Подорожная грамота – Подорожная грамота — Википедия (с комментариями)

Подорожная грамота — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права:

гражданское

Вид:

Грамота

Вступление в силу:

XV век

Утрата силы:

XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 годаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1151 день]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Напишите отзыв о статье «Подорожная грамота»

Примечания

  1. [www.runivers.ru/bookreader/book9813/#page/78/mode/1up Указ Императора Петра I О дачѣ ямскихъ подводъ не иначе какъ по подорожнымъ со взысканиемъ прогонныхъ денегъ и о назначенiи ямщикамъ сей платы вмѣсто жалованья изъ казны.].13 (24) января 1714 года
  2. [www.runivers.ru/bookreader/book9813/#page/540/mode/1up Указ Императора Петра I О подписанiи курьерских подорожен в Сенатѣ Сенаторамъ, а в Губернiях Губернаторамъ и Вице-Губернаторамъ].7 (18) февраля 1718 года
  3. [www.runivers.ru/bookreader/book9813/#page/727/mode/1up Указ Императора Петра I О выдачѣ подорожныхъ, за двойные прогоны, отправляющимся в дорогу по собственнымъ нуждамъ].12 (23) августа 1719 года

Источники и литература

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Подорожная грамота

Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m’avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball’я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d’autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l’heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu’allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m’avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l’accorde. Qu’on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l’apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.

Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.

– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n’oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]

В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.

– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l’affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui’ j’ai l’honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l’ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]

Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.

wiki-org.ru

Подорожная грамота Википедия

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 1149 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

wikiredia.ru

Подорожная грамота — Википедия. Что такое Подорожная грамота

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 971 день]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания

Источники и литература

wiki.sc

Подорожная грамота Википедия

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История[ | ]

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты[ | ]

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 1149 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях –

ru-wiki.ru

Подорожная грамота — Википедия

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права:

гражданское

Вид:

Грамота

Вступление в силу:

XV век

Утрата силы:

XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты[править]

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 840 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24<span/>) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18<span/>) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23<span/>) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма[править]

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Источники и литература[править]

wp.wiki-wiki.ru

Подорожная грамота — WikiModern

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и МосковскийИван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег».

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» .

Форма

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.


Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

infosphere.top

Подорожная грамота Вики

Подорожная грамота
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей
Отрасль права гражданское
Вид Грамота
Вступление в силу XV век
Утрата силы XIX век

Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.

История[ | код]

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.

Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

Исторические периоды действия грамоты[ | код]

  1. С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 1149 дней]
  2. С 1798 года по 4 июля 1828 года
  3. С 1828 года до конца XIX века

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.

13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].

С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.

Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].

Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отся после подписи одного из министров или губернаторов.

Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].

Форма[ | код]

Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.

  • На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная

Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:

«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».

Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).

  • На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.

Заголовок грамоты имел вид:

«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…

Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.

Примечания[ | код]

Источники и литература[ | код]

ru.wikibedia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о