Подорожная грамота — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подорожная грамота | |
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права: | гражданское |
---|---|
Вид: | Грамота |
Вступление в силу: | XV век |
Утрата силы: | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
История
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 годаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1151 день]
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»
С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.
Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].
Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.
Указ
Форма
Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.
- На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная
Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:
«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».
Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).
- На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.
Заголовок грамоты имел вид:
«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…
Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.
Напишите отзыв о статье «Подорожная грамота»
Примечания
- ↑ [www.runivers.ru/bookreader/book9813/#page/78/mode/1up Указ Императора Петра I О дачѣ ямскихъ подводъ не иначе какъ по подорожнымъ со взысканиемъ прогонныхъ денегъ и о назначенiи ямщикамъ сей платы вмѣсто жалованья изъ казны.].
- ↑ [www.runivers.ru/bookreader/book9813/#page/540/mode/1up Указ Императора Петра I О подписанiи курьерских подорожен в Сенатѣ Сенаторамъ, а в Губернiях Губернаторамъ и Вице-Губернаторамъ].7 (18) февраля 1718 года
- ↑ [www.runivers.ru/bookreader/book9813/#page/727/mode/1up Указ Императора Петра I О выдачѣ подорожныхъ, за двойные прогоны, отправляющимся в дорогу по собственнымъ нуждамъ].12 (23) августа 1719 года
Источники и литература
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)Отрывок, характеризующий Подорожная грамота
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.– Vous m’avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball’я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d’autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l’heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu’allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
– Vous m’avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l’accorde. Qu’on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l’apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.
Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.
Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.
wiki-org.ru
Подорожная грамота Википедия
Подорожная грамота | |
---|---|
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права | гражданское |
Вид | Грамота |
Вступление в силу | XV век |
Утрата силы | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
История
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 1149 дней]
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].
С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.
Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].
Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.
Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].
Форма
Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.
- На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная
Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:
«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».
Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).
- На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.
Заголовок грамоты имел вид:
«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…
Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.
Примечания
Источники и литература
wikiredia.ru
Подорожная грамота — Википедия. Что такое Подорожная грамота
Подорожная грамота | |
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права | гражданское |
---|---|
Вид | Грамота |
Вступление в силу | XV век |
Утрата силы | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
История
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 971 день]
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].
С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.
Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].
Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.
Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].
Форма
Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.
- На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная
Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:
«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».
Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).
- На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.
Заголовок грамоты имел вид:
«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…
Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.
Примечания
Источники и литература
wiki.sc
Подорожная грамота Википедия
Подорожная грамота | |
---|---|
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права | гражданское |
Вид | Грамота |
Вступление в силу | XV век |
Утрата силы | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
История[ | ]
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты[ | ]
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 1149 дней]
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].
С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.
Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях –
ru-wiki.ru
Подорожная грамота — Википедия
Подорожная грамота | |
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права: | гражданское |
---|---|
Вид: | Грамота |
Вступление в силу: | XV век |
Утрата силы: | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты[править]
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 840 дней]
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24<span/>) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].
С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.
Именной указ от 7 (18<span/>) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].
Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.
Указ 12 (23<span/>) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].
Форма[править]
Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.
- На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная
Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:
«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».
Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).
- На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.
Заголовок грамоты имел вид:
«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…
Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.
Источники и литература[править]
wp.wiki-wiki.ru
Подорожная грамота — WikiModern
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подорожная грамота | |
---|---|
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права | гражданское |
Вид | Грамота |
Вступление в силу | XV век |
Утрата силы | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
История
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и МосковскийИван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег».
Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отправиться после подписи одного из министров или губернаторов.
Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» .
Форма
Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.
- На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная
Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:
«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».
Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).
- На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.
Заголовок грамоты имел вид:
«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…
Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
infosphere.top
Подорожная грамота Вики
Подорожная грамота | |
---|---|
Подорожная грамота Великого князя Ивана Васильевича ямщикам о выдаче «Коулпу Оксеньтьеву» подвод на ямах от Москвы до Великого Новгорода и обратно. Белозерский историко-художественный музей | |
Отрасль права | гражданское |
Вид | Грамота |
Вступление в силу | XV век |
Утрата силы | XIX век |
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
История[ | код]
В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских или епископских или др.), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом – телега.
Процедура выдачи Подорожной была оформлена в середине XV века, которая давала возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные широко стали применяться, особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной получали преференции во время перевозок людей и грузов.
Подорожные использовались не только на сухопутных трактах, но и на водных путях, например, на волжском из Астрахани. В этом случае, владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.
Исторические периоды действия грамоты[ | код]
- С середины XV века до Указа императора Павла I от 18 марта 1798 года[источник не указан 1149 дней]
- С 1798 года по 4 июля 1828 года
- С 1828 года до конца XIX века
От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века. Потом гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.
13 (24) января 1714 года был издан указ, по которому ямские подводы стали выдавать только по Подорожной «со взысканием прогонных денег»[1].
С 27 марта 1717 года с частных проезжих стали брать двойные прогоны.
Именной указ от 7 (18) февраля 1718 года обязывал подписывать курьерские подорожные в Сенате сенаторам, в губерниях – губернаторам или вице-губернаторам [2].
Заграничные подорожные подписывались не иначе как самим императором, или в крайнем случае, уполномоченным на это сенатором. С конца 1718 года за границу можно было отся после подписи одного из министров или губернаторов.
Указ 12 (23) августа 1719 года подтвердил взимание двойных прогонов с лиц, путешествующих «для своих нужд» [3].
Форма[ | код]
Уже при царе Алексее Михайловиче появились грамоты двух видов, которые писали, конечно, от руки: проезжая грамота и московская подорожная. К ним прикладывалась черновосковая печать.
- На поездки по казенной надобности давалась Московская подорожная
Заголовок этого документа содержал, как правило, такую форму:
«По Государеву Цареву и Великого Князя указу…».
Кроме этой преамбулы грамота содержала реквизиты (пункт отправления, пункт назначения, промежуточные остановки, а также обязательный наказ: в пунктах остановок «всем людем без отмены» предоставлять верховых лошадей с седлом и уздой (в случае водного передвижения – «суденко с гребцы и с кормщиком»).
- На поездки по частной надобности давалась проезжая грамота.
Заголовок грамоты имел вид:
«От Царя и Великого Князя… по городам воеводам нашим»…
Тело письма имело разночтения, но смысл его был в указании пропускать без учинения препятствий проезжающего до нужного ему пункта (указывалось какого). Часто указывалось, чтобы далее этого пункта гонца не пускать.
Примечания[ | код]
Источники и литература[ | код]
ru.wikibedia.ru