Потапов, Владимир Булгаков

Звучит военная песня «Журавли»

Учитель: Прослушав сообщения каждой поисковой группы и замечательные стихи, посвященные войне, давайте подумаем, а что значит слово «подвиг»?

(Рассуждение учащихся)

-У каждого группы на столе лежат конверты, в которых находятся карточки с надписями. Вам необходимо выявить те, которые заключают в себе слово «подвиг».

(Работа учащихся с конвертами)

-Подвиг- это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести достоинства и свободы.

— Почему мы говорим, о подвиге наших учителей и учеников через много-много лет?

(Рассуждение учащихся)

-Евгений Цыганков в последней записке, писал: «Смело борись с невзгодами жизни, не падай духом, верь в счастливое будущее, которое принесет освобождение от фашистского ига. Подготовься и закались в борьбе для грядущих дней великой стройки. Люди, преданные своему делу, закаленные в борьбе, нужны нашему Отечеству в его борьбе за процветание и рост. Великие дни- великие люди! Великие дела ожидают их. Стремись вперед, только вперед. Теперешние дни- хорошая школа для будущего… Верь! Взойдет она-заря пленительного счастья!»

-В чем вы видите смысл этих слов? Не кажется ли вам, что эти слова наставление современному обществу? Чему они нас учат?

(Рассуждение учащихся)

Учитель: Дорогие ребята, выполняя поисковое задание, вы задумывались, а почему ваши группы названы «Живой газетой»?

(Обсуждение учащимися названия группы)

Учитель Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? О ее героях? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен.

У каждого из нас свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся, даже когда употребляем это слово от случая к случаю или без особой надобности, – справедливость его остается неизменной. Долг перед страной, перед близкими, перед своей совестью. Чуткость не входит в чьи – то служебные обязанности. Так давайте положим на чаши наших весов наш нравственный долг и наше безмятежное равнодушие. Что перетянет?

Ученик 1

Но жизнь пройдет, развеявшись, как дым,

Предсмертный миг оставит мне в подарок

Дни мужества – примеры молодым.

И памяти оставшийся огарок

Осветит мне секунду бытия,

Границу между жизнью и смертью,

И вот тогда лишь буду вправе я

На равных разговаривать с бессмертием.

И, стоя у истоков чистоты,

И обращаясь в прошлое и вечность,

Я попрошу у мира красоты,

А для людей – душевную сердечность.

Учитель:

Мы всегда будем помнить наших героев, всегда будем гордиться их подвигом. Никогда не забудем учеников и учителей нашей школы, которые ради нашей мирной жизни погибали на фронте. Они всегда будут жить в наших сердцах и в этом их бессмертие.

Ученик2.

Помните!

Через века, через года- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Какой ценой завоевано счастье,- заклинаю,-

ПОМНИТЕ!

(Р. Рождественский)

Учитель

Зажжем в их память свечи и почтим минутой молчания. (Ученики зажигают свечи. Минута молчания)


Количество просмотров публикации: —

pedagog-portal.ru

Занятие в музее «Учителя-педагоги в годы Великой Отечественной войны»

КонкурсВсероссийская акция «Уроки памяти»

НоминацияКонкурс для учителей

Скачать: 1425_0.docx  

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город Сибай Республики Башкортостан

«Урок памяти», проведенный в школьном музее МОБУ СОШ №5 г. Сибай Республики Башкортостан

Выполнила: Каримова Набира Мухтаровна, учитель начальных классов, ответственный за работу школьного музея.

 

Цель занятия : воспитание уважения и чувства гордости за историю страны.

Память — основа совести и нравственности,

Память – основа культуры.

Хранить память, беречь память-

Это наш нравственный долг

перед самим собой и перед потомками.

Д.С. Лихачев

Ход занятия:

Сегодня у нас в школьном музее необычный урок.

Приближается великий День Победы. Мы готовимся к этому дню: будем участвовать в акции «Бессмертный полк». Это значит, что наши деды и прадеды будут шагать по улицам нашего города, со своими внуками и мы продолжаем дело своих предков. В этой войне участвовал весь народ. У нас в гостях Маймуна Кагармановна Мустафина, Галия Нутфулловна Каипкулова. Они в годы войны были детьми.

Галия Нутфулловна вспомнила, как она работала в колхозе, делала все для Победы. Ее отец воевал в 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, встретился на войне со своим сыном, которого потерял через несколько дней. Маймуна Кагармановна поделилась своей историей о военном лихолетье, как они учились в холодной школе, как делились кусочками хлеба.

В нашей школе работали учителя-ветераны Великой Отечественной войны.

Семену Павловичу Пономареву исполнилось 98 лет. У него много наград, в годы войны получил боевые: «орден Отечественной войны», медаль «За боевые заслуги» и медаль «За доблестный труд в годы войны». Учитель всегда остается учителем — пунктуален, следит за всеми новостями страны и республики, много читает.

Родился наш герой 15 февраля 1919 года в д.Акмурун Баймакского района. Родители его крестьяне. В 1932 году окончил 4 класса начальной школы. В 1938

году окончил школу — десятилетку в Баймаке, после чего в числе семи выпускников получил направление в Стерлитамакское педучилище и с дипломом учителя вернулся в Бекешево. До войны успел поработать директором неполной средней школы в д.Акмурун.

Когда война началась, в первые месяцы нового учебного года был в школе — пользовался льготой на отсрочку от призыва, как единственный кормилец семьи. Но с ухудшением положения на фронтах льготы отменили, и в ноябре 1941 года призвали в армию.

Его фронтовая жизнь началась в январе 1942-го года, был минометчиком, первым номером. Воевал в составе Западного фронта, освобождали Смоленскую, Калининскую области и далее все западные области СССР. Два раза контузило, ранило. Но из части не выбывал, лечился при санбате. За хорошую службу командование направило воина в Ногинское военно — политическое училище. Он оказался в Ташкенте, в школе контрразведки «СМЕРШ». В 1944 году в звании лейтенанта и должности оперуполномоченного контрразведки приступил к службе сначала в Москве, потом в Харьковском военном округе, откуда в июле 1946 года по состоянию здоровья был демобилизован.

В 1969 году с семьей переехали в Сибай. В школе №5 десять лет до ухода на пенсию вел уроки математики и физики.

Женой его стала удивительная девушка, которую встретил в конце 1945 года на Украине. Галина Ивановна, родившаяся и выросшая за тысячи километров от Урала, покинула родные края и поехала в Башкирию. Она работала учительницей. Жили счастливо, вырастили трех дочек: Ларису, Людмилу, Надежду. Лариса специалист по медицинской части, Надежда окончила горно — металлургический институт, живет и работает в Магнитогорске. Людмила пошла по родительским стопам — стала прекрасным преподавателем математики. Три внучки и внук у меня — Элла, Вита, Оля, Павлик — люди взрослые. Счастлив тем еще, что дожил до правнуков.

Семен Павлович хочет добавить: «Своих детей и учеников старался воспитывать в духе патриотизма. Вот спрашивают иногда: как измученные холодом и голодом солдаты сумели победить фашизм, что двигало нами на войне? Отвечаю с гордостью: «Патриотизм! А знаете, когда во мне это чувство проявилось? Когда увидел первые разоренные города и сожженные деревни, закипело что-то внутри: «Ах, вы, гады, что же вы наделали, как вообще посмели прийти в мою страну?!» Видимо, надо пройти через испытание ненавистью к злу, чтобы полюбить Отчизну, чтобы стать настоящим патриотом, надо уметь преодолевать трудности, уважать старших, быть верным в дружбе, помогать слабым и обязательно любить труд. Всему этому я учил своих детей и учеников.

— Какие чувства приходят в нынешний День Победы? Лучшие годы отняла война, сделав меня инвалидом. Не проходит боль от пережитого там. Не я один — нас целое поколение, которое убывает с каждым днем … Я буду жить, насколько хватит сил. Мне не стыдно за прожитое.

В 1922 году родилась Александра Алексеевна в деревне Калинино Челябинской области, в большой дружной семье хлеборобов. С утра до вечера работали, чтобы поставить своих детей на ноги.

Вся ее жизнь, начиная с раннего детства, связана с городом Сибай. Начальное образование получила в селе, 5,6,7 классы — закончила в Сибае.

В школе №1 она закончила семилетку, а когда началась война, в 1941 г. Закончила 10 классов в Кизиле Челябинской области.

Из-за войны все их планы, мечты сорвались. Было уже не до учебы. Она начала работать в школе №1 учителем начальных классов.

Воспитывалось их поколение на таких фильмах, как «Павел Корчагин», «Салават Юлаев», «Павлик Морозов», «Василий Чапаев». Фильмы эти они смотрели по много — много раз, на этих фильмах воспитывалось чувство патриотизма.

В 1942-ом была призвана на фронт в ряды советской армии. Как и другие девушки — комсомолки, после шести месяцев обучения попала па Воронежский фронт, вскоре была ранена. Это были самые тяжелые для страны дни: шли бои за Сталинград.

После госпиталя Александра Алексеевна попала на фронт около города Калач — недалеко от Сталинграда. После освобождения Сталинграда их отправили на Курскую дугу. Сидоренкова была одной радисткой, работать проходилось каждые 2 часа, только в 1944 году прислали вторую радистку.

Она начала фронтовую дорогу в составе Воронежского, Первого Украинского фронтов, служила радисткой — кодировщицей. Впоследствии Александре Алексеевне довелось участвовать в освобождении Харькова, Житомира, Полтавы и

других городов. Осенью 1944 года перешла и участвовала в освобождении Чехословакии, Венгрии, Польши. Завершила войну на территории Германии.

« Будучи на Курской дуге, я видела последствия танкового сражения под Прохоровкой. Аэродромы были все полевые, чтобы самолеты смогли приземлиться и взлететь, надо было поле укатать, все камушки убрать. На месте бывшего танкового сражения стояли танки, подбитые, обгоревшие. Их было так много — насколько мог видеть глаз до самого горизонта. Мы проходили пешком между этой грудой подбитых танков — кладбищем танков..»

8 мая 1945 года Александра Алексеевна осталась дежурить на радиостанции. И по радио начали передавать сообщение, что война закончилась. За участие в боях была награждена: почетными грамотами, медалями: «За боевые заслуги», «Победа над Германией», «Орден Отечественной Войны 2-й степени».

После войны не хватало учителей. Когда семья переехала в Сибай, Александра пошла, работать в школу. Вела в семилетке математику и физику. Сдала экзамены в Темясовское педучилище, закончила его и работала по-прежнему учителем. В то время у Александры Алексеевны уже была своя семья: дочь и замечательный муж.

Вскоре ее назначали директором начальной школы поселка Горный. В школе № 5 она проработала директором 13 лет. А потом Александра Алексеевна перешла в школу № 7, где и преподавала до пенсии.

Славные были годы! Учительница вела большую общественную работу: была секретарем партийной организации школы, членом ревизионной комиссии горкома партии, десять лет являлась председателем профсоюзной организации.

Всю свою сознательную жизнь Александра Алексеевна отдала нашему городу Сибай. Занимается общественной работой, военно-патриотическим воспитанием молодежи — приходит на классные часы и рассказывает о трудных военных годах. Все ее дети получили высшее образование. Дочь — Александры Алексеевны-Сидоренкова О.К. учитель школы № 12- пошла по стопам своей матери. Александра Алексеевна счастливый человек.

Можно сделать такой вывод: история не только просвещает, учит, но и воспитывает на подвигах наших ветеранов. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Священная память о народных героев всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков. Велика роль ветеранов — педагогов нашей школы, в частности Сидоренковой Александры Алексеевны, Семена Павловича Пономарева в воспитании подрастающего поколения. Их боевой и педагогический труд — это пример для всех нынешних поколений.

Все материалы о ветеранах — учителях бережно хранятся в нашем школьном музее.

Надеюсь, что наш урок позволил задуматься нас о том, какой ценой был завоеван мир. Все наши ветераны- педагоги уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизни на благо Отчизны достойны того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире.

4 мая 2017 года состоялась встреча учащихся школым с ветераном Великой Отечественной войны, участником 95-й гвардейской стрелковой дивизии Габбасовым Ягафаром Гумеровичем.

Габбасов Ягафар Гумерович, родился 16 марта 1924 года, кавалер орденов Отечественной войны 1 и 2 степени, воевал на Курской Дуге под Сталинградом, имеет два ордена ВОВ.

На встрече Габбасов Ягафар Гумерович рассказал о том, что советский народ гордо и с честью защищал свою родину от фашистских захватчиков. Ветеран рассказал учащимся о нелегкой жизни в годы войны.

Для приглашенного ветерана был организован концерт с участием детей. Учащиеся рассказывали стихи и пели песни военных лет.

Молодое поколение не должно забывать о годах войны. Такие мероприятия поддерживают патриотический дух и любовь к Отечеству. Они должны чтить и уважать наших ветеранов, не забывать историю Великой Отечественной войны.

В нашей школе организовано тимуровское движение .

3 мая учащиеся 8 а класса посетили пенсионерку Гумерову Зинаиду Петровну, проживающую по адресу п.Горный ул Блюхера д.29. «Тимуровский» отряд 8а класса ходит регулярно :полить цветы, помочь с уборкой, принести воды, а где-то просто проявить внимание. Девочки убирались дома, помыли полы, протирали пыль, ребята принесли воду. «Мы делаем всё, что бабушка попросит. Можем навести чистоту в доме, принести воды, убрать траву и мусор с огорода, купить продукты в магазине. Бывает, просто сидим и разговариваем…», – наперебой о своих добрых делах рассказывают ученики.

Бабушка осталась очень довольная. И лучшая награда таким детям – искреннее «спасибо».

4 мая 2017 года ученики 7б класса посетили тружениц тыла Власенко Нину Васильевну и тетю Настю, проживающих в п. Горный по ул.Горная, 118. Ребята оказали посильную помощь пожилым людям. Мальчики копали огород, таскали воду, убирали территорию у двора, а девочки собрали листву, сходили в магазин .

Они очень обрадовались помощи ребят. Ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.

Сохранена авторская орфография и пунктуация

hist.rosuchebnik.ru

Учителя во время войны — Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

Учителя во время войны

Учитель  равен  солдату – герою…

На третьем фронте,

Вставая горою –

На фронте учебы, на фронте книг

Учитель равен солдату-герою,

Тот же буденовец и фронтовик.

 

 

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

 

Великая Отечественная война затронула все сферы жизни общества, наложила свой глубокий отпечаток на учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Она стала суровым испытанием советской системы образования, политических и деловых качеств всей интеллигенции, в том числе учительства, возглавившего в те годы широкое движение школьной молодёжи в поддержку фронта и Красной Армии.

 

В годы Великой Отечественной войны, когда подавляющая часть взрослого мужского населения была мобилизована на фронт для защиты Родины от фашистских захватчиков, а их места в промышленности и на колхозных полях заняли женщины и старики, Педагогические и ученические коллективы школ составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно-полезную деятельность. Формы этой деятельности были различны: от агитационно-пропагандистской массовой работы, концертов и помощи раненым бойцам в госпиталях до сбора средств на постройку военной техники и сельхозработ. Все это коснулось и нашего села. Беря пример со своих учителей, школьники военной поры как могли, не жалея сил, приближали миг долгожданной Победы, своим трудом внося вклад в общее дело борьбы с немецкими агрессорами. Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование за лучшую организацию сельхозработ. Самых высоких результатов в этой деятельности добивались каленовские дети.

 

В годы войны активизировалось тимуровское движение. В июле 1941 г. в «Учительской газете» было опубликовано обращение к пионерам, в котором излагалось содержание тимуровской работы: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми». Помощь тимуровцев была различной: забота о детях и престарелых, помощь многодетным семьям и семьям красноармейцев, участие в осуществлении всеобуча, контроль за посещаемостью и дисциплиной и т.п. «Юные патриоты тимуровцы, — писали в письме фронтовикам,- повседневно помогают сотням семей красноармейцев, они стали своими в Ваших семьях – ухаживают за маленькими ребятами, носят воду, колют дрова, ходят в магазины за продуктами…».     

 

С первых же дней войны учителя и учащиеся развернули широкую общественно полезную работу. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

 

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

 

На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах  стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители ученических бригад. Наставниками и старшими друзьями каленовских школьников были: Краснова Агния Михайловна, Мельникова (Житихина) Любовь Петровна, Рещикова Елизавета Петровна, Шишкина (Макарова) Мария Михайловна,  военрук Котлыков Владимир Семенович, Титова (Буркова) Галина Елизаровна и Дружинина (Толстихина) Клавдия Ивановна. (приложение 5-7)

О некоторых из них хотелось бы рассказать подробно.

   

Титова (Буркова) Галина Елизаровна родилась в семье крестьянина – середника в 1921 году в селе Калёново. после окончания начальной школы училась в городе Улан-Удэ, где поступила в педагогическое училище, чтобы осуществить свою мечту стать учителем. Свою педагогическую деятельность начала с Десятниковской школы Тарбагатайского района в 1940 году. Все военные годы прошли в этом селе.  «Особенно запомнились первые годы работы в школе. Шла война. Не хватало чернил, бумаги, писали на газетах. Исключительное место в общественно — полезной деятельности учительства и школьников в годы войны принадлежало сельскохозяйственному труду.

 

Поэтому после учебы учителя и учащиеся нашей школы самоотверженно трудились на колхозных полях и огородах, пасли колхозный скот, ухаживали за птицей. Во время уборки урожая,- рассказывала Галина Елизаровна, — мы всей школой выходили на поля. Ребята вместе с нами, учителями, помогали убирать хлеб, копали картофель и собирали овощи». В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам-школьникам и их наставникам – учителям.

 

«Огромную культурно-массовую работу осуществляли в военные годы педагогический коллектив нашей школы. Уже 22 июня 1941 г. была создана концертная бригада  пионеров, в которую вошли как его воспитанники, так и сотрудники. Участники бригады побывали во многих колхозных бригадах и фермах.»

 

В 1947 году вернулась в родное село Калёново, где работала учителем начальных классов до ухода на пенсию, т.е. до 1976 года. Не одно поколение сельчан прошли через любовь и заботу первой учительницы. Галине Елизаровне 89 лет, но она очень бодрая в хорошем расположении духа. Скромная, немногословная, всю свою душу отдала детям, прививала любовь к доброму, прекрасному. Её бывшие ученики часто навещают, помнят и любят. Галина Елизаровна говорит «Все ученики, которые учились у меня  до сих пор мне дороги».

 

Награждена грамотами и медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».                                          

 

Шишкина (Макарова)Мария Михайловна

   Учитель  начальных классов.родилась в 1924 году. в 1936 году окончила Калёновскую школу и дальше училась в Улан-Удэ. В 1941 году поступила в педагогическое училище, уже шла война их перевели «в Загустай Селенгинского района, думали, что там в деревне нам будет легче с питанием, но оказалось, очень сильно голодали из этого ничего хорошего не вышло, поэтому нас вернули в город. Давали по 600граммов  хлеба. Многие становились донорами, сдавали свою кровь».

После успешного окончания педучилища приехала в родное село работать учителем начальных классов. С 1943 по 1979 г. она посвятила себя школе, отдавая все свои знания, свою доброту и любовь детям. Она рассказывала:

«Пионеры сороковых годов очень хорошо знали лозунги: «Пионеры, поможем фронту!», «Смелого пуля боится, смелого штык не берет!», «Не оставим колоска в поле!», и «Все для фронта! Все для Победы!» Дети в классе всегда были, как на подбор, хорошо учились, были трудолюбивыми и ответственными, работать с такими ребятами было одно удовольствие».

   За время работы Мария Михайловна отличалась трудолюбием, постоянным поиском чего-то нового, стремлением усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Активно участвовала в общественной жизни  школы и села, неоднократно избиралась председателем профсоюзного комитета школы. Отличали Марию Михайловну душевная доброта, справедливость, требовательность к себе и учащимся.

Награждена множеством грамот и медалями  «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

  

Дружинина  (Толстихина) Клавдия Ивановна 

 

Родилась в 1924 году в селе Калёново и училась в начальных классах в родном селе. После окончания в 1942 году Краснояровской средней школы поступила в Учительский институт Бурятской АССР. С 1944 года начала преподавать в начальных классах, а затем после окончания заочного отделения Бурятского педагогического института в 1979 году работала учителем истории и географии в нашей родной школе. Бабушка рассказывает: «Учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд   и широкую общественную  деятельность на благо Родины и приближение Победы. Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование  за лучшую организацию сельхозработ. Самых высоких результатов в этой деятельности добивались каленовские дети.» также она говорила, что «достигнуть цели можно при твердости в убеждениях, упорстве, собранности и любви к знаниям», она нас – её внуков учит этому. Я очень люблю свою бабушку и горжусь тем, что она есть у меня, и окружает нас своей добротой и любовь. Моя  бабушка награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». (приложение 10)

 

Будучи непременными участниками многих патриотических дел, осуществляя огромную общественно-полезную деятельность, педагогические и ученические коллективы школ Бурятии являлись частью борющегося народа. За делами школьников, конечно же, стояли взрослые, в первую очередь педагоги и воспитатели, считавшие гражданское воспитание подрастающего поколения, вовлечение детей и подростков в активную общественно-полезную работу приоритетным направлением в своей деятельности. Идя в авангарде всех трудовых и культурно-массовых мероприятий, учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд и широкую общественную деятельность на благо Родины и приближение Победы, культивируя в юных сердцах уверенность в том, что «нельзя победить страну, в которой даже дети горят единым желанием помочь фронту разгромить врага»

Сороковые — роковые не забыть нам эти годы никогда. Золотыми станицам выписаны они в нашу Отечественную историю. Мы никогда не забудем подвиги наших отцов, дедов и прадедов, а также учителей, ведь они,  как воины-герои, буденовцы и фронтовики достойны Славы.  (приложение 11)

 

 Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной победой. Она потребовала самоотверженного труда людей в тылу и личного мужества, геройства и готовности к самопожертвованию воинов во имя свободы и независимости.  Победа 1945 года произошла благодаря отваге и смелости советских людей, в числе, которых были наши земляки. Мы никогда не забудем подвиги учителей, ведь они,  как воины-герои, буденовцы и фронтовики  достойны Славы.

 

 

Используемая литература:

1. Подарочный  календарь 1997-1998 учебного года 100лет Калёновской школе

2. Школьная Энциклопедия «Руссика». История России. 20 век.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

3. Беседы с родными и близкими, участниками событий:

Информаторы:

Шишмарев Иван 1994г.р, ул. Толстихина, 109

Дружинин Н.Н. 1961 г.р., ул. Толстихина, 64

Дружинина Клавдия Ивановна 1924г.р., Толстихина, 66

selorodnoe.ru

Подвиг учителя в годы великой отечественной войны


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
ШКОЛА № 29 «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ»
Иван Афанасьевич Шипулин
Арсенюк А.О, Носова М.С
Липецк, 2017г.
TOC \o «1-3» \h \z \u
ВведениеУчитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Н. А. Некрасов
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В работе мы хотим рассказать об учителе — участнике Великой Отечественной войны Иване Афанасьевиче Шипулине. Вторая Мировая обрушилась на нашу страну как лавина в 1941 году. Она сломала миллионы судеб жизней, уничтожила колоссальное количество ни в чём не повинных людей…. Более полувека отделят нас от последних сражений страшной и кровавой войны. И чем дальше уходит от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом. Подросло, возмужало и состарилось не одно поколение людей, но отголоски тех тяжёлых дней будут слышны ещё не один десяток лет, а может быть и сотни лет. Война — это событие, которое удалось пережить немногим нашим землякам, но ещё предстоит переосмыслить всем живущим. Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убежденность в правоте и справедливости нашей борьбы, вера в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами – вот те источники, из которых черпал свою силу наш многонациональный народ в годы беспощадной схватки с врагом. Помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно-нравственный подъем в массах, нерушимое единство фронта и тыла. Победа не далась легко.
Неужели это он, знающие историю не по книгам и газетным статьям, а сам активно творивший ее? Кто такой герой? Чем он отличается от нас, простых и заурядных?
В жизненном пути учителя-участника войны мы нашли ответы на эти вопросы.

Жизненный путь И. А. ШипулинаС коротким, но емким словом «Учитель» мы всегда связывали откровение, благородство и теплоту души при общении со всем живущим, растущим и цветущим на земле, стараемся хоть чуточку походить на своих школьных наставников, открывших нам мир знаний и давших путевку в большую жизнь.
История родного края пишется по судьбам людей, которые живут или жили раньше.
И.А. Шипулин родился 24 февраля 1920 года в селе Товаро-Никольское в семье крестьян.

В 1927 году поступил в школу. Окончив начальную школу, Иван Афанасьевич продолжил учебу в Казинской школе молодежи. Средне-специальное образование получил в Липецком педагогическом техникуме, который окончил в 1937 году. Об этом свидетельствует аттестат, выданный народным комиссариатом просвещения РСФСР. Аттестат пестрит только хорошими и отличными оценками. Иван Афанасьевич не только хорошо учился, но и был одним из лучших физкультурников педтехникума. За это он был награжден значком «Готов к труду и обороне» в 1935 году.

После окончания педтехникума работал учителем математики в Гудовке.

Но долго трудиться на педагогическом поприще не пришлось: в середине октября 1939 года 19-летнего учителя призвали на срочную службу в 360 стрелковый полк. Он быстро освоил там военную

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *